Александр Чернецкий: "Самое сложное - оставаться самим собой"


Информационным поводом для этого интервью была прочитанная мной на афише концерта группы РАЗНЫЕ ЛЮДИ ремарка про некий новый альбом. На деле всё оказалось не так. Но нашлись и другие темы для разговора с Александром Чернецким.
Итак, наша беседа состоялась 23 октября 2007 года. Скажу сразу, что в силу обстоятельств в нынешнем году я не особо следил за творчеством РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ (и не только их), а потому, возможно, некоторые из событий, о которых я расспрашивал Александра, для многих уже не новы. Что ж, значит, этот фрагмент разговора предназначен другим многим.
Откровенный и прямой в песнях, Чернецкий в приватной беседе не изменяет этим качествам, но при этом оказывается удивительно деликатным, в хорошем смысле осторожным человеком. Я говорю с ним уже не в первый раз и всё ещё поражаюсь такому редкому сочетанию. Александр говорит тихо, так что его можно даже назвать застенчивым, и простые фразы, которые в иной ситуации могли бы даже отпугнуть своим пафосом, звучат уместно. Человек спокойно рассказывает о деле, которым он занимается в жизни.


Игорь Лунёв: Что нового произошло у группы РАЗНЫЕ ЛЮДИ? Я видел ваши афиши, на которых был упомянут новый альбом.
Александр Чернецкий: У нас много чего нового. Во-первых, у нас изменения в составе. Причём они произошли около Нового года. Сейчас на барабанах играет Михаил Нефёдов, а на басу - Вадим Курылёв. Произошло это накануне съёмки нашего DVD "Концерт В Red Club". Наиль (Кадыров, бас-гитарист группы - И. Л.) попросился уйти. Поэтому пришлось Вадику выучивать эти песни. Мы сыграли концерт на Новый год, потом я с семьёй уехал на каникулы в Харьков, и тогда мы поняли, что Наиль уже окончательно ушёл. И тут Андреич (Андрей Васильев, лидер-гитарист РЛ - И. Л.) обратился к Вадику, Вадик взял бас-гитару, хотя он говорил: "Я на басу уже играть не хочу". Но, в общем, он молодец, помог нам, выручил. Это был большой концерт, мы два с половиной месяца договаривались по поводу рекламы, съёмки. Была проделана работа. Барабанщик Боря (Шавейников - И. Л.) выручил нас, но Боря много играет с АУКЦЫОНОМ. И он уже физически не мог успевать. Нам приходилось играть акустические концерты. Ну, например, у них с американцами концерт в Москве, а у нас тоже презентация, и нет барабанщика. И в конечном итоге мы с Мишей Нефёдовым начали играть. Они с Вадиком играют в группе своей, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРТИЗАНЫ. Но всё это заранее можно просчитать и не пересекаться. Не так много накладок, как было с Борюсиком... И вот мы записали этот DVD в "Red Club" 12 января, он вышел 12 июня на новой фирме, Гордей (Александр Гордеев, в прошлом администратор и участник РЛ, до сих пор иногда играет в группе на губной гармошке - И. Л.) какое-то время с ними работал. Фирма американская, занимается каким-то киношными делами. Название почему-то - "Stardom Pictures". Они хотели выпускать альбом АЛИСЫ, но в последний момент Костя решил издавать его на другой фирме. В общем, мы выпустили этот DVD, который в магазинах не продаётся. И выпустили мы аудиоальбом - называется "Неизданное. Bootleg". В нём по большей части треки, которые записывались для разных трибьютов, из них штук девять даже не издавались, а были просто записаны - песни наших харьковских ребят, которые погибли. Это Серёга Щелкановцев, Сашка Кубышкин...

Александр ЧернецкийИЛ: А твои песни есть на пластинке?
Александр: Там моих песен штуки четыре. А так - песни на стихи Маяковского, Лимонова, песни Гребенщикова, Егора Летова, украинская народная одна песня есть, потом песня из трибьюта Андрею Петрову, из кинофильма "Офицеры"... Просто я сделал такой сборник и дарил друзьям. Сборник этот я дополнял с годами - как что-нибудь запишем. Мне нравилось, как песни получались, очень разноплановые. Ну, и РАЗНЫЕ ЛЮДИ... Целая концепция получалась. И я этот сборник два года дарил друзьям, потом её выложили в харьковской локальной Сети, люди её скачивали, скачивали. Потом сказали: "А чего вы её не издадите?" Записи же качественные, студийные. И мы почесали репу - ну, действительно, эти песни невозможно вставить в нашу новую пластинку, которая когда-то будет записываться, будет состоять из наших вещей. А эта пластинка состоит на 90% из чужих вещей. И год или полтора мы подписывали бумаги об авторских правах с наследниками, с правообладателями, очень много геморроя было. Ну, и в результате выпустили тираж презентационный - была презентация в Москве 15 сентября в "Апельсине" и здесь, в ДК Ленсовета 15 октября. На фирме сказали, что сейчас издадут презентационный тираж, а потом в ноябре издадут уже официально и DVD этот, и "Неизданное". Теперь они говорят, что у них много других проектов, они не успевают... Вроде бы, мы подписали бумаги, получили авторские, а пластинки так и нет в магазинах.

ИЛ: Так DVD, ты же говоришь, вышел?
Александр: DVD вышел, его издали таким же образом. Минимальным тиражом. Я это слабо понимаю, я не понимаю вообще такого подхода. Вы потратили деньги, чтоб это издать, мы потратили силы, чтоб это презентовать... Наверно, в договорах должны прописываться сроки издания. Так что с одной стороны информация позитивная, хорошая: не выходило у нас пару лет ничего, а тут как бы вышло. Те люди, которые были на этих концертах - питерском и московском - могли купить эти диски. Есть ещё одна пластинка, mp3, которая называется "Антология 2000-2006". Первая часть, "1987-1997", вышла в 2004 году, она такая "харддэйснайтовская" (Александр имеет в виду, что при оформлении этого издания за основу было взято оформление альбома группы THE BEATLES "A Hard Day's Night" - И. Л.). Это мы сделали с Марковым (Алексей Марков, независимый звукооператор, музыкант и фотограф - И. Л.). А вторая часть - питерская. У Маркова летели компьютеры, потом у него вообще компьютер забрали, потом он переехал в Москву... Первую пластинку мы делали 2 месяца, а вторую - 2 года. Тем не менее, в апреле была презентация и в Питере в "Манхэттене", и в Москве в "Меццо Форте". Но эту пластинку делал не только Марков - подключился наш друг Лев Наумов, а потом в результате я уже научился сам. Оболочку Лёва сделал, а мне показали, как ставить фотографии в слайд-шоу, я ужимал, добавлял песни. Там все альбомы за указанный период плюс полная версия концерта в Бостоне, часа два, наверно... Записано с диктофона.

ИЛ: Это который называется "Comeback"?
Александр: Да. Но когда он выходил на пластинке, там было 70 минут, а на самом деле там где-то, наверно, около двух часов. В этот вариант мы включили чижовские песни, здесь всё, как оно было, как рвались струны и пластики... "Антологию" выпустила фирма "АиБ Рекордс".

ИЛ: Что за новый альбом всё-таки был упомянут на афише?
Александр: А вот это была презентация диска "Неизданное. Bootleg". Это не новый альбом, просто они так написали.

ИЛ: А что с новым альбомом, состоящим из ваших песен?
Александр: Концепция такова, что я хочу записать альбом только из новых песен. Потому что я все старые, которые хотел, переписал. Есть вещи, которые играются на концертах, но были плохо, по моему мнению, в жутких условиях каких-то записаны. А появились возможности записать получше. Мне хотелось в них максимально донести то, что я хотел. Поэтому я их переписывал. А сейчас новых песен - половина альбома... Бывает LP, а бывает EP, и на EP у меня уже песен наберётся. Это же неинтересно. Идеи есть, мысли бродят в голове, но никак не собрать их воедино. Так как мы группа независимая, свободная от шоу-бизнеса, мы сделаем новый альбом, когда это всё сложится.

ИЛ: Но вы новые песни играете на концертах?
Александр: Я принципиально их играю. "Дороги", "Водка"... Но "Водка", допустим, песня 2004 года. "Дороги" я посвящаю нашему потерянному поколению. Есть ещё песня, дочке посвящённая. Потом песня взрослого человека. Ещё одну я написал буквально позавчера в Москве. Оно как-то идёт своим чередом. Всегда, когда мы записывали альбомы, у нас было больше песен, чем вмещала пластинка. И всегда было легко. Не было проходных песен. Мало того, что мы втроём писали песни - Паша, Чиж и я... Ну, и впоследствии я старался искусственно не дотягивать до какого-то... То есть альбом должен слушаться на одном дыхании, от первой песни до последней. Это нормально, по-честному. И пока ещё время не пришло.

ИЛ: Когда в январе я был на вашем концерте в "Red Сlub", состав группы уже частично изменился. Но вы по-прежнему исполняли песню "911". Почему? Ведь некоторые люди из перечисленных в ней уже не играют в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ.
Александр: Я на самом деле очень не люблю менять слова в песнях. Если это смешно лишь в какой-то момент, в каком-то контексте, то могу, а обычно нет. Какое-то время я пел "Наиль" именно из этих соображений, что песня была такая, и вот мы её играем. То, что произошло с Наилем, никакого отношения к дружбе... Вообще непонятно, к чему оно имеет отношение. А потом по велению души, так как песня о дружбе, а я играю с теми, кто играет со мной... Сейчас я пою: "Девять-один-Вадим". А с Мишей там... Было в рифму "Борюсь" и "не боюсь", но вместо "Борюсь" я пою "Мишань". Ну, когда в "Камчатке" с Пашей (Павел Михайленко - экс-бас-гитарист, вокалист и один из основателей РЛ. - И. Л.) играли, я пел: "Девять-один-Павло". Когда я её написал, там было ещё пять куплетов про моих друзей. Это такая песня - как шарж. Вот она существует, и если какие-то люди оказываются рядом в момент, когда мы её хотим сыграть, то, может, я спою ещё несколько куплетов.

ИЛ: Когда-то, ещё в харьковский период, РАЗНЫЕ ЛЮДИ выступали редко, и вам самим каждый концерт нетрудно было воспринимать как яркое событие. И твои песни очень личные, всегда требующие от тебя как от исполнителя искренних эмоций. А при нынешнем гастрольном графике не трудно ли петь одно и то же порой не по одному разу за неделю, не приходится ли выжимать из себя чувства?
Александр: Я просто не могу даже представить, как можно... Либо ты начинаешь петь песню, либо не начинаешь. И поёшь так, как будто это твоя последняя песня. Это же не просто так тебе Бог дал выйти на сцену, чтоб людям что-то сказать. Есть такие группы, которые играют концерты без эмоций, автоматически. Мне сложно даже понять, зачем. Либо они каким-то образом абстрагируются, либо им действительно по барабану. Но я понимаю, что даже если в каком-то месте есть один человек, который первый раз на нашем концерте, он должен получить всё. Потому, что, может быть, в другой раз он и не будет на нашем концерте (усмехается - И. Л.). И как я могу, зная, что так может быть, играть халтуру? А так как я всё время стараюсь менять программу концертов, в списке пишу больше песен, потом некоторые пропускаю, а пою те, которые мне пришли в голову, либо которые люди просят. Потому, что когда люди просят... Не каждый же может отважиться, выкрикнуть, попросить... Это тоже определённый акт участия в концерте. И когда ты имеешь возможность и понимаешь, что эта песня в тему, что она, например, не будет среди веселья депрессняком, который "убьёт" весь концерт, весь настрой, тогда ты её обязательно играешь, потому что это нужно тому человеку, который спрашивает. Поэтому получается, что эти вещи не надоедают. То есть это всё достаточно подвижно.

ИЛ: Павел Михайленко записал совместный альбом с Чижом. А ты хотел бы сделать ещё что-то вместе с участниками старого состава РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ?
Александр: Так мы как-то хотели, когда я сюда переехал, а они чего-то не приехали. А теперь уже... Мы играли в Харькове сейшн, когда я тут бывал... Там просто, понимаешь, какая ситуация - даже когда у меня был день рождения, и они все были, привезли барабаны и гитары, но прошло время, и у них между собой трения. То есть мы все были раньше друзьями, но они видятся очень редко, даже живя в одном городе. Но каждый играть умеет, песни старые ещё можно сыграть, но чтобы сподвигнуть на новое, нужно очень много приложить усилий, как мне кажется. Бывает, старые группы распадаются, а потом через сколько-то лет они собираются, чтобы что-то... Ну, было в истории рок-музыки, наверно, не один десяток раз. Может, оно так когда-нибудь и произойдёт. Но пока об этом даже никаких разговоров не возникало.

ИЛ: Но хотелось бы?
Александр: Ну, так как мы друзья, мы сейчас делаем Паше концерты. Хотелось бы что-то такое, наверно. Когда Паша приезжал, мы акустику играли в "Камчатке", 23 сентября это было. И по Эстонии, ещё с Андреичем там... Ну, то есть не то что это там совместно - я попою, он гитару возьмёт, попоёт, потом опять я... Такой сейшн - не сейшн, как во дворе на лавочке песен попеть. Трудно назвать это творческим вечером, это было бы слишком пафосно. Есть определённый интерес к тому, что пишет Паша. Он давно не был здесь, не был в Эстонии лет двадцать. И мы организовали ему...

ИЛ: Он пишет новые песни?
Александр: Да, у него там штук, наверно, с пяток вещей, которые уже после того появились, как он этот альбом записал.

ИЛ: А Олег Клименко (экс-гитарист и один из основателей РЛ - И. Л.)?
Александр: Ну, в 1999-м он ушёл, в начале. Потом я уехал, и мы хотели записать альбом, когда они не приехали, и Клим даже не собирался приезжать. Потом мало того, в 2004 году, когда 15-летие группы было, он не приехал. Уже вроде прошло 5 лет, я созванивался, говорю: "Приезжай". Он неразборчиво... Вроде сначала "приеду", а потом "не приеду". Даже фразы "Кому это надо?" дежурной не было. Просто, типа, "не хочу". Потом в 2005-м, через год, мы сделали в Харькове концерт большой и там мы играли только старым составом, вшестером, с Чижом. И там Клим играл.

ИЛ: Чем он занимается?
Александр: У него там студия на нашей "точке", группы записывает, рекламу - не рекламу... Ну, в общем, студийный звукорежиссёр.

ИЛ: Раз уж теперь у вас песен из трибьютов набралось на целую пластинку, то хочу спросить: есть ли ещё авторы, в трибьютах которым ты хотел бы поучаствовать?
Александр: Я хотел бы поучаствовать в трибьюте Высоцкому, но он уже есть.

ИЛ: А какую песню его хотел бы исполнить?
Александр: Наверно, "Песню О Погибшем Лётчике" из спектакля "Павшие и живые" или "Про Серёжку Фомина".

Последующий фрагмент нашего с Александром разговора стал несколько невнятным, а порой просто не подлежащим публикации, потому я решил не приводить его в подробностях. Сообщу лишь, что мы говорили и о разного рода музыкальных и поэтических экспериментах - в контексте группы РАЗНЫЕ ЛЮДИ можно и нужно отметить, что первые были ей присущи всегда, а вторые не свойственны лично Александру. Постепенно беседа вырулила на разговор о прошлом и настоящем, и об остросоциальной тематике песен, принесшей когда-то Чернецкому славу.

Александр: Самый главный эксперимент - это, наверно, всё-таки оставаться собой. Вчера был я у Ковриги (Олег Коврига, музыкальный издатель, глава лейбла "Отделение Выход" - И. Л.), у него магазин музыкальный в Москве. И там чувак работает у него, он спрашивает: "Вот вы раньше протестовали, бунтовали. А сейчас что? Не бунтуете?" Я говорю: "Знаешь, тогда да, это было важно - сказать слово за поколение наших родителей, за наше будущее, хотя бы каким-то образом попытаться этот ужас... Чтоб он ушёл в прошлое. Ужас - не страна и люди, естественно, а режим, который безнаказанно уничтожал свой народ. И важно было, что ты как человек можешь уже не бояться сказать слова какие-то, которые тебя мучают. А сейчас такая война как бы без особых причин. Я говорю "как бы". На первый взгляд. Но вся наша жизнь показывает, что люди получили такую дозу искушений, потерь, скажем так, духовных, что они просто перестали быть самими собой. Они хотят быть такими, этакими... Они видят, что можно так себя вести, этак... Но они забыли, как нормальные люди должны жить, какие отношения между людьми должны быть, какая у нас культура величайшая, история. И вот наше дело в том, что мы остаёмся самими собой и показываем, что это нормально". Самое сложное - оставаться самим собой. И делать в жизни не то, что тебе навязывают. Так вот, в этом наш немолчаливый протест - в том, что мы не участвуем в шоу-бизнесе, не участвуем в каких-то фигнях, а просто играем, делаем своё дело. У нас своё мужское дело, вот оно такое и оно честное. Пусть это непопулярно, это даёт нам больше, это даёт нам возможность жить честно и находить благодаря тому, что мы делаем, таких же одиноких, потерянных людей, которые будут знать, что они не одни, что есть ещё нормальные люди, которые пытаются оставаться людьми.

Александр Чернецкий с дочерью СонейИЛ: То есть, в общем-то, ты аполитичный человек? Просто тогда ты писал такие песни, потому что это было актуально?
Александр: Тогда это была не политика, это был юношеский максимализм. Ты что-то видел с детства, и у тебя складываются какие-то строчки в голове, и даже от мыслей об этих строчках у тебя волосы становятся дыбом. Потому что ты максималист. Но ты не специально максималист, просто в какой-то момент это тебя так затронуло!

ИЛ: Ты сейчас не поёшь песню "Россия", я вообще не слышал, чтоб её играли РАЗНЫЕ ЛЮДИ (это песня из репертуара предыдущей группы Александра ГПД, существовавшей в середине-конце 80-х. В те годы песня попала в фильм "Оно" и стала, пожалуй, самой знаменитой в репертуаре ГПД.). Нынче трудно питать какие-то иллюзии по поводу советского режима в целом, от начала и до конца. Вопрос деликатный: тебе не бывает как-то неловко теперь за строчку про Ленина из этой песни?
Александр: Ну, это же было абсолютно искренне.

ИЛ: Это понятно...
Александр: Ты вспомни, что тогда мы думали. Мол, идея-то была правильная, только на каком-то этапе предатели идеи взяли и перевернули всё с ног на голову. Была весна 1987 года, мы тогда начали играть рок такой политический, потому что мы хотели вернуться к идеям, которые нам казались хорошими, правильными. Ну, а потом, когда уже через год или два начали появляться документы, книги - "Архипелаг ГУЛАГ" и прочее - стало понятно, что уже не то, что надежды... Слава Богу, что это закончилось. Был такой период, который длился, может быть, год. К концу 1988-го уже не то, что не хотелось петь про это, мы просто взяли и... Ну, так получилось, там совпадение было, я уже сильно болел, и разногласия в группе. Группа распалась. Я сознательно перестал это петь, когда это стало не то что модно, а когда об этом по телевизору запел Тальков. А не тогда, когда было так, что на фестивале стоят КГБшники по стенам, люди фотографируют людей, и все остальные друзья думают: "Когда же нас всех повяжут?". Но именно эти песни придали уверенности, что мы тоже можем не просто как быдло, как серая масса, когда можно человека улице взять, остановить, забрать, увезти, ни перед кем не отчитываясь. Там даже в этой строчке была речь не о Ленине как таковом, а против тех людей, которые эту власть подменили, обуржуазились, не оставили даже того, чем всех потчевали. Речь идёт об этих антинародных... Как их там... Я уж забыл.

ИЛ: Пить или не пить алкоголь - личное дело каждого. Но каково тебе петь такие достаточно удалые песни про это дело, зная скольким людям бухло жизнь попортило, каким бедствием является вообще химическая зависимость?
АЧ (усмехается): Это же не удалые песни, это крик души по большому счёту. Вот как-то один раз на квартирнике парень молодой, ему 24 года, но достаточно потрёпанный, в наколках, не "ботаник", просил меня после каждой песни спеть песню "Водка". А это уже было после истории с Наилем, который ушёл и сказал, что нельзя пропагандировать алкоголь и наркотики. Ну, этот парень просил, а я отказывался и пел другие песни. Так он что-то не отставал. Минут через сорок я спрашиваю: "Слушай, а что ты так эту песню просишь? Что там такого?" Он: "А вы знаете, я после того, как услышал эту песню, бросил пить почему-то, и мои родители очень этому обрадовались".

ИЛ: Слава Богу.
Александр: Понимаешь, тут же всё, наверно, от человека зависит. Ещё, наверно, от друзей, которые должны в какой-то момент помочь. Ну, допустим, в фильмах некоторых драка - это способ выражения каких-то вещей, которые происходят... В песнях это тоже аллегории, чтобы как-то усилить, подчеркнуть что-то другое, что за этим стоит. Поэтому всё очень непросто.

Фото: Андрей ФЕДЕЧКО

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 30 ноября 2007, 22:17
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЧернецкий & Чиж - "Comeback"Старый Пионэр25.12.2000
СтатьиСП в СП (Часть 02. Чернецкий)Старый Пионэр27.04.2004
СтатьиСП в СП (Часть 03. Чернецкий. Продолжение)Старый Пионэр30.04.2004
СтатьиСП в СП (Часть 04. Чернецкий. Продолжение)Старый Пионэр06.05.2004
СтатьиСП в СП (Часть 05. Чернецкий. Окончание)Старый Пионэр12.05.2004
СтатьиСП в СП (Часть 06. Чернецкие)Старый Пионэр29.05.2004
СтатьиПарад равновеликих (концерт "Башлачёв - 50". ЦДХ, Москва, 21.05.2010)Алексей Анциферов27.05.2010

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004