Король умер - да здравствует король! (КОРОЛЬ И ШУТ в "Stereo Plaza 2", Киев, 2.11.2013)


На последний концерт КОРОЛЯ И ШУТА, прошедший 2 ноября в недавно открывшейся "Stereo Plaza 2", украинские поклонники съезжались заранее. Уже за два-три часа перед началом концерта группы фанатов шокировали киевских обывателей разрисованными лицами, традиционными криками "Хой!" и количеством потребляемого пива. При этом не могу сказать, что настроение публики в день прощального концерта было каким-то иным, нежели перед прошлыми живыми выступлениями КОРОЛЯ И ШУТА - по крайней мере, никаких рыданий по поводу смерти кумира или вселенской тоски на лицах фанатов я не заметила. Не раздавались на подступах к клубу и крики типа "Горшок жив!", никто не покрывал аналогичными надписями стены, как это было в далеком 1990 году после гибели Виктора Цоя. Вероятно, сказалось то, что между смертью Михаила Горшенёва и прощальным киевским концертом группы прошло достаточно времени для того, чтобы фанаты успели оплакать бессменного лидера группы и осознать, что Горшок, увы, мертв...

И задолго до прощального выступления всезнающий Интернет раскрыл главную интригу: кто же заменит Михаила у микрофона в ходе прощального тура? В одном из интервью об этом так рассказал барабанщик и один из основателей группы - Александр "Поручик" Щиголев: "Лешка - брат Михи, Князь - это Князь, Каспер - это человек Андрюхи, который тоже и поет, и играет на скрипке. Он много играл в группе КОРОЛЬ И ШУТ в свое время, но дальнейшая судьба с нами не сложилась. Пух приехал, в Москве и Питере будут еще и другие музыканты. Кто хотел, тот и принимает участие: есть желание, давайте. Мы специально никому не звонили, мол "давай с нами, не хочешь? ах вот ты какой!". Те, кто присоединился, просто решили, что будет круто, если они споют с нами". Для тех читателей, кто плохо знаком с историей КОРОЛЯ И ШУТА, даю справку: Лешка - это Алексей Горшенёв, в начале 90-х пару лет поигравший в КИШ на ударных, а ныне лидер группы КУКРЫНИКСЫ; Князь - Андрей Князев, вокалист и многолетний автор текстов КИШ, ныне лидер группы КНЯZZ; Каспер - Дмитрий Ришко, сейчас также участник КНЯZZ; Пух - Антон Павлов, лидер нижегородской панк-группы F.P.G. Все они в самом деле выходили на сцену "Stereo Plaza 2", однако большую часть вокальных партий на киевском концерте исполнил гитарист Александр "Ренегат" Леонтьев. Но перед тем как говорить о самом концерте, давайте (поскольку мы с вами находимся на музыкальных поминках) бегло оглянемся назад и вспомним Михаила "Горшка" Горшенёва и созданную им команду КОРОЛЬ И ШУТ.

Я уверена, что эта культовая группа достойна подробного и профессионального осмысления, и что возникни подобная панк-банда, сумевшая добиться массовой популярности почти без поддержки СМИ и много лет собирающая полные клубы и концертные площадки, где-нибудь на Западе, ей бы уже были посвящены десятки авторитетных монографий и исследований, а маститые музыковеды всерьез рассуждали бы о "феномене КОРОЛЯ И ШУТА". У нас же практически все опубликованные материалы, касающиеся группы, - это в основном интервью, концертные отчеты и рецензии. И только небольшая часть статей, посвященных питерским панк-рокерам, осторожно описывает КИШ как "нетипичный панк", "группу, отличающуяся необычными для панк-рока текстами", "панк-группу не классического образца" и т. п. И в самом деле: судя по имиджу, вроде бы и панки, а если вслушиваться в тексты, так и не вполне... Здесь будет уместно вспомнить и высказывание Егора Летова: "Само понятие "классический панк" - уже ахинея. Раз классический, значит не панк", и постоянный рефрен книги Крейга О'Хары "Философия панка: больше чем шум" - что панк-сцена постоянно обновляется и видоизменяется, что в панке нет и быть не может никаких музыкально-стилистических преград или ограничений. Так что нет ничего крамольного в том, что начиная с самого первого своего альбома "Камнем По Голове" Горшок и его тогдашний верный соавтор Князь решили обратиться к сказочным сюжетам и петь о том, как "Леший Обиделся", или о том, как поплатился своей головой смельчак, решивший сразиться с колдовским ветром. Еще один часто встречающийся в творчестве КОРОЛЯ И ШУТА мотив - перепевы и пересказы городских легенд и страшилок: например, в упомянутом уже альбоме "Камнем По Голове" есть песни "Мотоцикл" (про то, как нерадивый мотоциклист сбивает человека, после чего мертвец заявляется к виновнику своей смерти) или "Два Вора И Монета" (про потревоженного в могиле покойника). Впоследствии же каких только сказочных и мистических персонажей не было в песнях КОРОЛЯ И ШУТА - черти, тролли, драконы, маньяки, демоны, разбойники, зловредные фокусники, пираты (живые и не очень), негостеприимные лесники, призраки и сумрачные тени, а также масса мертвецов разной степени осознанности и зловредности.



Поклонники панк-рока нередко упрекали КОРОЛЯ И ШУТА в излишней сказочности их текстов: мол, ну что это за герои для панк-песен - фольклорная нечисть? Смех, да и только. Однако если обратиться к неадаптированным текстам народных сказок и легенд в их, если так можно выразиться, оригинальном виде, а не к слащаво-сусальным современным интерпретациям, то в исходниках обнаруживается тот еще хардкор по-русски, по-французски, по-японски, по-португальски и так далее. Головы и другие части тела рубятся с веселой удалью, герои попадают в самые разные передряги, встречаются и сражаются с нечистью, причем далеко не всегда побеждая оную, потому что в народных преданиях голливудский хэппи-энд отнюдь не обязателен. В то же время, КОРОЛЬ И ШУТ крайне редко обращались к типичной для панк-рока социальной тематике, разве что сольный альбом Горшка "Я Алкоголик Анархист" затрагивает общественные проблемы - и это не только знаменитая песня "Долой Гопоту!", но и имущественное расслоение ("Деньги"), и потребительское отношение к людям в песне "Я Никому Не Нужен". Кроме того, данный альбом содержит не авторский материал, а кавер-версии песен группы БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД. Сами же КИШ о политике если и пели, то только в очень завуалированной форме - например, осуждая продажных судей в альбоме "Todd. Акт 2. На Краю".

Так вот, мне думается, что - осознанно или нет - КОРОЛЬ И ШУТ нашли свою уникальную и особенно привлекательную для поклонников нишу. Да-да, это те самые "страшилки", которые так любит рассказывать, сочинять, передавать из уст в уста и слушать молодежь всего мира. Поэтому то и практически не старела публика на концертах группы, и так мало посещали их выступления идейные панки старой закалки. КОРОЛЬ И ШУТ давали возможность самым обычным юношам и девушкам "спустить пар" на концерте, почувствовать себя анархистами-нонконформистами без страха и упрека, выпить пару литров пива, разбить-разломать что-нибудь не особенно ценное, а на следующий день привычно пойти в школу, ВУЗ, на работу, продолжая жить совершенно обычной, вовсе не панковской жизнью. Но разве каждый, кто молод и любит бодрую музыку, непременно должен быть панком?



Но поспешим всё же в концертный зал, тем более что нам предстоит еще пройти два кордона охраны и занять место в зале, где уже скопилось столько народа, что к сцене пробиться никак не получится. Выступление началось практически без задержки. Почтив память Михаила Горшенёва минутой молчания, его брат Алексей начал концерт балладой "Добрые Люди (Хор Нищих)" из альбома "Todd. Акт 1. Праздник Крови". За нею последовали "Дагон" из альбома "Тень Клоуна" и более старая вещь - знакомое фанатам "Отражение" из альбома "Продавец Кошмаров". На ура принимали поклонники и "Тень Клоуна", "Панику В Селе" и "Хардкор По-Русски". Еще больший драйв и угар наступил, когда со сцены понеслись первые аккорды песни "Мастер Приглашает В Гости" из альбома "Герои И Злодеи" - присутствующие не только кричали и размахивали руками, но некоторые даже умудрялись прыгать, что было весьма затруднительно, ведь зал был забит как городская маршрутка в час пик. Затем наступило время вспомнить "Марионеток" и злобного "Инквизитора" из "пиратского" альбома "Бунт На Корабле". Далее музыканты нарушили порядок песен первой части своей зонг-оперы и вначале спели "Неупокоенного. (Арии Тодда)", а после нее - одну из моих самых любимых песен в репертуаре КИШ, "Смерть На Балу (Ария Солиста и Тодда)". Не обошлось и без такого знаменитого хита как "Танец Злобного Гения" из альбома "Театр Демона".

Представляя же следующую композицию, Алексей Горшенёв сказал, что ему необходима поддержка зала, потому что это не только одна из самых любимых песен Михаила, но и вещь, требующая хорового пения - "Жизнь". Затем на сцену поднялся Пух, исполнивший "Невесту Палача", "Исповедь Вампира" из альбома "Бунт На Корабле" и культовую "Похороны Панка", после чего удивил публику пением а капелла фрагмента украиноязычной композиции "Тринадцята Рана". Не меньшим сюрпризом стало и акустическое исполнение композиции "Медведь". А после того, как на сцену поднялся Дмитрий "Каспер" Ришко, пришло время для одной из самых лирических баллад группы - "Воспоминания О Былой Любви" (альбом "Герои И Злодеи"). Поскольку я стояла в толпе, то не сразу поняла, что во время концерта поклонники несколько раз устраивали флэшмобы - одновременно садились на пол и вставали, не говоря уже о том, что периодически поднимали руки с зажигалками.

Что же, украинская земля всегда радушно принимала КОРОЛЯ И ШУТА, так что не удивительно, что занявший под одобрительные крики место вокалиста Князь посвятил песню "Собрание" именно тем, кто все эти годы поддерживал команду и не смог не прийти на финальный концерт. После этого вспомнили удалую-залихватскую песню "Ром", одну из самых старинных композиций (из дебютного альбома) - "Камнем По Голове". И, конечно же, не обошлось без "Ели Мясо Мужики". Далее концерт продолжился песнями "Прыгну Со Скалы", "Охотник" из альбома "Король И Шут" и "Гимн Шута" (альбом "Как В Старой Сказке").



Надо сказать, что в зале было жарко во всех смыслах этого слова. Уже после окончания прощального концерта назывались разные цифры: одни говорили, что фанаты целиком заполнили весь шеститысячный "Stereo Plaza 2", другие утверждали, что зрителей было то ли четыре, то ли пять тысяч. Но, как бы там ни было, со всех людей, столпившихся в фан-зоне, пот тек градом. Парням было легче - разделся себе по пояс и живи хорошо; впрочем, самые смелые девушки тоже разделись по пояс, то есть до лифчиков...

Не выдерживая духоты и давки, я перебазировалась в проход, где еще можно было нормально дышать, и оттуда слушала композиции "Фокусник" из альбома "Театр Демона", еще одну культовую вещь КОРОЛЯ И ШУТА - "Проклятый Старый Дом" и одну из относительно новых композиций - "Счастье? (Ария Тодда)". Во время концерта за спиной музыкантов на большом экране демонстрировались портреты покойных "героев рок-н-ролла" - Курта Кобэйна, Сида Вишеса, Джима Моррисона... А песню "На Краю", она же "Последняя Ария Тодда" из последнего же альбома группы музыканты решили сыграть с голосом Михаила Горшенёва в записи. Вид освещаемого прожектором пустого место у микрофона заставило многих фанатов опуститься на колени... После этого коллеги Горшка сделали попытку уйти со сцены, но посетившие уже немало концертов КОРОЛЯ И ШУТА фанаты не расходились и, громко крича, требовали продолжения. Что ж, выйдя на бис, музыканты исполнили композицию "Северный Флот" - видимо, намекая на то, что жизнь и шоу будут продолжаться, и, прекращая существование как группа КОРОЛЬ И ШУТ, они продолжат выступать под новым названием СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. Немало слез выступило на глазах у поклонников, когда они услышали "Мертвого Анархиста", прозвучавшего как реквием по Михаилу Горшенёву. и последнюю песню прощального киевского концерта - знаменитого "Лесника".

Единственное разочарование, - в том, что группа так и не привезла (не успела) в Киев свою зонг-оперу, а ведь ее здесь так ждали. И очень может быть, что поклонники больше никогда не услышат вживую своих любимых песен из репертуара КИШ. Но, несомненно, будут еще долго помнить Михаила Горшенёва, подарившего им столько прекрасных страшных сказок...

Фото (кроме афиши): Андрей БИРЮЛИН

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 11 ноября 2013, 18:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Как в Старой Сказке"Старый Пионэр22.11.2001
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Жаль, Нет Ружья"Старый Пионэр18.10.2002
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Бунт На Корабле"-08.02.2005
РецензииКнязь - "Любовь Негодяя"Старый Пионэр10.01.2006
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Продавец Кошмаров"Старый Пионэр07.02.2007
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Театр Демона"Юрате Пилюте06.05.2011
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Todd. Акт 1. Праздник Крови"Валерия Соколовская14.02.2012
РецензииКОРОЛЬ И ШУТ - "Todd. Акт 2. На Краю"Валерия Соколовская12.07.2012
РецензииЕвгения Либабова - "Король и Шут: ангелы панка"Геннадий Шостак16.11.2014
СтатьиКОРОЛЬ И ШУТ. Как в старой сказке (Малая арена ДС "Лужники", Москва, 15.12.2001)Старый Пионэр22.10.2002
СтатьиВозвращение королей (КОРОЛЬ И ШУТ в "Stereo Plaza", Киев, 29.10.2011)Валерия Соколовская01.11.2011
СтатьиВ ожидании Суини Тодда (КОРОЛЬ И ШУТ в "Stereo Plaza", Киев, 17.11.2012)Валерия Соколовская23.11.2012

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007