ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ: Всё сразу! (Интервью и концерт в клубе "Точка", Москва, 18.06.2010)


Представлять читателям "Нашего НеФормата" группу ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ нет необходимости. Они и сами наши читатели. Поэтому не будем рассказывать им про них самих, а просто последуем концепции группы и, не скупясь, дадим вам всё сразу: интервью, рецензию на новый DVD и репортаж с концерта-празднования 11-летия группы.

Мистика, практика, эклектика

Алексей Анциферов: У вас выходит DVD, который вы записывали на rконцерте, посвященном 10-летию группы. Скажите, группа заботится о видеоряде на своих выступлениях, вы стараетесь сделать из каждого концерта шоу? Применяете какие-то спецсредства?
Юрий Русланов: Да, конечно. Поскольку такие большие концерты у нас случаются не очень часто, мы стараемся как можно больше интересных вещей и сюрпризов приготовить для зрителей: вспоминаем старые песни, вывешиваем задники, надеваем костюмы. По мере сил, по мере возможностей на каждом концерте хочется чем-нибудь удивить, чтобы людям было не скучно.

АА: Можете рассказать о наиболее запомнившихся шоу за эти 11 лет?
Юрий: Поскольку мы развиваемся вширь и ввысь, то самым ярким событием кажется презентация нашего последнего альбома "Для Тех, Кто Видит Сны. Vol.1". Мы сделали новый красивый задник, новые костюмы. Мне удалось притащить два огромных светящихся вентилятора, здоровенные вентиляторы, дымы, световые эффекты. Получилось красиво, я читал отзывы - народ был впечатлён.

АА: Я воспринимал ОРГИЮ ПРАВЕДНИКОВ как группу, которая любит играть со слушателями и зрителями. И я ожидал, что вы будете скрывать свои лица.
Юрий: Есть специфика некоторых композиций, которые мы обыгрываем холодом - не обращаемся к слушателям, просто транслируем - но их можно по пальцам перечесть. Раньше мы немножко держали фигу в кармане: вот, мы такие крутые и тоже так можем. На первых альбомах даже не было наших имён, мы выступали как группа, не персонализировались никак. А в последнем альбоме мы выложили вообще всё: кто мы такие, на чём играем, вся информация открыта, вплоть до того, что сам альбом выложен на торрентах. Вот так, с открытой душой, с открытым забралом. На концертах больше общаемся с публикой.

АА: Сергей, в песне Юрия Наумова "Сюрреалист" есть такая строчка: "Я слишком реально всё вижу, чтобы быть реалистом". Продолжая тему мистики в текстах ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ, вы можете согласиться с этой фразой? Вы сюрреалист, реалист, мистик?
Сергей Калугин: Мистика не исключает реализма. Мистика - это, пожалуй, предел реализма. В православии есть такое понятие "трезвение". Оно касается опасности некоего тумана, который может возникнуть на мистическом пути, и, соответственно, нужно постоянно сохранять голову в холоде и своё собственное сознание в ясности, чтобы не впасть в так называемую "прелесть".
Другой вопрос, что какие-то явления, абсолютно ясные, обыденные для мистика, могут представляться обычному человеку, погружённому в материальный мир, сверхъестественными и невероятными, сюрреалистичными. Но, тем не менее, изнутри это видится резко, совершенно спокойно, светло. Мистика, в общем, вещь простая как валенок, ясная и внятная. Поэтому здесь не место порывам, метаниям.
То, что я говорил, я говорил не в оппозицию сказанному Юрой Наумовым, а отчасти комментируя этот образ. Я понимаю, что хотел сказать Юра фразой о сюрреалисте и реалисте, и суть его высказывания совершенно ясна и правильна.

АА: Мы уже затрагивали вопросы видеоряда, игры со зрителем. В ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ вы несёте ответственность за тексты. Скажите, а вы любите играть со слушателем словами, запутывать?
Сергей: Нет. Зачем? Я говорю о простых и достаточно понятных вещах, по крайней мере, в последние годы. По молодости я был многословен, мне требовалось большое количество слов, чтобы попытаться объяснить, что же я имею в виду. Теперь же я, слава Богу, много старше, и мне достаточно употребить несколько простых слов для того, чтобы донести суть послания до слушателя. Поэтому сознательно я ничего не запутываю, но я люблю играть с образами, с культурными контекстами. Люблю сочетать на первый взгляд несочетаемое - это касается не только текстов, но и музыки.
Юрий: Название группы само за себя говорит.
Сергей: Элемент игры во всём этом, конечно, есть, но в той же степени, в какой элемент игры присутствует у ребёнка, который надел на голову картонный шлем.

АА: А провокациями вы занимаетесь?
Сергей: Сознательно - нет. Бывает, что со стороны это воспринимается как провокация, но сам факт искусства в современном мире становится провокативным. Если ты просто-напросто пытаешься жить по-человечески, действовать нормально, и - в нашем случае - заниматься искусством, а в чьём-то случае заниматься бизнесом... Представьте себе абсолютно честного бизнесмена. Это же скандал и провокация - в современном-то обществе. Так же и честное искусство - скандал и провокация в тех условиях, которые мы имеем. Поэтому никакого сознательного провоцирования.
Юрий: При всей видимости мощного, пафосного явления, мы люди неконфликтные. Мы никому не стараемся специально дать в морду. Мы стараемся жить и делать наше дело так, как подсказывает сердце. А кому-то это не в жилу. Тогда наши действия воспринимаются как провокация.

АА: Как раз 11 лет назад я встретился с поклонницей вашего, Сергей, творчества, и она говорила приблизительно так: "Сергей Калугин - очень хороший человек, но его окружают люди, которые хотят заработать на нём деньги". У вас есть конфликты с поклонниками (не только по поводу денег)? И если да, то как вы их решаете?
Юрий: Как правило, конфликты возникают между поклонниками, а не между нами и ими. Они ссорятся, приходится их усмирять. Конечно, критика присутствует...
Сергей: Как показывает практика, достаточно просто-напросто не останавливаться и продолжать идти, и обязательно найдутся люди, которые будут говорить, что ты что-то такое предал, что-то упустил, что-то не видишь, во что-то очень важное плюнул и т. д., и т. п. Это инерция человеческого восприятия, то есть человек привык воспринимать нас определённым образом. И когда выясняется, что явление это не зафиксировано, что оно - не мёртвая каменная баба, которая никуда не денется, а оно живое, оно идёт, у него свои интересы, своё видение того, что ему нужно делать, бывает несоответствие ожиданиям. А поскольку намного проще обвинить другого, чем попытаться самому пошевелить мозгами, то вот эта ленивая реакция обвинения случается. Но у нас это нечасто бывает.
Того же Бориса Борисовича Гребенщикова каждый год обвиняют в том, что он что-то такое предал. А он живёт себе и живёт. Кожу меняет и меняет.
Самое главное, что, стоишь ли ты на месте или движешься вперёд, тебя найдут в чём обвинить. Если консервативен - обвинят в консерватизме, если авангарден - обвинят в трюкачестве. Как пел Кинчев: "Я не червонец, чтобы нравиться всем". На какой-то момент мы со слушателем пересеклись, ему пришлось по сердцу то, что мы делаем с его восприятием - ну, слава Богу. Пусть скажет "спасибо" и идёт дальше, но зачем за пятки кусать? Это глупо.

АА: Какой альбом из всей вашей дискографии вы считаете наиболее получившимся?
Юрий: Последний, конечно.
Артемий Бондаренко: Это первый альбом, за который нам не стыдно.

АА: Я перед интервью переслушивал ваши альбомы, и у меня сложилось впечатление, что как раз первый был наиболее сбалансированным, а дальше начались шутки. Это даже видно по трек-листам: после грандиозной композиции "Присутствие" идёт "Школа Жизни". Вы так разминались? Мускулами играли, молодые?
Юрий: То, что произошло с альбомом "Оглашенные, Изыдите!" - это было счастье незнания. Альбом делался вслепую: никто ничего не знал, сделали всё наобум и - получилось. Для человека, который нас писал и сводил, да и для нас это была первая серьёзная работа. В ней звучит молодой задор: "Ааа!!!" - с горящими глазами на амбразуру. А дальше включились мозги.

АА: Вы по-прежнему считаете, что того, чего хочешь, можно добиться только в обход? Если что, гитарист в струны задует, вместо того, чтобы на них пальцами играть.
Юрий: Актуальность этой фразы ничуть не утратилась, просто к ней добавилось понятие "искусство прямого действия". Две дороги: можно скрипки изображать, дуя на струны, или трубу изображать флейтой, а можно просто взять трубу и сыграть. Теперь у нас есть и такие средства. Мы пользуемся ими в меру своих возможностей и желания. И то, и другое ценно, и то, и другое возможно.
Сергей: Такого рода фразы хороши тем, что они хороши к случаю. Очень мало на свете сказано вещей, которые были бы применимы в любых обстоятельствах. Смысл этой фразы - как в китайской мудрости: чтобы сделать огромный шаг вперёд, нужно сделать три шага назад. Когда-то приходится поступать так, а когда - шлем на голову, меч в руки и вперёд, вполне по-европейски.

АА: После вашего первого альбома, который был чудесным образом, по счастью незнания сделан, мне казалось, что в следующих двух альбомах ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ преодолевала тот задел песен, который был у Сергея, которые были сделаны под гитару. И они были сделаны практически идеально. Как вы преодолевали эту герметичность? Пришлось всё разломать и сделать заново?
Юрий: И да, и нет. Во-первых, мы делали не только Серёгины вещи. Музыку мы все потихонечку делали. У ARTЕЛИ с того времени остался порох в пороховницах, мы писали и пишем много музыки. Мы ничего, собственно, не переделывали. Если музыкальное произведение как музыкальная мысль состоялась, то ничего с этим уже не сделаешь. Как есть, так и есть. С ритмической структурой песни уже ничего не сделать. Если она на 4/4, то она и будет на 4/4. Если она написана в ре-миноре, то если перенести в другую тональность, это будет другая песня. Мессидж, который заложен в песне, невозможно реализовать кроме как тем единственным образом. Поэтому всё, что мы делали с Серёгиными вещами - мы их дополняли, вытаскивали из них всю подоснову, ту музыку, которую Серёга просто не смог реализовать. Поэтому "до основанья, а затем..." здесь не работало. Здесь работало именно погружение в материал, глубинная и духовная работа с Серёгой и без Серёги. Мы меняли аранжировку, меняли местами куплеты (и такое было), а песни оставались теми же самыми. Вот это, кстати, до сих пор не могут понять люди, которые привыкли слушать Серёгу одного.

АА: Почему же всё-таки альбомы так эклектичны, почему не получалось выстраивать их в единое целое? Всё время возникали шуточки.
Юрий: Есть вещи, которые для большинства - как огонь и лёд, которые соединить нельзя, но для нас это органично, и мы работаем с этим как с инструментом. Зафигачить в загрузный альбом две смешные вещи - это нормально.

АА: Может быть, человеку стоит сказать: "Вот цель твоя, а мы тебя проводим с помощью нашего альбома". А вы заставляете его не идти ровно по пути, а делать прыжки.
Юрий: Всё это абсолютно намеренно и сознательно делается. Я ненавижу группы, которые 20-30 лет играют одну и ту же песню в одном стиле, в одном ритме, как ZZ TOP. Мы другие, мы не в Вечности. Мы нашли для себя нишу, в которой мы живём органично и гармонично. Нам хорошо. На самом деле, нам всё равно, где бродить, везде - это мы. И альбом выстроен именно так, чтобы человек проходил вместе с нами тот путь, который мы проходили, сочиняя и записывая этот альбом. Человек живёт нашей жизнью, понимает то, что мы понимаем. Самая главная наша задача - донести то, что хочется донести, а уж прямая это линия или через "за углом"... Всё это средство, а не цель. Наш разношёрстный репертуар - это веление сердца, а не ума.
Сергей: Я недавно пересматривал работы Ольги Арефьевой. Первая мысль - какая же она гениальная баба! А вторая - её путь прямо противоположен тому, что делаем мы. Она себя реализовала как кабаре-певица, рок-певица, шансон играла, танцевала, театром занималась. Во всех возможных жанрах она себя каким-то образом проявила. А мы поступили совершенно по-другому: у нас составляющих не меньше, но мы взяли и соединили их в одно явление, которое называется ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. У нас тоже всё присутствует - барды, кабаре, хэви-метал и пятое, и десятое - но всё сразу, а не по отдельности.
Любое искусство не с потолка падает. Это комбинация влияний, которое оказано на художника разными пластами культуры. Огромное количество влияний. Вопрос в том, удалось ли эти влияния переплавить в новое уникальное единство, или же это осталась каша из непереваренных кусков, то, что называется эклектикой. Если распалять под этой кашей мощное духовное пламя, то в результате получается новый уникальный сплав. И поначалу все пытаются выделить его составляющие, чтобы понять, что это такое. Говорят: "А, это JETHRO TULL, METALLICA с DEAD CAN DANCE, АКВАРИУМ и SLAYER". Вот такого рода конструкции. Люди пытаются понять, из чего же мы сделаны. Наконец, начинает возникать понимание, что это некое новое единство, новое направление. Потом народ будет в него упираться. С одной стороны, здорово, а с другой стороны, очень геморройно. Пока все расчухают, что мы что-то новое сделали...
Юрий: Наш преподаватель в джазовой школе Илья Сидельник, когда послушал наш первый альбом, сказал: "Да, винегрет, но вкусный".
Алексей Бурков: А вот где грань между эклектикой и новым блюдом? Можно продукты набросать в сковородку, получится бурда, которую есть нельзя. Вот это эклектика. Я думаю, грань здесь такая: ингредиентов может быть мало, может быть много, но если блюдо вкусное, это уже не эклектика, а новый продукт.


Приложение 1

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - 10 лет


Приложение 2

Настоящие сварщики (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ в клубе "Точка", Москва, 18.06.2010. 11 лет группе)

Наверное, ни одна группа не начинала свои концерты так скромно. Гитарная трель прозвучала в темноте и - ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ вышла на свет в праздничных чёрных безрукавных фраках (см. буклет DVD) и сразу грянула "Реки Движутся Вспять". Фактура, фактура и ещё раз фактура! Большие красивые мужчины – зрелище, которое может радовать глаз довольно продолжительное время.

Всё же хорошо, что оргиасты не стали концентрировать внимание только на себе и своих чёрных фраках. Размеры сцены в "Точке" принуждали к относительной статичности, поэтому живость течению концерта придавали гости, приглашенные на день рождения. Ради праздника на сцене побывали многие герои и героини эпизодов биографии и дискографии ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ: торжественный трубач Александр Миткевич, почти незаметная, но совершенно необходимая виолончелистка Ирина Вылегжанина, певица Елена Юркина, сексуально крутившая попой и певшая великолепным сопрано. Один из дорогих гостей побывал на празднике незримо, но слышно. В конце первого отделения Сергей и Юлия исполнили инструментальное произведение, и Сергей специально отметил, что партию для виолончели написал Пётр Акимов.

То, что группа празднует 11-летие всерьёз и надолго, открылось тогда, когда был объявлен антракт между первым и вторым отделением. В первом ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ выполняла данное обещание сделать концерт крупных форм. Это отличный способ дать себе расслабиться, а поклонников проверить на прочность. Перед антрактом Калугин пообещал, что "второе отделение тоже будет большим и красивым".

Вторую часть оргиастической вечери начали с "Туркестанского Экспресса". Обрадованные фаны тут же начали водить под него хороводы (даже представить себе не мог, что такое возможно!). Да и сам Сергей Александрович запрыгал по сцене как 11-летний мальчик. "Гимн" порадовал новой аранжировкой, достойной мультфильма "Как приручить дракона". Сергей песню так и представил: "Полетаем на дракончиках!" Вообще, благодаря трубе А. М. в некоторых песнях появилось непредусмотренное ранее веселье. Но оно быстро закончилось, когда поплыла “Das Boot”. От веселья до трагедии - один шаг! Так работает ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ.

Фанаты дисциплинированно скандировали: "Ор-ги-я! Ор-ги-я!!" И Алексей Бурков пообещал: "Ну, сейчас будет вам оргия!" После чего ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ коллективно и вдохновенно зарычала: "Любо-о-овь!!!", сопровождая песнопение окроплением аудитории водой. Последовавшее затем слияние и поглощение оставило в моём сознании лишь фрагменты и лозунги:

Наша родина – СССР!
(Сергей Калугин, надевая маску сварщика: "Я думаю, SLIPKNOT сосёт").

Сильна как смерть любовь!
(Поклонники: "Мы вас любим, но так просто вы от нас не уйдёте!" Надувают шарики).

С днём рож-день-я!
(Полетели шарики).

О, вспомнил! Группа играет свои песни за разноцветные воздушные шарики! Приносите на следующий день рожденья в подарок шарик и сами в этом убедитесь.

С днём рожденья, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ!

Фото: Анастасий САФАРИ

Автор: Алексей Анциферов
опубликовано 30 июня 2010, 13:28
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (5) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Оглашенные, Изыдите"Старый Пионэр09.12.2001
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Кораблик 24.06.04"Игорь Лавинский14.11.2004
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Двери! Двери!"Старый Пионэр18.01.2006
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Уходящее Солнце"Старый Пионэр05.06.2007
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "10 Лет" (DVD)Алексей Анциферов30.06.2010
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Шитрок"Олег Гальченко13.06.2012
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Для Тех, Кто Видит Сны. Vol. 2"Юлия Боровинская26.02.2016
СтатьиДекабрь в Петербурге (АДАПТАЦИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, КАЛИНОВ МОСТ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - 2003)Екатерина Борисова24.12.2003
СтатьиПомпейный рок ("Корабь плывет". 5 лет ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ)Старый Пионэр30.07.2004
СтатьиСергей Калугин: "Мы пытаемся превращать в событие все, что делаем"Игорь Лавинский24.09.2004
СтатьиПраведники идут. ОРГИЯ в "Б2" (Москва, 6.09.2005)Максилла Кузнецов12.09.2005
СтатьиСобытие по имени "Зонарока" (фестиваль в Сарове 19.11.2005)Старый Пионэр24.11.2005
СтатьиДелать, что должен! (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ)Дмитрий Вознесенский14.02.2007
СтатьиМузыкальная оргия в двух частях (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. Концерты в Киеве 8-9.04.2011)Валерия Соколовская20.04.2011
Статьи"Шитрок" форева (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ в Киеве, 5-6.04.2012)Валерия Соколовская10.04.2012
СтатьиРусский экстрим в украинской столице (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ в Доме Художника, Киев, 12.12.2013)Валерия Соколовская18.12.2013
СтатьиОратория длиной в два дня (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, Киев, "Data Hub" и клуб "Atlas", 14-15.10.2016)Валерия Соколовская27.10.2016
Музыка (mp3)ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВСтарый Пионэр06.08.2004
Музыка (mp3)С Новым 2009 годом!Старый Пионэр30.12.2008

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.09 / 6 / 0.011