ГАРАДСКІ ВАЛ - "Чалавечынка" & "Элвіс і Смерць"


(c) ГАРАДСКІ ВАЛ, 2017
(p) CD Baby, 2017
10 tks./T.t. 36:21
(c) ГАРАДСКІ ВАЛ, 2019
(p) CD Baby, 2019
11 tks./T.t. 33:22


Группа ГАРАДСКІ ВАЛ (ГОРОДСКОЙ ВАЛ) несколько раз создавалась и распадалась, поэтому установить дату ее образования можно лишь приблизительно - 2013 или 2014 год. Несмотря на относительную нестабильность состава, ГВ и концерты дают, и альбомы записывают. К слову, оба альбома заслуживают пристального внимания и глубокого анализа (насколько он допустим в рамках рецензии).

Вот как представляет себя группа на своих страницах в соцсетях (здесь и далее привожу в переводе с белорусского): "Песни, которые мы играем, имеют выразительно урбанистический, даже минский характер. В них множество привязок к конкретным географическим местностям. Нам не нужно растолковывать, откуда мы".

Работа над двумя альбомами - "Чалавечынка" ("Человечинка") и "Элвіс і Смерць" ("Элвис и Смерть") - проходила в основном в одних и тех же студиях и в одно и то же время. К оформлению обоих приложил руку дизайнер Андрей Ларри. Одна из песен является заглавной для двух альбомов, перекочевывая из первого во второй и определяя их концепцию. Вместе с тем, между альбомами есть и отличия - в стиле, инструментарии, подходе к звуку.

В записи материала участвовали: Роман Абрамчук (экс-JAMBIBUM) - музыка, гитара, вокал; Алексей Светлович - соло-гитара; Виталий Дубиков (экс-ГАРАДСКІ ВАЛ, ныне KACIARYNA VADANOSAVA & FANTASY ORCHESTRA - аккордеон; Тимур Рейзис (экс-ХАЙЛЕ ТУММС, АДДИС-АБЕБА, РОДЕО, PUKSTBAND, P.-TSTS-P, ныне также BOTANIC PROJECT, ІЛЮЖАН и MOKH&FOG) - синтезаторы; Александр Карабань - бас-гитара, контрабас; Евгений Булдык (также ЕЁ ОСЛЕПИТЕЛЬНОЕ СИЯНИЕ - ударные; Игорь Адасик - перкуссия. К записи второго альбома были привлечены сессионные музыканты: Виктор Семашко (экс-НАГУАЛЬ и КНЯЗЬ МЫШКИН, ныне ВІКТАР СЯМАШКА ДЫ КУМПАНІЯ и ФАНТАСТЫЧНЫЯ ПЛЫЎЦЫ) - флейта, кларнет; Роман Ярош - труба; Фрид Самотный (MASQUE NOIR) - саксофон; Владимир Пыльченко (экс-оркестр народных инструментов БГУ, НЕЛЬГА ЗАБЫЦЬ и аккомпанирующие составы Полины Республики, ныне - HANDMADE и MARKUTS BAND - аккордеон; Денис "Груша" Журавлев (экс-JAMBIBUM и ГРУША, ныне KRIWI - бит-бокс.

Процитирую аннотацию к дебютному альбому ГВ: "Человечинка - это своего рода приправа, специфическая соль, которой очень не хватает современной ситуации, отношениям, обществу. Идея альбома - рассказать о самом существенном в человеке - о том, что находится за пределами его политических и общественных взглядов, его сытости, ежедневного раздражения или поверхностного удовлетворения". В основу оформлении альбома была положена картина белорусского художника Владимира Кондрусевича "Гравитация", на которой изображены летающие люди. Отсутствие земного притяжения компенсируется притяжением человека к человеку. В качестве фона оформления использовано изображение мятой светло-коричневой бумаги как символа естественности, неподдельности и "помятости", присущих настоящим человеческим взаимоотношениям.

Музыкальную стилистику ГВ определить довольно сложно. Сам Роман Абрамчук не против, когда его называют бардом, и в числе авторитетных для него исполнителей упоминает Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Элвиса Пресли, группу 5`NIZZA... А один из белорусских критиков предложил характеристику "литпанк". Хотя, на мой взгляд, все определения выглядят поверхностными и неполными.

Роман Абрамчук обращался к творчеству разных поэтов, а часть песен написал на собственные стихи. Это никоим образом не сказалось на тематической цельности альбома. Мне же, дабы не терять нить повествования, придётся начать обозревать "Чалавечынку" со второго трека, а закончить первым.

Песня "Самалётамі" ("Самолетами") на текст стихотворения молодого поэта и историка-архивиста Антона Рудака "Зорка" ("Звезда") могла бы прозвучать под одну акустическую гитару. А от аранжировки только выиграла. Лирический герой смотрит в небо и предается размышлениям. откуда-то издалека доносятся "космические" звуки... "Ніхто" ("Никто") - блюз на музыку Nemo и на стихи Дмитрия Захаревича. Герой остро ощущает разлад с окружающей действительностью и чувствует себя никем. В стихах есть прямая отсылка к знаменитому "Ворону" Эдгара По. И здесь вещая птица произносит свое неизменное "nevermore". "Парадайз", написанный Романом Абрамчуком на собственные стихи, получился очень болезненным и злым. Цитата из песни Исаака Любана/Адама Русака "Бывайце Здаровы, Жывіце Багата" ("Бывайте Здоровы, Живите Богато") произносится с саркастической интонацией. Автор обличает потребительство. Звучание гитар постепенно нагнетается и к концу достигает своей высшей точки. В песне "Смерць Тупога" ("Смерть Тупого"), также на стихи Романа Абрамчука, высказывается мысль о равенстве всех и каждого перед смертью. "Паміж" ("Между") на стихи Антона Рудака - "рефлексия на тему": все мы живем в окружении людей с разными политическими взглядами, этическими представлениями и сексуальными ориентациями. И очень важно находить что-то объединяющее нас всех - ведь истина находится где-то между, посредине. "Верхні Горад" ("Верхний Город") на стихи Антона Рудака - воспоминание о детстве, о родных местах, в которых вырос. О них поэт вспоминает с большой теплотой, которая во всей полноте передана и в музыке. "Шлёма" на стихи Романа Абрамчука - веселая песня о незадачливом человеке. Автор приходит к выводу, что источники наших бед и неприятностей - в нас самих, и все мы по-своему Шлёмы. "Я Не Люблю" на стихи Натальи Василевич мне хочется назвать второй частью одноименного стихотворения Владимира Высоцкого, адаптированной к сегодняшним белорусским реалиям. Даже строфика совпадает! "Талькаўскі Дуб" на стихи Романа Абрамчука - песня, основанная почти на реальных событиях. Она посвящена вековым деревьям - дубам, которые растут на берегу реки Талька. Там любил бывать в мрачные 30-е годы классик белорусской поэзии Якуб Колас.

Открывает же дебютную работу ГВ "Элвіс" на стихи Антона Рудака. Автор музыки воспроизводит дух и настроение середины 50-х, когда зарождался рок-н-ролл. Песня, посвященная королю рок-н-ролла, образует своеобразную смысловую арку к альбому "Элвіс і Смерць" ("Элвис и Смерть"): ее электрической версией начинается первый альбом, а акустической - завершается второй.

Альбом "Элвіс і Смерць" полностью написан на стихи Антона Рудака. Роман Абрамчук специально отбирал стихотворения, где заявленная тема в разных ее вариациях - "танцы и смерть", "рок-н-ролл и смерть", "весна и смерть" - является ключевой. Изображение на обложке гитариста, наносящего удар по змее, изготовившейся к атаке - своеобразный символ: жизнь, весна, музыка, танцы и Элвис побеждают смерть.

С точки зрения музыкальной составляющей альбом стал для ГВ удачным экспериментом. Безусловно, с духовыми группа звучит намного лучше, чем без. Да и клавишных здесь стало заметно больше.

"Саўндтрэк Да Лета" ("Саундтрек к Лету") навевает воспоминания о самом теплом времени года, когда начинаются отпуска. А саундтреком к летнему отдыху становятся любимые альбомы, закачанные на флешки, которые вставляются в автомобильные проигрыватели. "Залюстроўе" ("Зазеркалье") написано на текст стихотворения, которое в оригинале называется "Прадчуванне" ("Предчувствие"). Антон Рудак тонкими штрихами рисует ночной Минск. Роман внес изменение в последнюю строчку. В оригинале: "Мы з табою яшчэ паваюем за кожную вуліцу Гаморы й Садому". У Романа в тексте появляется Рим. "Станцыя Беларусь" и "Дваравая" ("Дворовая") - размышления, в которых переплетаются судьбы поколения и Беларуси. Первая представляет собой реггей, в котором партия клавишных напоминает раннюю АДДИС-АБЕБУ. Название песне "Падляшша" ("Подляшье") дал стихотворению (и песне) регион на территории соседней Польши, который, по сути, тоже является белорусским. А для многих белорусов он вызывает приятные ассоциации с фестивалем "БАСовішча", который стал для них ступенькой к осознанию своей национальной идентичности, к белорусскому языку. Герой баллады "Тралейбусы" ("Троллейбусы") словно проваливается во времени в троллейбусном депо. "Серабранка" ("Серебрянка") - приглашение прогуляться по ночному району Минска с собакой по кличке Элвис. "Бабулін Пашпарт" ("Бабушкин Паспорт") - путешествие в те времена, когда бабушка была молодой. Из-за солирующего фортепиано песню хочется переслушивать еще и еще. "29.10.1937" - трагическая дата в истории Беларуси: в этот день по приказу Сталина были расстреляны лучшие представители белорусской национальной интеллигенции. Роман Абрамчук вновь переживает момент расстрела. В его голосе слышны неподдельные тревога и боль. Название "Дзяды" ("Деды") требует объяснения для небелорусского читателя: так на территории Беларуси, Украины, части Литвы и Польши называли несколько народных праздников, которые проводились в разные времена года в честь умерших предков. Авторы относятся к смерти спокойно, как к неотъемлемой части нашей жизни. А потому в песне нет ни печали, ни надрыва. А акустическая версия "Элвіса" знаменует безоговорочную победу над смертью.

Лично для меня "Чалавечынка" и "Элвіс і Смерць" стали приятным открытием - как музыкальным, так и поэтическим. ГАРАДСКІ ВАЛ - хорошая группа, выпускающая хорошие белорусские альбомы, без каких-либо политических или идеологических привязок. За что люблю и настоятельно рекомендую всем.

Слушать альбомы:
"Чалавечынка"
"Элвіс і Смерць"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 февраля 2019, 20:34
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.002