Помпейный рок ("Корабь плывет". 5 лет ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ)


ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - ''Последний Воин Мертвой Земли''"Молча смыкаетесь? Эй, мертвецы!
Пусть ваши лица и строги -
Я не боюсь вас, немые бойцы!
Я нападаю! С дороги!"
В. Ходасевич


Земля трясется под ногами. Рокот выныривает из глубин и распускается цветком оглушительного грохота. Пропорциональные мраморные фигуры превращаются в ущербных уродцев. Порталы величественных зданий покрываются трещинами, как к старости покрывается морщинами лицо. Люди, совсем недавно лелеявшие свое богатство и упивавшиеся властью, сейчас больше напоминают жалкие комочки слизи. Кровь и пепел. Ничтожество и могущество. Возрождение и полный крах. Помпея. Это верная смерть и вечная жизнь.

Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок.
Они разрушили все, они убили всех нас.


"Последний Воин Мертвой Земли" стоит перед нами весь в ранах. Мы смотрим в его глаза, не чувствуя того, как стекает кровь по губам и ладоням. Наши сердца бьются - остальное уже неважно. Пытаясь четко определить, как описать происходящее в мире, когда ОРГИЯ рубит эту песню, неизбежно приходишь к слиянию трех частей: безудержная мощь стихии, помпезность античной архитектуры и безнадежный крах человечества. Поделившись своими соображениями через несколько часов с флейтистом группы Юрием Руслановым, я услышал в ответ: "Это именно оно! Так все и есть". Рок Помпеи.

Сергей КалугинНо я опять поднимаю изрубленный щит
И вынимаю из ножен бессмысленный меч.


Сингл ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ состоит всего из одной песни. Когда она заканчивается, кажется, что душа еще не успела выкрикнуть все наболевшее, и песня звучит снова. И еще раз. После четвертого-пятого прослушивания начинаешь понимать, что это не сингл, а целый альбом, содержащий в себе слишком много, чтобы уместиться в 5 минут. Таким образом, длительность альбома индивидуальна и не имеет ограничений. В отличие от длительности песни. Когда мне кто-то говорит, что записан сингл плохо, я недоуменно смотрю на собеседника: "О чем это он?" Разве остается здесь время еще и на то, чтобы быть патологоанатомом? "Воин" - это гимн. Прямой, грубый и сокрушающий, как таран. И - ради Зевса - не пытайтесь приклеивать на него бумажные цветочки!

И я кричу им: "Вперед!" Я кричу им: "За мной!"
Раз не осталось живых, значит, мертвые - встать!


В конце композиции группа превратилась в Молот Тора, а рыку Калугина позавидовал бы и Везувий. Что в этот момент происходило в зале - сказать не могу, так как меня там не было. Перед сценой находилась только моя физическая оболочка. Впрочем, все это было уже через несколько минут после начала концерта, а началось все с...

Корабь плыветАсфальт душит жаром, но от воды веет свежестью, поэтому пребывание на причале "Киевский вокзал" вполне сносно. Пусть даже "Корабь" и опаздывает. Ожидающие стайками кружат по пристани, время от времени тщательно осматривая реку. Пьяных нет, сюда пришли те, кто желает услышать. Издалека над суетливыми небольшими волнами Москвы несется клич: "ОР-ГИ-Я! ОР-ГИ-Я!!" Это он. Вернее - ОП. Загружаемся.

"Корабь" совершает не первое путешествие. Организовывает его продюсерский центр "K.S.H.", который уже имеет в активе плавания с Инной Желанной, Ольгой Арефьевой... На очередной "заплыв" приглашены Калугин сотоварищи. Вот они на импровизированной сцене. Рекоплавание уже началось. Саундчек продолжается еще минут тридцать. За это время все успели занять себе места, купить недешевого пива (кто-то сока), присмотреться к музыкантам. Мимо проплывают московские пейзажи. "Корабь" стоит на месте, а вот мир сдвинулся: за окном неуклонно меняются Место и Время, внутри все остановилось.

Ноги КалугинаКороткое вступительное слово Сергея Калугина. Здесь не просто концерт, здесь происходит запись концертного альбома ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Это дает возможность всем остальным, кто не смог поплавать на корабе ОРГИИ, получить хотя бы отдаленное впечатление о произошедшем. Формальность полезная, но на настроение присутствующих почти не влияющая. Разве запись даст почувствовать запах речной воды, смешанный с пивом, или внезапно остановиться взглядом на босых ногах вокалиста? А в свои права нежно, но властно вступила "Ночь Защиты". Мы сидели голые и чистые. Мы знали, что нас - беспомощных - защитят. Мы знали, что мы - всесильные - сможем закрыть собой от бед весь этот маленький мир. Молитва смешивалась с речью полной силы и независимости. Очищение. От всего, что принесли мы сюда с собой.

И почти без паузы - "Удары сердца твердят мне, что я не убит". Мы уже готовы к этому. И мы еще в самом начале пути и этого повествования. Взметнувшаяся вперед рука Сергея приветствует нас. Значит, все правильно. Значит, жизнь. И вдоль реки стелется, оставляя за собой бурунчики счастья, "Радость Моя..." Раньше - когда Калугин был один - это было эпилогом, теперь же - первая глава наших взаимоотношений. "Прошла пора вступлений и прелюдий", началось действо, в котором обе стороны стали равноправными участниками. После окончания песни Сергей оценил: "В высшей степени оккультно, кошерно и православно".

И снова резкая перемена настроения. Никакой инерции духа не допускается. В тесное помещение прогулочного кораблика врывается мотострелковый полк. "Скульптор Лепит Автопортрет". И надо много смелости, чтобы не соврать самому себе. В какой-то момент посреди канонады прорывается крик с задних мест: "Да-а!" Вот так, наверное, приходит самоосознание - пена, слетающая с губ, отчаянный порыв и Откровенность открывает двери в самое себя, за которыми не ждут прекрасные принцы. Но почему-то без этого не прожить.

ОРГИЯДва "пивных бивня" в зале начинают распевать что-то баварское. Это звучит не в русле звучащего пока репертуара, но настолько естественно, что улыбаются даже музыканты. Сюрпризом за сюрприз. И хотя ОРГИЯ не показывает новые вещи по одной, накапливая их, а потом представляя сразу небольшой блок новинок, в этот раз делается исключение, и происходит премьера одной песни - "Хуанхэ. Дождь Над Великой Рекой". В следующий раз ее можно будет услышать уже только осенью. Осень еще не скоро, а река - вот она, мы по ней плывем. И мимо нас тянется вовсе не Кремлевская, а Великая стена. Китай - мудрый и коварный. И всегда - драма.

Еще один сюрприз - гребенщиковская "Кад Годдо", которая почему-то не вошла во второй том "Трибьюта БГ". Почему? Калугин уверял, что мы поймем это после прослушивания. Я не понял. Версия, достойная занять место на втором томе с куда большим основанием, нежели половина записанного там мусора. Тут вам не какой-то расслабленный немощный ходок с дрожащим голоском, а воин-охотник, раскрасивший лицо в черные готические тона. Слегка растянутая, но ритмически акцентированная музыкальная часть песни добавляет ей угрюмого лесного эпоса. Может быть, дело в Гребенщикове, узревшем здесь свои истинные размеры? Не знаю. Да и не собирался я долго ломать над этим голову, коли концерт продолжался, и нас ожидала следующая остановка - Сицилия. Аранжировка отличалась от уже как бы канонической, но какие, к богу, каноны, когда речь идет об ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ?! Вот и мирная "Пастушка Адель" началась с неожиданной миниатюры: сначала Сергей произнес какой-то милитаристский набор немецких слов (немецкого практически не знаю, но речь шла о какой-то стрельбе, каких-то целях) в стиле Лучшего Оратора 30-х - 40-х годов прошлого столетия, а потом группа врезала 5-секундный вариант "Милого Августина". Вот так потеряла невинность глупая пастушка, не успев даже появиться на авансцене. Адель задала настроение на перерыв, в течение которого можно было сделать "легкий вздох" и весело провести время в очереди в туалет. Иронично? Зато полностью в русле концерта. Зрители не остались в долгу и налетели на ОРГИЮ с поздравлениями по поводу первого в жизни коллектива мини-юбилея. Апогеем стало вручение подарков, среди которых главное место занимал плавленый сыр. Будет, что потерзать ПРАВЕДНИКАМ на подоконнике.

Еще не все успели разместиться на местах, когда кораблик превратился в железнодорожный состав и рванул с места, не дожидаясь опоздавших, по трэш-рельсам еще более ужесточившейся аранжировки. Места оказались слишком жесткими, и пассажиры стали потихоньку взлетать с кресел, хотя состав покидать никто не собирался. Две амазонки размахивали гривами аки крылами вороными и огненными; не зря тайфунам дают женские имена. Локомотив пронесся по палубе, оставляя за собой горящие глаза, разлитое пиво и разорванные рубашки, а проводник скромно сошел со сцены, представив группу ARTЕЛЬ. Вежливое любопытство туманно отразилось на лицах. Песня "Фонарь" (из репертуара тех времен - пятилетней давности) не предвещала ничего, кроме коллекционной ценности. Приятно было разочароваться - мы услышали новую/старую песню ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Это была именно она, узнаваемая и интересная, только пел не Сергей Калугин, а Юрий Русланов. Разливистая флейта, оригинальные басовые партии, агрессивные барабаны и скрепляющая все воедино (непривычная роль, не правда ли) гитара. Они нашли с Сергеем друг друга, сумев не потерять ничего своего (некоторые мне возразят, что потерял именно Калугин, и будут совершенно не правы. Почему? Читайте пресс-конференцию) - редкий случай. Наградой зрителей музыкантам было скандирование: "ОР-ГИ-Я! ОР-ГИ-Я!!"

Постепенно перед сценой вырос "стоячий партер" - сидеть удавалось немногим. "Покой И Свобода" была подхвачена многоголосым хором. Еще немного - и присутствующие были бы согласны спрыгнуть и понести "Корабь" на руках туда, куда "Арго" не носили. Группа разрезвилась. Для начала поздравили Володю Красикова с днем рождения, сыграв туш, потом полетел "Цыпленок Жареный", и вот она - "Селедка"!!! Знаменитое стихотворение превратилось в искрометный музыкальный бурлеск, крепко сдобренный дум-дэт-грайндкоровой приправой. Доведенная до температуры плавления публика требовала - как теперь модно га-аварить - римейк на "Армию", но получила не менее популярное развлечение - караоке под "Total Control". Тут уже и говорить нечего, потому что блэк-истерия достигла пика, над которым возвышались только два слова, написанные на бумаге в руках у Калугина - "полный пиздец". Откуда взялись силы на хэви-барокко-н-ролл "Это Не Жизнь" - будем знать только мы с ОП. Что поделаешь. Жизнь. И, конечно, Смерть ходит рядом; "Убить Свою Мать" отрезвила всех и заставила оглядеться. Мы возвращались. В Москву? Не помню. Помню только, что было "Возвращение В Неаполь". Помню, что мы все стояли в обнимку. Помню чьи-то руки на своих плечах и зажигалки под крышей кораблика. Помню слова соседа: "Это любимая песня моей мамы". Помню терпкую прощальную красоту звуков и слов. Помню, что мы все пели про кораблик и... плакали (кто внутренне, а кто и вполне зримо). Помню...

А потом были попытки вызвать "на бис". Были слова Сергея, что "биса" не будет, честно. И онемевший "Корабь" уносил нас в темную тишину.

Пресс-конференция

Участвовали:

Дмитрий Бебенин (ДБ) - "Zvuki.ru"
Старый Пионэр (СП) - "Наш НеФормат"
Неизвестный мне персонаж
Еще пяток молчаливых журналистов

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ:
Сергей Калугин - песни, акустическая гитара, вокал;
Алексей Бурков - электрогитара;
Юрий Русланов - флейты, безладовый бас;
Артемий Бондаренко - бас;
Александр Ветхов - ударные;

Почти все зрители (в роли слушателей)

ДБ: Не так давно к нам в редакцию пришел ваш последний сингл. Мы занимаемся легализацией mp3 - затем и описывали сингл. Соответственно, вопрос: когда можно ждать полнометражного альбома?
Сергей: Альбом будет выходить в двух форматах - "стерео" и "5.1". Версия "5.1" уже записана и в данный момент сводится. Сведением занимается Игорь Артемков. По-моему, единственный специалист, который работает с этим форматом в нашей стране. Есть определенные сложности, но мы рассчитываем, что в начале осени вариант "5.1" уже появится в продаже. Стереоверсия будет отличаться от "5.1"; целый ряд партий будет переигран и перепет заново. И эта версия сейчас готова наполовину. Здесь работа предстоит еще большая. Этот вариант выйдет позже.

СП: Содержание не изменится?
Сергей: Содержание не изменится. Будет два одинаковых, но при этом два совершенно разных альбома.

ДБ: То есть в версии "5.1" будут применены какие-то панорамные объемные звуки?
Сергей: Да. И будет их сводить Артемков, а стереоверсию будет сводить Эвелина Шмелева.

Сергей КалугинДБ: У сингла было такое простое звуковое решение в частности потому, что?..
Сергей: Потому что мы ощущали как долг необходимость в молниеносные сроки эту песню записать и выпустить. Мы не могли себе позволить роскошь работать над ней утонченно и тщательно. Нам важно было ударить кулаком... по морде. Что мы и сделали.

ДБ: Стало быть, если она войдет в альбом, у нее будет другое звуковое решение?
Сергей: В альбом она не войдет. Этот сингл и не сингл вовсе, а полноценный альбом в одну песню. Нам важно было высказаться, и мы высказались. Все, что мы хотели сказать, мы сказали. Альбом будет совершенно другой.

СП: "Последний Воин..." получил добрую порцию критики, в том числе и от известного журнала "FUZZ"...
(дружный гогот)
Алексей: Мы читали товарища Жавнеровича. Смешное сравнение с ЧЕРНЫМ ОБЕЛИСКОМ нас очень развеселило.

СП: Насколько эта песня отражает ваше актуальное жизнеощущение?
Сергей: Целиком и полностью. Это манифест.
Артемий: Сделан целиком сознательно, и полностью отражает нашу позицию.
Александр: Но это манифест не против, а за.

СП: Сегодня это особенно хорошо чувствовалось. Только что прошедший концерт нес огромный заряд... Как это принято нынче говорить? Позитива!
Сергей: Только вот в это понятие сейчас вкладывают совсем иное. Позитив как расслабленность. А у нас - состояние надежды в том, что надежды нет. Самурайский взгляд на действительность.

Артемий БондаренкоСП: Вас не смущает то, что 90 процентов обладателей аппаратуры "5.1" имеют не специализированную аудиотехнику, а "домашние кинотеатры", ориентированные на несколько другой подход к звукам?
Артемий: 90 процентам слушателей все равно, как слушать - на "мыльнице" или в машине стереоверсию ту же самую.
Сергей: Конечно, у 90 процентов не Hi-Fi дома стоит.
Артемий: Совершенно не смущает.
Алексей: В этом и состоит "правильное" сведение, чтобы можно было слушать как на качественном звуке, так и на обычной "мыльнице".
Артемий: Это уже чисто техническая задача, над которой Артемков сейчас как раз и бьется.
Сергей: А когда микс верный, информация будет донесена до слушателя, независимо от качества звуковоспроизводящей аппаратуры.
Артемий: И что важно, этот диск можно будет прослушать на любом DVD, которых у наших жителей становится все больше и больше.

СП: Сегодня 5 лет со дня рождения ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Но в то же время и 5 лет со дня смерти ARTЕЛИ...
Артемий: Смерть - всего лишь продолжение жизни.
Юрий: Развитие.

СП: Согласен. Тем не менее, журналисты неоднократно лягали Калугина за фразу "ничего нет прекраснее смерти". Издеваются - мол, неужели молодежь выйдет на улицу распевать такие строки?
Сергей: Было бы здорово, если бы пели. Ну вот, например, группа ARTЕЛЬ. Что потерялось? Вы сегодня сами слышали, они играли свою вещь, которую ранее исполняла ARTЕЛЬ...

СП: Это ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ!
Сергей: Да. Это ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. Ничего не умерло, все живо. Еще добавилось что-то. Еще какие-то листочки раскрылись. Лотос продолжает раскрываться. В этом смысле смерть ARTЕЛИ - это ее воскресение.

Сергей КалугинСП: С этим понятно. Согласен. А по поводу процитированной строчки?
Сергей: Я могу сказать таким журналистам только одно: до тех пор, пока они не будут иметь мужество встать с этой темой лицом к лицу, они не будут жить. Ключ к жизни лежит только в смерти. И только осознав смерть, поняв смерть, приняв смерть, научившись умирать, можно начать жить. А до этого жизнь представляет собой реальную смерть. Жизнь в состоянии зомби, трупа. Да, это трудно, это больно, это страшно. Это мучительно, потому что люди отвыкли сейчас работать над чем бы то ни было. Сейчас ведь основное требование их существования... Как эти нелюди говорят? А! "Не грузи!" Что значит "не грузи"? Это значит - "не заставляй меня думать". Разумеется, что такой удар по морде как "ничего нет прекраснее смерти" думать заставляет. Именно этого эти медузы и боятся. Мое им пожелание - прекратить быть медузами и стать рыцарями, как это и полагается.
Алексей: Смерть - это вообще основная тема и мотив наших произведений.
Сергей: Да, мы только об этом и поем.
Алексей: Смерть и Любовь, Покой и Свобода. Все это - имена Бога.

СП: Коли уж заговорили о Боге. Применительно к Калугину и ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ очень часто звучит слово "эзотерический". Разве ваше творчество направлено только на посвященных?
Алексей: Мы направлены не на посвященных, а на всех.
Сергей: Дело в том, что вообще термин "эзотерика" достаточно надуман. Что может быть глубже Евангелия? Сам Бог пришел на Землю и с людьми говорил. А о чем он говорил? Птички, рыбки и так далее. И эти его безупречные формулировки пробивают все слои бытия. Он говорил каждому, от самого простого человека до самого замороченного. Поэтому "эзотеризм" - это штука кажущаяся. Там, где много туману, скорее всего и глубины никакой особой нет. А мы - не туманные люди.

Сергей КалугинВ голове неожиданно всплывают строки "Мы - мирные люди...", которые плавно перетекают в рассказы Калугина на его "разговорном" альбоме "Несло". Хохочу вслух, не в силах удержать мысли про себя.
СП: Ну, вспоминая ваши рассказки на "Несло"...
СК (слегка надувает губы в искусственной обиде): Нет, ну а что? Сейчас идиотское время. Сейчас культура стала эзотеризмом! Просто обыкновенная культура, обыкновенное чтение книг, обыкновенное знание истории, религии, различных традиций, то, что составляет хлеб культуры. И вдруг это почему-то оказывается сложным и непонятным. Ничего удивительного. Продажа офисов - все понятно, никакого эзотеризма. Хотя свой эзотеризм в этом есть, конечно.
(всеобщий хохот)

СП: Насчет "врезать". Сегодня уже не один раз прозвучало это слово. Не кажется ли, что наш отечественный рок-н-ролл начал забывать о том, что это такое? И попутно вопрос об отношении к проекту РОК-ГРУППА с песней "Попса".
Сергей: Я не слышал. Честное благородное слово. Но я считаю, что если попсу ругают - это хорошо.

ДБ: Кстати, а ваше обращение к такому тяжелому радикальному звуку - сегодня я от вас слышал металл, трэш и чуть ли не грайндкор - связано с тем, чтобы таким образом пробивать...
Артемий: Ни в коей мере. Я надеюсь, что выход нашего нового альбома как раз и объяснит однозначно, зачем мы этим пользуемся. Дело в том, что людям, привыкшим слышать Калугина в гитарном акустическом камерном звучании, в первую очередь бросается в глаза тяжелый саунд.

ДБ: Кстати, он многих пугает.
Артемий: Он многих пугает. Не сразу и не все понимают, что это просто добавляет объем. Это еще одно измерение. Мы плоскость превратили в пространство. Мы много над этим работаем. У нас это одна из характерных черт: вплетение в тяжелый саунд легкой ткани акустической гитары, флейты.
Сергей: Соединение нежности акустики с мощью и симфонизмом тяжелого звука. И я еще хотел сказать, что рок давным-давно вырос. Это уже не молодежная музыка. Это серьезная культура. Поэтому мы оперируем пластами тяжелой музыки так же, как мы оперируем этнической музыкой, обращаемся и к барокко. Тяжелый рок в данном случае - просто один из инструментов.
Артемий: Многие почему-то только этот "тяжеляк" и замечают, не замечая всего остального.

афишаДБ: Что хорошо, ваша тяжелая музыка базируется на классике, как у Ричи Блэкмора...
Артемий: Мы пытаемся соблюдать этот баланс между Инь и Янь, между Оргией и Праведниками. Хотя у нас нет никакого противоречия в ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ. Это противоречие кажущееся.
Сергей: Точно так же кажущееся противоречие между акустикой и жестким звуком.
Артемий: И между классической музыкой и рок-музыкой. Это всего лишь наши комплексы, которые мешают нам увидеть, как все на самом деле есть.
Юрий: Самое обидное, что большинство из тех, кто противопоставляет эти вещи, просто не понимают ни того, ни другого. Видят яркую форму одного и другого и пытаются их сравнить. А суть-то одна!

ДБ: Я читал рецензию на ваш альбом в "КонтрКультУре". Там написано, что это хорошие стихи под урловскую музыку.
Сергей: Ничего удивительного. Это шаблоны восприятия. А вообще мы считаем нашими братьями по духу, наверное, три группы: RAMMSTEIN, SEPULTURA и APOCALYPTICA.
(Комментарий Юрия Русланова, сделанный позже: "Дело в том, что круг наших братьев тремя группами не ограничивается - просто это примеры. Эти три - это те, что на языке... Серега, наверное, не очень точно выразился. Их на самом деле и много, и немного, но эти самые яркие. Я бы, кстати, от себя бы добавил еще несколько штук, ну да Бог с ними".)
Дело в том, что RAMMSTEIN - это группа, которая синтезировала все лучшее, что есть в немецкой культуре. Все, чем Германия прославилась: тут и евро-диско, тут и металл немецкий, тут и театр Бертольда Брехта, тут культура Третьего Рейха, тут немецкие романтики, тут немецкий герметизм, все яркое, что было в Германии. Простые народные песни, марши. Этот комплекс и создал феномен RAMMSTEIN. Так и SEPULTURA синтезировала все ценное, что есть в бразильской культуре.

В этот момент Эвелина Шмелева принесла только что сделанную запись. Мы все с любопытством немножко послушали, каким всё же получится этот концертный диск.

Неизвестный: Какая студия записывает "5.1"?
Сергей: Студия "Рок-академия".

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - ''Последний Воин Мертвой Земли''Неизвестный: Вы не боитесь пиратства, поскольку DVD по большей части у нас продаются пиратские?
Сергей: С пиратством мы столкнулись, например, сегодня. Сегодня мне принесли пиратский первый наш сингл.
Артемий: На нас много не заработаешь.
Александр: Пиратят все, пиратят всех. Это ненаказуемо.
Алексей: Мы этого не боимся.
Сергей: Это неизбежное зло. При нашем государственном устройстве с этим не справиться. Да и на сегодня ситуация такова, что подавляющее большинство музыкантов на тиражах альбомов не зарабатывают, если у них не создана мощная система безопасности. Поэтому - фиг с ним со всем.
Артемий: Ну, вот тут говорили о легализации формата mp3. Взяли и выложили наши песни. Это пиратство? У нас ведь в чем фишка? У нас кошелечек, у нас классное яблочко на диске, сама болваночка необычная. Стильная штучка. Пусть попробуют повторить. А кому денег жалко - скачивайте в Интернете, ради бога.
Александр: Как только запишем второй альбом, "Оглашенных" полностью выложим на сайте. Хоть обкачайтесь.

ДБ: Понятно, что "5.1" лучше, чем mp3.
Артемий: "5.1" мы выкладывать не будем. Вообще этот формат еще просто не научились пиратить, т. к. мы вообще третьи в мире. Такие альбомы записали только IRON MAIDEN, Питер Гэбриел... и мы! Из попсы еще у нас в стране REFLEX собираются в "5.1" записываться.

Неизвестный: А не обидно будет, если обгонят?
Артемий: Обидно нам не будет, потому что куда важнее, что записано, а не как.
Алексей: Даже если обгонят, мы не торопимся. Мы хотим сделать по-настоящему.
Юрий: Мы не спортом занимаемся. И если мы будем не одни - это хорошо. Данный формат будет приобретать популярность.
Артемий: Да и пусть REFLEX там свой компакт выпускает - подтереться и выкинуть.

Алексей БурковСП: Раньше ОРГИИ если чего-то и не хватало, так это доброй порции иронии. Сегодня ее было в избытке. Это разовая акция или генеральная линия?
Артемий: Про "Селедку" спрашиваете?

СП: И про нее тоже.
Артемий: "Селедку" вообще специально к сегодняшнему концерту подготовили. Больше мы ее играть не будем.
Алексей: Мы сегодня выбрали иронию как способ донесения серьезных вещей. И тот, кто слушал концерт целиком, поймет, что программа была выстроена специально. Мы не собирались просто публику повеселить. Мы посредством иронии попробовали донести некоторые вещи, которые не удавалось ранее донести обычным...
Сергей: Вдалбливанием.

СП: А вот "Последний Воин...", наоборот, прозвучал еще серьезнее, чем на сингле. Это было особенно подчеркнуто новой концовкой песни.
Юрий: Это концертный вариант. Ноты почти все те же, но инструментальный состав другой. Мы на запись приглашали трубача и бэк-вокалиста пресняковского. Он настоящий профи. Поет очень высоко. Так никто из нас не может.

Время катилось к концу, а мне надо было задать еще один очень важный вопрос. Ведь если не задам его я, то кто-нибудь обязательно сам напишет ответ, не задавая этот вопрос музыкантам. Итак, ставим точки, запятые и восклицательные знаки над всеми недосказанными буквами.

СП: Не ищу славы Кокосова, но... Следует отметить факт, что в логотипе ОП явно читаются две характерных молнии "SS", а на сегодняшнем концерте Сергей, к тому же, приветствовал публику характерным выбрасыванием руки вперед. Не опасаетесь ли вы, что завтра в какой-нибудь из газет появится статья "ОРГИЯ с косой челкой"?
Сергей: Насрать с высокой колокольни. Нам глубоко отвратительны любые табу. Нет ничего естественнее для человека, чем поднять в приветствии руку. И плевать мы хотели на какие-то политические аллюзии всего этого дела. Наше Царство не от мира сего, и... и... и (смех заставил Сергея троекратно произнести этот демократичный союз) наш Рейх тоже не от мира сего.

Громогласный голос подвел финальную черту под нашим общением: "Извините, прерву беседу. Корабль должен отплывать!"

И все же! Как-то спонтанно получилось, что перекинувшись парой вежливых фраз с Юрием Руслановым, мы вдруг встали и разговорились.

Фрагменты беседы с Юрием Руслановым

Юрий РуслановСП: Кто-нибудь из отечественных флейтистов тебе нравится?
Юрий: Не-а. Я не очень варюсь в этом рынке, поэтому плохо знаю музыкантов. Хорошо играют флейтисты в ДДТ, в СПЛИНЕ, но чувствуется, что у них отечественная школа. У меня вообще никакой школы нет - частично джазовая. Всему учился сам. Как учился? Ставлю Йана Андерсона - какой-нибудь 1978 год - и пошел снимать. Вот моя школа. Ну, и военный оркестр. Там мне губы поставили, какие-то технические приемы поставили. А все, что я играю - этому я учился у Андерсона. Сейчас я, конечно, по-другому это делаю - как раз в сторону классической школы начинаю смещаться, но все равно по-своему.

СП: Существуют песни, из которых нет никакой возможности удалить партию одного инструмента. Из "Винограда", на мой взгляд, невозможно вырезать ту же флейту. Для тебя такие примеры существуют?
Юрий: Не флейтисты! Например, Фрипп, когда он делает этот свой проигрыш: "Тыг-дыг-дыг-дыгдыг-дыг-тыг". Это да! Создается общая картина, когда забываешь про ноты. Мы с Лешкой (Бурковым) тоже последнее время стали пытаться сделать что-нибудь похожее, строить интервалы. Это чисто клавишные дела. В большинстве групп эти хоральные вещи клавиши делают.

СП: А не возникало желание настоящего клавишника пригласить?
Юрий: Много раз возникало. Но некуда их сунуть. Уже все мы делаем. Серега (Калугин) на акустической гитаре делает барокко, клавесин. Поскольку у него довольно мощная классическая школа, он эту нишу закрывает полностью. Там просто не подсунуться. Я на себя беру баховско-пинкфлойдовские дела. Какие-то такие "тянучки": Равель, Дебюсси - это моя часть. Затянуть что-нибудь такое - "пи-и-и-и-им". А Лешка берет на себя Стравинского, Шнитке. И все! Что еще клавиши делают? Подкладку? Ну, это пианинка и стринги. Все, больше нечего клавишам делать.

СП: А именно классическое пианино?
Юрий: Была у нас такая мысль. И есть даже место, куда его поставить, но нет человека, который это сделает. Никто из нас не играет на нем достаточно для того, чтобы это сделать. Каждый из нас что-то в музыкальной школе умел, но это совсем не то. У нас вообще принцип такой: если к нам приходит человек и говорит: "Я знаю, что с вами сыграть" - "Боже мой, давай!" Мы так с Хуссейном Аль Джамином работали. Он просто пришел и сказал: "Ребята, я знаю, что с вами спеть". И он такое выдал! Это было так здорово. Есть такой принцип соборности, которому мы тоже в какой-то мере следуем. Поэтому если появится человек, который принесет клавиши и скажет: "Ребята, я хочу здесь сыграть вот так, а там - вот этак", - боже мой, не вопрос. Появится такой человек, значит, будут у нас клавиши. К вопросу о соборности - на "5.1" мы пригласили хор. Мы сначала попытались сделать сами, но чувствуем - не тянем.

СП: А как альбом называется-то?
Юрий: Пока никак. Даже рабочего названия нет.

СП: А заглавная вещь?
Юрий: Вначале она называлась "Атараксия", сейчас она, видимо, будет называться иначе.

СП: Ну, хорошо, не будем сейчас на названии зацикливаться, лучше про хор расскажи.
Юрий: Хор там... Ну, вот выйдет - услышишь. Это невозможно описать. Мы когда его записали, то подумали: как мы вообще без него раньше играли?

СП: А что за хор?
Юрий: Кинули клич. Отозвались ребята, сказали: "Можем!" Они раньше назывались хор МУЖИКИ. Сейчас они просто трио без названия. Очень клевые ребята - бас, тенор и баритон. И еще одна девчонка приглашенная - сопрано. Это надо слышать. Многие пытались в тяжелой музыке с хорами работать. Этакую готику подложить. Но всегда из этого получался happy metal - "Вперед на конях!" Мне кажется, что у нас получилось сделать по-настоящему, как и должно звучать. Мы обычно говорим так: "Если бы Бах жил в наше время, он точно был бы металлистом".

Юрий РуслановСП: Никогда не было предложений сделать что-нибудь более форматное?
Юрий: Много раз предлагали.

СП: И?
Юрий: Посылаем. Если бы у нас было желание сделать более короткую и легкую для восприятия вещь, мы бы это сделали. Просто невозможно впихнуть в этот "формат" все, что нам хочется. С "Воином" пытались такую штуку сделать. Вещь практически форматная. Мы думали запустить в тыл врага такого Штирлица. Чтобы вещь была в формате, но, в то же время, чтобы она была настоящая, мощная, наша. Но получился "Воин" таким, как получился. Вот это наш "формат". Еще на заре ОРГИИ, когда у нас еще была ARTЕЛЬ, к нам подходили люди, говорили: "Давайте нам вот эту вещь. Только жужжалочки здесь приберите, барабашки потише, и вообще покороче сделайте. Ну, зачем такие длинные песни? Берите пример с Чехова: коротенькие рассказы, и все понятно. Два припева, три прихлопа, и больше ничего не надо". Мы: "Да? Спасибо. Иди дальше". Все это от сердца идет, поэтому нельзя по-другому.

СП: "Воин" - это не мнение одного Сергея? Группа солидарна?
Юрий: Если бы мы думали не так, то песня другой получилась бы. Ведь здесь каждый из нас сыграл свою песню, своего "Воина". Барабанщик сыграл свою песню, гитарист - свою, я - тоже. А все вместе получилось совершенно единым гимном. Мы воспринимаем ее одинаково и полностью в этом солидарны.

СП: А пишете песни вместе, или сначала каждый придумывает свои партии, а на репетиции уже знакомите остальных со своей частью?
Юрий: Нет, все делаем вместе. Разумеется, какие-то домашние работы происходят, потому что едешь с репетиции, а в голове все это крутится. Утром проснулся - новая мысль пришла. Но основная часть рождается на репетициях, когда мы вместе. Я думаю, что так у всех происходит.

СП: Как вы относитесь к такому мнению, что рок должен быть только музыкальным явлением? Нет ли опасности потерять то, что было в рок-музыке совсем не из музыкальной области?
Юрий: Так это же утеря его основы. Мне очень фраза нравится, которую Сергей постоянно повторяет: "В искусстве без Бога нельзя". В данном случае рок - это всего лишь форма. Музыка - она есть музыка. Больше ничего. Мы играем рок, а если бы были классическими музыкантами, играли бы классику. Самое главное не то, как играешь. Большинство музыкантов ударяется в технику. Мы пытаемся совмещать качество звучания с духовной насыщенностью, т. е. играть с открытым сердцем.

сценаСП: Странно была сегодня программа построена - с резкими переменами настроений. То от ярости кулаки сжимаются, то покой по телу разливается. То смеешься, а то чуть не слезы на глазах...
Юрий: Это позиция. Это даже не экспрессия. Это попытка раскрыть человека: сначала ввести его в катарсис, а потом показать ему, что на самом деле в жизни происходит. Жизнь разнообразна. Она может быть страшной, а может, наоборот - прекрасной. Мы стараемся расшевелить человека, заставить его думать, заставить его радоваться, научить его плакать, научить его страдать. Если у нас это получается, значит, мы молодцы.

СП: К сожалению, вас слушает очень мало людей. Это общая тенденция: та музыка, которая заставляет думать, не подходит для большинства.
Юрий: Такая леность ума очень модна в последнее время. Согласен.

СП: Вы свой меч из ножен вынимаете для битвы и с этим тоже?
Юрий: В общем, "Воин" именно об этом. Наша цель заставить людей смотреть на любовь, и не думать, что это трахаются, а именно любить, радоваться жизни, солнцу, радоваться людям вокруг. Делать это по-настоящему, а не пользоваться той фальшивкой, которую нам показывают по телевидению, крутят по радио...

Я крутил в руках кассету с записанным материалом и понимал, что никогда в жизни не смогу написать об этом концерте...

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 30 июля 2004, 09:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Оглашенные, Изыдите"Старый Пионэр09.12.2001
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Кораблик 24.06.04"Игорь Лавинский14.11.2004
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Двери! Двери!"Старый Пионэр18.01.2006
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Уходящее Солнце"Старый Пионэр05.06.2007
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "10 Лет" (DVD)Алексей Анциферов30.06.2010
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Шитрок"Олег Гальченко13.06.2012
РецензииОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Для Тех, Кто Видит Сны. Vol. 2"Юлия Боровинская26.02.2016
СтатьиДекабрь в Петербурге (АДАПТАЦИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, КАЛИНОВ МОСТ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - 2003)Екатерина Борисова24.12.2003
СтатьиСергей Калугин: "Мы пытаемся превращать в событие все, что делаем"Игорь Лавинский24.09.2004
СтатьиПраведники идут. ОРГИЯ в "Б2" (Москва, 6.09.2005)Максилла Кузнецов12.09.2005
СтатьиСобытие по имени "Зонарока" (фестиваль в Сарове 19.11.2005)Старый Пионэр24.11.2005
СтатьиДелать, что должен! (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ)Дмитрий Вознесенский14.02.2007
СтатьиОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ: Всё сразу! (Интервью и концерт в клубе "Точка", Москва, 18.06.2010)Алексей Анциферов30.06.2010
СтатьиМузыкальная оргия в двух частях (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ. Концерты в Киеве 8-9.04.2011)Валерия Соколовская20.04.2011
Статьи"Шитрок" форева (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ в Киеве, 5-6.04.2012)Валерия Соколовская10.04.2012
СтатьиРусский экстрим в украинской столице (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ в Доме Художника, Киев, 12.12.2013)Валерия Соколовская18.12.2013
СтатьиОратория длиной в два дня (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, Киев, "Data Hub" и клуб "Atlas", 14-15.10.2016)Валерия Соколовская27.10.2016
Музыка (mp3)ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВСтарый Пионэр06.08.2004
Музыка (mp3)С Новым 2009 годом!Старый Пионэр30.12.2008

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
5.46 / 6 / 0.015