Евгения Либабова - "Король и Шут: ангелы панка"


(c) Евгения Либабова
(p) СПб, "Амфора", 2013
253 с., ил. - 3000 экз.
(p) СПб, "Амфора", 2014
280 с., ил. - 3000 экз.


В наше не вполне располагающее к чтению время на постсоветском пространстве издается множество книг о ярчайших представителях отечественного и западного рока. Что-то притягивает к себе наше внимание, что-то, напротив, от него ускользает.

Первое издание этой книги ("Король и Шут. ...И живые споют про мертвецов". СПб, "Амфора", 2007) прошло мимо меня - очевидно, потому что я пристально не следил за творчеством ее героев. Второе издание в силу предшествовавших ему событий не заметить было невозможно. Недавно появилось еще третье переиздание - с тем же названием, что и второе, но с другой обложкой и чуть большим количеством страниц. С ним мне пока не удалось ознакомиться, поэтому буду опираться в рецензии на текст книги 2013 года. И поскольку творчество КОРОЛЯ И ШУТА, повторюсь, лежит в стороне от моих музыкальных вкусов, оцениваю я книгу скорее профессионально, нежели эмоционально.

Автор книги - искусствовед, журналист, пресс-агент КИШ Евгения Либабова. Ее работа в издательской аннотации позиционируется как "документальный роман". С этим жанровым обозначением можно согласиться, если сослаться на высказывание авторитетного литературного критика, теоретика романистики Павла Басинского: "Роман должен захватывать интригой, героями, проблемами, темами". Перечисленные признаки здесь есть, но все же внесу небольшие уточнения: роман-биография, написанный хорошим литературным языком, местами с уклоном в феноменологию, или роман-портрет, выполненный предельно точно, зримо, рельефно. При написании некоторых главок Евгения Либабова оперирует приемами эссеистики. Жанр эссе предполагает органичное сочетание документальной точности, художественной повествовательности и философской рефлексии; все три составляющие взаимодействуют и плавно перетекают друг в друга. Правда, в книге последняя сводится к минимуму, а зачастую подменяется воссозданием культурно-исторического фона, на котором происходят описываемые события. И это вполне объяснимо и оправдано: все-таки книга адресуется широкому кругу читателей.

Часто в канву повествования вплетаются чужие голоса. Таким образом, Михаил "Горшок"и Алексей "Ягода" Горшенёвы, Андрей "Князь" Князев, Александр "Балу" Балунов, Александр "Поручик" Щеголев, Дмитрий "Сид" Спирин, Александр "Чача" Иванов, Шура Би-2, Диана Арбенина, Константин Кинчев, Александр Долгов, Михаил Козырев, Капитолина Деловая, Игорь "Панкер" Гудков, Иосиф Пригожин и многие другие музыканты, журналисты, деятели шоу-бизнеса становятся не только персонажами романа, но и "соавторами" Либабовой.

Автор рассказывает о своем знакомстве с группой. Когда она впервые услышала на концерте КОРОЛЯ И ШУТА песню "Ели Мясо Мужики", то очень испугалась и покинула зал. Спустя какое-то время страх сменился любопытством, а любопытство, в свою очередь, переросло во влюбленность и закончилось любовью. При этом Евгения Либабова не скатывается в режим обожания и не пытается изобразить своих героев белыми и пушистыми. Каждый человек состоит из достоинств и недостатков. И участники КИШ - не исключение.

Повествование начинается с создания в 1988 году в одной из ленинградских школ группы КОНТОРА (первоначально название КИШ) и заканчивается 19 июля 2013 года - днем смерти Михаила Горшенёва. А между этими двумя событиями - 25 лет жизни, в которые уместились запись альбомов, концертные гастроли, радио- и телеэфиры и все, что способствует культовому статусу группы, эволюция, произошедшая с ее участниками, включая изменения на уровне ценностных установок и мировоззренческих ориентиров. Было в жизни КИШ много хорошего. Прежде всего - братские отношения внутри коллектива, впоследствии распространившиеся на группы НАИВ и ТАРАКАНЫ!. И, конечно же, большая любовь публики. Все плохое, что имело место, как правило, случалось по вине музыкантов: например, героиновая и алкогольная зависимость Горшка, которую ему почти удалось преодолеть. Или конфликт между группой и тогдашним директором "Нашего Радио" Михаилом Козыревым, которого, как потом признали обе стороны, можно было избежать.

На пути у музыкантов встречались люди, сыгравшие как положительную, так и отрицательную роль в жизни коллектива. К числу таковых относится харьковчанин Александр "Гордей" Гордеев, второй директор КИШ, а по совместительству - губной гармошечник группы РАЗНЫЕ ЛЮДИ. За 5 лет своего директорства Гордей, безусловно, сделал для КИШ много хорошего: именно при нем концерты группы в Москве проходили при полном аншлаге. Гордей отстаивал интересы своих подопечных всеми доступными средствами, не исключая и силовых методов разрешения спорных вопросов. Но, будучи человеком властным и жестким, со временем стал претендовать на роль продюсера. А когда КИШ отказались от его услуг, затаил глубокую обиду, которая усугублялась претензиями материального характера. Во время гастролей группы в Харькове, например, Гордеев ворвался в гостиничный номер Балу и едва не забил его насмерть, а затем направил бандитов в Днепропетровск, где должны были продолжиться гастроли КИШ. Гордей сблизился со скрипачкой группы Машей Нефёдовой, но через какое-то время начал систематически избивать ее на глазах у музыкантов. Именно при нем фактически развалился первый "классический" состав КИШ после того, как группу покинули Маша и Балу...

Вообще все изменения в составе КИШ прослеживаются с особой тщательностью. Евгения Либабова подробно останавливается на работе музыкантов над каждым альбомом, при этом избегая субъективных оценок: ведь читатель сам может составить собственное представление об альбомах группы в частности и о творчестве в целом и сделать должные выводы.

Итак, КОРОЛЬ И ШУТ обрели культовый статус. Однако "кишизм" имел и свою оборотную сторону: в середине нулевых группа и ее поклонники стали, выражаясь научным языком, объектами культурной агрессии. В 2002 году КИШ дали концерт под названием "Мертвый анархист"; тремя годами позже Горшок выпустил сольный альбом "Я Алкоголик Анархист", а во всех своих интервью проповедовал анархизм в собственном понимании. Таким образом, группа привлекла пристальное внимание скинхедов, которые старались всячески помешать проведению концертов - устраивали в толпе драки, отбирали билеты при входе. Впоследствии группой была отработана система, исключающая присутствие скинхедов на их концертах...

Песни-"ужастики" стали своеобразным "фирменным знаком" группы и со временем приелись самим ее участникам. Но не бывает худа без добра. Те, кому сегодня за 40 и больше, наверное, помнят, сколь широкой популярностью в Советском Союзе пользовались аудиосказки. Известные режиссеры инсценировали народные и авторские сказки (равно как и литературные произведения - классические и современные), приглашали выдающихся актеров и создавали радиоспектакли. Быть может, у кого-то на чердаке или в сундуках хранятся старые пластинки с записью "Приключений Чипполино", "Кота в сапогах", "Бременских музыкантов"... А в 2007 году Горшок и Князь возродили забытый жанр, сначала прочитав на "Нашем радио" сказку "Морозко", а затем выпустив альбом "Страшные Сказки".

В книге много забавных историй. С трудом сдерживаешь смех, читая, как Балу бросал Поручику на голову гантели, чтобы тот получил сотрясение мозга и избежал армии. Но в итоге служить Поручику все-таки пришлось... Автор погружает читателя в суровую атмосферу боев без правил. На ринге бойцовского клуба встречались музыканты КИШ и НА-НА. Их драки символизировали противостояние рока и попсы.

Евгения Либабова рассеивает один из мифов, сложившихся вокруг группы: "Сейчас многие говорят, что Юрий Шевчук и Константин Кинчев приняли активное участие в продвижении КИШ. Это не вполне верно. Относились с уважением, а уже потом, значительно позже, когда группа могла собрать "Юбилейный", Шевчук в своих интервью называл КИШ одной из самых перспективных и честных групп, а Кинчев - в числе своих любимых российских групп".

Особое внимание читателя хотелось бы обратить на главку "От первого лица". Она представляет собой монолог Князя и содержит его размышления о о любви, о дружбе и группе, о телевидении и актерах старой школы, о духе человека, о мужских компаниях, о драках, о своих мечтах о стране, о гопниках, о выбранной жизни, об эпохе экшена, о добре и зле, о самоутверждении молодежи, о русском роке, о восстановлении рок-клуба, о королях и шутах. Не со всем сказанным (написанным) можно согласиться, но прочитать стоит. Хотя бы для правильного понимания и восприятия творчества КИШ.

Книга носит название "Король и Шут: ангелы панка". Между тем, Евгения Либабова сама задается вопросом, являются ли КИШ панками, и не находит ответа: "КОРОЛЬ И ШУТ во многом удивительная группа. Они всегда считались панками - хотя, по сути, в них мало что панковского было. В их песнях никогда не было протеста и вызова. Они не пели об отчаянии и нигилизме. Никогда не говорили о невозможности принять мир таким, какой он есть. Они даже не соответствовали философии панков о том, что "в свинарнике лучше жить свиньями". КОРОЛЬ И ШУТ не говорили, что рок-н-ролл может изменить все что угодно - как MC5. Их не интересовали безысходность и социальные проблемы - как VELVET UNDERGROUND. В них не было "визуального порока" STOOGES - когда Игги Поп расцарапывал себя до крови. Тем не менее КОРОЛЬ И ШУТ всегда для всех были и остаются в представлении толпы панк-командой. Почему? Загадка".

Взгляд читателя непременно остановится на вкладке с черно-белыми фотографиями: вот Князь в молодости, вот Князь в армии, вот Князь и Горшок с друзьями, Горшок и Кинчев, КИШ на гастролях в Калининграде и Нижнем Новгороде, на съемках клипа "Ром", свадьба Горшка и Оли... И еще три десятка интересных снимков.

Безусловный плюс книги - ее справочный аппарат: в сносках объясняются не только аббревиатуры, которые могут быть непонятны непосвященному читателю (например, "DIY"), но и источники цитат, давших названия главкам.

Но придется предъявить к изданию и несколько претензий. Автор - что абсолютно правильно - включает в дискографию альбомы не только КОРОЛЯ И ШУТА, но и сольных проектов Горшка и Князя, однако нигде не указывает издателей того или иного альбома. А встречающиеся разночтения, очевидно, вызваны отсутствием должной корректорской правки. Каково, например, правильное название песни (и одноименного концертного фильма) - "Праздник-Скоморох" или "Проказник-Скоморох"?.. А как правильно называется сольник Горшка - "Я Алкоголик Анархист" или "Я Алкоголик, Я Анархист"? На опечатках останавливаться не стану. Хочется надеяться, что в переиздании 2014 года допущенные ляпы устранены, а пробелы заполнены.

Книжечку я бы рекомендовал: 1) поклонникам КИШ: быть может, они найдут здесь то, о чем не знали ранее и по-новому взглянут на творчество своих кумиров; 2) тем, кто прошел мимо КИШ, - вдруг они откроют в этой группе для себя что-нибудь интересное; 3) тем, кто интересуется историей российской культуры.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 16 ноября 2014, 14:23
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Как в Старой Сказке"Старый Пионэр22.11.2001
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Жаль, Нет Ружья"Старый Пионэр18.10.2002
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Бунт На Корабле"-08.02.2005
РецензииКнязь - "Любовь Негодяя"Старый Пионэр10.01.2006
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Продавец Кошмаров"Старый Пионэр07.02.2007
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Театр Демона"Юрате Пилюте06.05.2011
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Todd. Акт 1. Праздник Крови"Валерия Соколовская14.02.2012
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Todd. Акт 2. На Краю"Валерия Соколовская12.07.2012
СтатьиКОРОЛЬ И ШУТ. Как в старой сказке (Малая арена ДС "Лужники", Москва, 15.12.2001)Старый Пионэр22.10.2002
СтатьиВозвращение королей (КОРОЛЬ И ШУТ в "Stereo Plaza", Киев, 29.10.2011)Валерия Соколовская01.11.2011
СтатьиВ ожидании Суини Тодда (КОРОЛЬ И ШУТ в "Stereo Plaza", Киев, 17.11.2012)Валерия Соколовская23.11.2012
СтатьиКороль умер - да здравствует король! (КОРОЛЬ И ШУТ в "Stereo Plaza 2", Киев, 2.11.2013)Валерия Соколовская11.11.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 7 / 0.006