ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Апельсин. Электричество"


(с) Гражданская Оборона, 2007
(с) & (p) Выргород, 2010


Есть вещи, наделённые способностью противостоять времени. Картина, скульптура, книга, здание, фильм, записанный в студии альбом и через недели, годы, а если повезёт, через десятилетия и века останутся всё теми же. И тот, кто разминулся с ними вчера, всегда успеет увидеть, услышать или прочесть их завтра. И лишь на сцене творится искусство эфемерное, недолговечное как рисунок пальцем на запотевшем стекле. Упусти момент - и останется лишь читать воспоминания тех, кому посчастливилось оказаться в нужном месте и в нужное время. И, по большому счёту, лекарства от этой беды нет: самая профессиональная съемка спектакля не заменит двух часов в партере или на галёрке, самая качественная запись концертного выступления неизбежно окажется лишь бледной тенью того, что заставляло бушевать зал.

И всё же стоит вновь и вновь пытаться сохранить ускользающее - не только как память, как бледный отголосок. Ведь находясь в толпе зрителей, когда тебя захватывают и носят волны общих эмоций, очень легко не заметить чего-то важного, настоящего, того, что можно понять и осмыслить только в одиночестве. Если, конечно, оно - это важное и настоящее - там вообще было.

Мне не довелось сходить на концерт ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в московском клубе "Апельсин" 19 ноября 2006 года, хотя лучшего подарка на свой случившийся накануне день рождения я вряд ли смогла бы пожелать. Я могу только листать буклет, разглядывая гипнотическое буйство цветов, и представлять, насколько поглощала и затягивала вся эта атмосфера пришедших в клуб тем вечером. Но я не там, и мне остаётся лишь закрыть глаза и слушать. Благо, концерт, как сказано в большой и подробной аннотации, записан без каких-либо сокращений, да и звук, благодаря акустике "Апельсина" и работе звукорежиссёров, просто отличный.

Первая же вещь - "Нечего Терять" - бьёт по нервам таким мощным зарядом искренности и боли, что сразу же понимаешь: игры на публику, попыток развлечь или "завести" зал здесь не будет. Если что-то и гонит этих музыкантов на сцену, то только неотступная, мучительная, как жажда в пустыне, потребность высказаться и донести до слушателя то, что они должны сказать. Они почти спешат: между песнями практически нет пауз, во время которых другие группы ловят аплодисменты и восторги зала - это всё пустяки, праздное, ненужное; не время и не место упиваться радостью состоявшегося контакта, да и само слово "радость" здесь может прозвучать разве что в сардоническом ключе. Ведь мир, о котором поёт Летов, страшен, и тысячекратно страшен из-за того, что абсолютно реален; мир, в котором надежду и смысл можно добыть лишь тяжкой мучительной работой - да и можно ли вообще? Не иллюзия ли это? "Попробуй, поймай!" - надрывно выкрикивает Егор последнюю строчку "Офелии" - и мороз идёт по коже, и становится невыносимо жутко, словно не праздник, не концерт, а настоящее человеческое жертвоприношение происходит на сцене. Высочайший душевный накал и неопрятная физиология в одном сплаве, и слышать это почти стыдно, почти невыносимо, но и оторваться невозможно.

Я не стану останавливаться на особенностях концертного звучания каждой из песен - бессмысленно дробить на отдельные фазы стремительный поток единого высказывания длинной в целый концерт. От "Нечего Терять" до "Мышеловки" альбом, хоть и концертный, настолько целен и логичен, что нет нужды смотреть на обложку, чтобы понять, что "Зоопарк" и следующие за ним три песни - это выход на бис. И вся студийная дискография ГО вряд ли этот альбом заменит - здесь знакомые до последнего слова песни не только сыграны по-другому, но и складываются в иное целое.

Концерт окончен - навсегда. Никто из нас уже не увидит Егора Летова на сцене. Но если завтра или через много лет мне понадобится объяснить кому-нибудь, как это было, я, пожалуй, возьму с полки именно этот яркий, в психоделических переливах цветов CD-двойник "Апельсин. Электричество".

Автор: Юлия Боровинская
опубликовано 19 февраля 2011, 08:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (5) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Рецензии"Гражданская Оборона. Трибьют"Старый Пионэр12.02.2002
Рецензии"Гражданская Оборона. Трибьют. Часть 2"Старый Пионэр20.03.2003
Рецензии"Гражданская Оборона. Контр-Трибьют"Екатерина Борисова11.06.2003
Рецензии"Гражданская Оборона. Трибьют. Часть 2"Екатерина Борисова11.06.2003
РецензииГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Долгая Счастливая Жизнь"Старый Пионэр23.11.2004
РецензииГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Долгая Счастливая Жизнь"Максилла Кузнецов17.01.2005
Рецензии"Гражданская Оборона. Трибьют"Антон Захарченко03.10.2005
РецензииГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Долгая Счастливая Жизнь" и "Реанимация"Алекс Драйвер21.08.2006
РецензииГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Звездопад"Юлия Боровинская17.12.2010
РецензииГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – "Электрический Пёс"Старый Пионэр07.11.2012
СтатьиВселенская большая любовь (Черный Лукич, ЧЕРНОЗЁМ, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА в ЛДМ, Петербург, 6.11.2004)Алекс Драйвер08.11.2004
СтатьиПрыг под землю, скок на облако (Уже год без Летова)Екатерина Борисова19.02.2009
АрхивГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (разные издания)Старый Пионэр22.03.2005
Архив"Московский Комсомолец" 12.06.1994 (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, НОГУ СВЕЛО!)Старый Пионэр01.08.2006
Архив"Немолчание - Знак Несогласия" (Волгоград) №02'2002 & №03'2003 (АБВИОТУРА, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и др.)Старый Пионэр18.08.2006
Архив"ЭНск" №02(38), февраль 1994 (Сергей Летов, Егор Летов и др.)Старый Пионэр20.04.2007
АрхивПраздник кончился (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА)Екатерина Борисова10.09.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.008