"Московский Комсомолец" 28.06.1987 (итоговые концерты МРЛ)


Результат с продолжением
Рок-музыка в контексте времени

С 12 по 14 июня в ДК им. Горбунова прошли итоговые концерты сезона 1986-1987 гг. Московской рок-лаборатории.

Городская творческая лаборатория рок-музыки за два года стала частью культурной жизни нашего города. Сложен и неоднозначен был ее путь. К творческим и организационным проблемам рок-лаборатории не раз обращались журналисты, в том числе и в "МК". Да и оценки были порой неоднозначны и даже противоположны, что вполне объяснимо, ибо любой эксперимент есть результат борьбы и преодоления противоречий.

Минувший сезон для рок-лаборатории был важен. Прежде всего потому, что стадия эксперимента закончилась. Рок-лаборатория доказала свою необходимость и целесообразность и стала структурным подразделением Единого научно-методического центра народного творчества Главного управления культуры. То есть из экспериментального самодеятельного объединения превратилась в государственную творческую организацию на принципах самоокупаемости. Не без обоснованного удовлетворения директор рок-лаборатории Ольга Опрятная сказала на пресс-конференции: "Ножки року мы приделали". Коль есть ножки, уже хорошо - можно не только стоять, но и двигаться, и по возможности, вперед, конечно. Удалось ли справиться рок-лаборатории с этой задачей?

Итоговый фестиваль сезона, думаю, ответил на этот вопрос, показав достижения и проблемы как творческие, так и иного порядка. Но сперва все-таки о музыке.

И снова "металл"...

По традиции, заложенной на февральском фестивале "Надежды-87", концерты начались представлением музыки "хэви".

Стиль этот в рок-музыке на острие споров. Причем его "нелюбители" в своем понимании доходят до полного отрицания ("Диалога с "хэви метал" быть не может") и продолжают требовать всяческих расправ над ним.

К итоговым концертам металл-группы рок-лаборатории пришли со всем багажом позитива и негатива в своем творчестве. Распад некоторых коллективов (99%, ЛЕГИОН, ТЯЖЕЛЫЙ ДЕНЬ) и другие причины (отпуск музыкантов МАРТИНА) лишили фестиваль довольно авторитетных и заметных исполнителей. СПЛАВ оказался, на мой взгляд, не лучшим симбиозом из осколков прежних знаменитостей и посеял вокруг себя безмерную тоску. Новые группы АДАПТЕР, КОНСУЛ, ФАУСТ лишь осваиваются на "большой сцене". Их неуверенность объяснима...

Стечение неблагоприятных обстоятельств привело к уходу с концерта менее терпеливых зрителей. Но стойкость оставшихся была все-таки вознаграждена.

Зажигательное и, к удивлению, очень удачное выступление ШАХА. Группа в форме и, по-моему, впервые убедила в состоятельности своей концепции, соединившей теперь уже осмысленную англоязычность с экзотически восточным аудио-образом (потому, видимо, и ШАХ). КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА уверенно закрепила успех, завоеванный на февральских "Надеждах". Хотя было немного жаль, что в жертву музыкальному профессионализму группа принесла свое очаровательное и забавное шоу "из лесной сказки", подкупавшее непосредственностью и почти детской наивностью.

Пиком концерта стало выступление ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА. Серьезный и вдумчивый подход к творчеству, к каждому звуку и слову, звучащему со сцены, позволяют говорить об ОБЕЛИСКЕ как о группе вполне устоявшейся, со своим лицом и творческим кредо, а следовательно, достойной такого же к себе серьезного и вдумчивого отношения. Хотелось бы верить в такое отношение со стороны тех, от кого зависит, будет ли наша молодежь хорошо информирована о достижениях отечественной рок-музыки.

Акустика

Группы субботнего утреннего концерта играли в самых разных стилях, но были объединены одной общей страстью: к чистому и прозрачному звучанию акустических инструментов.

На мой взгляд, программа КРЕМА по степени искренности, человечности и интеллигентности не имела себе равных. А профессиональное и изящное звучание "акустического рока" ставит группу в ряд лучших. Неудивительно, что даже при всех "строгостях" вокруг рока, композиции КРЕМА уже звучали по радио и ЦТ.

Для многих, на первый взгляд, кажется странным сочетание понятия "рок" и фортепианно-вокального дуэта ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ!. Ехидники нарекли его даже ЗДРАВСТВУЙ, СТАРОСТЬ!. Ностальгия по романсам Александра Вертинского - стержень песен дуэта. Но это лишь внешняя сторона. А суть - в легкой, но довольно язвительной иронии, сквозящей в образах песен. Образах, шагнувших на сцену из повседневности наших будней и праздников. Именно здесь кроется незримая, но прочная нить, связующая воедино "странный" дуэт и рок-музыку. Если считать, что рок все-таки - зеркало жизни.

Не в лучшей форме оказались на сей раз ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ и ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО. Видимо, любая идея должна дозреть и стать выстраданной, чтобы быть принятой дотошной аудиторией рок-болельщиков.

Но в завершении парада "Акустики" приунывший зал был растормошен феерическим балаганчиком МАНГО, МАНГО, где не было музыкальных откровений, но зато много неподдельного веселья и почти циркового юмора. Такая разрядка перед вечером "Экспериментов" была весьма кстати.

Полюсы "Экспериментов"

Вечернего субботнего концерта "Эксперименты" я ожидал, честно говоря, с некоторой меланхолией. Еще свежа в памяти откровенная неудача НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА на вильнюсском рок-фестивале "Литуаника - 87" (отчет о фестивале читайте в ближайшей "Звуковой Дорожке"). Все же теплилась робкая надежда - а может, случайность? К родному фестивалю группа подготовилась основательно. Во главе с Юрием Орловым на сцену вышел малый состав симфонического оркестра. Звук был чудный, профессионализм исполнения - выше всяческих похвал. Волею музыкантов и их лидера на протяжении получаса зал медленно, но верно погружался в атмосферу жуткой смури, из которой, казалось, не выбраться вовеки. И все настырней вертелись на языке слова театрального мэтра "Не верю!". Впрочем, мое личное ощущение, безусловно, не абсолютная истина. А творчество КОПЕРНИКА, надо полагать, имеет свою преданную аудиторию. С одним не могу согласиться: некий восторженный эстет после концерта убеждал окружающих, что, попади КОПЕРНИК в одну программу с ТОКИНГ ХЭДС, последним бы несдобровать. Да и ДЕПЕШ МОД за ним не угнаться (?!). Полноте! Давайте не будем терять здравого смысла. А еще давайте снова попросим телевидение и радио все-таки знакомить нас с достижениями мировой рок-музыки, тем самым давая возможность предупреждать синдромы "звездной болезни" у иных творцов. Ибо информационный вакуум - лучшая питательная среда для подобного недуга.

"Эксперименты" стал концертом контрастов. За три часа зрителям предстояло преодолеть путь между двумя полюсами: элитарностью и интеллектуальностью и убедиться, что понятия эти далеко неравнозначны. А помогли в этом ЗВУКИ MУ. Группа умная, не отказывающая себе в удовольствии посмаковать изящную форму, но не забывающая при этом про честность, а главное, про зрителей, которым она служит своим творчеством.

А где-то на полпути между полюсами был ЦЕНТР. Группа обрела новый облик, и, кажется, второе дыхание. Хотелось бы, чтобы здоровая и едкая (ох, какая едкая!) сатира песен Василия Шумова стала исцеляющей примочкой для тех, чьи души поражены духом стяжательства, мещанства и самодурства.

Традиции романтиков

Программа заключительного дня фестиваля состояла из двух концертов - "Электронная романтика" и "Традиции". Если суббота была днем парадоксов и многоцветья, то воскресенье запомнилось, пожалуй, добротностью и в целом ровным и высоким уровнем.

В музыке московских групп "новой волны", пожалуй, главенствующее положение занимает направление "техно-поп". Такого рода музыка с ярко выраженным технократическим, роботизированным образом, где взаимопроникновение музыки и электроники достигает апогея, символизирует общую направленность нашей жизни в эпоху НТП.

На гребне сей технократической волны на сегодняшний день, по-моему, прочно обосновался БИОКОНСТРУКТОР. Из всех "романтиков" он показал самый внушительный прогресс со времен февральского фестиваля "Надежд". Впрочем, в таинствах электронной магии довольно уверенно себя чувствуют и АЛЬЯНС, и МЕГАПОЛИС (их композиция "Рыбари" оказалась самой популярной на концерте), и НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ с довольно любопытной техно-вариацией экологического джаза Пола Уинтера.

В феврале приз "За самый удачный дебют" с полным правом был отдан жизнеутверждающей музыке группы ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ. Их тонкий юмор "южного буги" покорил тогда всех. Нельзя сказать, что на сей раз группа продемонстрировала некое новое качество. Но на фоне холодноватой электроромантики она была очень теплой, по-домашнему близкой и родной.

Традиции есть традиции. В них - непреходящая ценность классических канонов рок-жанра. Потому, видимо, и завершили группы "мейнстрима" программу фестиваля. И завершили ее, надо сказать, очень успешно. Будь то жесткий и бескомпромиссный рок ВА-БАНКА, удалые рок-н-роллы ГРУНТОВОЙ ДОРОГИ или соул-притчи БРИГАДЫ С, - все оказалось к месту и наполняло сознание надеждой в оптимистичное будущее рок-музыки. Всех покорил "Юбилейный Блюз" новой группы АЛИБИ. Пожалуй, эта композиция достойна своего места в антологии московского рока.

Фестиваль успешно завершен, и, казалось бы, на этом месте можно радостно поставить точку. Но остались еще некоторые...

...Проблемы

Итак. Удалось ли рок-лаборатории доказать свое поступательное движение вперед? В творческом плане, считаю, удалось. Большинство из выступивших на фестивале 32 рок-групп убедили в плодотворном и конструктивном подходе к творчеству. Показали приверженность не только художественной форме, но и основному предназначению рок-музыки как социально активного вида творчества, чья питательная среда - самые насущные и острые проблемы жизни общества. Неуспокоенность души - так несколько банально, но, на мой взгляд, довольно точно можно определить направленность произведений большинства рок-музыкантов.

Но "чистой" идеи для воплощения замыслов в рок-музыке маловато. Необходима, простите за косноязычность, материально-техническая база. Отсутствие чего - притча во языцех. И нынешний фестиваль не стал исключением в этой печальной истории. Только самоотверженность самих музыкантов, собравших комплект аппаратуры буквально с миру по нитке, спасла фестиваль рок-лаборатории.

Москонцерт обещал, правда, предоставить на время праздника качественный комплект аппаратуры. Но до сих пор бумаги блуждают по ведомственным коридорам, так и не украсив себя начальственными подписями. Увы, кораблик рок-лаборатории в своем плавании то и дело натыкается на подводные рифы бюрократизма и ведомственной разобщенности.

Кстати, о ведомствах. За последние четыре месяца в Москве возникло целых три (!) "департамента", так или иначе ведающих рок-музыкой: Межведомственный совет по эстрадной музыке, совет по рок-музыке при нем да хозрасчетное объединение "Досуг". Ведомств много, а жизненно важные вопросы рок-музыкантов по-прежнему висят в воздухе и подвластны всем ветрам.

Артур ГАСПАРЯН

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 08 мая 2009, 11:57
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002