"Московский Комсомолец" 14.08.1987 (фестиваль "Литуаника-87")


"Литуаника-87": Взгляд с неба

По ночному городу шел парень. Он увидел женщину, летевшую на метле, и спросил, что она видит с высоты своего полета. Ее рассказ длился минут пять, а когда он закончился, пятитысячный зал вильнюсского Дворца спорта взорвался овацией, подтвердившей безусловное лидерство в литовской рок-музыке группы АНТИС.

Это лишь фрагмент рок-фестиваля "Литуаника-87". А вспомнился он по той причине, что шесть дней музыкального праздника в Вильнюсе были, пожалуй, своего рода "взглядом с неба" на положение дел в нашей рок-музыке и вокруг нее.

Прерву пока рассуждения некоторыми необходимыми фактами. Итак, дни молодежи "Литуаника-87". Организаторы: Вильнюсский ГК ЛКСМ Литвы, Госфилармония Литовской ССР, интернациональный клуб мира "Литуаника". Место проведения - Вильнюс, Дворец спорта. Участники: 28 рок-групп из Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы, Ленинграда, Свердловска. Решение жюри:

Главные призы: АНТИС (Вильнюс), ЛИВЫ (Лиепая), НАУТИЛУС (Свердловск).
Приз Союза композиторов "За музыкальность": ЮМПРАВА (Рига);
приз "За лучшее шоу": АВИА (Ленинград);
приз "За творческий поиск": НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (Москва);
Дипломанты: группа Гуннара Грапса (Таллин), КАТЕДРА (Вильнюс), ОПУС ПРО (Рига).

Что имею в виду, утверждая, что "Литуаника-87" - пример для подражания? И организацию, и программу, и, наконец, сам дух, отличающий рок-фестиваль от всего другого. Вспомнились прошлогодние концерты в Москве группы UB-40, когда кому-то не очень нравились танцующие в партере зрители, совершавшие как бы вопиющее преступление против нравственности и порядка. Организаторы "Литуаники-87" исходили из того, что истинное рок-представление несовместимо с попытками остановить выражение эмоций. Привело ли это к анархии и беспорядкам? Ничего подобного. Трибуны Дворца спорта были отданы более сдержанной публике, желавшей сидеть и внимательно слушать. А партер, освобожденный от кресел, стал местом тех, кто не мыслит восприятия рок-музыки в состоянии гиподинамии. И, представляете, никто никому не мешал, не ломал стульев, не дрался и не хулиганил. По эмоциональности и непосредственности прекрасным оказалось не только происходившее на сцене, но и в зале. Подобной гармонии между музыкой и ее восприятием на рок-концертах мне еще видеть не доводилось. Также не доводилось видеть ранее и столь профессионально поставленной светорежиссуры и сценографии. Безупречным был звук.

Конечно же, не только внешняя атрибутика стала причиной всевозможных восторгов. Феноменальный шаг вперед сделала за год литовская рок-музыка. На "Литуанике-86" (об этом был прошлогодний репортаж в "Звуковой Дорожке") сам факт существования литовских рок-групп был воспринят многими с удивлением, а отношение к ним было заинтересованно-снисходительным. Нынешний фестиваль стал подлинным форумом литовской рок-музыки (14 групп) и показал, что ее качество не уступает лучшим образцам советского и зарубежного рока. Возникшие в последние месяцы рок-клубы в Вильнюсе и Каунасе стали настоящей лабораторией творчества. Выиграли от этого все: и музыканты, и зрители. Из прошлогодних участников наиболее ощутим прогресс у АНТИС. К идее острой социальной сатиры приложился в этом году отточенный музыкальный и артистический профессионализм, справедливо оцененный жюри.

Особый всплеск музыки "хэви-метал" у нас в стране имеет свои причины. Не о них сейчас речь. Но при всей многообразной палитре литовской рок-музыки и здесь чувствовался особый вес "металла". Проявлением тому, очевидно, и решение о специальных дипломах трем "металл"-группам, и присуждение латвийским ЛИВАМ одного из главных призов.

Одним из интереснейших, на мой взгляд, было выступление свердловского НАУТИЛУСА. Эта группа, безусловно, может стать "открытием 1987 года". И по сути программы, и по восприятию зрителями. Шансы группы на фоне беспроигрышной и честной эстрадности рижской ЮМПРАВЫ или ленинградской АВИА, соединившей злободневную тематику с завораживающим шоу, выглядели не очень-то выигрышно. НАУТИЛУС вышел к литовской публике со своей болью в музыке и словах, неприукрашенной болью за грубость и пошлость бытия, с которыми еще приходится сталкиваться в повседневной жизни. Заключительный аккорд завершающей композиции буквально утонул в громе овации. Даже многие из сидевших на трибуне стоя провожали НАУТИЛУС. Честное искусство, каким бы сложным и специфичным оно ни было, всегда найдет дорогу к сердцам и умам людей.

И здесь мне бы хотелось сказать, не без сожаления и горечи, о провале московских рок-музыкантов на фестивале. В Вильнюсе до сих пор помнят о грандиозном успехе на "Литуанике-86" АРИИ и БРАВО, интересуются их судьбой и планами. Помня прошлогодний успех москвичей, с большим нетерпением ждали их и нынче. На сей раз в Вильнюс приехали три группы из рок-лаборатории.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК, на успех которого многие надеялись, уходил со сцены под громкие крики зала: "Скука! Домой!". Утешительный приз жюри "За творческий поиск" вряд ли спас музыкантов. Я обратился к представителю рок-лаборатории на фестивале, но ответ его еще больше расстроил, ибо суть сводилась к тому, что публика, дескать, невоспитанная, а музыка КОПЕРНИКА - высшее искусство, которое недоступно массе. Я-то всегда был уверен, что рок-музыка - жанр, ставящий во главу угла демократичность и доступность. Отнюдь не подразумеваю при этом примитивизм и упрощенчество. Самый чуткий барометр художественной и идейной состоятельности творца - общественное мнение, которое, убежден, способно принять не только яркую форму, но и оценить по-настоящему глубокое и искреннее содержание. Успех на фестивале АНТИС, НАУТИЛУСА, АВИА - подтверждение тому. Упоенный довольно ограниченной популярностью среди московских "рок-гурманов", КОПЕРНИК, по-моему, настолько углубился в себя, что напрочь растерял чувство реальности. И я солидарен с мнением членов жюри, пожелавшим музыкантам группы "чуть меньше смотреть на себя и больше в зал".

Отчужденно были восприняты выступления БРИГАДЫ С и НОЧНОГО ПРОСПЕКТА, несмотря на то, что музыка последней группы, положенная на литовские тексты, довольно хорошо известна в дискотеках республики. Причина, думается, в том, что при всех достоинствах эти коллективы по аналогии с кинофильмами можно назвать группами "клубной программы". (Хотя по БРИГАДЕ С этот вопрос спорный).

Не считая успеха АВИА, довольно бледно выглядели в этом году и представители ленинградского рок-клуба. АУКЦИОН разделил участь КОПЕРНИКА. А КИНО расточало вокруг себя такую вселенскую усталость, что возникли мысли о финишной прямой для Виктора Цоя. Считаю КИНО одной из лучших советских рок-групп и надеюсь, что вильнюсская усталость - лишь случайный эпизод в их творческой биографии.

Заключительное заседание жюри длилось до двух часов ночи. Трудно давались поиски истины. И хотя "слонов" поделили самым демократичным образом (по принципу большинства при голосовании), тем не менее на пресс-конференции некоторые решения вызвали споры.

Есть и парадоксы. На "Литуанику-87", например, компания Си-Би-Эс прислала свою съемочную группу из Америки (отрывки из их программы вы могли видеть в "Международной панораме" 2 недели назад). А Центральное телевидение аналогичной возможности, увы, не изыскало. И возникает совершенно парадоксальная ситуация, когда зарубежная телеаудитория в последние месяцы становится гораздо более информированной о положении дел в советской рок-музыке, чем аудитория ЦТ.

Да, "Литуаника-87" стала не только ярким праздником, но и оказалась лакмусовой бумажкой, высветившей многие ненормальности в положении дел вокруг отечественной рок-музыки.

Выпуск подготовили Артур ГАСПАРЯН, Дмитрий ШАВЫРИН, Александр АСТАФЬЕВ и Сергей ЖАБИН

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 05 августа 2009, 14:07
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Рецензии"Нау Бум. К 25-Летию Группы Nautilus Pompilius"Александр Полищук25.09.2009
АрхивНАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр19.01.2006
АрхивНАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр25.01.2006
АрхивНАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр01.06.2006
Архив"Московский Комсомолец" 30.09.1988 (БРИГАДА С, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и фирма "Мелодия")Старый Пионэр28.01.2008
Архив"Работница" №04'1988 (БРИГАДА С, АВИА, КРУИЗ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)Екатерина Борисова12.02.2015
АрхивНАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, часть 4 (разные издания)Екатерина Борисова07.03.2015
СтатьиЮрий Орлов (НИКОЛАЙ КОПЕРНИК): "Огненный Лёд" принадлежит абсолютно всемАлексей Анциферов14.02.2011

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 7 / 0.008