WARSOBA - "Новая Навіна" (EP)


(c) & (p) WARSOBA, 2017
4 tks./T.t. 21:49


Думаю, не ошибусь, если скажу, что состав и репертуар проекта WARSOBA сформировались раньше, чем появилось название. Иначе говоря, рождению WARSOBA предшествовали AGATA & C°. Однако WARSOBA - это целый художественный проект, в котором, наряду с музыкой, важное место занимают art vision, живопись, пластика, даже модерн-театр.

Лично для меня WARSOBA начались в декабре минувшего года с выхода EP "Новая Навіна" (в дословном, не вполне благозвучном переводе - "Новая Новость"). В его записи участвовали: Алексей Ворсоба (экс-JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, AGATA/AGATA & C°, ныне PORT MONE, ХМЕЛЕВА PROJECT, ДАХАБРАХА & PORT MONE, РОЗДіЛОВі, TYCHA WÓDA) - аранжировки, аккордеон; Ирэна Котвицкая (экс-Ы.Ы.Ы, AKANA-NHS, JAKDZEN, NEW IMAGE ORKESTRA, ETHNO FANTASIA, AGATA/AGATA & C°, ныне также AKANA и KAZALPIN) - аранжировки, вокал; Андрей Апанович (экс-МАМКИНЫ БУСЫ, ныне также TRIANGLE) - греческий бузуки, live looping, FX; Илья Дягель (также СЕСТРИЧКИН ЛУЧ, БРОНЕПАРОВОЗ, AFROCOCOA и сольный электронный проект ИЛЬЯ ДЯГЕЛЬ) - бас, live looping, FX; Олег Вайтулевич (также ПАЛАЦ - барабаны. Всю ответственность за звук взял на себя Александр Коршакевич (студия "Sunflowers"), а за сведение, мастеринг и атмосферу отвечал Александр Гелих. Музыкальная стилистика самими участниками коллектива определяется как world music/art folk/urban folk. Однако мне хочется рассмотреть музыкальную составляющую более обстоятельно.

WORSOBA - проект мультикультурный. В основу его композиций положены песни, записанные в разных регионах Беларуси, но помещенные в контекст мировой музыкальной культуры: если пристально вслушиваться в музыкальную ткань, можно обнаружить и Францию, и Латинскую Америку, и Африку, и Индию, и Кавказ, и отголоски джаза, рока и new age... И это еще далеко не все. Вновь и вновь переслушивая композиции WARSOBA, можно совершать новые открытия.

"Ліда-Іскарка" ("Лида-Искорка") - песня, найденная в Поозерье, на Витебщине знаменитым белорусским фольклористом Зинаидой Можейко. Запев представляет собой игривое обращение к матери от дочери, которая скоро переедет в дом будущего мужа. В припеве частично воспроизводится свадебный обряд, во время которого нужно обращаться непосредственно к невесте по имени. Ирэна Котвицкая по-новому интерпретировала первоисточник: она посвятила песню своей старшей дочери Лидии. Композиция обросла электронными эффектами, приобрела монументальность и превратилась в развеселую языческую пляску. Именно ей было суждено стать визитной карточкой WARSOBA.

Композиция "Стаяла Дзяўчына" ("Стояла Девушка") построена на полесском напеве. Сюжет несколько странен: девушка расстается с любимым человеком на год и просит ее дождаться. Куда уходит главная героиня, из текста не ясно - остается строить догадки. Интерпретируя песню, Ирэна Котвицкая сопоставляет ее сюжет с современностью, затрагивая, таким образом, тему свободы от эмоциональной, психологической и сексуальной зависимости. Поэтому и сама композиция условно подразделяется на две части - "архаическую" и "современную". Голос Ирэны поддерживают аккордеон и барабаны. В первой части аккомпанемент аккордеона минималистичен, можно сказать, монотонен. Вторая часть - почти парижский вальс, который органично сочетается с мелодией, найденной в одном из регионов белорусского Полесья.

"Арол" ("Орел") - триптих, композиция из трех напевов, образующих единое целое. Первый, из Витебской области - о богатом, крутом, бравом женихе при лошадях и золотой сабле. Второй, с Понемонья, из Гродненской области - о невесте. Она полная противоположность жениху. Для девушки брак означает расставание с родным домом. Отныне она будет жить в доме мужа, где неизбежно столкнется с враждебным отношением к себе со стороны его родных. Поэтому девушка просит мать не отдавать ее замуж. Третий напев - снова с Витебщины - создает образ свадебного поезда: свадьба перемещается из дома невесты в дом жениха.

"Новая Навіна" - рождественский кант. Его основу составляет напев, широко распространенный в Полесье, который пользовался любовью как у католиков, так и у православных. Вступление переносит слушателя сначала в Альпы, где горы отражают голос, затем - на улицы старого европейского города. В вокальной партии слышны мотивы песен Эдит Пиаф, а сопровождение близко фактуре THE BEATLES. Инструментарий обогащается детскими колокольчиками, придавая музыке рождественское настроение. Аранжировка отличается легкостью и прозрачностью.

Обложку EP украшает логотип проекта WARSOBA, который нарисовала художник и архитектор Ксения Кажуро. Логотип нуждается в подробном описании, поскольку он несет большую и важную смысловую нагрузку. Ксения разрабатывает единую визуальную стилистику музыки, отправляя фантазию слушателя в дохристианскую историю славян. Особый интерес вызвали у художницы руны, их символика и графическое изображение. Первоначально было создано шесть разных вариантов логотипа, один из которых оказался совершенно точным. Это сочетание двух рунических знаков: первый (параллельный букве "w") символизирует мир, жизнь, защиту, знание, гармонию и покровительство света; второй (символ, близкий к написанию буквы "a") - тень, ложь, смерть, эмоциональное освобождение и снятие масок. Таким образом, в логотипе отражена картина мира с фундаментальными понятиями света и тени, начала и конца каждого события в жизни человека.

Проект WORSOBA существует чуть больше 4 месяцев, но у него уже есть своя аудитория, которая, хочется надеяться, будет расширяться. Что касается EP "Новая Навіна" - я склонен воспринимать его как серьезную заявку на будущее и анонс первого полноформатного альбома.

Слушать EP

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 апреля 2018, 21:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001