Возрождаем родную культуру! (VI этно-фолк-фестиваль "Камяніца" в Минской области)


Ежегодно в начале сентября в деревне Озерце, что в 6 км от Минска, на территории Государственного музея народной архитектуры и быта проводится фестиваль "Камяніца".

В предыдущие годы мероприятие позиционировалось как фолк-фестиваль: предполагалось, что стилевое определение "фолк" охватывает и средневековую музыку, и этно, и собственно фолк, а иногда - коллективы (в частности, рок-группы), к фольклору никакого отношения не имеющие. В этом же году организаторы представляли фестиваль как "этно-фолк". Забегая наперед, скажу, что один из ведущих мероприятия, лидер группы ПАЛАЦ Олег Хоменко в одном из своих монологов позволил себе немножечко потеоретизировать на тему "этно и фолк". Он раскритиковал Википедию, отождествляющую оба понятия. Если я правильно запомнил его рассуждения, фолк не привязывается к определенному времени или месту: к примеру, если речь идет о той или иной стране, мы имеем дело с фолком (белорусский, русский, украинский фолк...). Если же мы встречаемся с культурой этноса, проживающего в каком-либо регионе, области, районе и т. п., следует говорить об этно-культуре (например, этно-культура полешуков в Беларуси, гуцулов или лемков в Украине, сванов в Грузии...).

Организаторами и генеральными партнерами мероприятия в этом году выступили Государственный музей народной архитектуры и быта, ресторан белорусской кухни "Камяніца", Белвнешэкономбанк и производитель напитка "Водка Бульбашъ особая".

Традиционно "Камяніца" начинается с торжественной части. В нынешнем же году мы с фотографом Александром Ковалевичем успели как раз к началу культурной программы.

Как и в предыдущие годы, во время "Камяніцы" были представлены все виды художественного творчества - и музыка, и хореография, и народно-художественные промыслы. Как и в предыдущие годы, всех, пришедших в национальных костюмах, пропускали на фестиваль бесплатно, а обладателей лучших костюмов награждали сертификатом на обед на двоих в ресторане "Камяніца". Как и в предыдущие годы, на раскладках можно было купить белорусскую продукцию - книги, CD и DVD... И - что самое главное - как и в предыдущие годы, на "Камяніцу" приглашались иностранные коллективы: ведь родная, национальная культура может возрождаться только в активном взаимодействии с национальными культурами соседних стран и народов.

Имели место и отличия от предыдущих "Камяніц", и, увы, не в лучшую сторону. Охрана работала еще более тщательно, чем в прошлом году. Всяк сюда входящий проверялся на предмет не только наличия емкостей со спиртным и всего того, что способно колоть-резать, но и "запрещенной символики". При этом ни один из охранников не смог внятно объяснить, какие же символы относятся к числу запрещенных... В принципе, ситуацию можно понять: нынче белорусские власти напуганы Евромайданом. Но если имелись в виду атрибуты украинской государственности, охранники старались понапрасну, потому что на территории фестиваля было много людей и с украинскими флагами, и в украинских вышиванках...

Как и в прошлом году, фестиваль проходил на двух сценах, которые работали поочередно. Ведущих было двое. Выступления на малой сцене объявляла Руся (экс-INDIGA и CHERRYVATA, ныне - AKANA, KAZALPIN и ŠUMA), на большой, как я уже писал, - Олег Хоменко.

Итак, оказавшись 6 сентября на территории "Камяніцы", мы поспешили к малой сцене, где выступал мужской вокальный ансамбль РАДА. Коллектив исполняет а капелла белорусские народные песни - свадебные, военные, рекрутские и другие. В перерывах участники ансамбля шутят и прикалываются. Так, во время очередной паузы один из них полупроговорил-полупропел двустишие, в разных вариантах распространенное на территории Беларуси и Украины и произносимое во время застолий. Приведу его в собственном переводе на русский:

Что-то в горле дребезжит.
Надо горло промочить.


Потом выразил сожаление, что в числе спонсоров "Камяніцы" нет "Глоубфила", производителя водки "Crystal Head". "А потому, - посоветовал он, - пейте "Бонакву" и кока-колу".

Народный коллектив ГОРЫНЬ представил обряд дожинок. А детский фольклорный ансамбль, возглавляемый Ирэной Котвицкой, который также носит название РАДА, подарил зрителям веночек белорусских народных песен. Все, конечно, очень хорошо, но одному из коллективов название не мешало бы сменить во избежание путаницы.

А на большой сцене тем временем настраивалась группа ТРОІЦА. Я был искренне рад встрече с любимым этно-трио, тем более что давно его не слышал. Выступление открывалось обработкой белорусской народной песни "Козка" из последнего на сегодняшний день альбома ТРОІЦЫ "Зімачка". Очень понравились "Ой Шлі Прайшлі Ды Тры Янгалы На Моры" ("Ой, Шли-Прошли Да Три Ангела На Море") и "Прыкракнула Шэрая Уціца На Моры" ("Прикрякнула Серая Утица На Море"). Когда наступало время проигрыша, Иван Кирчук обращался к гитаристу Юрию Дмитриеву: "Юрачок, дава-а-ай!". И Юрачок выдавал по полной...

Лидер ТРОІЦЫ сообщил, что в настоящее время группа работает в студии над новым альбомом, и объявил премьеру - триптих "Медзьведзь" ("Медведь"). Частично этот цикл строится на белорусских народных песнях, частично - на авторском материале. Мало кто знает, что Иван Кирчук - не только лидер ТРОІЦЫ, педагог и фольклорист, но еще и композитор, автор песен, романсов и даже рок-оперы (!)...

Еще были проверенные временем хиты - "Ажаніла Мяне Маць Ды Ня Знала, Каго Ўзяць" (в переводе, думаю, нет необходимости), "За Лугамі", "Сьвяты Вечар", "Яблынь Мая" ("Яблоня Моя")... Олег Хоменко обратился к зрителям: "Давайте попросим Ивана Ивановича спеть что-нибудь на бис". Уговаривать музыкантов не пришлось: напоследок была сыграна композиция "Журавы" из одноименного альбома.

Следующим на большой сцене выступал Театр средневековой культуры ЯВАРЫНА. У сцены собрались парни и девушки. Началась самая настоящая средневековая дискотека. Коллектив исполнял сначала европейские, а затем белорусские танцы. Когда объявили "Ойру"", дамы пригласили кавалеров на танец...

Честно говоря, два последующих выступления, проходившие на большой сцене, я слышал краем уха, поскольку общался с музыкантами - участниками "Камяніцы". Поэтому скажу лишь о том, что привлекло мое внимание.

Гости из Польши - Каролина Циха и Бартек Палыга - привезли весьма интересную программу, название которой переводится на русский как "Несколько Языков". Каролина и Бартек проживают в Белостоке - городе, который был и остается средоточием многочисленных национальных культур. Представленная программа выдержана в стиле world music и состоит из композиций на языках меньшинств, которые населяли (и населяют) Подляшье: литовском, белорусском, украинском, русском, рома (лавари), татарском, идиш, польском и эсперанто. Еще более неожиданным показалось мне сочетание электронных и этнических инструментов: сэмплы, лупы, труба, аккордеон, моринхури (монгольский двухструнный щипковый инструмент), дутар (разновидность лютни, распространенная в Иране и Центральной Азии), drumlane (маленький ударный инструмент)... При возможности обязательно посещу сольный концерт Каролины Цихой и Бартека Палыги.

Чешский проект AHMED MÁ HLAD критики называют "фолк-хулиганами". Насколько обоснованно - судить не берусь. Знаю точно, что репертуар проекта составляют песни разных народов Европы, в том числе польские, сербские, даже белорусские. Вокалист говорит по-русски без малейшего акцента ("Уж не эмигрант ли?" - подумали одновременно я и Александр Ковалевич). А еще у проекта мощная духовая секция...

Зато следующих участников - BANDURBAND из братней Украины, а точнее, из города Харькова, - я оценил по достоинству. Сами музыканты определяют свою стилистику как punk folk & ethno rap/ethno techno dance. Вообще группу было бы правильнее назвать БАНДУРБАЯНБЭНД: во всех композициях проигрыши строятся на полифонических диалогах бандуры и баяна. Наряду с собственными композициями группа предлагает весьма интересное, неожиданное прочтение чужих текстов. Так, композиция "Мороз" являет собой центон из двух известных произведений: запев (правильнее было бы сказать - заговор) - строфы украинской народной песни "Морозенко" ("Ой, Морозе-Морозенку, ти - славний козаче..."), припев - несколько раз повторяемый первый куплет песни Нины Тарасовой и Марьи Алексеевой "Мороз" ("Ой, мороз, мороз, не морозь меня..."). "Люся" - рэп на текст украинской народной песни "Гандзя" (в тексте Гандзя заменена Люсей). Практически то же самое они проделали с текстами песен "Ой, Мамо, Що Буде", "Ти Ж Мене Підманула" и "Розпрягайте, Хлопці, Коней", однако в финале проигрываются оригинальные мелодии.

Песню "В Чарах" вокалист объявил как "трагическую, драматическую, постмодерновую". А "Колискова" ("Колыбельная") не усыпила, но, напротив, раскачала публику. Композиция же "Лебеді Материнства" посвящалась событиям в Украине. Музыканты остро переживают происходящее в их стране; два участника группы во время исполнения песни даже заплакали... А в основу "Молдовы" положена украинская коломыйка (честно говоря, я не очень понял, в чем здесь логика).

Напоследок участники BANDURBAND рассмешили зрителей, разыграв, по их собственному определению, "исторический радиоэтюд" "Три Козаки". Если я правильно понял его содержание, казаки ходят по деревне в поисках самогона... Харьковчан не отпускали со сцены. На бис была спета - практически без акцента - белорусская народная песня "Ад Панядзелка" ("От Понедельника") про босяков, которые пьют водку и бьют друг другу морды.

Затем на малой сцене выступил фольклорный коллектив из Гомеля ЯГОРАВА ГАРА (ЕГОРОВА ГОРА). Мне он почему-то напомнил самодеятельный народный ансамбль при захудалом ДК, количество которых в бытность СССР исчислялось десятками, если не сотнями тысяч. Репертуар таких ансамблей наряду с народными песнями включал стилизации под фольклор, создававшиеся на гора советскими композиторами...

Но тут на большой сцене отстроилась группа RE1IKT. Виталий Макшун включил электрогитару на полную мощность и начал что-то наигрывать, заглушив ЯГОРАВУ ГОРУ. Напомню: сами музыканты определяют свой стиль как пост-метал. В музыкальной составляющей в разных пропорциях соотносятся фолк, прогрессив, хард- и пост-рок. Выступление, вопреки обыкновению, открывалось обработкой белорусской народной песни "Хадзіла Галота". Лишь потом мы услышали "Чаго Ты, Лося..." ("Что Ты, Лось...") - песню, которой RE1IKT начинают свои концерты. Кавер песни "Жураўлі На Палессе Ляцяць" Игоря Лученка/Алеся Ставера был подготовлен для проекта "Re:ПЕСНЯРЫ". На фестивале состоялась премьера композиции "Дождж Ідзе" ("Дождь Идет"). А закончили, как всегда, купальской песней "Рана На Івана". Я искренне пожалел, что сет RE1IKT'а оказался таким коротким.

А на малой сцене продолжилось выступление ансамбля ЯГОРАВА ГАРА: гомельчане, по-видимому, хотели во что бы то ни стало доиграть свою программу до конца. На этом малая сцена прекратила свою работу.

Тем временем стрелки часов показали 21:00. До окончания фестиваля оставалось меньше часа. А ведь еще должны были выступить три группы и Олег Скрипка с этно-дискотекой...

Наконец на большую сцену вышли гости из Санкт-Петербурга - группа ОТАВА Ё - и пригласили зрителей на сельскую дискотеку. В инструментарии коллектива - скрипка fiddle, гусли, жалейки и прочие этнические инструменты. В неожиданном свете прозвучали хиты прошлого - "Камаринская" и "Русская Кадриль" Виктора Темнова/Олега Левицкого, "Что За Песни" на стихи Василия Межевича и "Сударушка"... "Крутится, Вертится Шар Голубой" была спета в мегафон под треск старой пластинки... Завершилось выступление финской полькой "Levas", которую музыканты, по собственному признанию, играли на улицах Хельсинки...

Шагреневая кожа времени неумолимо сжималась. Олег Хоменко просил оставшихся участников "Камяніцы" - за исключением Олега Скрипки, приехавшего из Киева - сократить свои программы, насколько это возможно. А пока отстраивалась группа KRIWI, пригласил на сцену девочку Патрицию, участницу фольклорного ансамбля РАДА. "Дитя "Камяніцы"!" - так он представил ее зрителям. Патриция спела а капелла песню на одном из диалектов, на котором говорят в белорусском Полесье.

Олег Хоменко сердечно поблагодарил "Институт польский", посольства Российской Федерации, Украины и Чехии в Беларуси, благодаря которым стал возможен приезд на "Камяніцу" коллективов из этих стран.

Через некоторое время у KRIWI все технические проблемы разрешились. Вероника Круглова с коллективом представила программу преимущественно из известных композиций: "Весначуха-Балбатуха", "Пайду Ў Лес", "In Wood", "Усе Лугі ("Все Луга"), "Калечка" ("Колечко"), "А Ў Гародзе Лебяда". Для тех, кто не в курсе: KRIWI была, остается и, пожалуй, останется одной из лучших белорусских фолк-групп. Вероника Круглова уточняет определение - "эротический фолк". Что же, возможно, возможно. Хотя мне и эта характеристика кажется недостаточной. В композициях KRIWI наряду с фолком можно встретить элементы прогрессива и даже джаз-рока. Достаточно вспомнить, что в составе группы уже много лет играет золотая джазовая скрипка Беларуси Карен Карапетян (экс-CALYPSO, ДИЛИЖАНС-ДЖАЗ, ZET, ЛЕПРИКОНСЫ и др.).

Не обошлось без сюрпризов: в заключение KRIWI и детский фольклорный ансамбль РАДА совместно исполнили русальную песню "На Граной Нядзеле".

Проект ŠUMA привнес в атмосферу "Камяніцы" немного клубной культуры. В основу его стилистики положен синтез этники и электроники. Красивое медитативное "Intro" плавно перетекло в песню "Вецерок Вее". Руся и Надежда Чугунова на одном дыхании, практически без перерыва, спели "Ой, Еду Я Дарогаю", "Песенку Маю Харошую", "Пойду Жы В Лес По Дрова" и "Ды Гарэла Купайло"...

Народ с нетерпением ждал Олега Скрипку с его дискотекой "Українські етно-вечорниці". То здесь, то там раздавались возгласы: "Слава Украине!" - "Героям слава!" Часть зрителей эпизодически повторяла популярную кричалку про одного весьма и весьма известного политического деятеля.

Наконец к микрофону вышли два Олега - Скрипка и Хоменко - и дуэтом, в два голоса спели песню "Горіла Сосна", распространенную в белорусском и украинском Полесье.

Этно-дискотека включала в себя белорусские и украинские композиции. Иногда Олег Скрипка сам пропевал фразу, и публика ему вторила. Эпизодически он восклицал: "Беларусь и Украина едины!"

Никто не хотел расходиться, но... Олег Хоменко был вынужден преждевременно прервать мероприятие: последний автобус в сторону Минска должен был отправиться в 23:50. А поскольку на фестивале зрителей было очень и очень много, все в один автобус, даже самый большой, поместиться никак не могли. В заключение Олег Скрипка вместе со зрителями исполнил песню "Країна Мрій" ("Страна Мечтаний") на белорусском языке, тем самым подведя под шестую "Камяніцу"жирную черту...

И вот здесь мне хочется добавить в отчет немного дегтя.

Итак, было объявлено, что последний автобус из Озерца в сторону Минска должен был отправиться в 23:50. Но, увы, дистанция между "должен отправиться" и "отправится" может оказаться непреодолимой. И если вы, уважаемые читатели, в будущем решите посетить одну из "Камяніц", лучше сразу зарубите себе на носу: никто вам ничего не должен! И если вы присутствовали на фестивале до самого конца, и у вас нет ни машины, ни мотоцикла, ни велосипеда, ни друзей с каким-либо транспортом, будьте готовы к тому, что вам придется преодолевать 6 км пешочком. Причем, не прогулочным шагом, а на максимальной скорости, потому что в 1:00 в белорусской столице прекращает работать метрополитен. Конечно, если у вас имеются лишние денежки, можно воспользоваться такси. Оно работает исправно.

Впрочем, все плохое быстро забывается. В памяти остаются только приятные моменты. А их было немало. За что большое спасибо организаторам и генеральным партнерам фестиваля, а также всем, с кем мы провели этот чудесный день.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 22 сентября 2014, 10:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003