Дмитрий Иванов (АДДИС-АБЕБА): "Реггей играется с легкой ухмылкой висельника"


В октябре минувшего года на всебелорусском реггей-фестивале "Da!Бро!" мне довелось плотно пообщаться с лидером, вокалистом и автором композиций минской группы АДДИС-АБЕБА Дмитрием Ивановым. Я знал, что 2012 год у коллектива - юбилейный. На мой вопрос, когда именно группе исполнится 10 лет, Дмитрий ответил: "Наверное, числа 20-го января". Тогда я подумал, что такая популярная группа как АДДИС-АБЕБА должна отметить свой юбилей с грандиозным размахом, - проехаться с туром по Беларуси, выступить хотя бы в крупных городах России и Украины... Но, увы и ах, времена сейчас, особенно в Беларуси, мягко говоря, не самые благоприятные, - даже для АДДИС-АБЕБЫ.

Впрочем, брестчанам грех жаловаться. Город над Бугом Дмитрий Иванов сотоварищи посещают уже во второй раз. Напомню: в апреле прошлого года АДДИС-АБЕБА выступила вместе с РАСТЕНИЕМ МУДРОСТИ в ДК села Черни Брестского района. Теперь же группа приехала к нам с большим двухчасовым сольным концертом.

Я представлял, как сяду за работу над статьей о юбилейном концерте группы АДДИС-АБЕБА в Бресте. Но когда я позвонил баасисту коллектива Александру Гелиху, чтобы уточнить некоторые детали, он сказал, что никаких торжеств не предполагается. И добавил: "А мы не отмечаем юбилеи"...

Что ж, может быть, Александр и прав: от того, юбилейный концерт или нет, он не становится хуже. И в этот вечер, как всегда, АДДИС-АБЕБА была на высоте. По-моему, у этой группы не бывает плохих или неудачных концертов.

12 февраля мы с Юлией Хатыповой пришли в клуб "City" (который находится на месте "Матрицы" - знаменитого брестского клуба, где в 2003-2007 годах проводились концерты многих местных и приезжих групп) задолго до начала концерта, во время саундчека, поскольку предварительно договорились с Дмитрием Ивановым об интервью. Я имел возможность наблюдать, как тщательно ребята отстраиваются и репетируют. Сидел на диванчике и предвкушал грядущее удовольствие.

Закончив саундчек, музыканты удалились, чтобы перекусить и немного отдохнуть перед концертом. Я поймал Дмитрия и устроил ему допрос с пристрастием. Из динамиков ненавязчиво доносился голос Боба Марли. Молодые люди занимали столики, сидели, спокойно общались друг с другом и наслаждались приятной обстановкой. Наконец, голос короля реггей постепенно затих, уступая звуковое пространство столичным гостям. Мне их тоже очень хочется назвать королями белорусской реггей-сцены, но боюсь соврать: АДДИС-АБЕБА уже давно не ограничивает себя рамками одного стиля. Наряду с реггей в их композициях можно встретить и ска-панк, и драм-энд-бейс, и хип-хоп, и r'n'b...

Как обычно, концерт начался с безымянной инструментальной композиции. Пространство перед сценой мгновенно заполнилось молодыми людьми, которые без устали танцевали на протяжении двух отделений концерта.

"Абиссиния" - это и визитная карточка АДДИС-АБЕБЫ, и творческое кредо Дмитрия Иванова, и гимн белорусских растаманов... и одна из самых любимых мною песен группы. "Вася" - злющая-презлющая сатира на рядового сотрудника милиции, тупого, ограниченного, абсолютно безучастного к людям и озабоченного исключительно собственной выгодой. Герой песни Иванова родом из маленького города Бобруйска. Но такого Васю можно встретить не только в Беларуси, но и в любой другой республике бывшего Союза. Песенку "Растаман" Дмитрий на сей раз посвятил Крыму. Еще одно посвящение - Олди, который был и остается кумиром Дмитрия Иванова. За драм-энд-бейсовым номером "Кингстон" последовала новая композиция, которую Иванов объявил как "скинхедский ска" (замечу в скобках: это никоим образом не основание подозревать группу в симпатиях к каким-либо политическим объединениям экстремального толка. Просто звукосочетание "ск" очень красивое). "Шифроваться" - еще один хит АДДИС-АБЕБЫ, проверенный временем. А закончила группа первое отделение песенкой "Сукин Сын" про служебную овчарку. Если бы не встречающиеся в тексте слова "жопа" и "motherfucker", песенка могла бы звучать в заставке к телесериалу "Возвращение Мухтара".

Второе отделение открыла еще одна песня на "милицейскую" тему - "Раггамафин". Старая песня "Жизнь Коротка" была переделана до неузнаваемости. "Армия Jah", "Музыка Счастья", "Дымом Ходили" заслуженно считаются классикой белорусского русскоязычного реггей. Композицию "R'n'B" Дмитрий объявил как "ска-панк". Да, неувязочка получается!.. Впрочем, песенка понравилась. Потом было сыграно еще несколько новых вещей, из которых особенно запомнилась смешная вокальная импровизация - пародия на немецких реггей-исполнителей... Казалось бы, праздник никогда не кончится. Народ у сцены танцевал и подпевал, кто-то из зрителей выкрикивал названия песен, которые хотел услышать... Но Дмитрий Иванов вдруг сказал, что времени осталось всего ничего и объявил последнюю песню. Правда, "под шумок" исполнил две - "Малое В Большом" и монолог-рассуждение о реалиях дня сегодняшнего (название к которому пока не придумано).

На часах было 20:55. Зрители требовали продолжения. Но на сцену поднялся директор промо-группы "Зал ожидания" Змицер Назаров (организатор концерта) и предупредил, что время аренды клуба истекает. В 21:00 должна начаться дискотека. Необходимо было срочно освобождать помещение.

Как я уже говорил, до начала концерта мне удалось задать несколько вопросов Дмитрию Иванову. Наша беседа вышла несколько спонтанной - писать и исполнять песни у него получается намного лучше, чем давать интервью. Но всё же рискну представить нашу краткую беседу вниманию читателя.

Геннадий Шостак: Прежде всего хочу поздравить вашу группу с десятилетием и задать, быть может, традиционный, но необходимый вопрос: АДДИС-АБЕБА существует 10 лет. Когда-то вы себя позиционировали как гомельская группа; в 2006 году ты переехал в Минск и собрал новый состав. Несмотря на то, что вы официально не издали ни одного альбома, вас знают и любят не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Дима, как ты думаешь, удалось ли вам достигнуть того, что хотели?
Дмитрий Иванов: На 100 процентов - да. Для меня музыка переросла в профессию. Помимо АДДИС-АБЕБЫ, я нигде не работаю. Это начало приносить какие-то дивиденды. На гонорары от концертов, в принципе, сейчас стало можно жить. Ощутим и творческий рост. Мы стараемся серьезно подходить не только к текстам, но и к музыке, и к аранжировкам, и к исполнительской составляющей.

ГШ: Сегодня многие музыканты считают, что музыка ушла в Интернет, а потому издаваться не обязательно, - достаточно выложить альбом на каком-нибудь сайте, и пусть слушают, качают... Но есть и другая точка зрения, приверженцы которой утверждают, что любая уважающая себя группа должна иметь альбом, изданный на физическом носителе, желательно с хорошим дизайном, с фотографиями и текстами песен на буклете... АДДИС-АБЕБА - группа не только уважающая себя, но и уважаемая. Как так получилось, что у вас за 10 лет не было официально издано ни одного альбома?
Дмитрий: На самом деле, с изданием альбома много геморроя: издаваться на каком-то лейбле - значит, загонять себя в ужасные рамки. Во-первых, малая выручка с продаж изданного альбома. А во-вторых, лейблы, как правило, требуют подписания контрактов, по которым ты с ними обязан работать. Если издаваться не в Беларуси, а в какой-нибудь другой стране, нам потом придется в ущерб себе отказываться от концертов, от гастрольной деятельности, так как они тупо не могут справиться со своими обязанностями. Поэтому будем заниматься самиздатом. Естественно, альбом будет распространяться и в Интернете, и на дисках. Мы не планируем изданий даже на таких маленьких лейблах как "Вигма". Будем сами продавать диски на концертах, в каких-нибудь торговых точках, в палатках...

ГШ: Ещё в прошлом году упорно ходили слухи, что вы записываете новый альбом. Как продвигаются дела?
Дмитрий: Уже весь материал записан. Потихоньку дорабатываем по мелочам, сводим. Но я не знаю, сколько это займет времени, так как сводится всё вручную нашим бас-гитаристом. А сейчас много концертов, к тому же Саша еще находится на госслужбе, - вот и получается, что работа движется очень медленно. Планировали записать альбом еще к прошлому лету, но в связи с перепадом электроэнергии в сети сгорел винчестер, и все, что мы к тому времени записали прошлой зимой и весной, погибло. Пришлось переписывать материал заново.

ГШ: Как так получилось, что вас, не имеющих ни одного официального альбома, стали часто приглашать в Россию, Украину?
Дмитрий: В огромной степени на это повлияли различные фестивали. Если бы не фесты, ничего этого не было бы.

ГШ: У вас складывались дружеские отношения с другими музыкантами?
Дмитрий: Ну, естественно, пересекаемся на фестивалях. Тесно общаемся, дружим, причем не только с представителями реггей-движения.

ГШ: Нынешний состав АДДИС-АБЕБЫ по праву называют "классическим". Представь, пожалуйста, его участников.
Дмитрий: Гитарист Алексей Мащеников, клавишник Тимур Рейзис, Басист Александр Гелих и барабанщик Алексей Тарасевич хорошо известны по группам ВІРУС ЛИХА и ХАЙЛЕ ТУММС; Саша успел поиграть и в группе НЕПАЛИВО, с которой начинался белорусский реггей, Леша Тарасевич также входит в состав ПЕТЛИ ПРИСТРАСТИЯ. Саксофонист Фёдор Маликин работал в симфоническом оркестре Минской областной филармонии, а сейчас играет в оркестре НЕМИГА и в составе, аккомпанирующем поп-певцу Жоре Колдуну. Перкуссионист Никита Кузьмин - молодой музыкант, игравший в каких-то малоизвестных проектах. И я, Дмитрий Иванов - музыка, тексты, вокал.

ГШ: За АДДИС-АБЕБОЙ прочно утвердилась репутация группы, играющей реггей. Хотя вы давно вышли далеко за пределы стиля: у вас есть и хип-хоп, и ска-панк, и драм-энд-бейс, и еще много всякого разного... Поскольку ты являешься генератором идей, хочу спросить: что из зарубежной и отечественной музыки наиболее впечатлило тебя за последние полгода?
Дмитрий: Совсем недавно, буквально на днях, я познакомился с коллективом из ЮАР, - называется DIE ANTWOORD. Ребята играют очень интересную смесь из хип-хопа и электронной музыки, местами рейв... хотя, быть может, это рейвом и не назовешь... Из отечественных очень мне нравится Карл Хламкин. Частенько его с удовольствием слушаю. Рому В.П.Р. очень люблю, SIMBA VIBRATION... Если же брать с самого начала становления моего музыкального вкуса, изначально это был сибирский рок - Егор Летов и Янка Дягилева. Башлачёва очень люблю. До сих пор его часто переслушиваю. Практически недавно опять закачал себе всего СашБаша...

ГШ: Кстати, о Башлачёве, о котором я хотел вспомнить, но ты меня чуток опередил. В своих интервью он выдвигал концепцию жизнетворчества, согласно которой жизнь и творчество того или иного автора должны составлять единое целое. К примеру, Эдик Юдовин, лидер АЛМАЗНОГО ФРОНТА, не связывает сочиненные им песни с жизнью. Он сам признавался в одном из своих интервью, что его песни не имеют к его жизни никакого отношения. Разделяешь ли ты такую позицию?
Дмитрий: Скорее нет, чем да. Потому что огромная часть нашей жизни проходит в гастролях. И потом, в принципе, искренность должна быть в песнях. Её отсутствие ничем не скроешь.

ГШ: Твои песни контрастируют с белорусской реальностью. От них просто физически ощущаешь положительную энергию... Тебе действительность не мешает жить?
Дмитрий: Ну, как не мешает? Естественно, мешает. У меня семья. В прошлом году родился ребенок. Экономический кризис ощутим и финансово и морально. Мать получает пенсию тысяч 800 белорусских рублей ($100 по курсу - Г. Ш.). Не понимаю, как на такие деньги можно прожить пенсионеру, да еще с кучей заболеваний, которые, естественно, сопровождают пожилых людей. Не хватает на лекарства, на жизнь... Государство не заботится не только о пенсионерах, но и о представителях таких профессий как врачи и учителя. Молодому человеку сейчас не престижно идти в университет и получать педагогическое образование, так как зарплаты ничтожные. Я беспокоюсь за грядущее поколение: какое образование ему будет даваться? Умным людям будет неинтересно работать учителями. Или все сдвинется в некую коммерческую сферу...

ГШ: Но по твоим текстам беспокойства не ощущается. Где черпаешь гармонию?
Дмитрий: Не устаю цитировать замечательного человека, гуру белорусского блюза, моего первого учителя по гитаре Александра Николаевича Цыганка. Через его руки прошло много гомельских музыкантов... Он в свое время сказал, что реггей играется с легкой ухмылкой висельника. Это позитив, но не уходящий далеко от гнетущих проблем современности. Весело, но мрачно.

ГШ: Перспективы белорусского реггей глазами лидера лучшей группы страны, играющей преимущественно музыку Ямайки?
Дмитрий: Сложно сказать. Мне кажется, здесь даже не надо выделять - белорусский, небелорусский... Так как перспектив у реггей, с одной стороны, может быть, много, с другой - не очень. Если взять 70-е - 80-е годы, многие эстрадные исполнители и рок-музыканты - от Юрия Антонова до Жанны Агузаровой - использовали форму реггей, хотя точечно, не постоянно... Будет ли иметь развитие реггей в Беларуси? Мне кажется, нет. Либо он будет развиваться как ямайский дэнсхолл, - такие исполнители как Yellowman или Шон Пол... Наблюдается перерастание реггей в r'n'b, причем не в хорошем смысле данного понятия: получается уже не ритм-энд-блюз, а музыка rich and beautiful, клубная музыка с элементами похабщины и ужасными текстами о деньгах, сексе, наркотиках и прекрасном времяпрепровождении на крутых тачках.

ГШ: Чего бы ты пожелал своей группе на десятилетие?
Дмитрий: Просуществовать еще хотя бы столько же.

ГШ: А читателям Нашего НеФормата?
Дмитрий: Долгих лет жизни и всего самого наилучшего.

ГШ: А я от имени Нашего НеФормата пожелаю тебе и твоей группе творческого долголетия.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 28 февраля 2012, 16:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАДДИС-АБЕБА - "Шифроваться"Алексей Анциферов27.08.2009
СтатьиПутешествие в лето (РАСТЕНИЕ МУДРОСТИ и АДДИС-АБЕБА в ДК с. Черни Брестской обл. 10.04.2011)Геннадий Шостак19.04.2011
СтатьиПодарим детям лето! (благотворительный концерт в клубе "Реактор", Минск, 6-7. 05.2011)Геннадий Шостак16.05.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.009