Введение в белорусоведение II (фестиваль "Беларускі Стыль 2" в Минске)


Начать мне придется с избитой истины: человек предполагает, а бог располагает. И, увы, не всегда в пользу человека.

Первый "Беларускі Стыль" состоялся почти два года назад - 9 июня 2016 года в концертном зале "Атлант". Были наполеоновские планы по проведению одноименного фестиваля раз в три месяца. Но их осуществлению помешало элементарное отсутствие финансов. Честно говоря, я уже отчаялся дождаться второго "Белорусского Стиля". Поэтому тем более обрадовался, получив персональное приглашение от организаторов в лице Ирэны Котвицкой и Алексея Ворсобы.

Выступая в программе "Гасцінец" ("Дорога"), вышедшей 6 июня 2016 года на канале "Культура" Белорусского радио, Алексей Ворсоба условно выделил в белорусском стиле три основных направления:

1) корневое, связанное с уходом в архаику;
2) фьюжн, иначе говоря, интеграция белорусской музыки в мировую музыкальную культуру;
3) радикально-экспериментальное, в котором переплетаются и взаимодействуют самые разные жанровые разновидности музыки.

Первоначально предполагалось строить программу каждого фестиваля согласно трем перечисленным направлениям. Но все течет, меняется и развивается. А любой схематизм вредит, поскольку загоняет в некие рамки. Я последую примеру организаторов и откажусь от каких-либо классификаций.

Второй "Беларускі Стыль" состоялся в минском "Back Draft Rock Bar" 27 апреля. На сей раз на фестивале не было теоретизирований по поводу белорусского стиля. Да и ведущего как такового тоже не было. Выступающие музыканты объявляли себя сами.

Фестивальный вечер открывал сольный проект гитариста Андрея Апановича (экс-МАМКИНЫ БУСЫ, ныне также WARSOBA) TRIANGLE. Инструментарий - гитара, сэмплеры и педали эффектов. Стилистика - пусть будет космическая музыка (любые определения в данном случае условны и приблизительны). Мы то уносились в космос, то погружались в себя под инструментальные композиции "Soul Dub", "Solar Strings", "Polaris", "The Elements", "Home", "Spring Time" и "Jump Inside". Увы, время выступления каждого участника было ограничено, и Андрей сыграл не все композиции. Надеюсь, мы с ним еще встретимся на концертах и фестивалях.

DZIVASIL TRIO выступает в составе: Инна Пересецкая-Молокович (также JAZZ PAGES) - музыка, вистл, вокал; Андрей Молокович - гитара; Роман Тябут (также ГРЁЗЫ ПАФНУТИЯ) - ударные. Все трое - саунд-дизайн. На концертах к трио присоединяется VJ Алексей Кузнецов. Свою стилистику сами участники коллектива определяют как этно-эмбиент. Позволю себе маленькую поправку: симфо-этно-эмбиент:

Инна Пересецкая-Молокович - композитор от бога, автор песен и инструментальных сочинений. Музыкальную форму не только прекрасно знает, но и чувствует интуитивно. Композиции DZIVASIL TRIO представляют собой очень сложные в музыкальном отношении полотна, которые, возможно, неподготовленному слушателю воспринимать тяжеловато. На меня же такая музыка действует расслабляюще. Инструментальное "Intro", композиции "Купалля" (название связано с праздником Ивана Купала и эквивалента в русском языке не имеет), "Паветра" ("Воздух"), "Dragon Flower", "Стряла" ("Стрела"), "Ліліт" на стихи Людмилы Павликовой-Хейдаровой и "Сонейка" ("Солнышко") плавно перетекали одна в другую, образуя сюиту. Очень хотелось бы дождаться от трио студийного альбома!

ІЛЮЖАН сегодня - это: Екатерина Попова (экс-ГОСЦІЦА и ПЛЫНЬ) - тексты, перкуссия, вокал; Сергей Хорошкевич (экс-ОХ.РА, UNBURRIED, VEDAIKYA и S°UNDUK, ныне AWAKENING THE CENTURIES) - гитара; Елена Пархоменко - скрипка; Александр Коршук (также струнный квартет M.A.N.G.O.) - виолончель; Денис Никольский (экс-DELTA WAVES) - кларнет; Евгений Кирдей (экс-ОХ.РА, ALIANS и SUCKING-PIG) - бас; Дмитрий Шатёр (экс-МАМКИНЫ БУСЫ и THE FOURESTEURS, ныне YUPPIES INDEED) - барабаны. Участники коллектива характеризуют свою стилистику как фьюжн; в начале же выступления Екатерина Попова представила ІЛЮЖАН как рок-джаз-фолк-группу. И была права: достаточно здесь и первого, и второго, и третьего. Плюс фанк плюс латино плюс приемы, характерные для академической музыки... "Сонца" ("Солнце"), "Лёсе!" (обращение к судьбе в звательном падеже), "Дотык" ("Прикосновение"), "Як Ніколі Раней" ("Как Никогда Раньше") и "Барані, Божа!" ("Сохрани, Боже!"), еще не получившие альбомной прописки, "Ільняная" ("Льняная") и "Сцяжынка" ("Тропинка") из альбома "Ці Чуеш" ("Слышишь Ли"), "Кактэбель" и "Сустрэнь Мяне" ("Встреть Меня") с шикарным джемом в конце из EP "ВыЯВы" ("Изображения" или "Вы Я Вы"). Очень весело, драйвово, зажигательно и танцевально. Но, увы, без клавиш ІЛЮЖАН звучат на порядок хуже.

Завершал фестиваль проект WARSOBA в своем неизменном составе: Алексей Ворсоба - аранжировки, аккордеон; Ирэна Котвицкая - вокал; Андрей Апанович - греческий бузуки; Илья Дягель (также СЕСТРИЧКИН ЛУЧ, БРОНЕПАРОВОЗ, AFROCOCOA, сольный инструментальный проект ИЛЬЯ ДЯГЕЛЬ) - бас; Олег Вайтулевич (также ПАЛАЦ) - барабаны. Напомню: стилистика коллектива представляет собой, если говорить общо и поверхностно, синтез world music, урбан- и арт-фолка. А вообще это все надо слышать и видеть! Например, какую изобретательность проявляют музыканты, соединив в "Русалках" белорусскую песню (вокал) и парижский вальс (аккордеон)! А под звуки веселого напева "Разок" и польской песни "В'янэцко" ("Веночек") ноги сами пускаются в пляс.

Были сыграны и три композиции из EP "Новая Навіна" ("Новая Новость") - заглавная, "Ліда-Іскарка" ("Лида-Искорка") и "Арол" ("Орел"). Последняя представляет собой триптих из народных песен, записанных на Витебщине и Гродненщине, которые сами собой образуют сюжетную линию: дочь просит мать не отдавать ее замуж. Но обычаи сильнее желаний: девушке приходится покинуть родной дом и переехать к нелюбимому мужу, где она столкнется с враждебным окружением. В исполнении композиции участвовал пластический театр "Akme" под управлением Карины Заулиной. В основу постановки был положен сюжет старославянской свадьбы: подготовка к ней, проекция сакрального и профанного текстов обряда, через которые раскрываются взаимоотношения персонажей и этапы их жизни. В постановке все - включая свет и силуэты костюмов - выполняло определенную смысловую нагрузку... На этом поставлю многоточие, ибо никакое описание не в состоянии передать то, что происходило в зале. А еще мы вновь пережили проводы зимы под композицию "Масленка". Заканчивала выступление белорусская народная песня "Сокал", построенная на диалоге сокола и девушки, переживающей свою ненужность. Думаю, для финала можно было бы подобрать что-нибудь повеселее.

Заключительное слово сказал Андрей Апанович. Он поблагодарил зрителей и сообщил, что отныне "Беларускі Стыль" будет проводиться раз в год. Что же, хочется верить, что будет именно так.

На фестиваль было куплено 80 билетов. Конечно, далеко не аншлаг. Но радует то, что у настоящего белорусского стиля нашлось такое количество настоящих почитателей. Я уверен, что с каждым годом их численность будет расти.

С нетерпением ждем фестиваля "Беларускі Стыль 3"!

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 07 мая 2018, 10:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002