СП в СП (Часть 05. Чернецкий. Окончание)


Не может быть! За спиной корчился в немом приступе смеха Звук. "Я сам видел, как он умер и исчез", - подумал Человек, раздраженно теребя замок своей сумки. "Глупенький, - разгадал мысли Человека Звук. - Разве звук может умереть? Говорят, что вначале было слово, но это полная ерунда. Вначале был звук, из которого появилось слово. Звук - это начало, а тишина - конец. Ты разве слышишь конец? Хи". Спорить с неубиенным звуком Человеку хотелось меньше всего, но зато он увидел, что источник его раздражения не стоит на месте, а постоянно прыгает по блеклым серым полосам. Под ногами у долговязого пересмешника были самые настоящие тропинки - пусть и с размытыми краями - разбегающиеся в разные стороны...

Церковный хор закончил свою то ли работу, то ли репетицию. Дружный коллектив единомышленников засел почти под нами, отмечая неизвестное мне, но наверняка какое-то достойное событие. Снизу раздавались тосты, смех и прочий застольный гомон. Из-за двери студии звучали песни с акустического альбома РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ. Совершенно разные культуры спокойно уживались друг с другом, похоже, ничуть не тяготясь соседством. Подобную идиллию не всегда можно встретить среди вынужденных существовать бок о бок. Естественным образом тема разговора незаметно свернула в сторону Главной Соседки России.

Старый Пионэр: В твоих песнях можно встретить самое разное отношение к Украине. Например, "Печаль" и "Лопань-Река".
Александр Чернецкий: Ну да, там же и в тексте "завали президента, купи ребенку БигМак". Почему мне пришлось уехать? Потому что я там даже не мог прокормить семью. Мы покупали полбуханки хлеба в день. Сидели на одном хлебе.

СП: А гонорары за концерты?
Александр: Не было никаких концертов. Мы с РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ после 1990-го давали два концерта в год: один в Харькове (при большой удаче), один в Одессе, где проходил ежегодный фестиваль памяти Игоря Ганькевича. Еще я получал пенсию 10 долларов. Жена работала и получала 20 долларов в неделю. Украина и Россия - разные страны. На Украине вся эта неукраиноязычная музыка не нужна. Особенно в Киеве. А в Киеве понятно что - украинская мова, попса... Там ВВ начинали, но зачем им быть такими "народными"? А в Восточной Украине стараются следовать тем же курсом. Харьков - это же огромный молодежный город, центр студенчества. И на весь город - один-два клуба, которые периодически закрывают. Единственная забота у власти - разделение информационных полей России и Украины. Русских каналов там нет. Единственный канал был - "Интер", на котором половину времени транслировалось "ОРТ", половину - киевский канал. И это началось где-то в 1992-93 годах. Не было никакой музыкальной информации. Украина сделала просто: запретила ввоз российской музыкальной продукции. На уровне правительства вопрос решался. В 1995 году закупили в Голландии аппаратуру, поставили первую линию и стали штамповать пиратскую продукцию. Было все, от THE ROLLING STONES до Сабрины. Украина до сих пор не подписала договор об авторских правах. Китай уже подписал, а Украина - нет. Там все пиратское. Естественно, что к 1997 году, когда я написал песню "Лопань-Река", мое отношение к происходящему уже существенно изменилось.

СП: Ну, а ваши пластинки? Не продавались?
Александр: Абсолютно. Только два концерта в год пять лет подряд - это все, что у нас было. Мы сидели в подвале и писали какие-то вещи. Я совершенно честно говорю. И только когда умер батя, рухнула стена, которая меня держала. Он болел той же болезнью, что и я.

Кажется, мы увлеклись и перестали следить за временем. Снизу поднялась вахтерша и вежливо поинтересовалась, долго ли мы собираемся еще тут сидеть. Саша посмотрел на часы и сказал: "Полчаса". А интервью тем временем уже давно превратилось в беседу. Вопросы исчезли, преобразовавшись в реплики. Ответы сложились в рассказ человека о своей жизни.

Александр: Я пытался как-то работать. Музыканты тоже занимались кто чем. Музыканты же там на уровне бомжей. Вот и мне друзья как-то пытались помочь с работой. Они работали в какой-то брокерской фирме. Детали с заводов продавали в другие регионы. Нормальный в начале 90-х бизнес был. Советские заводы работали, а продавать было некуда, так как связи уже все были разорваны. Я пытался. Полгода на телефоне сидел, обзванивал все заводы. Звоню как-то очередному замдиректора и спрашиваю: "Вам не нужен трактор?" А это был мой друг Славик, который меня на эту работу и устроил. Он рассмеялся и говорит: "Саня! Как жаль, что ты не можешь заниматься только музыкой". Я вообще не понимал, как и на каком уровне это все делается. Это было совершенно чуждое мне занятие. Разумеется, я никакого трактора не продал и вообще ни копейки не заработал. В те же времена мне позвонили из Москвы люди, которые предлагали деньги за старые альбомы ГПД и РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ - "Мазохизм", "Бит". Это была удача! Так что за музыку мне все же платили.

СП: К тому времени вы уже ведь были известной группой. Вас и телевидение показывало. Впервые я увидел по телевизору РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ в передаче "Чертово колесо" с песней "Ворон" еще до развала Союза.
Александр: Как ни странно, но эта съемка стала возможной после очень плохого концерта. В сентябре 1989-го в Питере был фестиваль журнала "Аврора" на Крестовском острове. Девять дней. Безумный был фестиваль. Я уже с трудом ходил. Чиж с нами тогда первый раз выехал. Он играл там две песни. До этого он только один раз с нами выходил на сцену в Харькове - на концерте в ХАИ. А у меня к сентябрю уже безумные боли были. Параллельно нас пригласили в Киев: фестиваль в КПИ проходил, и мы туда поехали. Но концерт как-то не задался. Струны рвались. У Клима раз струна порвалась, второй раз... Мы играли не те песни, которые хотели. Играли очень плохо. Да и играли еще сразу после ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА. А что такое в Киеве было играть после ВВ? Половина зала сразу свалила. Я очень плохо себя чувствовал. Однако после концерта подошел кто-то из Москвы и сказал, что мы запали им в душу, и есть возможность писать в Останкино альбом по ночам. Это была Наташа Грешищева. Через некоторое время мы собрались и поехали в Москву записывать "Дезертиров Любви". Я все песни спел за одну ночь. Это была неожиданная запись. Потом москвичи приехали к нам в Харьков весной, накануне моей свадьбы, и говорят, что надо снять пару клипов - "Совдеп" ("Отчизна" - прим. СП) Чижа и моего "Ворона". "Ворона" снимали прямо у меня в подъезде, потому что я никуда выходить уже не мог. Просто мы сели все на лестнице, и нас снимали. А "Совдеп" снимали на развалинах. Правда, "Совдеп" зарубили на втором канале. Клип был интересный. В нем почти каждая строчка Чижа как-то обыгрывалась, очень позитивный видеоряд получился. Но, вот, цензура зарубила.

СП: Эта пленка сохранилась?
Александр: Да. У меня дома есть на видеокассете, а в Москве - оригинал с соответствующим качеством. И через некоторое время эту передачу показали. Посвящена она была украинскому року. Помню, что там были мы, БРАТЫ ГАДЮКИНЫ и... кто-то еще... Может, КОШК ИН ДОМ? Не помню.

СП: Какие еще съемки были до последнего альбома?
Александр: А их и не было никаких. Я же говорю, что на Украине жесткая цензура. Мы вырвались как-то в Москву, нас "Программа А" показывала, и один концерт был в программе "Живой звук". Все. На Украине нас не показывали вообще. Какой рок, когда там и своих... хватает?!

Чернецкий и МорозовДверь студии распахивается, и на пороге возникает слегка взмыленный, но явно довольный Юрий Морозов. Он закончил свою смену. Как-то незаметно пролетели несколько часов. Я чувствую, что совершу почти преступление, если упущу это настроение. Хватаю фотоаппарат и призываю Сашу и Юру к ответственности. Возражений нет. "Юрчик!" - "Братишка, давай!" Фотоаппарат щелкает. Саша (с легкой укоризной): "Нужно было улыбнуться" - "Я улыбнулся, а ты?" Пауза. "Задумался". Под дружный гогот звукорежиссер спускается по лестнице. У него впереди еще несколько смен с этим альбомом.

Мы же, снова оставшись вдвоем, начинаем разговор о книге Юрия. Если вы еще не читали "Подземный блюз", то почитайте. Поверьте, вам будет что обсудить со своими друзьями. Разговор о книге заканчивается восклицанием Саши: "Во, люди!"

Согласен. Юрий из той породы людей, которые делают себя сами. А кто сейчас "делает" группу РАЗНЫЕ ЛЮДИ?

СП: Кто у вас сейчас директор?
Александр: Молодая девушка Алена. Ей 20 лет. К тому же, она сейчас на седьмом месяце беременности. Но она хоть делает дело. Ей трудно, сам понимаешь, но она все равно старается.

Снова появляется постоянно извиняющаяся вахтерша. "Уходим минут через десять". "Борис там?" Выясняется, что молодой человек, тихо и незаметно обитающий в дальней комнате студии - Борис Истомин. Тот самый, который записал много известных альбомов, в том числе и последний альбом... Впрочем, не будем поминать всуе. Борис - симпатичный, деликатный в общении юноша. Кто бы подумал. Обязательно при следующем посещении Питера постараюсь найти возможность поговорить с ним.

Милая дама успокаивается и позволяет нам продолжить беседу.

Александр: Я уже говорил тебе о принципах нашей группы. Мы никого не увольняем. Это в Москве при составлении контрактов оговаривают, что девушка в группе не имеет права беременеть. Но я же не могу им уподобиться. Жизнь идет, и слава Богу. (Внизу опять заиграл орган) Как дела дальше будут продвигаться - пока не знаю. Алена до сих пор ездит с нами.

СП: Сколько вы были на концертах за последний год?
Александр: Если сложить все осенние концерты, февральские, март, то в общей сложности месяца два получится. В феврале много концертов было. В Казани выступали, в Молдавии, в Сибирь ездили. И в Москве выступали, в ЦДХ. Все самолеты и поезда через Москву. В Питере, разумеется, выступали. Все это непредсказуемо. Как работает директор - это ее секреты. У нее есть все координаты, есть, наверное, план, но мы в это дело не лезем.

СП: Представляешь, насколько трудно работать с городскими администрациями?
Александр: Я знаю. Полковник мне говорил. Давным-давно уже вели переговоры с Нижним Новгородом. ДДТ как раз тоже договаривались в это время. Потом у нас была программа "Земля-Воздух"... Полковник пошел в администрацию, а они глянули... Богатая штука Интернет: "Да это же РАЗНЫЕ ЛЮДИ, которые пьяные в телевизоре. Нет, нам это не нужно". И Полковнику не скажешь ничего, и этим людям объяснять что-то тоже бессмысленно.

Просыпается мой мобильник. Да что же это такое!? Звонит мой батя, беспокоится, как его сынок в далеком холодном Питере. Успокаиваю. Отбой. Саша интересуется. Рассказываю о своем замечательном родителе. Саша рассказывает о своем. Они у нас почти ровесники - два года разницы. Беседа личная, мы делимся своими слабостями. И... Потихоньку исключительно личный характер беседы стал более доступным для публикации. Нажимаю "record".

СП: К церкви относятся по-разному. В том числе и музыканты. К вере - тоже. Одни пытаются проповедовать со сцены, другие считают это личным делом и не делают достоянием публики свои взгляды. Сравни Кинчева и Чистякова. А ты?
Александр: У меня к этому такое отношение: когда мне плохо - Господи, спаси. Когда наступают праздники, пришедшие к нам от наших предков - мы их отмечаем с удовольствием. Пасха та же самая. Мы не держим пост, но когда совершаем какое-то плохое дело, задумываемся, нужно ли это делать. Когда судьба наказывает, говорим: "Бог наказал, потому что мы сделали реально плохое дело". Примерно так и отношусь.

СП: "Вера", "Ангел"?
Александр: "Ангел"... это настолько личная вещь, что ее, может, и не стоило вообще играть на концертах, записывать.

СП: Ангел - это женщина?
Александр: На самом деле, я не уверен. В каждой женщине есть Ангел, и есть Дьявол. И этот Ангел не имеет образа конкретного, то есть не мальчик с крылышками - хотя, может быть, и он. Ангел в моей песне - тот, кто на самом деле существует в женщине в самые трудные, самые искренние минуты. Это личная и даже интимная вещь, которую достоверно словами не объяснить. Этот Ангел вселяет надежду в то, что не все еще потеряно. Он поможет расправить крылья и напоит допьяна. Очень тонкая вещь, существующая только на уровне чувств и эмоций. "Вера" - это моя личная Вера. Я - как и любой нормальный человек - сомневаюсь, а это значит, что я живу. И эта Вера очень слабая. Я не уверен, и стесняюсь о ней говорить. Может, это и есть краеугольный камень души русского человека? Мы сильны тем, что можем за эту слабую веру отдать жизнь. За хату, за Родину, за женщину, за Любовь. Не думая, сразу. И, в то же время, мы слабы непониманием, для чего мы живем. Русский человек все время ищет себя. Он ломает себя, ссорится со всеми, пьет... Он пытается найти себя, но не находит. И единственное, что его удерживает на ногах в этой жизни - вера в то, что он еще не совсем потерянный человек. Вера - это мужчина, дело его жизни. Женщины понятнее. Их жизнь в поисках любви. Они более земные, думают о том, что нужно на завтрашний день, что в дом нужно то и это. Мужик же всегда строит прожекты: "А вот щас я!.." Он постоянно находится в каком-то безбашенном отрыве от жизни, от реалий, от настоящего. Такое мое видение, потому и песни такие получились.

СП: Вера и Надежда в одном флаконе?
Александр: А что, кто-то их разделяет? Надеяться - это и означает верить в то, что все будет хорошо. А если все время стонать, что ничего не получится, то какая же тут вера? Известно, что слово "богатый" изначально несло положительный смысл и происходило от слова "Бог", а слово "бедный" произошло от слова "беда". Деньги все перевернули, и теперь "богатый" - производная от слова "богатство", а не от слова "Бог". Но на самом деле все осталось так же, как было раньше. Если человек помогает другим, делится с ними своим богатством - вовсе не обязательно деньгами - то он богатый. Многие этого сейчас не понимают, и происходит подмена понятия. Для многих деньги становятся Богом. И верой. В этом случае действительно надежда с верой не совместимы. (хитрая улыбка дополнила выразительный взгляд) Впрочем, не факт, что эта теория - факт.

СП: Рок-н-ролл - это вера?
Александр: Конечно. Но не только вера. В контексте русской культуры рок - это, прежде всего, абсолютная искренность. Если тот, кто играет рок, соврет хоть на йоту, то он чуть ли не анафеме сразу же будет предан. Такое у нас к этому отношение. Но это присуще только России. Вольтер мог писать любовные поэмы, а на самом деле был развратником. Для Франции такое положение вещей совершенно нормально: работа и личная жизнь у них никоим образом не пересекаются. Для нас это совершенно неприемлемо. И если ты пишешь так же, как живешь - это и есть, на мой взгляд, настоящий рокенрол. Это и есть рок.
Это тема такая, что о ней можно спорить не одну ночь. Может, переместимся ко мне?

СашаИ мы стали перемещаться. За дверью остался одинокий звук органа и вежливая вахтерша. Улица встретила легким ветерком и почти нежной влагой, освежающей лицо. На углу нам встретилось напоминание о том, что в былые времена влаги здесь было существенно больше. Саша с удовольствием встал рядом с табличкой, напоминающей, что времена меняются, а надежды на лучшее небесполезны.

Водитель, подвозивший нас, через какое-то время догадался, что один из пассажиров - вполне известный музыкант, и поинтересовался, из какой группы Саша. О РАЗНЫХ ЛЮДЯХ наш драйвер ничего не знал, но обещал обязательно посмотреть клип по "МТВ". Водитель верил, что сможет увидеть его. Я же на это надеялся. Перед нами с Сашей был приоткрытый рот традиционного питерского "колодца"...

Человек, не раздумывая - словно боялся собственных сомнений - шагнул на первую попавшуюся тропинку и быстро зашагал по ней, сопровождаемый неугомонным Звуком...

Вернуться к предыдущей части статьи

Продолжение следует

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 12 мая 2004, 00:56
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЧернецкий & Чиж - "Comeback"Старый Пионэр25.12.2000
СтатьиСП в СП (Часть 02. Чернецкий)Старый Пионэр27.04.2004
СтатьиСП в СП (Часть 03. Чернецкий. Продолжение)Старый Пионэр30.04.2004
СтатьиСП в СП (Часть 04. Чернецкий. Продолжение)Старый Пионэр06.05.2004
СтатьиСП в СП (Часть 06. Чернецкие)Старый Пионэр29.05.2004
СтатьиАлександр Чернецкий: "Самое сложное - оставаться самим собой"Игорь Лунев30.11.2007
СтатьиПарад равновеликих (концерт "Башлачёв - 50". ЦДХ, Москва, 21.05.2010)Алексей Анциферов27.05.2010
РецензииРАЗНЫЕ ЛЮДИ - "Не Было"Старый Пионэр15.02.2001
РецензииРАЗНЫЕ ЛЮДИ - "911"Старый Пионэр22.12.2003
РецензииРАЗНЫЕ ЛЮДИ - "Дороги"Игорь Лунев09.12.2008
РецензииРАЗНЫЕ ЛЮДИ - "Чернец"Олег Гальченко10.07.2013
СтатьиДекабрь в Петербурге (АДАПТАЦИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, КАЛИНОВ МОСТ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - 2003)Екатерина Борисова24.12.2003
СтатьиЕще одна версия (РАЗНЫЕ ЛЮДИ в Сарове, 14.09.2007)Старый Пионэр17.09.2007
СтатьиДва дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...)Сергей Райтер20.11.2009
СтатьиРАЗНЫМ ЛЮДЯМ - 25! (концерт в клубе "16 Тонн", Москва, 16.11.2014)abm196819.11.2014
Архив"Туесок" №04(15), август 1991 ("Музобоз", ТЕХНОЛОГИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ)Старый Пионэр30.04.2008
Архив"Субботняя Газета" (Курган) №41(193)'1993 (РАЗНЫЕ ЛЮДИ и др.)Екатерина Борисова30.08.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.005