J:МОРС - "Воздух"


(c) & (p) J:МОРС, 2015
11tks./T.t. 42:23


Группа J:МОРС родилась в 1999 году из студенческого дуэта NO LOGO и уже в начале нулевых стала одной из главных достопримечательностей белорусской рок-н-ролльной сцены. Собственно говоря, если бы команда Владимира Пугача не появилась на свет, ее следовало бы придумать. В России был МУМИЙ ТРОЛЛЬ. На Украине - ОКЕАН ЕЛЬЗИ. J:МОРС стали достойным ответом Беларуси братским славянским странам.

Вряд ли имеет смысл останавливаться на заслугах и регалиях группы - о них писано-переписано более чем достаточно. Скажу лишь, что J:МОРС - это живая легенда, как бы к ней кто ни относился.

Между предыдущим альбомом "Электричество" и рассматриваемой работой группы прошло 5 лет. Правда, Владимир Пугач с товарищами забыть о себе не давали, эпизодически выступая с концертами.

Согласно крылатой фразе, театр начинается с вешалки. У J:МОРС "Воздух" начинается с рояля, который не в кустах, а в воде, еще и пузырьки пускает. А что касается самого воздуха - он не простой, а самый что ни на есть гималайский: автор почти всего материала Владимир Пугач сочинял песни, находясь на отдыхе в Непале. Быть может, поэтому альбом получился, sorry за каламбур, очень воздушным и легким.

В записи "Воздуха" участвовали: Владимир Пугач - гитара, вокал; Сергей Щурко (экс-NAKA) - гитара; Юрий Геращенко - клавишные; Валерий Дасюкевич (экс-ДРОЗДЫ, CALIFORNIA SHORES, БЕЗ БИЛЕТА) - бас; Павел Мамонов - барабаны; Владимир Позняк - перкуссия, вокал; сессионные музыканты, почти все в разное время игравшие в составе J:MORS: Даниэль Перцев (GREEN PAPPER) - бэк-вокал; Павел "Ланистер", "Рудбой" Третяк (BRUTTO) - гитара, мандолина, укулеле; Алесь-Францишек Мышкевич (экс-БЕЗ БИЛЕТА и KRAMBAMBULA, ныне CHIEFS BAND и TRUBETSKOY) - бас; Сергей Подливахин (ЛЕПРИКОНСЫ) - барабаны.

Альбом открывается не характерной для J:МОРС песней "Джульетта". Как признался Владимир Пугач в одном из интервью, к трагедии Шекспира она не имеет абсолютно никакого отношения, - просто имя красивое. Музыку лидер коллектива написал в соавторстве с Павлом Третяком, которому отдельное спасибо за партию мандолины. Вступление и кода стилизованы не то под Гайдна, не то под Моцарта (хотя у кого-то, возможно, возникнут иные ассоциации). Песня брызжет весельем, оптимизмом и летним теплом. Настроения не в состоянии испортить даже главная героиня, которая, обидевшись на весь мир, разгуливает по городу с пистолетом. Но обида быстро проходит, а пистолет скорее всего игрушечный. Это мой самый любимый трек в альбоме.

Заглавная песня, несмотря на легкий уклон в философскую рефлексию, столь же прозрачна, как воздух Непала. В названии "Не Край" автор играет словами и звуками. Первоначально оно было противоположным и могло читаться как "Край" и "Cry". Сама песни насквозь проникнута осенним, дождливым настроением... "Солярис" задает космическую тему. Текст песни написан Владимиром Пугачем в соавторстве с Борисом Штерном и отсылает скорее к фильму Андрея Тарковского, чем к роману Станислава Лема. Вот как комментирует смысловой мессидж песни лидер J:МОРС: "Космос - это то самое непостижимое, с чем сталкивается человек. Есть же какое-то иррациональное начало, необъяснимое... мне кажется, для любого нормального человека это космос. Мы же не знаем, что там на самом деле, мы только видим картинки... поэтому можно либо верить, либо нет" (презентация альбома J:МОРС на радио "Unistar", 4 ноября 2015 года). "Ракеты" на стихи Бориса Штерна - размышления "о времени и о себе". "Гренландия" - песня не только о загадочном острове, но и о любви. В альбом включены две ее версии - электрическая (сами музыканты ее в шутку называют "тяжелой" или "металлической") и акустическая. В первой записывалось большое количество инструментов посредством многократного наложения звука (в итоге получилось 200 дорожек). Для записи второй была специально найдена акустическая гитара с нейлоновыми струнами для воссоздания нужного музыкантам звучания. В электрической версии использована волынка, в акустической - дудук (волынщик и дудукист в выходных данных не обозначены). Лично мне нравятся и та, и другая версии, обе слушаю с удовольствием.

Любовную тему продолжает "Асфальт" - очень грустная, задумчивая песня, которая мне почему-то напоминает летний дождливый день. Название "Не Мой Дождь" говорит само за себя. "Шмели" - еще одна "не-джей-морсовская" вещь на альбоме. Лето, тепло, дождик, веселье... Здесь впервые в инструментарий вводится укулеле (еще одно спасибо Павлу Третяку). Завершает альбом лирико-философская композиция "На Свой Свет", в которой подводится итог всего альбома.

Пугач-поэт - романтик до мозга костей. Многие его тексты (стихи) могут существовать отдельно от музыки. Меня в них привлекает набор неожиданных метафор и сравнений. Чего стоит фраза: "И мир уже не будет как раньше, забытый, но родной, как Малежик"... Если внимательно вслушиваться в каждую песню, таких перлов можно насобирать немало, а потом цитировать друзьям...

Я слышал все альбомы J:МОРС. С музыкальной составляющей у них все всегда было, есть и будет в порядке. В аранжировках стало больше модных электронных звучаний. Качество записи - на самом высоком уровне (а может ли быть иначе?)

Я принципиально не слушаю FM-радио - ни белорусское, ни российское, ни украинское, ни какое-либо иное. Заинтересовавшие меня выпуски тех или иных программ при необходимости вылавливаю в Интернете. Но знающие люди говорят, что песни J:МОРС берут в ротацию некоторые российские радиостанции. Охотно верю. И считаю, что альбом достоин быть изданным на крупном российском лейбле наподобие "Soyuz Music".

Слушайте хорошую музыку и дышите целебным воздухом!

Слушать альбом
Скачать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 03 июля 2016, 15:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиСолнце, воздух и песни (J:МОРС у городской ратуши, Минск, 3.07.2016)Геннадий Шостак07.07.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.01