ДДТ, часть 2 (разные издания)


Юрий Шевчук: "Как жили, так и живем..."

Хотите сенсацию? Недавно в Подольске проходил очередной рок-фестиваль, все средства от проведения которого должны были быть перечислены в фонд строительства памятника жертвам сталинских репрессий. Трудно сказать, что толкнуло его организаторов взять столь громкую вывеску - надежда на аншлаг при абсолютном бездействии (реклама о фестивале отсутствовала в столичных газетах, билеты были проданы не все, и сборов, как можно догадаться, как таковых не было), непохвальное стремление "держать нос по ветру" или что другое. Уверена в одном - столь броское название явилось лишь ширмой, за которой скрывалась плохая организация и дискредитация самой идеи перевода чего-то куда-то, точнее сказать - спекуляция на ней. Но музыканты об этом ничего не знали и откликнулись. Не могли не откликнуться - на концерты приехали ребята из разных городов страны.

Выступать на фестивале под такой эгидой более чем почетно. В этом - проявление их гражданской позиции, зрелости. Кто ж знал, что так все обернется! Многим из них просто не дали выступить - с четырех дней фестиваль сократили до двух. Но ДДТ - было, и был руководитель этой группы - Юрий Шевчук.

- О политике мне говорить сейчас скучно, о том, что было раньше, - тоже скучно. Был 82-й год, и мы хотели играть настоящий рок-н-ролл. Были ДДТ и РОК-СЕНТЯБРЬ... В газетах я был "агентом Ватикана"... Была "Периферия" в 84-м... Запрещалась... Но я не хочу, чтобы все это было в интервью. Не я один, не только мы хлебнули - были судьбы и пострашнее. Мне вообще как-то трудно на эти темы разговаривать. Не то что переживаю - нет, а просто - скучно. Сейчас все разговоры, интервью - давление на прошлое, на вчера. Но 88-й год! Лучше говорить о будущем, чем о прошлом. О сегодняшнем: работа, творческая работа - ее очень много. Записали пластинку на "Мелодии". Пластинка эта - первая. Сборник старых магнитофонных альбомов еще времен группы РОК-СЕНТЯБРЬ, с "Периферии" кое-что. Качественно записанная музыка - этакий сборник хитов. Название - "Я Получил Эту Роль" - по одной из песен четырехлетней давности. Ею в 84-м мы выразили наши ощущения бытия. Если все будет удачно, зимой приходи в магазин.

- Старые песни хороши, а сегодняшний ДДТ?
- Новая программа практически готова. Будет больше музыки - меньше политики, или, как любят выражаться твои коллеги, политического плаката. Этим успешно занимаются газеты, журналы... Я считаю, бывают времена, когда честные, искренние умы просто не имеют права не заниматься политикой, кроме них - некому. Но тогда творчеству наносится урон. Наступает гипертрофия политизированного рок-н-ролла. Все дальше удаляется он от искусства музыки. Рок-протесту не так уж важны художественные достоинства, главное - показать эдакое на сцене. Последнее время вокруг больше музыки, больше поэзии, больше искусства. Нас это движение тоже захватило. Что касается наших старых магнитофонных альбомов, они, конечно, маломузыкальны.

- Но концерты ДДТ и раньше и сейчас вызывают восторг зрителей.
- Нам помогает искренность, простота, здоровая народность. Народность не по образу ПЕСНЯРОВ или других подобных им, на мой взгляд, чудовищных групп. Нам ближе - народность групп РОЛЛИНГ СТОУНЗ, ДОРС, которые брали глубиной корней, а не внешней атрибутикой. Плюс социальность. Меня буквально трясет от обилия тем. Есть о чем писать. Только бы поменьше плаката. Вспомни песни "Пластун", "Дороги", "Предчувствие" из сегодняшнего концерта. Они менее, как бы это сказать, хитовые, попсовые.

...Немного ссутулившись под проливным дождем, он стоял посреди сцены, извергая невозможный, несоответствующий мягкой внешности хрип, который, казалось, начинался не в легких, а прямо в душе...

- Песня - это одно целое. Музыка и текст - это любовники. Для меня все одинаково важно, тем более что пока практически весь материал пишу я. Аранжировку делаем - а это не менее важно - совместно, всей командой. Сегодняшним составом мы работаем не так давно. Все ленинградцы: Вадим Курулев - бас-гитара, Игорь Доценко - барабан, Андрей Васильев и Никита Зайцев - гитары, Никита еще скрипка. Миша Чернов - известный джазовый саксофонист, я - Юрий Шевчук - вокал и гитара-акустик, Андрей Муратов - клавишные. Такой большой состав.

- Почему изменился состав?
- Даже не знаю, как тебе ответить, - Юра смеется. - Пожалуй, так: в Ленинград я приехал в 1987 году. А до этого у нас был один концерт в Уфе, в 1982-м. Практически группа не могла существовать - не было концертов. Мы не имели права нигде выступать "в электричестве". Я пол-Москвы с гитарой обошел, ходил по квартирам - как все. А группе существовать не было никакой возможности. Естественно, если негде репетировать, негде выступать - зачем она нужна? А альбомы, они создавались практически экспромтом, - за три дня. "Время", "Периферия" музыканты набирались только на запись.

- В 82-м ты уехал из Уфы, не понятый, прежде всего журналистами...
- Я добавлю - и какой-то частью публики...

- И обратно приехал уже в 83-м...
- Да, у меня были большие долги. Шабашил по деревням - оформлял всякие свинофермы. Тогда зародился цикл "Периферия". Целый год проработал, изъездил всю Башкирию. Я по образованию художник-педагог, окончил худфак, педстажа семь лет... Преподавал в художественной школе, в простой, в училище искусств.

- ДДТ - Дом детского творчества?
- Никакого детского творчества здесь быть не может. Это какой-то идиот придумал. Скорее ДДТ - яд, химикат, такой жуткий, в котором человечество видело панацею от всех вредителей, а на самом деле он сам принес большой вред. Фантазируйте! Помню список названий, которые мне пришли в голову, - МОНИТОР, БЛЮМИНГ, еще что-то. Ребятам понравилось ДДТ. Исамбаев сказал - да, ДДТ - это круто. Представляете, вы выходите на сцену - объявляют: Д-э-э Д-э-э Т-э-э! И весь зал: Уу-a-a-a! Мы, конечно, посмеялись. Никто этому не верил, а название осталось...

- Юра, давай уж сразу все про деньги. Ты - обеспеченный человек?
- Я бы не сказал. Хотя из всех групп, которые были приглашены в Подольск, мы - наиболее оплачиваемые. В прошлом году стоили где-то сто - двести рублей за концерт, сейчас уже две тысячи. А почему бы и нет? У нас до сих пор музыканты играют на самопальных гитарах. Только один хороший инструмент "Фендер" у Андрея. Своей квартиры у меня тоже нет. Уже третий год в Ленинграде стою на очереди в коммуналку. Семья пока в Уфе, мне даже негде ее приютить.

- Ну, а моральные ценности - слава, поклонники, ведь к тебе едут со всего Союза. Одолевают?
- Нас вроде бы по телевизору не часто показывают. Раз во "Взгляде" и по Ленинградскому телевидению, но коситься на улице уже начали. Этого дешевого фанатизма я и ребята мои тоже очень не любим. Мне больше нравится быть одному, спокойно работать, жить дома. Меня не цепляют все эти бурные овации и прочее. Ну, а поклонники... Раз они меня любят, я их тоже люблю.

- И последний, из серии "обывательских", вопрос. Что означает этот сценический образ - босиком, в майке? Билли Джоэл выходил на сцену в носках - ты его обогнал?
- Какой-то сценической трактовкой песен мы еще не занимались. Практически все движения на сцене - импровизация, родившаяся однажды на репетиции. Найти свой язык пластики - это очень сложно. Я в этом не специалист.

- Хорошо, оставим "хореографию", поговорим о текстах твоих песен. Первое впечатление у любого попавшего на концерт ДДТ, - "очень круто", смело и зло.
- Я не согласен, что тексты злые. Используем традиции народной смеховой культуры - частушки, сказки, в них же нет какой-то злобы, ужасных отношений. Высмеивание - есть. Я всегда злобы боюсь. Взять "Мальчиков-Мажоров" - они списаны с жизни. В 84-м меня занесло на своего рода банкет дипломатов. Совершенно гнусная была ситуация. Как можно было пройти мимо и не написать ничего!
Настоящий поэт, рок-н-ролльщик должен очень тонко чувствовать мир, чужую боль. Как чувствовал Саша Башлачёв. Вбирать в себя флюиды поэзии, образов, которые витают в воздухе. Их просто увидеть надо. Бывает, живешь совершенно ко всему глухой. Не видишь ни домов, ни лиц людей. Вообще ничего. Мертвая усталость... А бывает, что просто впитываешь мир в себя. Но, если жить вымученной жизнью - каждый день вставать с похмелья, естественно, ты ничего не увидишь, кроме дивана, проститутки рядом и... пива. Все, вот вся тематика - "Я сижу на кухне, мне очень плохо, я пью чай и... тра-ля-ля... смотрю в окно и не вижу ничего". Ну а жизнь - она гораздо шире. Начинающий автор кричит о своей боли - ему кажется, что это всем интересно. Но не зря Высоцкий говорил - ты приди, о чужой прокричи, так же, как о своей...

- Кроме ДДТ нравятся тебе какие-нибудь группы?
- Ну, а кто сказал, что я люблю ДДТ? ДДТ - это работа. И любить нас особенно не за что. Мы еще ничего такого не сделали по большому счету. Мне вот за НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС страшно - как бы его Москва не съела. Он упал на такие широкие московские вкусы... Москве что нужно? Москве нужен попс по большому счету, но с душой и со слезой, с искренностью. И она получила его: НАУТИЛУС - это не в бровь, а в глаз. Бутусова я очень люблю, прекрасный человек, с Димой Умецким прекрасные отношения. Они Москву просто потрясли - очень красивая музыка, и Бутусов, я уверен, еще напишет - он парень талантливый. Когда мне было трудно, он, Илья Кормильцев и Пантыкин из УРФИН ДЖЮСА позвонили мне из Свердловска. "Юра, - говорят, - мы знаем, что тебе плохо, приезжай к нам - поработаешь, поживешь". Пригласили меня, совершенно незнакомого им человека, слышали только записи. Очень мне помогли.
Вообще люблю выступать с ребятами из ленинградского рок-клуба. С АЛИСОЙ, ТЕЛЕВИЗОРОМ...

- А москвичи?
- БРИГАДА С нравится, но не все. Правда, все я толком и не слушал. Петр Мамонов нравится, отличный рок-н-ролльщик. Интересно работает человек. Зачем ты меня об этом спрашиваешь? Я не объективен - мне нравятся мои друзья.
...Сейчас все больше работы, чем дальше, тем больше. Хочется успеть что-то сделать. Все так быстро меняется. Чувствую, я сам становлюсь скучнее как человек, не такой уж веселый, жизнерадостный. В голове все время какие-то проблемы, мысли. Нет, мне сейчас даже трудно оценивать чужое.

- Тогда оцени "ЗД" "Московского Комсомольца".
- Я не очень понимаю ваших всеядных журналистов. Им все вроде нравится, начиная от Макаревича и кончая кем угодно. Здесь что-то не так. Мне кажется, журналист не должен быть таким, у него должны быть свои четкие принципы. А то иногда начинают прославлять какого-нибудь там, на мой взгляд, совершенного ублюдка, который ни сказать, ни спеть, ни сыграть ничего не может. Может быть, он технично играет на чем-нибудь, но это не музыка, а технология, техника. Жизни нет... Один журналист сказал мне, что это крест журналистский. Что ни пишешь - все нравится. Я не люблю таких людей: которым все нравится. "Звуковая Дорожка", на мой взгляд, не очень принципиальна... Нет, я не против попса - это тоже хорошо, весело. Но я говорю о другом. Попс он тоже разный бывает. Есть люди, которые делают его на потребу, которые публику не уважают. Делают "хиты для масс", как они выражаются. Делают это совершенно сознательно. И этих людей расхваливают на страницах газет, показывают с экрана. Хотя черт его знает...

- ДДТ свои концерты заканчивает "Революцией":

В этом мире того, что хотелось бы нам - нет!
Мы верим, что в силах его изменить - да!


Кто это "мы"? Наши герои? Как теперь любят писать - те, кто раньше был в подвалах?
- Я вообще не люблю, когда некоторых из нас изображают этакими героями перестройки. Как жили, как думали, так живем и думаем. По крайней мере, я надеюсь, что это так. И не надо трепать языки по поводу, жив еще рок-н-ролл или нет. Вот и все...

Элина НИКОЛАЕВА
"Московский Комсомолец" 11.11.1988



И - всё в кайф?

Юрия Шевчука и его группу ДДТ сейчас можно увидеть и услышать сразу в четырех фильмах, сделанных практически одновременно. Это - "Рок" А. Учителя, "Игра с неизвестным" П. Солдатенкова, "Публикация" В. Волкова - и еще "Лимита, или Четвертый сон..." Е. Головни, где в кадре Шевчук не появляется, но многое построено на его песне "Москва - Жара!". Долгие годы кинематограф в упор не видел ДДТ, и теперь, когда стало можно, стремится наверстать упущенное. Стремление вполне понятное и похвальное, если б только не оборачивалось оно так часто обычной эксплуатацией, желанием выехать на популярном имени. Как, например, в "Публикации", где вставной концертный номер ДДТ не имеет ни малейшей связи с фильмом. Или более сложный случай - с картиной П. Солдатенкова, где режиссер непонятно зачем затеял путаную игру с рок-культурой, действительно, судя по фильму, ему не известной. Об отношении самого Юрия Шевчука к этим фильмам мы и попросили узнать нашего корреспондента Сергея Гусакова.

- Ну как? Ну, это фильмы такие, видишь ли... Во всех этих картинах работа начиналась с каких-то личных отношений... Все эти ребята - наши единомышленники. Петр Солдатенков вообще прекрасный человек. Учитель - такой умница. У него Дмитрий Масс - оператор, очень хороший парень, старый рокер...

- А не кажется тебе, что в этих фильмах песни ДДТ служат просто приманкой?
- Нет, это ребята все хорошие, об этом речи даже не шло.

- Понятно, что между вами об этом речи не шло.
- Нет. Как раз уж что касается Петра Солдатенкова, Учителя, других ребят, это все нормально. Нет. Нормальные ребята, отличные.

- Как ты считаешь, удачно ли "поданы" твои песни в кино? Работают ли они на фильм в целом?
- Ну, что-то удачно, что-то нет... Это же дело такое, молодое. У нас в стране рок-н-ролл не снимали вообще. Это же не эстрада, его снимать надо совершенно иначе. Ведь рок-н-ролл - не только музыка, это еще и образ жизни, мышления. И эти ребята - Петр Солдатенков, Учитель - они пытались серьезно в это дело врубиться.

- То есть до съемок они этим не жили?
- Да, но сколько я их наблюдал в процессе работы, они искренне, совершенно серьезно хотели все это понять, принять, почувствовать. А иначе бы фильмов этих не было.

- Но если прежде они этим не жили, откуда же тогда это желание снимать фильм на тему, в которой они несколько... некомпетентны? Но которая становится модной. Нет ли здесь той самой конъюнктуры? Пусть даже бессознательной.
- Нет-нет. Я в этом убежден. Иначе бы наша совместная работа над этими фильмами не могла состояться. А что касается конъюнктуры, так это уж точно фильм "Асса". Этот соловьевский фильм - страшно прогарная вещь. Такое ощущение, будто посидел на ленинградской кухне с двумя стебками три часа. И всего лишь. Не было серьезного разговора. Соловьев вообще не врубился в рок-н-ролл. То есть вообще никак. Для него это так и осталось каким-то полумосковским попсом, не более. А что, ребята неплохо повеселились в гостинице "Ялта", покиряли - заодно и сняли фильмец. Вот так все. Это соловьевское детище я и считаю конъюнктурой. Конъюнктурой по большому счету.

Несколько озадаченный тем, что все эти ребята, кроме Соловьева, оказывается, такие хорошие, что их трудно даже подозревать в чем-либо нехорошем, наш корреспондент, на всякий случаи, обратился с подобными же вопросами к менеджеру группы - Геннадию Зайцеву.

- По отношению к ДДТ я могу сказать, что так - на сто процентов - поступил Учитель в фильме "Рок". Это чистая конъюнктура с его стороны, беспроигрышный вариант: собрать пять "звезд", отснять их документально, не приложив никакой режиссуры, - там только операторская работа, и сделать себе на этом имя. "Взломщик" относится к той же категории. В остальных же фильмах - нет, там мы знакомились со сценарием, вносили свои поправки, подолгу беседовали с режиссерами, и здесь был уже такой хороший контакт... Недостатки этих фильмов - оплошности режиссеров...

- Это следует понимать так, что у самой группы не было здесь конъюнктурных, "престижных" соображений?..
- Не было. Все объясняется ошибками. Кроме, еще раз повторяю, Учителя. Там - продажный вариант.

Вот так. Тоже довольно неожиданный ответ: мы в молодежной редакции "СЭ" считали "Рок", при всех его недостатках, лучшим из указанных фильмов - и в смысле подачи рок-музыки, и просто в профессиональном отношении. Уж чего-чего, а режиссуры там "приложено" более чем достаточно. Но ответ, так или иначе, получен. Позиция, кажется, ясна. А интересно все-таки, был бы Шевчук столь же резок в оценке "Ассы", если бы сам в ней участвовал?

Подготовил А. ДЕМЕНТЬЕВ
"Советский Экран" №23'1988



Группа ДДТ

"Нам, днепропетровским поклонникам отечественной рок-музыки, очень хотелось бы увидеть на страницах "Кругозора" хоть какую-то информацию о ленинградской рок-группе ДДТ".
(Г. В. Андреев, инженер, г. Днепропетровск)


Ядовитое название этого коллектива долго ставило в тупик разного рода администраторов. Что за название - ДДТ? Что они хотят этим сказать? Художник по профессии, Юрий Шевчук начинал свой музыкальный путь в Уфе в конце семидесятых, выступал с акустической гитарой. На одном из концертов познакомился с органистом Владимиром Сигачевым. Они подружились, и возник ансамбль.

Репетировали в Уфимском Доме Детского Творчества, и, когда разговор пошел о названии, кто-то предложил ДДТ - Дом Детского Творчества. Неожиданно сложившаяся аббревиатура соответствовала острым текстам Шевчука.

Время шло. Уже были записаны две программы, когда газета "Комсомольская Правда" объявила Всесоюзный конкурс "Золотой Камертон". Из Уфы в Москву летит бандероль с фонограммой. И песня "Не Стреляй!" побеждает. Было это весной 1982 года. Затем - приглашение в Москву на заключительный концерт конкурса, а в следующем году - на фестиваль "Рок За Мир". Казалось бы, все идет хорошо. 1984 год знаменателен для ДДТ выходом самого известного альбома "Периферия". Он отнял немало нервов и сил. Тогдашнее руководство Башкирии усмотрело в песнях "клевету на советскую деревню". А Шевчук всего лишь хотел честно рассказать о том, что наболело и что его волновало...

Еще более публицистичен второй альбом - "Время", который музыканты записали в Москве в 1985 году.

Наше время не терпит плевков и лести
Оно в силах за нас постоять!

- пел Юрий Шевчук в заглавной песне, с надеждой вглядываясь в будущее.

С 1986 года ансамбль обосновался в Ленинграде, где окончательно складывается нынешний состав группы. Никита Зайцев (музыкант-мультиинструменталист, играет на скрипке и гитаре). Андрей Васильев (гитара). Вадим Курылев (бас-гитара, флейта, вокал). Игорь Доценко (ударные). Андрей Муратов (клавишные).

Через год после упорных репетиций - дебют, а затем серия концертов в Ленинграде, выступление на пятом городском рок-фестивале. А в начале 1988 года - двухдневные гастроли в Москве.

Не секрет, что пора перестройки внесла некоторое замешательство в ряды рок-музыкантов. Еще вчера "запретное" стало широко гласным. Группа отозвалась на перемены в нашей жизни прекрасной песней "Оттепель". Она стала признанием в любви Ленинграду и ленинградцам. Есть и другие несомненные удачи - юмореска "Милиционер в Рок-Клубе", например, но лучшая песня - "Революция", оптимистичный припев которой обычно подхватывает весь зал:

В этом мире того, что хотелось бы нам - нет!
Мы верим, что можем его изменить - да!

На двенадцатой звуковой странице вы услышите фрагмент записи концерта группы, который состоялся на площадке спорткомплекса "Динамо" в Москве.

Артем ЛИПАТОВ
Фото Н. ВАСИЛЬЕВОЙ и Е. МАТВЕЕВА

"Кругозор" №1'1989



Бикфордов шнур

"На концертах глянешь иной раз в зал и видишь - глаза ослепленные, но не прожекторами, а взвинченной атмосферой, лица безразличные, лишь бы подергаться, "козу" показать, подраться с соседом. И как объяснить этим пацанам, что рок-н-ролл - это боль, страшная боль, беда, правда, любовь, жизнь целого поколения", - говорит поэт, музыкант, певец, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук.

- В последние дни июля, когда узнали о страшном - больше нет Высоцкого! - как-то не думалось: кто же подхватит, кто допоет его песню? Шли годы, и вопрос этот зазвучал все явственней. Кто? Объявлялись, разумеется, претенденты на этот тяжкий трон, но, не успев молвить долгожданное слово правды, их голоса срывались, сбиваясь на что-то мелочное, суетное...

Я весь - скрученный нерв
Моя глотка - бикфордов шнур,
Которая рвется от натиска сфер,
Тех, что я развернул!
(Ю. Шевчук и ДДТ - из песни "Поэт")


В то последнее воскресенье июля 80-го 23-летний художник Юрий Шевчук с друзьями шабашил в башкирской деревне Павловка - помогал оформлять школу. А вечером, крутанув ручку приемника, поймал бесстрастный голос, сообщавший из-за океана то, о чем пока молчали у нас, - умер Владимир Высоцкий.

- Помню, нас всех прибило, растерло. Самое первое чувство: как же без него?

А ведь музыкой Юра тогда интересовался как все - не больше. Занимался живописью, дважды выставлялся на всесоюзных выставках молодых, а диплом написал такой портрет два на три метра - "Я и мои друзья, или Подворотня".

Рок-н-ролл его тоже привлек возможностью побыть с друзьями. Каждое воскресенье они собирались в "подворотне" - в маленькой забытой богом комнатке под крышей местного ДК - пили пиво, подолгу разговаривали, репетировали. "Рок на русском не сыграть!" - кричал кто-то, но Юрка хрипел свое: "Можно!" Вспоминали Галича, народные песни, шансон и, конечно, Высоцкого, но искали свою музыкальную форму. Высоцкий в 60-х и 70-х, они - в начале 80-х!

- Юра, если бы Высоцкий еще пожил - свела бы его судьба с рок-н-роллом?
- Вряд ли бы он стал заниматься роком как формой, хотя, конечно, и сегодня был бы силен и так же честен.

- И тем не менее, хотя Высоцкий, часто бывая на Западе, не интересовался рок-концертами и рок-пластинками, многие наши исследователи считают его первым русским рокером...
- Зачем? Он прекрасный поэт, честный человек, удивительная личность... Разве этого мало? Хотя это в каком-то смысле хорошо, что его считают первым нашим рок-поэтом. Это же говорит о том, что у нас в стране рок-музыка стала синонимом правды.

Вот за это и страдал Юрий Шевчук и его собратья по жанру! Страдали, чтобы иметь право вот так - на всю страну! - назвать рок синонимом правды.

"Комсомольская Правда", подведя итоги своего конкурса "Золотой камертон", в 1982 году назвала ДДТ лауреатами, а два года спустя устами композитора А. Морозова предала погрому. После той статьи пришлось Юре вообще уехать из Уфы в Свердловск, дома стало невозможно работать. Помните, эпизод из фильма "Рок", где Шевчук рассказывает, как ему предложили подписать уже готовую бумагу: обязуюсь не исполнять своих песен, препятствовать их распространению и... никогда больше их не сочинять! Местные руководители культуры прилюдно объявляли его сумасшедшим, приятели считали чудаком: "Здоровый мужик, Юрка, а с гитаркой бегаешь как восьмиклассник". А Уфа не такой уже большой город... Родители Юрины - им-то за что досталось? Отец - ответственный работник, мама прекрасно рисовала, но художником не стала, и так мечтала о персональной выставке сына.

А он работал художником в театрах - пока не знали, ездил на заработки по деревням. Но хрипел свое: альбомы ДДТ записывались каждый раз с новыми музыкантами, и не в студиях, а по подвалам, по квартирам в Уфе, Череповце, Москве, но выходили исправно. 1982 год - "Дуст", 1983-й - совместная запись ДДТ и группы РОК-СЕНТЯБРЬ, 1984-й - "Периферия", 1985-й - "Время", 1986-й - "Монолог в Сайгоне", 1987-й - "Оттепель", и, наконец, в течение первого полугодия 1988-го они записали свои лучшие песни на пластинку "Мелодии". Стереть, размагнитить эти записи пытались многие, но слушать их хотели многие тысячи молодых ребят.

В 1986 году друзья перетянули Юру в Ленинград. Год он молчал, собирал состав, репетировал, а потом с ходу вышел на лидирующие позиции в ленинградском рок-клубе, потеснив на рок-фестивалях даже АКВАРИУМ, АЛИСУ, КИНО.

- Знаете, что поразило многих: как далеки вы от стандартов западного рока. Даже легенда сложилась: Шевчук - провинциал, откуда ему знать западный рок.
- Плохо ж вы знаете провинцию. Да, там информации поменьше, но отношение ко всему серьезнее. "Приходит" новая пластинка, ее изучают вдоль и поперек. В столицах отношение к року более поверхностное - коммерчески-деловое. Как же я мог, занимаясь рок-н-роллом, не интересоваться классикой жанра? РОЛЛИНГ СТОУНЗ, Джим Моррисон, ЭКСПИРИЕНЗ, ЛЕД ЗЕППЕЛИН, Джимми Хендрикс, ДИП ПЁПЛ...

- Не было ли в этом отрыва от народных корней, от работы над словом?
- Наоборот, анализируя западные пластинки, я проникался их умным и тонким отношением к национальным корням, к своей культуре. А русскому человеку сам бог велел чувствовать другого человека, его душу... Владимир Семенович Высоцкий для меня - гуру, учитель, и, главное, не в тексте, не в музыке, а именно по отношению к жизни, по корням своим.

- И тем не менее в критике утвердилось мнение, что группа ДДТ, отбросив западные аналоги, стала одним из основоположников русского национального рока.
- Термин мне не нравится. Почему обязательно - русский рок? Я наполовину татарин, и с удовольствием пел бы татарские песни (жаль - плохо знаю язык), и что - тогда это был бы "татарский рок"? А я люблю еще и цыганскую, украинскую народную музыку...

- Что отличает советский рок от западного?
- У нас сейчас слушают и играют иначе. Отношение к року примерно повторяет ситуацию конца 60-х на Западе. Впоследствии там рок-н-ролл стал ходовым товаром. У нас тоже есть такая опасность, но меня успокаивает то, что Россия вообще любой форме искусства давала новую глубину: и балету, и опере, и живописи...

- Но все-таки я бы не стал сегодня петь нашему року панегирик. Потеряв элемент запретности, он, похоже, с трудом находит себе место в нынешней горячей ситуации. Проигрывает в социальности публицистике и литературе, проигрывает в художественности многим музыкальным жанрам...
- Да, пришло время переосмысления. Сейчас, может быть, у российского рока ситуация трагедийная. Все-таки раньше мы больше плакатом, политикой занимались. Резали голую правду-матку! Но политика должна занимать свое нормальное место в искусстве, а не гипертрофированное.

- Нет ли в этом бегства от сегодняшних проблем? Я вообще заметил, что рок-музыканты не слишком активно включаются в разговор о перестройке. Но почему?
- Для нас все-таки главное - человек, простой человек в разных ситуациях, временах!..
И, знаете, мне не нравится, когда все бьют себя в грудь, вдруг став честными, да еще всему миру об этом твердят с упоением. Надо ж себя уважать! Я - за демократию, за плюрализм, но без всякого треска, без политических шоу. Зачем впадать в то, что молодежь называет "попсом"? Я своих политических взглядов не менял и не меняю, и в 1982-м был таким же, у меня ко всему отношение стабильное, и я сторонюсь людей, что живут по другим законам. Другое дело - взгляды эстетические. Они постоянно обновляются, и как же иначе?

- Что же для рок-музыкантов сейчас становится главным?
- Развивать рок как форму, заниматься искусством. Рок-н-ролл - это не какие-нибудь там тра-ля-ля-куплеты. Иной раз на концертах смотришь в зал и видишь такую публику - глаза совершенно тупые, безразличные, лишь бы подергаться, "козу металлическую" показать, подраться с соседом. В Воронеже мы четыре раза прерывали концерт, уходили со сцены - иначе толпа снесла бы и нас, и аппаратуру. И как объяснить этим пацанам, что рок-н-ролл - это боль, страшная боль, беда, правда, любовь, жизнь целого поколения. Я не хочу, чтобы наш рок-н-ролл стал "попсом" в любом варианте - музыкой, под которую можно побалдеть в толпе, музыкой, где можно спекульнуть на политической ситуации.
Слава богу, многие музыканты поняли это и меняются.

- Советский рок наполнил форму своим содержанием, вдохнул в нее боль поколения, однако музыкально до сих пор остался под давлением Запада: мало свежих идей, мало музыки. Одни объясняют это хроническим отставанием в технической оснащенности. Другие, напротив, считают, что борьбу за музыкальные идеи вполне можно вести без фирменной аппаратуры, дорогих инструментов. Судя по всему, ДДТ придерживается второй точки зрения?
- Да что вы! Глупо считать, что самобытность всегда вывезет. Я вот недавно купил 12-струнный "Ибанес", гитару, о которой, может, полжизни мечтал. Провел по струнам и понял: сколько же музыки не написал, потому что не имел такой гитары! Сколько мы всего упустили, потому что не имели студий, комнат, набитых аппаратурой, репетировали и играли черт-те на чем. Идей-то как раз много, - недаром Советский Союз занимает первое место по числу изобретений! Душа за ребят радуется, но как воплотить их? Живопись невозможна без замечательных кистей и качественных красок, а рок-н-ролл возможен? А медицина? Да и любое серьезное дело?.. Везде нужна первоклассная аппаратура. Как же тогда идти в ногу со временем, зная к тому же, что на Западе время обгоняют?

- Свои проблемы иные наши группы пытаются решить, затянув узелок контактов с Западом: за отказ от авторских прав на пластинку, за интервью, за "преданную дружбу" вам могут привезти фирменную гитару или синтезатор. А как кружатся головы при разговорах о гастролях в капстранах! Все кругом только и говорят: куда съездили, куда собираются, куда приглашены. В этой лихорадке, однако, не видно ДДТ - у вас ни гастролей в Японии, ни пластинок в Сенегале. Что же - нет предложений?
- Нет отбоя от предложений...

- За чем же дело стало?
- Я люблю свою страну, своих людей, не собираюсь впадать в лизоблюдство, чтобы меня куда-то "вывезли". И все ребята из ДДТ - также. Мы избегаем компаний, где все трясутся из-за какой-то гитары (привезут - не привезут?). Говорю ж, нужно себя уважать. Не быть ханжой, но спокойней относиться к "сладкому".

- АКВАРИУМ запишет в США и Канаде свои песни на английском языке, занимаются переводами и другие группы. А ДДТ - запоет на английском?
- Ни в коем случае. Я не думаю, что мы будем иметь там какой-то успех. Да он нам и не нужен. Зачем? Знаете, есть две породы музыкантов. Одни постоянно утверждаются на разных уровнях: утвердился среди пацанов - принялся завоевывать публику постарше, потом еще кого-то прихватил, потом... Затем - выехал за границу. Победил соцстраны, потом - капстраны, поехал в Австралию - побеждать, утверждаться. Вот что такое "звезда" на мой взгляд. Типичный расчет: больше залов, стадионов, "бабок", фан-клубов, рекламы...
Но есть и другие музыканты, для которых главное - написать стоящую песню... Им неинтересно заниматься всем этим треском, "скалолазаньем".

- Но разве может рок-музыкант запереться в четырех стенах, отказаться от рекламы, от "раскрутки" своих песен? "Нам реклама не нужна", - заявил мне директор ДДТ Геннадий Зайцев. Но свято место пусто не бывает, и зачастую на ТВ, на "Мелодии", в интервью, на телемостах советский рок представляете не вы...
- Режиссер "Взгляда" нами распорядился: "Так, мальчики, наденьте быстренько свои костюмчики, возьмите гитарки - и попрыгали под фонограммку!" А мы ему: "Мы вообще под фонограммы не поем и уж никогда не прыгаем". Не стали сниматься. С кино у нас отношения лучше - снялись в нескольких картинах. А вообще нужно искать "своих" режиссеров. Рок-н-ролл нельзя снимать как эстраду - другая эстетика, все другое. И рекламировать нельзя, как у нас привыкли. Некачественные записи, жуткие фотографии, самопальные наклейки на майках, плакаты... На нас и на других группах сейчас нагло наживаются кооператоры. И никого не волнует: хочу ли я запечатлеться на полиэтиленовом пакете? Положение чудовищное. Дело не в том, что мы не имеем с этого ни копейки, - не имеем возможности вмешаться, остановить, отсудить свое. У группы нет на то авторских прав! А должно быть так: мы сами ведаем всем, что связано с именем группы, с ее образом, сами занимаемся рекламой, информацией, как считаем нужным, или, по крайней мере, имеем право на корректировку.

- Пока же основной формой обмена информацией в рок-музыке остаются магнитофонные альбомы и концертная деятельность. С недавних пор запреты сняты: и ДДТ, и другие группы так называемого "любительского рока" объездили полстраны. Как встречают рок на периферии?
- Восторг публики бьет через край, и тут уж держись, потому что местные власти сделают все, чтоб свалить все проблемы на артистов, устранившись от организации порядка, забыв о гостеприимстве. На гастролях мы на бочке с порохом сидим - в любую минуту жди беды, а то и провокаций. Нас могут обвинить в чем угодно, не пустить на собственный концерт, накатать "телегу". Но ничего - держимся... Да и настроение у людей меняется. В Уфе, куда мы приехали на открытие рок-клуба (там уже 30 групп!), к нам подошел милиционер в чине майора и вместо привычных нравоучений вдруг сказал: "Спасибо, ребятки!"

- ДДТ ведь гастролирует вне отлаженной филармонической системы, а при посредстве новых структур - вы выступаете как ансамбль Молодежного культурного центра Фрунзенского района Ленинграда. С помощью хозрасчета, наверное, удается прилично заработать?
- Мы цену не заламываем, назначаем ровно столько, сколько стоим - процент от сбора. Четыре-пять концертов в городе - больше не даем. Профессионалы же, как принято говорить в их эстрадном мире, "чешут" по четыре в день, и, кстати, тоже сплошь и рядом выступают от кооперативов.

- Юра, уже почти три года вы в Ленинграде. Поете: "Эй, Ленинград, я влюбился без памяти в ваши стальные глаза". А как вам самому здесь живется?
- Хорошо... Хотя мы здесь скорей не живем - работаем.

- А в бытовом плане? Меняете телефоны, снимаете квартиры, семья по-прежнему в Уфе, куда вы то и дело мотаетесь... Не пробовали решить жилищные проблемы, перейдя работать в отлаженную государственную систему?
- За предложения такого рода нужно дорогой ценой платить. Зачем? Мы же занимаемся рок-н-роллом, а не эстрадкой...

К черту слезы, от них тоска,
Наше время не терпит соплей!
Посмотри, старина, на любого щенка -
Он резвее тебя и злей!


Мы все, и зрители, и специалисты, любим порассуждать о музыке, об утрате народных корней, о нехватке новых имен на нашей сцене, о безразличии к истинным талантам, не вписывающимся в привычные схемы, любим каяться и воздавать почести рано ушедшим. Но зачем же так методично, если не сказать тупо, повторяем свои же ошибки? Зачем не делаем то, что обязаны делать по совести?

Зачем "Песня-89" в трактовке Центрального телевидения так недалеко ушла от "Песни-79"?..

Зачем?! Этот любимый Юрин вопрос я прокручиваю вновь и вновь...

Михаил САДЧИКОВ
"Молодежная Эстрада" №5'1989



Шабаш на "Нефтянике"...

Каждая трагедия ужасна. Но то, что случилось тихой субботней ночью 3 июня на перегоне Аша - Ушу-Теляк, не приснится и в страшном сне.

Примерно в 23 часа 10 минут поезд Новосибирск - Адлер сполз со Змеиной горы. Навстречу ему мчался Адлер - Новосибирск. "Вошли в полосу сильной загазованности", - сообщил один из машинистов. На этом связь оборвалась. Через несколько минут раздался страшный, оглушительный взрыв...

Уверен: об этой железнодорожной катастрофе мы будем помнить долго. Прежде всего, конечно, о страшных потерях, море человеческого горя. Но и о сотнях безвестных, бескорыстных спасателей - пожарных, военных врачах, авиаторах, местных жителях. О пенсионерах, сдававших в сбербанки города всю свою скудную наличность. О воинах-интернационалистах и студентах, работавших там, где даже видавший виды медперсонал не выдерживал. Об Уфе, самоотверженно принявшей на себя первый удар беды.

Но нужно сейчас же, по горячим следам гигантской катастрофы, рассказать и о другом...

Четвертого июня, в воскресенье, на уфимском стадионе "Нефтяник" начался концерт группы ДДТ и Ю. Шевчука.

- Мы только что прилетели с места аварии, - рассказывает замполит отряда милиции особого назначения (ОМОН) Александр Соловьев. - То, что мы там видели - искореженные составы, обезумевших людей, обгоревшие человеческие останки, - не укладывалось в голове. По заранее составленному плану вечером у отряда было дежурство на концерте Шевчука. Спросили у руководства: как же теперь быть! Там посоветовались и ответили: пусть все идет по плану... Концерт задержался на час, как объяснили музыканты, из-за промокшей под дождем аппаратуры. Пятнадцатитысячный стадион был заполнен. Молодежь терпеливо ждала своих любимцев. Открывая вечер, Шевчук сказал, что все средства от концерта пойдут на оказание помощи пострадавшим в аварии. Ну, а потом привычно взвыли мощные динамики...

ОМОН в это время сняли с "Нефтяника" для того, чтобы оцепить площадь за цирком, куда непрерывно садились вертолеты с искалеченными, обгоревшими людьми. Короткие команды, стоны, слезы... И уже носились по городу, включив "мигалки", машины "Скорой помощи", и врачи республиканского ожогового центра, выбиваясь из сил, пытались вернуть к жизни пострадавших. Уже сколачивали гробы на предприятиях города, а доноры толпились у дверей станции переливания крови...

А молодые люди, подогреваемые выкриками лидера ДДТ, смяли жидкое милицейское оцепление и высыпали на футбольное поле в "роковом" угаре. И бесновались, свистели, визжали, обезумев от хорошо взятого аккорда... Пятого, в день траура, концерт ДДТ был отменен. Но уже на следующий день он вновь состоялся на "Нефтянике". На сей раз подростки подготовились основательнее, пронося на трибуны клей "Момент", полиэтиленовые пакеты, спиртное. Музыканты снова изрядно "подогревали" одурманенную толпу, посвятив, например, песню "Не Стреляй"... "некоторым присутствующим на стадионе работникам милиции". Стадион дружно скандировал: "Менты - козлы..."

Толпа снова раскидала легкие заграждения, вывалила на поле. Жуткий пир во время чумы, как, не сдерживая слез, назвали концерт студентки Башкирского госуниверситета, с ужасом наблюдавшие все это.

- Я уходил в Афганистан с кассетой Шевчука, - признался председатель республиканского совета воинов запаса Дмитрий Глушко. - Благодаря этим песням я и мои товарищи по оружию верили там, что перемены возможны. Сегодня мне больно за шабаш на "Нефтянике"...

"Собеседник" №25, июнь 1989





<< Предыдущая часть

Следующая часть >>

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 15 апреля 2005, 21:02
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииДДТ - "Песни"Алекс Драйвер28.04.2004
РецензииДДТ - "Пропавший Без Вести"Игорь Лавинский23.05.2005
РецензииЮрий Шевчук & ДДТ - "Прекрасная Любовь"Андрей Головкин22.05.2007
РецензииДДТ - "Прозрачный"Старый Пионэр15.06.2014
СтатьиРусский рок разложился на плесень да на липовый мёд! (ДДТ в Минске)Игорь Лавинский23.11.2005
СтатьиДва дня в мае 1991-го (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ДДТ, АКВАРИУМ...)Сергей Райтер20.11.2009
СтатьиРепетиция рок-группы (ДДТ. Прогон программы "Иначе" в СКК "Петербургский", 6.10.2011)Екатерина Борисова10.10.2011
СтатьиГлаголом и битой (ДДТ. Презентация программы "Иначе" в СКК "Петербургский", 16.11.2011)Анна Сусид21.11.2011
АрхивДДТ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр12.04.2005
АрхивДДТ, часть 3 (разные издания)Старый Пионэр19.04.2005
Архив"Столица" №31-32'1991 (ДДТ, "Рок-блиц")Старый Пионэр07.08.2006
Архив"Московский Комсомолец" 14.05.1994 (ДДТ)Старый Пионэр08.08.2006
Архив"Московский Комсомолец" 14.01.1995 (ДДТ)Старый Пионэр08.10.2008

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.014