"Сельская Молодежь" №11'1988 (разговор о роке)


Строка для рока

В разговоре участвовали:
композитор Георгий Гаранян,
поэт Юрий Ряшенцев, журналист,
историк московского рока Александр Кузнецов,
поэт, руководитель группы ИСКУССТВЕННЫЕ ДЕТИ, журналист Алексей Дидуров,
поэт и журналист Виктор Коркия,
музыковед и журналист Аркадий Петров.


Г. Гаранян: В американских изданиях по истории рока, с которыми мне посчастливилось познакомиться, приведены тексты первых американских рок-н-роллов. Большая их часть посвящена протесту против семейного уклада - не отпускают гулять, не дают денег на ресторан, ключей от папиной машины... А недавно я присутствовал на заседаниях тарификационной комиссии, где прослушал двадцать рок-групп из Московской рок-лаборатории. В их песнях - совсем другие проблемы: противопоставление поколений, заострение социальных проблем. Уровень поэзии самый разный, но это, на мой взгляд, сегодня не так уж важно. Главное, мне кажется, вслушиваться в то, о чем поют наши дети, что их волнует. Надо дать им возможность высказаться на том уровне, на каком они могут это делать.
Рок - способ самовыражения очень больших групп молодежи. И именно поэтому рок-поэзия, как одна из двух составляющих рока, важнее рок-музыки.
Однако бывает, что уровень поэзии и музыки одинаково высок, так как авторы талантливы, и рок - та форма, которая помогает таланту выявиться.

Ю. Ряшенцев: Я бы поостерегся так категорично, как Георгий Арамович, говорить о том, что уровень рок-поэзии сегодня не так важен, как ее содержание. Все-таки поэзия, в каких бы формах она ни являла себя миру, в основе своей всегда остается образным мышлением. Стихи для рок-музыки, если они претендуют на то, чтобы называться поэзией, - не исключение. Конечно, поэтика их может и должна быть приспособлена к рок-манере, но не использованием узко профессиональных приемов - или их неиспользованием объясняется присутствие или отсутствие поэзии в стихах, исполняемых рок-певцами. Никакой спецификой жанра нельзя, конечно, оправдать исполняемый группой МАРТИН (с разрешения Московской рок-лаборатории) следующий "гражданский" опус:
"Жаль, мало осталось друзей фронтовых. Война не щадила, и жизнь не щадит. И пусть на висках белизна седины, они, как и прежде - могучи, стройны".
О какой уж тут поэзии можно говорить, коли эти "могучие, стройные виски" неопровержимо свидетельствуют о беспросветных двойках по русскому языку в дневнике у бывшего когда-то школьником автора.
Надо сказать, что графоманам от рока прощается то, что просто графоманам не прощается: и здесь определенную роль играет артподготовка мощных децибелов, позволяющая и бессильным соединениям слов захватывать на удивление удобные позиции. Позиции понятны: стихи ужасны, зато - за мир, стало быть, беды не будет, если их споют. Вот когда стихи против чего-нибудь, не против мира, конечно, кто же такое напишет, но, скажем, против всего того, о чем мы с вами говорили задолго до того, как об этом заговорили все газеты - тут с разрешением сложнее. И дело даже не в утверждении текстов, их скрепя сердце могут и разрешить к исполнению, но уж постараются, чтобы исполнять их было негде. Я не знаток рок-культуры и не искал специального знакомства с ней, однако эта культура достаточно активна, чтобы самой находить тех, кто не ищет ее. Могу сказать, что с поры первого знакомства с АКВАРИУМОМ я так редко сталкивался, слушая рок, с поэтической одаренностью, что запомнил все такие встречи: тот же АКВАРИУМ, свердловский НАУТИЛУС, вообще понравившийся мне, даже на плохой пленке, пожалуй, кое-что у ЗООПАРКА. Особняком стоят ИСКУССТВЕННЫЕ ДЕТИ, более сильные в литературном отношении, чем другие группы, уступающие некоторым в музыкальной палитре, несмотря на наличие Владимира Алексеева, в отличие от многих других солистов понимающего, что он поет. (Впрочем, о музыке я судить не берусь.) Пример этих групп как раз и доказывает, что писать стихи, в том числе и для рока, - удел немногих людей. Во всяком случае, их значительно меньше, чем групп.

А. Дидуров: Я знаю достаточно литераторов и музыкантов, для которых слова "рок" и "поэзия" несовместимы, как гений и злодейство. Но существование рок-поэзии приходится признать де-факто - в стране проводятся ее фестивали. И потом - если мы давно допустили приставку "рок" к таким жанрам, как балет, опера, мюзикл, шоу, то непонятно, почему за рамками этого общемирового эстетического процесса должна оставаться поэзия!
Как сама рок-музыка есть вокальное, мелодическое, инструментальное воплощение форсажа чувств, мыслей, действий в нынешней жизни молодых, так и поэзия, которая на нее поется, служит той же цели своими средствами.

А. Кузнецов: Наиболее интересные и талантливые наши рок-группы, продолжая и развивая традиции мировой рок-музыки, смещаются не столько в сторону формы, сколько в сторону содержания. Однако, само содержание часто локализуется и отражает в немалой степени специфику образа жизни различных групп молодежи конкретных городов нашей страны: Москвы, Ленинграда, Свердловска, Архангельска, Прибалтики, Сибири, а также русской "глубинки". В каждом городе группы и отдельные авторы специально или невольно опираются в своей поэзии на культурные традиции и наследие тех мест, откуда они родом, поэтому практически все они так непохожи друг на друга. Наша рок-поэзия в полном смысле этого слова возникла лишь в конце семидесятых годов, когда в связи с еще одним витком технического прогресса у нас появились домашние студии звукозаписи, способные записывать и воспроизводить на высоком техническом уровне не только музыку, но и вокал.
Поэтому возникли более высокие требования к текстам, более тщательная их обработка и стремление к совершенствованию формы. Если раньше даже такие мэтры нашего рока, как МАШИНА ВРЕМЕНИ, СКОМОРОХИ и др., пели по принципу "что вижу, о том и пою", то с этого времени происходит переворот в рок-эстетике, которым мы обязаны прежде всего группе АКВАРИУМ. Поэтика, как и мелодика этой группы берет свое начало в петербургских салонах начала XX века. Стремительная экспансия новой рок-эстетики распространилась на целые города и даже регионы. Так родились неповторимые и своеобразные группы ДДТ - Уфа, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - Архангельск, КАЛИНОВ МОСТ - Новосибирск, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС - Свердловск и ЦЕМЕНТ - Рига. Сейчас мне кажется, рок и бардовская песня сливаются в одно мощное музыкальное рок-движение, основанное на национальной культуре, традициях и фольклоре. Лучше всего эту преемственность выразил рок-бард из Череповца Александр Башлачёв. "Пусть разбит батюшка царь-колокол. Мы пришли сюда с нашими гитарами, Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл околдовали нас первыми ударами! И в груди - искра электричества! Шапки прочь - и рваните громче-ка! Рок-н-ролл - славное язычество, Я люблю время колокольчиков".

В. Коркия: Рок - это самодеятельность, но самодеятельность не в привычном понимании - как художественное творчество непрофессионалов (то есть не членов Союзов композиторов, писателей, художников), а в глубоком смысле этого слова - творческая деятельность народа, фольклор. То есть рок - это не что иное, как современный, создающийся у нас на глазах фольклор, и как фольклор он теснейшим образом связан с судьбами современного мира.

А. Кузнецов: Между прочим, рок-поэзия могла бы стать хорошим помощником в борьбе с трудностями и проблемами нашей жизни. Она чутко на все реагирует и как барометр отражает малейшие изменения в настроениях молодежи. Она лучше любых социологических исследований обнажает самые горячие точки мира молодежи.

А. Дидуров: Помню, в конце семидесятых выступала одна московская группа - ЛИГА БЛЮЗА. Играла она нормальный, хороший англо-рок. Голоса поставлены, техника игры высокая, зал завелся с пол-оборота, встал на уши, запрыгал, закричал... Крики... Я прислушался к тому, что кричат - и меня поразило: народ прыгал, заведенный англо-роком, а кричал: "Давай на русском!"
Наши рок-фаны и рокеры дозрели до того, что есть своя страна, свой язык, свои проблемы. Прелестное английское бормотание уже не годилось. Так, перед нашими рокерами встала проблема создания своего национального рок-языка. Как это делать? Ведь калькирование - это не только пение на английском, это еще и "под-снятие" стилей, мироощущения, школы вокала. Это хорошо для детей - как игрушка: "Надо же, ну прямо как там!" Или как сейчас вот про ЗВУКИ MУ: "Надо же, прямо как с видеокассеты!" Наш рок стал учиться говорить, потому что западный рок перестал нас удовлетворять, перестал отвечать на срочные и вечные вопросы нашего бытия. И сразу стало ясно, что дорога нашего рока - особая, самобытная - дорога литературы, написанной и поющейся в стиле рок. Ведь в основе истинно русского эстетического изъявления традиционно лежит слово.

В. Коркия: Многие относят рок к массовой культуре. А массовая культура у нас считается явлением безусловно отрицательным, с которым надо насмерть бороться и которое можно изжить, если взяться за это "всем миром". Но массовая культура - реальность сегодняшней жизни. Я не могу и не хочу не обращать внимания на эту реальность, делать вид, что не было ни Хиросимы, ни Чернобыля, ни Освенцима, ни ежовщины, ни Кампучии. При чем здесь все это? А вот! "Бухенвальдский Набат"! Не рок, а какая песня! Как воздействовала на миллионы людей! Чувства добрые пробуждала? Пробуждала. Чтобы не повторилось, призывала? Призывала. Вспомните: "Люди мира, на минуту встаньте!" Хочется встать. Задуматься. Я встаю. И думаю: ну и что? Ну, встал я. Ну, люди мира встали. И люди доброй воли стоят. И прогрессивные народы хором подпевают. И что? Угроза войны уменьшилась? Напряженность ослабла? Извините, не вижу. Призывать с серьезным видом людей мира на минуту встать - значит, вешать им на уши лапшу. Кричать с телеэкрана: "Отдадим земной шар детям!" - обманывать не только взрослых, но и детей, что не просто безнравственно, но и преступно. Это и есть, с моей точки зрения, истинная "массовая культура". Не одурманивающая - для этого нужен талант, но обманывающая на каждом шагу, изолгавшаяся до того, что не верит самой себе, спекулирующая без тени смущения и миром, и любовью, и детьми...
И я думаю: почему "Бухенвальдский Набат" и подобные ему песни поют только по радио и телевидению, почему не в компании, у костра, про себя? Ведь песня - не то, что тебе поют. Песня - это то, чему ты подпеваешь. Массовая культура - это то, что производят для меня и подсовывают мне те, кто считает себя умней и талантливее меня. А я не такой лопух, что все проглочу! Недаром в одной из песен группа АКВАРИУМ задает вопрос: "Кто ты такой, чтобы мне говорить, кто я такой?"
Если ты умней и талантливей меня, если ты - художник, спой такое, чтобы я запел вместе с тобой. Или не пой вообще. А будешь петь - я тебя выключу. Сам напишу. Сам спою.

А. Петров: Мне кажется, что, несмотря на буйное цветение или своего рода сокрушительное весеннее половодье отечественного рока - заслуженное и даже выстраданное - в нем, в нашем роке, появились сейчас первые нотки усталости, пресыщения и повтора. А некоторые его мотивы вообще кажутся на данном этапе как бы "отработанными". Как ни парадоксально звучит, рок-группы должны быть благодарны эпохе брежневского застоя: именно она дала нашим "молодым рассерженным" благодатный материал для атаки. Как язвительно пародировали рокеры бюрократов, издеваясь над штампами и пропагандистскими стереотипами! Но все в нашей жизни стремительно меняется - вот уже социальная критика стала государственной политикой, и то, о чем так смело (и, быть может, одними из первых) лет десять назад заговорили рок-группы, перестало быть стыдливой тайной. Статьи же Попова, Афанасьева, Нуйкина, Шмелева, Черниченко, Стреляного и других наших публицистов звучат сегодня "покруче" любого рок-текста. Это обстоятельство создает новую совершенно специфическую ситуацию.
Наш рок продолжает по инерции катиться по наезженной колее - высмеивает, язвит, повествует о бездуховности. Разумеется, я не предлагаю заменить публицистику, социальные притчи, фельетоны или привычные приемы театра абсурда, скажем, - любовной лирикой, пейзажными зарисовками и другими более мирными темами. Разумеется, нет: социальность останется надолго. Но она, вероятно, должна быть расширена и дополнена какими-то параллельными темами.
Мне думается, что одним из возможных "выходов" было бы развитие и укрепление того, что можно назвать "литературной песней". К таковой обычно относят у нас так называемую авторскую (бардовскую) песню. Однако возможен вариант "поющейся поэзии", развивающейся от другого - рокового корня. Именно по этому пути - пути рок-поэзии - идет московская группа ИСКУССТВЕННЫЕ ДЕТИ. Ведь, собственно, ведущей составной частью рока как раз и является текстовой "срез" поэзии. Но превалирует в отечественном роке пока еще поэзия наивная, малокультурная, корявая, китчевая. Многих привлекает больше сценический "имидж", театрализация, собственно музыка оказывается где-то на третьем плане, она играет служебную, "оформляющую" роль. Часто она заемна, крайне редко - оригинальна. Вот почему, мне думается, что следующий "ход" в нашем роке - за поэтами. Такими, конечно, кто ориентирован на дальнейшее - музыкальное звучание их поэзии.

А. Дидуров: Нужен более заинтересованный подход общества к рок-культуре, потому что она, захватив души десятков миллионов наших молодых сограждан, превращена ими в свой эпос, эпос второй половины XX века. И это естественно - каждое молодое поколение создает свою форму.

Подготовила Ирина УРИЦКАЯ

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 06 января 2004, 14:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002