"Молодость Сибири" (Новосибирск) №17, 23-29.04.1988 (Н. Мейнерт)


Рок - это позиция

Николай Мейнерт, социолог информационно-вычислительного центра Эстонского гостелерадио, приехал на новосибирский рок-фестиваль вместе со съемочной группой таллинской кинохроники.
Ему нередко приходится отстаивать позиции рока в дискуссиях с его противниками. И в нашей беседе мы попытались смоделировать подобный диалог.


- Только и слышишь в ваших песнях: "Мне надоело...", "Я не люблю..." Только и читаешь: "Рок против того", "Рок против сего", "против трубы", против застойных явлений и, как кто-то писал, даже против того, чтобы чистить по утрам зубы. Но рок за - что? Есть ли у рокеров хоть какая-то созидательная программа?
Н. М.: Пожалуй, это одно из самых уязвимых мест в рок-движении. Но этому есть объяснение. Рок родился как культура протеста. Дело в том, что в нашем обществе сейчас дискредитированы многие ценности. Молодежь разучилась верить. Рок - барометр. Хотите знать, что у нее болит? Слушайте рок, через него происходящее заявляет само о себе. Есть, конечно, и попытки найти выход, создать идеал, гармонию, вспомним хотя бы группу ДЖУНГЛИ. Но эти поиски утопичны, потому что в реальной жизни такой гармонии пока нет.
В этом плане характерен НАУТИЛУС с его банальными рифмами, незамысловатыми мелодиями и не особо умными стихами. Его музыка - классическое воплощение нашей несуразной жизни.

- И тем не менее этой группе не откажешь в особом очаровании (я невольно вышла из роли "противника", чтобы вступиться за всеми любимый НАУТИЛУС).
Н. М.: Это ощущение переполненного трамвая. Ты втиснулся в него, едешь, куда надо, и рад. Да, НАУТИЛУС нравится, пожалуй, всем. Ибо все мы дети этой эстетики - эстетики грязных улиц, очередей и переполненных трамваев.

- Ну, хорошо, пусть человек с гитарой просто высказывает свою позицию. Но поглядите, как это действует на слушателей. Они визжат, вскакивают на стулья, лезут на сцену, готовы зал разнести. Они же в невменяемом состоянии! Недаром непомерное увлечение роком сравнивают с наркоманией.
Н. М.: С наркоманией? Рок говорит о реальных проблемах реальной жизни, говорит жестко, сурово, так что действует скорее отрезвляюще. А наркотиком в таком случае можно назвать диско и... классическую музыку: они уводят нас в чудесный мир грез и иллюзий (Н. Мейнерт сознательно уходит от комментирования физиологического действия "децибел" и ритма - ред.).

- Как можно сравнивать рок с классикой? Там культура, выпестованная веками, а здесь что? Субкультура, даже - антикультура, ведь она отрицает все, что было до нее прекрасного.
Н. М.: Именно так. С каждым десятилетием в нашу жизнь внедряется все больше технологических новинок. Самолет изменил наше представление о расстоянии, телефон научил разговаривать с человеком, не видя его, телевизор, компьютер, видео. У поколения, которое выросло со всем этим - совершенно иное мироощущение, и создает оно культуру, отличающуюся от прежней.

- Значит, дети наших рокеров будут еще сложнее, и нынешней молодежи придется хлебнуть горя в качестве отцов. И то хорошо...
Н. М.: Да, их дети уже будут другими. Рок постепенно канонизируется, эстетизируется, перенесется из жизни на сцену и перестанет быть средством самосознания и самореализации молодежи. Уже сейчас делаются попытки найти новую форму культуры поколения. Брейк - одна из таких попыток. Но самое вероятное, на мой взгляд, что ожидает детей нынешних рокеров - культура видео.

Записала Н. ПАШКОВА

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 22 июля 2008, 15:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.13 / 6 / 0.106