Итоги-2014: Так отвечали коллеги


1. Лучший отечественный музыкант/группа 2014 года?
2. Лучший отечественный альбом 2014 года?
3. Самые яркие события, впечатления в окружающей музыкальной жизни в 2014 году?
4. Разочарование/огорчение/печаль года?
5. Ваши творческие планы на 2015 год?



Александр Арляпов
(главный редактор журнала "Новый Рок", Томск)


1. Олег Нестеров и МЕГАПОЛИС - то, что они сделали ("Из Жизни Планет") - не просто альбом, это, по всей видимости, самый невероятный концептуальный проект в отечественном околомузыкальном пространстве за последние годы, синкретически соединивший и музыку, и кинематограф, и театр.
Андрей Макаревич, Диана Арбенина, Сергей Михалок, Noize MC- я не большой поклонник их музыки, да и, казалось бы, они не сделали ничего особенного, просто оставались людьми в сложных обстоятельствах и говорили вслух то, что не принято в нынешних условиях и чревато откровенной травлей на всех уровнях, а также фактическим "запретом на профессию", выражающимся в массовых отменах концертов. Не изменить себе - по нынешним временам уже подвиг практически.
Борис Гребенщиков - за негромкую, но вполне четко выраженную позицию по поводу происходящего ужаса, которая была обозначена самым доступным для музыканта способом - через песни.
Саша Клокова, вокалистка группы теперь уже московской THE JACK WOOD, достаточно неожиданно попавшая в фантастическую музыкальную историю с участием Ричарда Хелла, Марка Рибо, Ленни Кея и других легендарных и культовых музыкантов Нью-Йорка, и вполне достойно себя там проявившая.
Трио ОКУДЖАВ - мало кто в минувшем году так трогательно, наивно, лаконично и просто описал на русском языке переживания современного молодого человека.

2. БГ - "Соль", МЕГАПОЛИС - "Из Жизни Планет", ОКУДЖАВ - "Окуджав", САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРОСТОЕ ЧИСЛО - "Я Думаю, Для Этого Не Придумали Слово", ПТИЦУ ЕМЪ - "Доброе Чувство", 4 ПОЗИЦИИ БРУНО - "Я Заказан", Дельфин - "Андрей", THE JACK WOOD - "Deus", DZIERZYNSKI BITZ - "Love Me Do", Леонид Фёдоров и Владимир Волков - "Мотыльки", ВАГОНОВОЖАТЫЕ - "Упасть С Тандема", КОНТОРА КУКА - "Средняя Волга" и лучший прог-роковый альбом 2014-го IAMTHEMORNING - "Belighted".

3. Томский концерт Сергея Старостина, Владимира Волкова и Андрея Котова с программой "Душеполезные песни на каждый день" - хотя приехали они и без Леонида Фёдорова, сам по себе концерт был действительно фантастическим.
Фестивали "Свой Субботник" в Москве и "Стереолето" в Питере: шикарные сеты KASABIAN, METRONOMY, Майлза Кейна и UCHPOCHMACK на первом, а также BUENA VISTA SOCIAL CLUB, АУКЦЫОНА, JAGA JAZZIST, DAKH DAUGHTERS, ОКУДЖАВ, DEATH HAWKS и AUFGANG на втором. А также отличный концерт канадского трио BADBADNOTGOOD в питерском клубе "Da:Da".
Арт-фестиваль "Street Vision 3", прошедший в Томске в заброшенном печатном цехе: пять дней в конце мая собрали не только сотни художников, фотографов, граффитчиков и прочих арт-деятелей, но и большую музыкальную программу - три десятка групп и проектов из Томска, Кемерово, Новосибирска и Борисоглебска в широком жанровом диапазоне: от реггей, фанка, пост-панка и пост-рока до шугейза, электроклэша, хип-хопа и витч-хауса.
"Кулик-фест", прошедший в Красноярске в рамках Ярмарки книжной культуры и собравший очень представительную коллекцию самых разных представителей сибирского музыкального пространства - от полного андеграунда и экспериментов до вполне мейнстримных клубных артистов, плюс несколько модных столичных гостей.
Внезапный прорыв нашей землячки за океан: вояж Саши Клоковой из THE JACK WOOD в США в компании PUSSY RIOT, запись там песни с легендарными музыкантами, выступление вместе с музыкантами Джека Уайта и YEAH YEAH YEAHS, знакомство с Ричардом Хеллом и т. д. (подробно описано здесь).
Прекрасный "МузЭнергоТур" хотя и не заехал в Томск целиком, но подарил нам несколько сопутствующих концертов европейских экспериментаторов: швейцарского трио PLAISTOW, испанского гитариста Анхеля Онтальвы и т. д.
Окончательно оформившееся явление под названием "новая волна сибирского пост-панка", которое даже было замечено столичными медиа типа "Афиши": в течение года отлично проявили себя томичи ЗВЁЗДЫ И БУМАЖНЫЕ ТИГРЫ, новосибирцы PLOHO и СРУБ.
Продолжающееся переиздание альбомов АУКЦЫОНА в коллекционном оформлении - настоящее счастье для меломана-фетишиста вроде меня.
Из разных околомузыкальных явлений можно выделить блог Сергея Шнурова в Инстаграме - пожалуй, самое увлекательное чтение в Сети от наших музыкантов.
Кроме того, выделить стоит несколько очень любопытных книг о музыке, вышедших в 2014-м: "Песни в пустоту" Александра Горбачёва и Ильи Зинина, "Цифролюция" Юлии Стракович, "До востребования: беседы с современными композиторами" Дмитрия Бавильского, "Великие интервью журнала "Rolling Stone" за 40 лет" Яна Веннера и Джо Леви.
Ну и, конечно, две премьеры действительно замечательных документальных киноработ: "Ещё" Дмитрия Лавриненко о группе АУКЦЫОН и "Здорово и вечно" Натальи Чумаковой о Егоре Летове.

4. Многочисленные отмены концертов по политическим соображениям и под давлением разных религиозных экстремистов. Год выдался просто ужасным в этом отношении: сначала пошла волна отмен гастролей украинских артистов, потом вся эта свистопляска т. н. "православных активистов" в трогательном единении с госорганами в срыве концертов металлических групп (BEHEMOTH, MARILYN MANSON, CRADLE Of FILTH, CANNIBAL CORPSE), и, наконец, третья волна: отмена концертов артистов с "неправильной" гражданской позицией - Макаревича, Арбениной, Нойза и т. д. Всё это стыдно и позорно. И наш Томск тоже оказался затронут - был отменен концерт поляков BEHEMOTH и перенесен на другую площадку концерт Noize MC.
Весьма странный федеральный закон "о мате и прокатных удостоверениях", с одной стороны, вписавшийся в общую репрессивно-запретительную тенденцию наших законодателей, с другой - усложнивший и без того непростое существование людей из мира кино, музыки и театра и окончательно подорвавший киноклубное движение.
Распад группы ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. К сожалению, оба коллектива, образовавшихся на ее руинах - BRUTTO и TRUBETSKOY - не оправдали ожиданий. Это, что называется, уже совсем не то пальто.
Личное разочарование - Александр Ф. Скляр и его позиция по украинским событиям. Тут обойдусь без комментариев.
Более чем скромная посещаемость концертов. Эта тенденция усугубляется чем дальше, тем больше. Концерты как местных, так и приезжих групп собирают всё меньше зрителей и часть из них приходится просто отменять.

5. Продолжать заниматься своим делом - "Новым Роком", программой "Музарт" на "Живом ТВ" и посильным участием в организации интересных мероприятий (вроде того же "Street Vision"). То есть буду "возделывать свой маленький садик", потому что о чем-то большем пока не думается: общий настрой довольно пессимистичен.


Олег Грабко
(генеральный директор музыкальной компании "Бомба-Питер", Санкт-Петербург)


1. СПЛИН.

2. БГ - "Соль".

3. Фестиваль 20-летия "Бомбы-Питер" в клубе "Зал Ожидания" с участием групп СТРАННЫЕ ИГРЫ, НОМ, СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, СНЕГА, ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ, МАНУФАКТУРА и пр.

4. Рост популярности групп типа ЛЕНИНГРАД. Война.

5. Развивать цифровые технологии распространения музыки, увеличивать каталог аудио и видео, выпускать винил избранных групп и артистов.


Анатолий "Джордж" Гуницкий
(поэт, драматург, критик, Санкт-Петербург)


1-2-3. Я сильно был отстранен от многого и так как не работал нигде, то и следил кое-как.
Для меня самым ярким событием стала совместная поездка с АКВАРИУМОМ в их тур по Германии. Ну, и альбом "Соль".
Теперь нередко можно и услышать, и прочитать о безусловном кризисе отечественного рок-н-ролла. Оснований для этого предельно и угрюмо немало. Однако в Германии, во время выступлений одной из наиболее прославленных русских групп, ни о чем подобном совершенно и ни грамма мне не думалось. АКВАРИУМ очень много лет живет, продолжается и развивается, что доказывается не только объемнейшей концертной практикой, но и последним альбомом "Соль".
"Соль" - мощный, яркий, могучий альбом. Наиболее сильный за десять или пятнадцать последних лет. Или даже больше (надобно все же уточнить, что "Соль" - это не АКВАРИУМ, но сольный альбом Бориса Гребенщикова, записанный им с помощью огромного количества музыкантов). "Соль", в отличие от многого предшествующего ему "аквариумного" последних лет, необычайно яростно и глубоко впитала в себя дыхание, скрип, лязг, боль, пульс и грохот времени. Которое проживаем и все мы. И каждый по-своему.
Боб Гребенщиков очень пронзительно и тонко ощутил непростые новые вибрации. И блестяще воплотил их в своей новой музыке.

4. Лет эдак двадцать или пятнадцать назад еще казалось, что вот пройдет время и всё будет лучше и совсем-совсем по-другому... Годы прошли. Лучше явно не стало. Практически повсеместно, во всех сферах царствует унылый и мрачный официоз. Не обходится и без гаденькой, блядовитой девушки по имени цензура. Ограничиваются, сокращаются, отменяются концертные выступления. Зато процветает и доминирует попса. Тут все на ура.


Сергей Гурьев
(журналист, Москва)


1. Роман Суслов и ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ.

2. Хвост, Герасимов и АУКЦЫОН - "Скорпион".

3. Параллельный выход документальных фильмов "Здорово и вечно" Натальи Чумаковой о раннем периоде ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и "Следы на снегу" Владимира Козлова о сибирском панке.

4. Четыре потери: Игорь Дегтярюк (ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ), Эдуард Губайдулин (экс-ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ), Владимир Белов (ВЫХОД и мн. др.), Игорь Доценко (ДДТ).

5. Продолжать оказывать поддержку группе ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ и Марине Барешенковой.


Александр Дорофей
(продюсер фестиваля "Рыбка", Сегежа)


1. С вашего позволения, эпитет "лучшие" изменяю на "заслуживающие внимания" или что-то такое, а то я никогда не отвечу на эти вопросы.
1) AQUAПАРК (Беломорск, Карелия);
2) ВОТТОВААРА (Сегежа, Карелия).
У обеих групп есть четкая воля и стремление к творчеству, к тому же, я их лично знаю.
3) ATLANTIDA PROJECT;
4) Алексей Архиповский. Присутствовал на концерте, общался лично, для нашего фестиваля недоступен.

2. К моему стыду, полностью альбомы прослушать не получается, поэтому скажу:
1) "Прозрачный" ДДТ;
2) Сингл "Завтра" группы из Петрозаводска ИГРАЯ МОРЕ.

3. Яркие события для меня - это фестиваль "Рыбка"; фестиваль "Беломор-Буги"; День национального единства в Музыкальном театре Петрозаводска, где были представлены культуры многих народов, проживающих в Карелии; передача "Голос".

4. Непонятная, печальная ситуация с группами с Украины и наше неучастие в летнем фестивале в Днепропетровске.

5. Отметить юбилей Молодежной общественной организации Сегежский рок-клуб "Котёл", организовать 19-й фестиваль "Рыбка", скататься на "Rock-Line" в Пермь и наладить связи с рок-сообществом в Финляндии.


Алексей Коблов
(журналист, Москва)


1. В этой позиции изменилось не очень много. Порядок произвольный.
Умка;
Ермен Анти/АДАПТАЦИЯ;
Юлия Теуникова;
Александр Чернецкий/РАЗНЫЕ ЛЮДИ;
Леонид Фёдоров/АУКЦЫОН;
Юрий Шевчук/ДДТ;
ЛЕНИНГРАД;
Инна Желанная;
Вячеслав Бутусов;
Константин Рябинов/КУЗЬМА И ВИРТУОЗЫ;
Константин Кинчев/АЛИСА;
ТЕПЛАЯ ТРАССА;
ПИКНИК.

2. Порядок произвольный:
Инна Желанная - "Изворот", винил и CD;
КУЗЬМА И ВИРТУОЗЫ - "Sancta Simplicitas", винил и CD;
КОММУНИЗМ - "Хроника Пикирующего Бомбардировщика", переиздание 2014 года;
АЛИСА - "Цирк";
ПИКНИК - "Чужестранец";
БРОМ - "Nebula";
БГ - "Соль";
ЛЕНИНГРАД - "Фарш" / "Пляж Наш";
СПЛИН - "Резонанс";
ХРОНОП - "Сейчастье".

3. Фильм Натальи Чумаковой "Здорово и вечно" о ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Главное и самое долгожданное событие года, в полной мере оправдавшее ожидания. С надеждой на продолжение.
Выход третьего и заключительного тома серии книг "Егор Летов. Автографы".
Выпуск на виниле альбомов Янки Дягилевой "Ангедония" и "Домой".
Переиздания альбомов ЕГОРА И ОПИЗДЕНЕВШИХ "Прыг-Скок" и "Сто Лет Одиночества".
Продолжение издания альбомов проекта КОММУНИЗМ.
Юбилеи Егора Летова и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
Новый, питерский состав группы АДАПТАЦИЯ с Михаилом Нефёдовым и Вадимом Курылёвым. Большие ожидания от результата - записи нового альбома и гастролей.
Новый состав группы у Умки. Вместо ушедшего в историю БРОНЕВИКА - новые музыканты, новая история, новые перспективы.
Юбилейный фестиваль "АПозиция" в Питере. Потрясающая программа и невиданное единение отечественных и западных музыкантов. Огромное спасибо организаторам - Алексею Плюснину и Наталье Арсёновой.
Курьезное и в то же время очень рок-н-ролльное празднование дня рождения Константина Кинчева в Питере.
Я бы добавил сюда совершенно ломовой концерт THE ROLLING STONES в Тель-Авиве 4 июня, благо, там, как известно, "на четверть бывший наш народ", а то и поболее, но, увы - у Мика, Кита и компании нет российских паспортов. А также пятилетие моего кота, самого лучшего в мире представителя кошачьего народа. Благо, паспорт у кота российский.

4. Главная катастрофа года - гражданская война на Украине.
Обострение отношений между Россией и Западом.
Двойные стандарты и подмена понятий во всем - от политики и экономики до культуры и искусства.
Социальные сети как механизм вражды и рассеивания внимания от важного и вечного к частному и сиюминутному.

5. Написать книгу о ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ и Егоре Летове. И по возможности ее выпустить.
Отвезти с гастролями в Израиль Олега "Манагера" Судакова и Константина "Кузьму" Рябинова.
После большого перерыва наконец-то слетать в замечательный Крым.
Снова побывать на моей родине в Питере, причем неоднократно, в том числе и на очередном фестивале "АПозиция".
Посетить концерты THE STRANGLERS, Ника Кейва и прочих чудесных артистов - от Умки и Ермена до Инны Желанной и группы ПИКНИК.
Продолжать снимать видеоинтервью с артистами, приезжающими на гастроли в Зеленоград.
И продолжать заниматься любимыми делами: болеть за "Спартак", "Барселону", "Ювентус" и "МЮ", слушать музыку, смотреть кино и чаще видеть друзей и близких живыми и здоровыми.


Дмитрий Кошелев
(пресс-секретарь музыкального издательства "Геометрия", Москва)


1. ГРАН-КУРАЖЪ.

2. АЛЕКСЕЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ - "Зона Риска".

3. Появление в прокате полноформатного документального кино об отечественном роке ("Ещё", Здорово и вечно").
Также случились такие замечательные события как (пере)издания "Отчуждения" ТЕЛЕВИЗОРА, "Золотого Диска" МУХОМОРА и "С Ключами На Носу" ВОСТОЧНОГО СИНДРОМА. Последний ранее издавался с другим трек-листом в Америке, второй - только на кассетах, а "Отчуждение" до 20 ноября 2014 года было альбомом-мифом.

4. Больные головой антихристы, которые срывают концерты под личиной православия.

5. Сотворить и шызануть!


Светлана Кунина
(организатор фестиваля "Сашин День", Череповец)


1. Наши лучшие - они уже все лет 20 перманентно лучшие. Удивил новым - вот кто:
1) МЯГКАЯ МАШИНА (Харьков) - открытие для меня лично. В первую очередь культурологическое и человеческое, наверное. Антон Пилипенко (сердце ММ) - это такой ответ на запрос Ольги Ступиной из Егорьевска, которую многие называют "Башлачёвым в юбке", на ее песню "Правды Нет", Башлачёву же посвященной:

Правды нет, правды нет,
Правда, нет еще много чего, но и правды нет...
Правды нет, правды нет,
Правда, есть еще песни его, но кроме -
Правды нет, а она, казалось, так близко,
Но я облазила весь Интернет,
Я прослушала тысячи дисков, и что...
Правды нет.

Многие тексты, бесспорно, сильны,
И их не проскочишь в идущем трамвае,
Но той, что запрятана в сердце струны,
Той, что однажды его разрывает
Правды - нет...

Я верила слепо поющим навзрыд,
Красиво играющим в свете софитов,
Я им говорила: "Никто не забыт!"
Они отвечали: "Ничто не забыто!"
Но в этом правды нет...

И я слушаю, не обвиняя во лжи,
Пусть думают так, как им хочется думать,
Но ты-то мне веришь! Ты-то скажи -
Не мог же он, правда, все это придумать?
Правда нет?

И чтобы найти достоверный ответ
Я снова искала внимательней, лучше,
Неужто и вправду похожего нет,
Неужто такой исключительный случай?
Я бредила стуком вагонных колес,
Жадно читала афиши на стенах,
И вот начинаю бояться всерьез,
Что нет для него настоящей замены.
А ее и правда нет...
Правды нет...

Так чем же заполнить тогда пустоту,
Раз так и не вышло искомой награды...
Попробуй, любую поймай частоту -
Смотри сколько песен! Чего ж тебе надо?
Но их череда за бескрайней сплошной,
С учетом играющих в шатких трамваях...
Я очень боюсь показаться смешной
И глупой...
И все-таки я заявляю:
Правды нет...


Пилипенковские "Грязные Сквозняки", "Жив-Не-Жив" - башлачёвского посола (посыла?) вещи. Русские такие рокосказы украинского парня. Братья мы, как ни крути, славяне с единым культурным и языковым полем. И проблемами общими. В том числе и массового кризиса и обнищания - языкового и музыкального. Исключения по-прежнему подтверждают правило. В 2008-м Игорь Тонких ("Feelee") обозначил положение дел в российской индустрии музыки так: "Бизнес по-прежнему дикий". Сказать, что ничего не изменилось - ничего не сказать. Изменилось. Дичь стала еще круче и явственнее. Еще и по матери выражаться нельзя, и уж тем более по Отцу. Только однозначное "за". Даже в любовных песнях.
При всем при том, что и российская, и украинская земля могут, конечно, собственных Платонов рождать и быстрых разумом собственных Моррисонов и Уэйтсов.
Пилипенко - он нашенский Том Уэйтс по сути: "...постоянство такого родства - основной механизм Рождества". Только - "где родился, там и не пригодился": команды постоянной нет, гастролей-записей фактически нет, и жизнь периодически происходит в каких-то строительных вагончиках. Но духом - жив-здоров по самому по-настоящему, еще и делиться этим щедро может. Спасибо, Антон!
2) Атморави - участвовал в "Сашином Дне" в 2014 году. Пригласила за три дня до фестиваля, его даже в афише не было. Пригласила после того, как услышала его кавер на летовское "Всё Как У Людей". Понравились честность и простота в переговорах, готовность подорваться на участие в сборном концерте, что многих совсем не вдохновляет ни при каких условиях, даже и при добром отношении к Башлачёву. Конечно, мне всегда хотелось, чтобы на "Сашином Дне" достойно прозвучала летовская "Свобода", понятно, что на такой сцене логично-органично и Летова, и Курёхина, и Янку как-то грамотно показать... А Атморави при первом разговоре заявил, что у него есть кавер и на Башлачёва. Послушала. Не понравилось. И, когда он запел уже на сцене (я оставляю за участниками право свободы выбора того, что они будут петь, не обязывая делать Башлачёва), для меня это было неожиданно, подумалось - эх, зря. А он взял и так спел! Просто подарок на тему "не копировать, а прожить, пропустить через себя". И вот такой, оказывается, может быть Башлачёв, удивительно. И безо всяких моих подсказок сам определился-отказался для выступления в Череповце от любых своих фирменных голосовых, гитарных и макияжных примочек, это чутье и вкус. И... человеческий профессионализм, что ли, такой. И захват аудитории произвел - как надо. Потому что, кроме красивого и сильного голоса, послушной гитары - просто честен. В жизни и на сцене. И имеет свой собственный взгляд, и имеет на это право. А их, права, как известно, не дают, их берут. Такой же какой-то белогвардейской честью, невыпячиванием себя, внимательностью к другим людям обладает еще и Макс Ильин (СОБАКИ КАЧАЛОВА), с ними работать удивительно приятно, да просто рядом быть в деле. А как Атморави за кулисами танцевал под Инну Желанную! Я так красиво в трезвом уме не умею... И не каждый себе может позволить так честно радоваться не своему.
3) Алина Морковина - новосибирский подарок 2014 года для меня. Радуюсь каждый раз, когда слушаю. Стопроцентно строптивая и стопроцентно адекватная одновременно. Хотя в самом Новосибирске не шибко известна даже в родственных по масти кругах: "Мы не знаем примет, и сердца могут вдруг не признать пришлеца". Зато Америка - услышала. И Женя Колбашев, отец "Рок-Азии", высоко ценит. Алинина песня "Дура" по качеству и силе общественной провокации равновесна, по-моему, мориссоновскому эдипову фрагменту "Mother... I want to fuck you", когда впервые озвучивается то, о чем все предпочитают молчать. Хотя у Алины речь идет совсем не об имманентном бессознательном эротическом влечении ребёнка к родителю. "Что ты видишь вокруг картинки Пикассо, блядь, дура, а в том бомже под забором? Что ты видишь вокруг картинки Коэльо, дура? А в папином пьянстве, а в мамином блядстве?" Это даже не поколенческий протест: в "цивилизованном" обществе о родителях - или хорошо или никак, видимо, для перманентного сохранения и передачи по цепи родовых ошибок и кривизны...
4) RETUSES - психотерапевтическая для меня лично группа, в очень нежное и безмятежное состояние вводят музыкальные стиль и подача при самых напряженных по слову текстах. И это вот - с первого раза не поймёшь, на каком языке журчит Михаил Родионов, что странно, не отталкивает, а, наоборот, радуешься - ого! это ж еще и слова родные! А еще благодаря RETUSES я, наконец, приняла Есенина, не случался никак у меня с ним роман до этого, при всем уважении. А это уже позволило самостоятельно, опять-таки, наконец, увидеть и перекличку, диалог с Есениным - Башлачёва. Порадовало, закрашен пробел. Группа в этом году распалась, Михаил продвигается сольным образом. Надеюсь, случится новый коллектив с ретузовыми корнями.
5) БГ - лучший. Небожитель, хоть тресни, и очень Землянин. Ну, и Шевчук - честь и совесть того, что принято называть русским роком в обоих смыслах этого выражения. С остальными "отцами" - хуже. Умку надо слушать-видеть при любом удобном случае - на сцене, на любой. Ольга Арефьева - реальный вечный двигатель удивительный, нет предела ее совершенствованию.
Да много кто у нас есть. Та же удивительная Ступина. Макс Ляшко, ПОЛЮСА, Юлия Тузова с Юлией Теуниковой, Потаня, НИХАУ, ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, отскочивший в сторону, надеюсь, не навсегда DECORATOR, Ольга Горпенко (КОДЯ), которой уже нет с нами, но песни остались. НЕДРА вдовинские, ДИСФОРИИ чарушинские... Список потенциала - длиннющий.
Творцы на отсутствующем профессиональном пайке. Увидел, услышал случайно новый зритель - повезло.

2. "Соль" БГ. Друг мой Яков Шумов сказал, прослушав: "Борис, как всегда, как доктор, прогнозирует наше будущее. И прощается, по ходу, с этим миром. Красиво. Без кривляний".
Дмитрию Ревякину и Алексею Козину ("Navigator Records") спасибо за "Серебро И Слёзы". Дмитрий вывел всё же на свет сценический-концертный многолетний свой труд по сохранению и пропагандированию культурного наследия Башлачёва. Это подвиг, и вызов, и смирение - в одном флаконе.

3. Ковригинские "10 лет без Хвоста" в ЦДХ. Можно посмотреть запись на YouTube. Снимала, кстати, замечательная команда SBTG.ru Алексея Труфанова. Тоже для меня - открытие этого года. Видеоинтернетчики, зараженные напрочь вирусом музыкальной альтернативы, ее подвижники. Люди, знающие и любящие свое дело, преданные ему трудоголики и - без миллиметра человеческой гнили, все как на подбор. Живешь-трепыхаешься в этом всеобщем тотальном наплевательском отношении к собственному труду, к работе, и кажется уже иногда, что - всё, кончились те, кому важны и процесс, и результат, невзирая на их зачастую грошовую оплату, ан нет - есть живые, есть не роботы. Ура.
А концерты Ковриги - каждый раз... счастлив, что был. Здорово, что он есть, Олег Владиславович, Человек с парашютом. И намагничивает, и намагничивает вокруг себя странных и интересных, и всё их самое вкусное, и сам всегда - вроде бы как просто на подхвате. А куда без этого подхвата, надежного и не предательского?

4. Всенародное предательство Макаревича, запреты на ОКЕАН ЕЛЬЗИ, ЛЯПИСОВ и прочих. И - готовность и дальше безоговорочно сдать любого, чьими песнями жили, кого якобы любили, только пальцем покажите, даже не так - просто намекните. Такой радостный и воодушевленный массовый поход в зубы Люциферу - с маленькой буквы брутов и иуд. Ну, прожует, работа у него такая.
И, конечно, в моей личной как организатора жизни - второе за 5 лет "закрытие" фестиваля "Сашин День" в Череповце, на родине Александра Башлачёва, ему посвященный. Желания никакого говорить об этом нет. Ситуация за рамками всех возможных приличий, профессиональных и человеческих. Не до церемоний. Произведен, по существу, рейдерский захват, задето мое доброе имя, фактически загублен готовый уже юбилейный фестиваль. Первые два "Сашиных Дня" случились в 2010 и 2011 годах, в мае. С 2012-го свой фестиваль ко дню рождения Башлачева делала мэрия Череповца с названием "Рок-Череповец". К 2014-му недовольство профанацией идеи проведения башлачёвского дня стало очевидно и озвучено. Китч и Башлачёв - и вправду вещи несовместные. Хотя в засахаривании имени Башлачёва или Высоцкого у властей резон, конечно, есть. И народ, в общем-то, не против сходить в День Химика на "Рок-Череповец" забесплатно, и все же не на Стаса Михайлова, даже патриотично выходит. Последней каплей для недовольных стала стартовая публикация афиши "Рок-Череповца-2014", где хедлайнером был обозначен Николай Носков, а одним из участников - группа с названием МАРМЕЛАД. И случилось чудо экстренного возрождения "Сашиного Дня". Мною уже был сделан состав, и тут от мэрии поступило предложение о финансовой поддержке. И в мае 2014-го состоялись оба фестиваля. После чего было решено, что в мае 2015-го, в юбилейном для Башлачёва году, нужно сосредоточить совместные - мои и мэрии - усилия на "Сашином Дне" на площадке "Рок-Череповца" -- в Ледовом дворце с 3,5 тысячами зрителей. И это нужно было сделать - для прямого сравнения, для тех, кому 3 года подряд с этой площадки пудрили мозги, вводя в заблуждение, демонстрируя дежурное шоу по принципу "я тебя слепила из того, что было", то, чему Башлачёв - по определению - в противофазе.
После трехмесячного подготовительного этапа мною были сданы в мэрию программа и состав фестиваля со всеми данными и реквизитами, во всех деталях и подробностях. Далее мэрия по нашей с нею договоренности должна была начать заключать договора. Вместо этого - неофициально, но публично, в Интернете от имени помощника мэра мне было предъявлены обвинения фактически в распиле, причем не с кем-нибудь, а с музыкантами калибра "отцов" русского рока, в мою пользу на 2/3. Смешно? Это не всё. Одновременно в официальной переписке тот же товарищ из мэрии заявил, что я попросту не имею никаких прямых связей не только с музыкантами, но и с их директорами. Второе исключает первое. Но мэрию это не смутило. Случайно, наверное.
Целую неделю народный гнев бурлил вокруг запущенной всё тем же поммэра в Интернет информации о гонорарах - моем и участников и "Сашиного Дня", и "Рок-Череповцов", включая Николая Носкова. Удивляются они потом - почему к ним никто ни за какие деньги ехать не хочет. "Сашины Дни", кстати, до "Рок-Череповца" проводились на безгонорарной основе, это напрочь загублено.
Очень жаль, что Череповец вместе с "Сашиным Днем" отверг и показ в юбилейные дни кудашовского спектакля "Александр Башлачёв. Человек поющий" (БТК, Санкт-Петербург), и проект арт-объекта Николая Полисского в честь Башлачёва. Не оставляю надежды, что одумается. И что хватит воли не допустить установки в Череповце ни одного из двух бронзовых идолов китчевых, которые установить городские власти разрешили. И идею Александра Липницкого, озвученную мною в мэрии, о создании официального музея русского рока и Башлачёва в Череповце, своего рода русского аналога кливлендского Музея рока - зря проигнорировали.
В общем, да здравствует "Рок-Череповец" в Череповце. Временно непреодолимо. До тех пор, пока его истинные интересы наружу вылезут (что вряд ли) или кончатся (что скорее).
А "Сашин День" будет. Обязан быть - для равновесия сил в природе. Сейчас занимаюсь переговорами по 27 и 28 мая с площадками в Москве и Питере. Ждите новостей.
Интересно будет через год заглянуть сюда, зная, чем дело кончилось.

5. Жить. Счастливо и среди своих.


Александр Мезенцев
(продюсер фестиваля "Беломор-Буги", Архангельск)


1. Это те, кого неоднократно слушал/видел на живых концертах в течение года; те, кто много пахал /активно гастролировал, записывался... короче, не сидел без дела, как некоторые вечно "подающие надежды". Тут они названы не в хит-парадной последовательности, а почти спонтанным списком: БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, ИВА НОВА, КОСТАРЕВ GROUP, Михаил Башаков, MELANCHOLY, ROCCO, GRASS PISTOLS (Нижний Новгород, bluegrass), ОТАВА Ё, МИНУС ТРЕЛИ, MEANTRAITORS, SEAGALL, GROGGY, JAMINROLLS (Караганда), GIALLO (СПб)... Плюс из молодых-новых: MESCALERA (Киров), RAINED (Пермь), TRAWLER (Архангельск).

2. ИВА НОВА - "Крутила Пила", Михаил Башаков - "Мишель".

3. Матиас Эклунд (FREAK KITCHEN, гитара) в архангельском клубе "Колесо", "GuitarPlayer Party" в сентябре в Сокольниках, BLIND VANDAL на фестивале в Швеции, канадско-австралийский блюз-роковый гитарист Вольф Мейл в клубе "Колесо"...

4. Не попал на очередной "Rock-Line".

5. XXII "Беломор-Буги" и несколько вылазок BLIND VANDAL на зарубежные фестивали.


Владимир "Импалер" Миловидов
(главный редактор журнала "InRock", Москва)


1. Лучший музыкант - по-прежнему Юлия Теуникова. В этом году она стала внезапно лауреатом Грушинского фестиваля (только заметили, да?) - там она спела песню (заглавную с нового сингла) "Беженцы", посвященную войне в Донбассе.

3. Война стала, наверное, тем событием, которое закадрово влияло на всю музыкальную жизнь у нас, заставляло одних музыкантов молчать, других - присоединяться к патриотической истерии. У Юлии Теуниковой другой взгляд - единственно верный, ее голос - сострадание.

2. Из лучших альбомов (вразброс): БГ - "Соль" (фолк/арт/русский рок), ПАРТИЗАНЫ ПРОТИВ PUBLIC RELATIONS - "В Клетке Времени" (русский рок/инди), ЭПИДЕМИЯ - "Сокровище Энии" (пауэр-метал), LIGHT? - "For My Songless Demons" (дум/прог-метал), СЕВЕРО-ВОСТОК - "Предчувствие" (фолк-рок), Инна Желанная - "Изворот" (фолк/электроника), UPHILL WORK - "Missing Opportunities" (прог-рок)... К сожалению, многие альбомы доходят с запозданием, а то я бы включил и несколько релизов 2013-го! Также отмечу новую демо-запись Ирины Шамариной (singer/songwriter), как и предыдущие, неопубликованную. Надеюсь, этот материал когда-нибудь увидит свет!

4. Помимо пункта 3 - в этом году было несколько обидных, безвременных смертей среди близких музыкантов. Виолончелист VESPERO/ПТИЦЫ СИ Владимир Белов, организатор "Космофеста" Нина Атряскина, клавишник AZAZELLO Владимир Кулак. Не представляю, что их нет.

5. Продолжать издавать журнал "ИнРок". Мы запланировали шесть выпусков - значит, надо сделать! Давно был план сделать русский спецвыпуск, но кризис помешал, №68 получился этаким компромиссным результатом. Но когда ситуация станет лучше - надеюсь к этой затее вернуться.


Елена Новокшонова
(старший администратор фестиваля "Rock-Line", Пермь)


1. ZNAKI, ПИЛОТ и SCHIZ из д. Вертеп.

2. Виниловый "роклайновский" диск "Наша Линия Взлета".

3. "Rock-Line-2014", выпуск и презентация диска "Наша Линия Взлета".

4. Смерть гитариста гр. ПИЛОТ Виктора Бастракова.

5. "Rock-Line-2015".


Соня Соколова
(главный редактор портала Звуки.ru, Москва)


1. ШКЛОВСКИЙ, НААДЯ.

2. ДДТ - "Прозрачный".

3. Турне Роберта Планта, "Ночь Музыки" и "Музеон".

4. Запрет концертов.

5. Выжить!


Андрей Юрков
(создатель сообщества "Уездный город N" ВКонтакте, Санкт-Петербург)


1. 1) Дельфин;
2) ПТВП;
3) МЕТАНОЙЯ (Санкт-Петербург).

2. 1) Дельфин - "Андрей";
2) БГ - "Соль";
3) ПТВП - "Ключи От Всех Дверей".

3. 1) Концерт Дельфина весной в клубе "Космонавт";
2) Песня Дмитрия Панова (МЕТАНОЙЯ) "Вихри Валькирий";
3) Выход фильма "Здорово и вечно".

4. 1) Смерти Алексея Никитина (9 РАЙОН) и Игоря Доценко;
2) Новые альбомы Ю-ПИТЕРА и АЛИСЫ (возможно, это просто не моё);
3) "Наше Радио" (как явление в целом).

5. Больше узнавать, самосовершенствоваться. 2014 год был годом Сергея Курёхина в "Уездном городе N", 2015-й будет годом Майка Науменко. Находить как можно больше времени и возможностей публиковать интересные материалы в сообществе, прежде всего (как изначально и было задумано) интервью с музыкантами и всеми сочувствующими. Закончить большие интервью с Александром Донских, Валерием Кириловым и Александром Храбуновым. Находить возможности получать новые интервью. Одним словом - работать.


Итоги-2014: Вводная часть

Итоги-2014: Так отвечали авторы

Итоги-2014: Так отвечали музыканты

Итоги-2014: Постскриптум (полная таблица)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 19 января 2015, 11:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002