ПИЛОТ - "13"


(c) & (р) ПИЛОТ/Kapkan Records, 2013

Сумасшедшим жить легко - потому что им можно делать абсолютно всё. В том числе безнаказанно брать чужое. Услышав вступление к песне "Тайга" на данном альбоме, например, я чуть было не начал подпевать: "Не спеши ты нас хоронить - есть у нас ещё дома дела..." Хорошо, хоть догадался вовремя посмотреть на трек-лист и выяснить, что никаких каверов ЧАЙФА здесь нет. Подобную наглость плагиаторов в последний раз я встречал больше десяти лет назад, когда Олег Газманов ссорился с Юрием Шевчуком из-за того, кто из них раньше родился в СССР, умалчивая, что оба когда-то слышали Брюса Спрингстина с его "Born In The USA". Ну, ладно, Шахрин - дядя добрый и на шалости молодых коллег смотрит снисходительно. Однако и в процессе прослушивания многих других композиций мы нет-нет, да и наткнемся на какой-то технический приём или меткий прикольчик, уже когда-либо кем-либо успешно обыгранный. Не знаю уж, что означают засвеченные в песне "Пароль" загадочные цифры 20-20-81-97, но скоро исполнится уже тридцать лет с момента, как весь Ленинград кинулся звонить по номеру 2-12-85-06, пугая ни в чём не повинных обывателей расспросами, какое отношение они имеют к БГ. Какого Чёрта наиболее активные фаны ПИЛОТА могут найти, воспользовавшись подброшенными им координатами, страшно даже представить. Но забавно будет, если во второй раз не повезет тем же самым людям.

О сходстве Ильи Чёрта с Константином Кинчевым говорят примерно столько же, сколько существует ПИЛОТ, однако в связи с последними опусами Ильи следует сделать оговорку. Это - какой-то уж слишком подобревший, благостный Кинчев, которого мы почти никогда не слышали. Несмотря на то, что и в нынешнем альбоме группа ПИЛОТ иногда позволяет себе выдавать откровенно панковские вещи типа "Собак", общий градус агрессии сведен до минимума, остались только замашки проповедника, агитатора, горлопана, главаря и пафосные философствования. В результате местами музыка приобретает вид романтической "новой волны" середины 80-х. И если бы в голос Ильи добавить чуть-чуть легкой хрипотцы, его вряд ли можно было бы отличить от лидера группы ДИАЛОГ Кима Брейтбурга того периода, когда тот еще не сделался "металлистом", но уже морально готовился к радикальной смене имиджа.

После всего этого становится понятным, зачем некоторые исполнители прицепляют к своим альбомам бонус-треки, запоминающиеся больше, чем добрая половина собственно альбомного материала. Когда-то Леонид Гайдай для того, чтобы отвлечь внимание цензора от крамольных фраз и сцен в "Бриллиантовой руке", приклеил к финалу фильма изображение атомного взрыва, которое там было ни к селу, ни к городу, и долго сопротивлялся требованиям его вырезать. ПИЛОТ успешно повторил тот же самый трюк - три ярких кавер-версии начисто отбивают желание выискивать какие-либо проявления неоригинальности в других вещах. "Сибирь" - безликий, ничем не выдающийся номер из репертуара ранних СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ, гениально переделанный в мрачную, попахивающую суицидальными мотивами "летовщину", возможно, здесь представлен и в не самом удачном, чуточку смягченном виде. Его лучше всего слушать на двойном концертнике 1999 года - там и магия живого звука, и надрыв, и едва скрываемая самоирония. И всё же именно это - идеальный ПИЛОТ. "Сибирь" куда лучше, чем давний-давний хит ОБЛАЧНОГО КРАЯ "Союз Композиторов", испорченный совершенно неуместной цитатой из "Мурки". Все-таки в удивительно актуальном сегодня издевательском сатирическом тексте идет речь именно об официальной придворной культуре, а не о шансоне, во все времена и при всех режимах (даже в смутных 90-х) находившемся в полуподпольном состоянии. Здесь скорее бы подошла тема из какого-нибудь фильма Никиты Михалкова, хотя Эдуард Артемьев с его опережающей свое время экспериментальной музыкой сам по себе не заслуживает никаких упреков. Единственным бесспорным кавером таким образом остается "Запой" Высоцкого, сделанный не по-бардовски, почти без оглядки на первоисточник. Другое дело, что именно в такой манере на первом отечественном трибъюте Владимира Семёныча "Странные Скачки" Анатолий Крупнов пел про чудо-юдо. Да кто об этом теперь вспомнит, если диск ни разу не переиздавался и основной аудитории ПИЛОТА скорее всего незнаком?

Нет, Чёрт - далеко не сумасшедший. Он весьма рационально использует самые эффектные приемы, изобретенные не им, чтобы понравиться и тем, кто поначалу причислял руководимый им коллектив к панку, и любителям стеба, и приверженцам рок-мейнстрима с элементами фолка. Воспетые в главном хите альбома сумасшедшие, кстати, тоже далеко не дураки, а те самые юродивые, без которых немыслима была Древняя Русь. Те самые, которые, артистично симулируя потерю рассудка, пророчествовали, доводили до абсурда мерзости повседневной жизни и говорили власти в лицо то, о чем другие и помыслить не решались. Тема юродства для русского рока тоже не нова и обыграна тысячу раз. Вот только у большинства авторов, касавшихся её, на первый план, как правило, выходила мрачная, мистическая сторона явления. Чёртов юродивый весел и беспечен, радуется свободе и своим примером проповедует известную библейскую истину "Будьте как дети!" Возможно ли вообще такое? Да почему бы и нет, если юродство было, прежде всего, жанром средневековой смеховой культуры, а потом уже всем остальным!

Вообще же, данный альбом - едва ли не самый легковесный в истории группы, по крайней мере - один из самых оптимистических. Вроде бы лирический герой и чувствует себя "миру отданным на заклание", а в голосе его не так уж много трагизма, да и рассказывается обо всем этом в танцевальном ритме, словно бы мимоходом. А объяснение, почему он веселый такой, скорее всего может дать песня "Эгегейская" (неплохое, кстати сказать, название, уже однажды остроумно обыгранное одной абсолютно неизвестной Илье провинциальной андеграундной группой 90-х). О билетах в один конец, о жизни как дороге, в которой не повернуть обратно, поется примерно с теми же интонациями, с которыми пятнадцать лет назад пелось о летнем путешествии "на юга", где солнце, воздух, пиво, бабы и луна. Музыкант сохранил в себе молодость и чисто студенческую беззаботность. И это не мешает в балладе "Остаемся" быть нежным и смиренным, словно боящимся вспугнуть тихую мелодию скрипки, звучащую на заднем плане, в "Отстрелялся" - тревожным и усталым. В последнем случае можно даже угадать перекличку с прогремевшим десять лет назад "Шнурком", герой которого пережил депрессию, попытался бороться дальше, но пришёл к тому же самому рискованному рубежу, к тому же самому мучительному вопросу: "Быть или не быть?".

Рубеж-то тот, да только герой явно повзрослел на десять лет и чувствует себя более уверенно. Возможно, это и не слишком резко бросается в глаза, но всё, что делает группа сейчас, кажется не столь надуманным, претенциозным, зачастую начисто лишенным внятного внутреннего содержания, как прежде. Сейчас для того, чтобы сделать полноценный концептуальный альбом, вовсе не обязательно сочинять какую-нибудь несуразную "Сказку О Прыгуне И Скользящем" - ведь все треки и без того оказываются связанными воедино личностью человека, пережившего, выстрадавшего всё, о чем поётся, пропустившего через свою душу и свой незаурядный ум. Ему даже удалось избавиться от такой вредной привычки как старческая назидательность, прорывшаяся в некоторых еще совсем недавних текстах. Научиться бы еще использовать опыт предыдущих рок-поколений более тонко, на уровне трудно уловимых ассоциаций, а не лобовых цитат - и можно будет наконец сказать, что Илья Чёрт, примерный ученик и хитрый компилятор, дожил наконец-то до настоящей творческой зрелости.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 15 июля 2014, 19:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПИЛОТ - "Сказка о Прыгуне и Скользящем"Старый Пионэр06.06.2001
РецензииВместо нескольких рецензий... (ПИКНИК, ЭЛИЗИУМ, ПСИХЕЯ, КИРПИЧИ, ПИЛОТ и др.)Старый Пионэр29.04.2003
РецензииИлья Чёрт - "Детство"Старый Пионэр08.01.2004
РецензииПИЛОТ - "Рыба, Крот и Свинья"Максилла Кузнецов28.04.2004
РецензииПИЛОТ - "10 Лет - Полёт Нормальный"Евгений Харюшин20.04.2007
РецензииПИЛОТ - "Изолятор"Геннадий Шостак19.04.2016
СтатьиПИЛОТУ - 7! Опыт восторженного созерцания (ДС "Юбилейный", Петербург, 11.01.2004)Максим Красильников19.01.2004
СтатьиО пользе низкого уровня обслуживания или ПИЛОТ в Нижнем Новгороде (12.10.2004)Алиса Тагина21.10.2004
СтатьиПИЛОТ в ДС "Юбилейный" (Петербург, 18.09.2004)Natalie Pavlenco09.11.2004
СтатьиИлья Чёрт - "Родом Из Детства" (эпистолярный альбом)Старый Пионэр11.03.2005
СтатьиМой дом - тюрьма… (ПИЛОТ в Сарове, 12.03.2005)Старый Пионэр18.03.2005
СтатьиДва повода для беспокойства (Илья Чёрт в Сарове, 30.04.2007)Старый Пионэр03.05.2007
СтатьиИлья Черт: Единство различийАлександр Полищук26.09.2009
СтатьиПомянем старое! (ПИЛОТ в клубе "Re:Public", Минск, 10.10.2015)Геннадий Шостак21.10.2015

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.007