Рок как созидательное начало (фестиваль "Рок За Жыццё" в Бресте)


С 2007 года в Европе 10 октября - это День борьбы против смертной казни. А Беларусь на сегодняшний день остается последней и единственной европейской страной, в которой смертные приговоры приводятся в исполнение, - по большому счету, одни люди убивают других людей. А может ли считаться гуманным государство, санкционирующее убийства на законодательном уровне?

В Беларуси в Парламенте VI созыва создана рабочая группа по изучению тематики смертной казни, рассматривается вопрос о введении на нее моратория. Он должен быть либо вынесен на всеобщий референдум, либо решен соответствующим указом президента.

Вот здесь мне хочется прерваться и вернуться лет на 30 назад. В апреле 1988 года Н. Пашкова, корреспондент новосибирской газеты "Молодость Сибири" взяла небольшое интервью у известного эстонского социолога и музыкального критика Николая Мейнерта. Вслед за своими коллегами и "в духе времени" она обвиняла рок-музыку в отсутствии созидательной программы, и Мейнерт во многом разделял позицию корреспондента. И, возможно, в чем-то собеседники были правы. Теперь же, перечитывая этот материал, с трудом сдерживаешь улыбку. Ибо сегодня в роке окончательно и бесповоротно победило созидательное начало.

Не остались в стороне от движения против смертной казни и белорусские музыканты. В октябре 2013 года правозащитным центром "Вясна" ("Весна") и музыкально-информационным порталом Tuzin.fm был инициирован проект "Апошні Золак" ("Последний Рассвет"). Его участники - известные белорусские музыканты - дали концерт в Белостоке в зале филармонии, аудио и видео с которого было издано на CD/DVD.

А с прошлой осени "Еврорадио" проводит фестиваль "Рок За Жыццё" ("Рок За Жизнь") с участием ведущих белорусских групп. В этом году акцией был охвачен и Брест: 7 октября фестиваль прошел в городе над Бугом при поддержке промо-группы "Зал Ожидания" в театральной студии "Фантазия", а 8-го - в белорусской столице в клубе "Re:Public". На сей раз в фесте участвовали группы HAINA, :B:N:, AKUTE, RE1IKT, ДАЙ ДАРОГУ! и TONQIXOD. Правда, последняя группа могла выступить только в Минске. Остальных же увидели и брестчане.

Ведущим был минский журналист, директор "Еврорадио" Виталий Зыблюк. В самом начале феста он прочел маленькую политинформацию или своего рода "введение в метафизику", а в перерывах между выступлениями объявлял всевозможные конкурсы с призами. Я же подробно остановлюсь на выступлениях групп.

Трио HAINA стилистически приближается к арт-року. Композиции зачастую состоят из эпизодов, разных по характеру, настроению и метроритму, а инструментарий - баян, скрипка и ударные - по-своему уникален. Ребята выступали в Бресте впервые. Им бы показать концертную программу "Токам" - хотя бы в сокращенном варианте. Но, к сожалению, почти половину выступления они построили на новом, не отработанном материале. А потому "Чуткі" ("Слухи"), "Ніколі" ("Никогда") и "Фарс" прозвучали сыровато. Услышали мы и несколько знакомых хитов - "Ціхі Акіян" ("Тихий Океан"), "Ты Абяцала" ("Ты Обещала"), "Токам" ("Током") и "Сам Сабе" ("Сам Себе"). На них трио будто преобразилось.

:B:N: играют альтернативный рок с элементами психоделического ритм-энд-блюза. Березовско-минской команде я бы присудил безоговорочную победу в номинации "Удивление года". На сей раз:B:N: предстали перед зрителями... с клавишником! Его зовут Данила Лях. А что до ударных, то Дмитрий Харитонович снова уехал на гастроли с DRUM ECSTASY, и на выручку :B:N: пришла Вики Фэтз - барабанщица AKUTE и по совместительству жена Алеся Лютыча.

Выступление открывалось мегахитом "Жыве Rock'n'Roll!" ("Да Здравствует Rock'n'Roll!"). Предваряя его, Алесь призвал всех любить друг друга и попросил подпевать в припеве. Публика неистовствовала и слэмилась под "Толькі Я" ("Только Я") и "Цягнікі" ("Поезда"), "Паралельны Свет" ("Параллельный Мир") и "Хвалі" ("Волны"), "Попел" ("Пепел") и "Палюсы" ("Полюса")... Еще :B:N: представили новую песню "Бяжы За Мной" ("Беги За Мной"), которая всем понравилась. А в песне "Вяртанне" ("Возвращение") Алесь цитировал другой мегахит - "Утекай", старательно подражая интонации Ильи Лагутенко. Выступление закончилось совместным исполнением белорусской народной песни "Канюшня" ("Конюшня"), в котором поучаствовал и я.

По душе брестской публике пришелся и диско-декаданс AKUTE. Романтик-трио из Могилева на одном дыхании, почти нон-стопом отыграло программу из десяти хитов - "Усё Павернецца" ("Все Вернется", "На Іголкі", ""Наскрозь" ("Насквозь"), "Яшчэ Адзін Шпіталь" ("Еще Одна Больница"), "Бегчы" ("Бежать"), "Вечная Вясна", "Свяці" ("Свети"), "Кроў Бы Вада" ("Кровь Будто Вода"), "Сэрца" ("Сердце"), "Калі Б Я Застаўся З Табой" ("Если Бы Я Остался С Тобой"). Лично мне AKUTE напомнили идеально отлаженный часовой механизм, где все продумано и учтено до мелочей.

Стилистику группы RE1IKT критики определяют по-разному, находя в музыке пост-рок, пост-метал, прогрессив... Я же буду отталкиваться от определения, данного лидером коллектива Алесем Демиденко: "Современный белорусский рок/хард-рок... с белорусскими народными песнями, с современными звучаниями, со сложными музыкальными размерами и композициями". Меня RE1IKT, как всегда, безумно порадовали. И не только музыкой. Мне очень импонирует, как Алесь общается с публикой и аккуратно объявляет каждую композицию.

Как обычно, настройка плавно перетекла в импровизационное инструментальное "Intro", которое никогда не повторяется. Иначе говоря, на каждом концерте - свое "Intro". И, наверное, мне никогда не смогут надоесть "Хадзіла Галота..." ("Ходила Нищета...") и "Люцэрна", "Зрушаны Свет" ("Перевернутый Мир" или "Сдвинутый Мир"), "Кабета Інсекта" ("Девушка Насекомое") и "Разам" ("Вместе"), "Брудная Дзяўчына" ("Грязная Девушка") и "Рана На Івана"... Не стану ничего писать о музыке и исполнении - они идеальны во всех отношениях и со всех точек зрения. Отмечу лишь, что выступления RE1IKT, на мой субъективный взгляд, было самым лучшим на фестивале.

Когда Виталий Зыблюк объявил выход ДАЙ ДАРОГУ!, зал студии наполнился до предела. Пока музыканты настраивались, из колонок звучали хиты ДАЙ ДАРОГУ!. Парни и девушки нестройным хором подпевали колонкам. Наконец к микрофону вышел Юрий Стыльский - и в зале сразу стало жарче на... Впрочем, обойдемся без математики. Юрий поприветствовал поклонников, которых, судя по всему, в зале было подавляющее большинство, и произнес небольшой спич против применения смертной казни в Беларуси.

Выступление ДАЙ ДАРОГУ! носило ретроспективный характер: "Увольте", "Лопата", "Пятая Палата", "Доля, Сука, Падла, Говно", "Supersession", "Прыгай В Коляску"... Песню "По Синему" Юрий снабдил комментарием и предупредил, что это никакая не пропаганда алкоголизма, а совсем наоборот.

На этом фестиваль закончился. Фанаты ДАЙ ДАРОГУ! по своему обыкновению требовали "бисов". Но на часах было начало одиннадцатого. Театральная студия "Фантазия" находится вблизи жилых помещений. А, согласно белорусскому законодательству, шуметь после 22:00 категорически воспрещается.

Напоследок Виталий Зыблюк выразил надежду, что уже через год - в октябре 2018 года - в Беларуси будет действовать мораторий на применение смертной казни, либо она будет полностью отменена.

Хочется сердечно поблагодарить Виталия Зыблюка и "Еврорадио" за организацию, Змитера Назарова за аккредитацию, а также выступавших и пришедших - всех, кто поддержал гуманистическую акцию.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 октября 2017, 17:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002