Накануне летнего солнцестояния (фестиваль "Свята Сонца" в Минской области)


18-19 июня 2016 года на территории музейно-исторического комплекса "Дудудки" прошел первый международный фестиваль "Свята Сонца" ("Праздник Солнца"). Он был приурочен к Купалью, которое традиционно отмечается в день летнего солнцестояния. Как считали наши предки, именно в этот праздник пробуждаются старинные силы, которыми природа наделяет человека и раскрывает ему свои тайны. Всем, кто пришел на "Свята Сонца", предоставлялась уникальная возможность прикоснуться к купальским легендам, древним обрядам и романтическим историям.

В этом году день летнего солнцестояния - 22 июня - пришелся на вторник. Поэтому было решено провести мероприятие накануне - в ближайшие выходные. Организатором фестиваля выступил экстрим-театр "Берсерк". А главной изюминкой стала насыщенная музыкальная программа на главной сцене, в которой участвовали группы из трех славянских стран - Беларуси, России и Украины.

С творчеством многих участников фестиваля я знаком очень хорошо. Иных видел и слышал впервые. Поэтому заранее хочу попросить прощения у музыкантов, чьи выступления буду описывать поверхностно.

День первый, 18 июня

Ровно в 15:30 к микрофону вышел ведущий Александр Помидоров - музыкант (POMIDOR/OFF) и журналист (радио "Рацыя"). Он поздравил музыкантов и зрителей с праздником Купалья и представил партнеров и информационных спонсоров фестиваля.

А на сцене тем временем настроился дуэт NAVI - Ксения Жук и Артем Лукьяненко, которые на протяжении получаса радовали публику своим непритязательным акустическим инди-попом. Тон всему фестивалю задала бодрая, веселая песенка "Доброе Утро" из одноименного прошлогоднего сингла. К сожалению, на фестивале не было Олега Хоменко, и песню на стихи Павлюка Труса "Плакалі Ветры" Ксении и Артему пришлось петь вдвоем. Понравилась обработка белорусской народной песни "Рэчанька" ("Реченька"). Основную же часть выступления составили всеми любимые песни из альбомов "Лови" и "Сонцам Сагрэтыя" - "Абдымі Мяне" ("Обними Меня"), "Бяжы ("Беги"), "Шчасце" ("Счастье"), "Выберу Сам"... А финальным аккордом стала песня "Гэта Зямля" ("Эта Земля"), посвященная Беларуси.

Неподалеку от сцены можно было приобрести свежий live-альбом "Жывы Гук" ("Живой Звук"), который являет собой запись с концерта NAVI в клубе "Re:Public" 14 февраля 2016 года. Были желающие покупать диски, нет ли, - не знаю, честно говоря, у меня не было никакого желания ни следить, ни интересоваться.

Квартет из Гомеля ЯГОРАВА ГАРА (ЕГОРОВА ГОРА) назван по имени его основателя Игоря Архипова, взявшего себе артистический псевдоним Егор Полешук. Весьма условно и приблизительно направление, в котором работает коллектив, я бы охарактеризовал как "поп-фолк". А еще на каждом выступлении квартета можно увидеть мини-музей этнических музыкальных инструментов: здесь и гусли, и цимбалы, и свирель, и сопилка, и белорусская дуда, и белорусская и русская жалейки, и блок-флейта, и индийская флейта... Ирина Глушец и Наталья Дуброва демонстрируют мастерство аутентичного пения, иногда к ним присоединяется Егор Полешук... И в этом органичном сочетании этнических инструментов, народного пения и танцевального ритма кроется секрет успеха ЯГОРАВАЙ ГАРЫ.

Аппарат плохо слушался Егора Полешука с сотоварищами. Музыканты долго настраивались, начинали выступление дважды. Когда окончательно настроились, сыграли купальскую песню "Ой, Рана На Івана". А затем предлагали публике вместе петь народные песни, в том числе "Ляцела Страла" ("Летела Стрела"), "Ой Хадзіла Дзеўка" ("Ой Ходила Девка..."), "Лёлі-Каліна", "Козка"... Вспомнили и рождественский праздник, спев "Святы Вечар" ("Святой Вечер")... Мне наиболее запомнилась и понравилась "Берёза" - вариант известной русской (и, оказывается, не только русской!) народной песни "Во Поле Береза Стояла". Тот вариант, который бытует на Гомельщине, по мелодике и музыкальной форме куда более разнообразен и сложен (для сравнения: русская народная песня построена на пяти звуках одной октавы)...

За свое выступление ЯГОРАВА ГАРА получила приз - кубок от организаторов фестиваля "Свята Сонца".

Далее нас ожидал электрический неофолк от группы ROKASH. За минувший год звучание коллектива заметно утяжелилось. Основу выступления, как и прежде, составляли композиции из альбома "Запалі Агонь" ("Зажги Огонь") и EP "Пад Знакам Крумкача" ("Под Знаком Ворона") - "Крумкач" ("Ворон") и "Стары Замак" ("Старый Замок"), "Ваўкалака" ("Волколак") и "Духі Зямлі"... Была представлена и новая песня "Вяртанне" ("Возвращение"), которая войдет в готовящийся альбом. Обычно выступления ROKASH заканчиваются песней "Дзеці Паўночнага Ветру" ("Дети Северного Ветра"). Но внезапно оказалось, что, как выразился басист Лявон Казаков, "сдохли клавиши". Пришлось группе исполнить другую вещь, тоже про ветер, - белорусскую народную песню "Вецер Вее" (Ветер Веет"), основное содержание которой лидер коллектива сводит к ахматовской фразе: "Все мужики - козлы".

Следующих участников я ждал с большим нетерпением. Незадолго до фестиваля друзья порекомендовали мне послушать молодую фолк-группу из Минска BY CRY. И, таким образом, дали мне положительную установку.

Так случилось, что Александре Граховской не удалось собрать на фестиваль основной состав BY CRY: дальнейшее пребывание в группе вокалистки Марии Сазоновой под большим вопросом. Басист Александр Маркевич и барабанщик Лев Бабаевский по разным причинам не имели возможности выступать. И тогда в лучших фестивальных традициях на помощь Александре пришли друзья-музыканты - экс-басист ZNICH Тимур Ганбаров и барабанщик SONTSEVOROT' Антон Казаков. И, несмотря на перемены в составе, выступление превзошло все мои ожидания. Это было нечто!

BY CRY представляли новый материал, который, казалось бы, не имел ничего общего с дебютным альбомом "By Cry": здесь преобладали авторские композиции, но близкие белорусским народным песням и по сюжетам, и по мелодике: "A Ty Jechaŭ" ("А Ты Ехал"), "Viedźminy Vočy" ("Ведьмины Глаза"), "Tancy" ("Танцы")... "Himn" Александра Граховская посвятила Беларуси. А обрамляли выступление две белорусские народные песни - "Kupała, Kupała" и "Ой, Рана На Івана". Инструментарий все тот же: аккордеон, гитара, бас-гитара, ударные. Плюс - аутентичное народное пение, местами сочетающееся с академическим. Но в новых композициях Александра Граховская попробовала себя в рэпе. И это у нее здорово получается!

Вернувшись с фестиваля, я внимательно послушал дебютный альбом BY CRY и лишний раз убедился, что на сегодня этот коллектив - один из лучших на белорусской фолковой сцене. Если не самый лучший.

Гости из Москвы - группа TEUFELSTANZ - целиком и полностью соответствовали своему немецкоязычному названию: атмосфера во время их выступления создалась самая что ни на есть дьявольская. Участники коллектива свою стилистику определяют как "альтернативное средневековье", а Александр Помидоров назвал их композиции "фантасмагоричными рапсодиями". Преимущественно игрался материал из прошлогоднего альбома "In Omne Tempus", а диск можно было приобрести на прилавке. Непродолжительное барабанное соло плавно перетекло в танец "Ximuus". На ура были приняты и песня "Стареющий Вагант", и скандинавская баллада "Ген Хольгер", и "Johnny", и "Алемен Гимагафа", и танцы, в числе которых - "Maria", "Танец Победы", "O-Kenavo", "Скудринка"... Напоследок, к большой радости публики, TEUFELSTANZ представили свой коронный номер - кавер на песню КОРОЛЯ И ШУТА "Кукла Колдуна", выдержанный в медиевал-фолковом ключе.

"Играем тяжелый рок с волынкой. Песни о любви и смерти, отсылки к средневековой и фольклорной музыке, помноженной на роковый драйв", - так позиционирует себя киевская группа F.R.A.M. Вам когда-нибудь приходилось слышать волыночные кавер-версии классики западного рока? Нет? Много потеряли!

F.R.A.M. исполнили несколько народных песен, выбор которых вдохновлен немецкой фолк-метал-группой IN EXTREMO: "Ai Vis Lo Lop", "Vanner Och Frande" и "Herr Mannelig" (последняя была спета совместно с девушкой Катериной, которая специально приехала из Питера, сорвавшись с госэкзаменов). И собственные песни F.R.A.M. - "Семь Птиц", "Неначе Востаннє" ("Словно В Последний Раз"), "Затьмарення" ("Затмение") и "Королева" - глубоко запали в душу. Порадовал и мини-сет из трех каверов на песни RAMMSTEIN - "Pussy", "Wo Bist Du" и "Rossenrot". А закончили выступление двумя жизнерадостными песнями про ирландских пьяниц - "Drunken Sailor" и "All For Me Grog".

Зрители просили сыграть что-нибудь еще. Но волынщик Алексей Шкуропатский ответил отказом: надо было дать возможность выступить последующим группам.

Участники IRDORATH кратко определяют свой стиль как трэш-фолк. Стильная одежда музыкантов гармонировала со столь же стильной музыкой. Новую композицию "Шторм" сменила песня-считалка "As Bas". Еще задолго до концерта лидер группы Владимир "Ирдорат" Калач долго убеждал меня, что песня "Dreamcatcher" к известному роману Стивена Кинга никакого отношения не имеет. Прозвучали и старинная французская песня "Saderalladon", песня венгерских цыган "Ketry", двухголосная песня "Cypridis In Voto", "Скудринка", ирландская песня "Sleepy Maggy"... И еще IRDORATH припасли своим поклонникам приятный сюрприз: сербская народная песня "Dimna Juda" и русскоязычная композиция "Точка Отсчета" исполнялись совместно с вокалисткой BY CRY Александрой Граховской. И вот так, на два голоса, это звучит куда красивее, чем в студийном варианте!

Группа PAWA, как всегда, устроила самую настоящую этнотеку с песнями, танцами и огненным шоу. Только на сей раз лидер коллектива Юрась Панкевич почти не разговаривал. Хотя названия композиций объявлял исправно, за что ему огромное спасибо.

Настройка перешла в инструментальное "Intro". Песенка "Заіграй Жа Мне, Дударочку" ("Сыграй Же Мне, Дударик") в короткий срок стала хитом. Скандинавская песня "Herr Mannelig" прозвучала в переводе на белорусский, получив название "Пан Маннэліг" ("Господин Маннелиг"). Я уже, честно говоря, потерял счет интерпретациям этой чудо-песни! А "дудочную" тему продолжила песенка "А Мой Дзядзька Дуднік Быў" ("А Мой Дядька Дудник Был"). Под конец Юрась Панкевич предложил зрителям спеть "Іскарку-Прыгаўку" (в приблизительном переводе - "Искорку-Попрыгунью") и станцевать "Кракавяк" ("Краковяк"), а гимн на известную ирландскую мелодию посвятил всем футбольным хулиганам. Выступление закончилось авторской пьесой-игрой "Цяцерачка" ("Тетерочка").

Заведенная публика стала вызывать группу на бис. Тогда Юрась предложил всем присутствующим стать у сцены полукругом. И - свершилось чудо: PAWA при участии клуба "Магия Огня" устроили файер-шоу.

Музыканты группы ВСЁ_CRAZY характеризуют свой стиль как "кельтский панк". Впрочем, насколько он "кельтский" - сказать затрудняюсь. Вспомним классификацию, предложенную Артемием Троицким в книге "Back In USSR": отечественные панк-группы подразделяются на "весело-издевательские" и "мрачно-кликушеские". ВСЁ_CRAZY, безусловно, относятся к первой категории. Вокалистам Александре Шайко и Антону "Сиру" Сиротину приходилось некоторые фразы либо заменять, либо петь мимо микрофона. Основу концертной программы группы составили песни из свежего альбома "По Морям" - "Песня Рыбака", "Невеста", "Домой", "По Морям", "Частушки Матросские", антиалкогольная дилогия, состоящая из песен "Завязал" и "Никогда"... Затем Антон поздравил зрителей... с днем Святого Патрика, объявив одноименную песню. А завершалось выступление языческой темой "Сестры Прибоя" из альбома 2012 года "Телипыч", в которой главными действующими лицами выступали викинги.

Минско-борисовская pagan/folk/death-группа SONTSEVOROT отстроилась довольно быстро. Александр Бузун поздравил всех присутствующих с праздником Купалья. После краткого инструментального вступления началась песня "Уладар Часу" ("Властелин Времени"), также известная под названием "Магутны Божа" ("Всемогущий Господи"). Но на припеве первого куплета внезапно вырубился аппарат. Было слышно только барабаны Антона Казакова... Оказалось, в дизельной электростанции закончилось топливо. Александр Помидоров вышел на сцену, объяснил, в чем дело, и попросил зрителей не расходиться.

Антон на протяжении почти получаса выдавал барабанные соло. Зрители подбадривали его возгласами: "Давай, Антон!" Наконец подвезли горючее, и SONTSEVOROT отыграли программу из песен "Уладар Часу", "Шлях" ("Путь"), "Заход Сонца", "Таемны Жах" ("Тайный Ужас") и "Імкненне" ("Стремление").

Мне творчество SONTSEVOROT эстетически не близко. Но не могу не отдать должное самоотдаче музыкантов, которые сами испытывали удовольствие от того, что делали на сцене.

Решение вопроса с электричеством все же отняло полчаса. Поэтому последующие участники фестиваля были вынуждены сокращать свои программы. Правда, минской группе AILLION разрешили отыграть целый час.

Лично у меня выступление этого коллектива вызвало противоречивые ощущения. В его составе подобрались музыканты высшего класса. А вот самостоятельности им ох как не хватает! AILLION образована бывшими участниками группы СТАЯ. Я где-то прочитал, что в начале 2000-х СТАЮ критики называли "АРИЕЙ для бедных". Выходит, AILLION - "КИПЕЛОВ для бедных"? У Константина Дударева голос чуть ниже, чем у Валерия Кипелова, но в русскоязычных композициях он во всем старается подражать своему кумиру. Гораздо лучше даются ему вещи на английском. Свой стиль музыканты AILLION определяют как heavy power metal. Все композиции группы тяготеют к балладности. Основу выступления составили песни из синглов разных лет: "Война" и "Непобежденный Судьбой", "Прыгнуть В Пустоту" и "Млечный Мост", несколько композиций из единственного на сегодняшний день полноформатного альбома "Война Миров" - "Под Огнем", "Последний Сон", "Солнце Свободы", "Да И Нет"... Закончив последнюю песню, Константин Дударев произнес пространный спич, суть которого сводилась к рассуждению о противоречивости нашей жизни. Константин попросил зрителей разойтись на две группы и поочередно повторять вместе с ним слова "да" и "нет". После чего финальный эпизод песни повторился еще раз.

На бис была исполнена кавер-версия композиции METALLICA "Master Of Puppets". Вот уж где AILLION себя проявили! Их версия мне понравилась даже больше, чем оригинальное исполнение.

Витебская группа FORODWAITH работает в стиле, который сами музыканты обозначают как fantasy/folk/death melodic metal. Инструментарий - самый что ни на есть классический: соло-, ритм,- бас-гитара и ударные; подложка клавишных воспроизводится с лэптопа. Главный источник вдохновения - Джон Рональд Роуэлл Толкиен; в композициях FORODWAITH английский сочетается с эльфийскими языками.

Выступление носило ретроспективный характер. В начале прозвучало пять вещей из готовящегося альбома: "The One", "For Away", "Epic MDM", "Ostara" и "[Soo]". Ближе к концу вспомнили хиты из альбома 2012 года "Nirnaeth Arnediad" - Revenge Of Mjolnir" и "Death And Beer". И, конечно же, кавер на песню PAIN "Shut Your Mouth", который получил постоянную прописку в репертуаре коллектива.

Пока выступал экспериментальный театр "T-Art", я приводил в порядок свои рабочие записи. Честно признаюсь, воспринимать большое количество музыкальной информации было крайне тяжело, да и от метала я довольно далек. Поэтому оставался до конца (то бишь, до утра) лишь из чувства профессионального долга.

Молодая минская группа INSPIRIA, по собственному признанию ее лидера и вокалиста Вячеслава Рожка, вышла на сцену впервые. Хотя дебютный EP "Картина Жизни" был записан еще в прошлом году. Свой стиль музыканты характеризуют как symphonic death metal. Тематика песен вполне характерна для избранного направления. Песни назывались "Ангел", "Картина Жизни", "Зеркала", "Власть Огня", "Вольны Вецер" ("Свежий Ветер"). Не могу не отметить игру клавишника Юрия Лазяника, гитариста Андрея Корсака, басиста Константина Черкасова и барабанщика Михеда CR. Для дебюта очень неплохо!

Прежде чем покинуть сцену, Вячеслав подарил два CD "Картина Жизни" двум зрителям, которые наиболее активно реагировали на выступление.

Рассвет мы встречали вместе с брестско-минским оркестром TERRAKOD. Напомню: стилистика коллектива представляет собой "новую волну белорусского фолк-метала" (фолк-метал + этно + хардкор + различные направления альтернативного рока). Кася Ефимович поздравила всех еще остававшихся зрителей с Купальем, спев в сопровождении дуды Валерия Малащука белорусскую народную песню "Ой Рана На Івана" Времени было не очень много. TERRAKOD сыграли 4 композиции: "Nočy" ("Ночи"), "Rasa.by" и "Myata" ("Мята") из альбома "Paspality", а также песню "Pirackaja" ("Пиратская") из сингла "Piracky" ("Пиратский"). Александр Помидоров предложил музыкантам маленький фристайл - свободную импровизацию на тему "Свята Сонца" и сам присоединился к группе...

Наиболее стойкие могли отправиться к реке Птичь, пустить венки в воду и прыгнуть через купальский костер. А я, буквально перекормленный музыкой, мечтал лишь об одном: скорее бы добраться до палатки...

День второй, 19 июня

Второй день открывала студия этнической пластики "Ketri" с премьерой песен и одноименных танцевальных постановок - "Вадзяніца" ("Водяница") и "На Граной Нядзеле" ("На Гряной Неделе"), в которых девушки воплотили белорусские мифы о русалках. Программу продолжили "Шаманія", "Дыхание Степи", "Птицы" и "Сказание Об Агафье" - номер по мотивам легенды о шаманке, жившей в низовьях реки Индигирки.

Группа БЕЗ ПАНИКИ играет качественный бритпоп с элементами поп- и панк-рока. Вокалист Александр Рудаковский объявлял номера трек за треком: "Твои Желания", "Не Оставляй Меня", "Маяки", патриотически-шовинистическую "Мы Просто Устали От Лондона", "Любитель Пива И Крабовых Палок", "Ты Мой Космос", "Твои Окна Светятся Фиолетовым", "Кранаю Крылы" ("Трогаю Крылья"), "Замужем За Придурком", "Розовые Сопли"... Как говорится, в одно ухо влетело - в другое вылетело.

...Еще с конца 80-х годов Гомель прочно удерживает статус столицы белорусской хэви-метал-сцены. Достаточно вспомнить такие названия как GODS TOWER, RASTA, DRAGONFLAME, INSANIA TRIVIUM... Мне кажется, этот список можно продолжать и продолжать...

FABIANT продолжают и развивают лучшие традиции гомельского металла, но на их основе создают нечто новое. Свой стиль ребята называли "melodic metal". А недавно в состав коллектива влилась дударка Полина. Вместе с ней FABIANT и отыграли свой сет. Две англоязычные композиции из прошлогоднего альбома "Death Is Not The End" - "Emptiness" и "Held At The Ready" в новых аранжировках. Три композиции на белорусском: "Крылы" ("Крылья") - белорусскоязычный вариант "Light After Eclipse", "Ладзя Розпачы" ("Ладья Отчаяния") на стихи Алеся Плотки и "Заспявай" ("Спой") на стихи Виталия Цевешова. В настоящее время FABIANT готовят белорусскоязычный сингл. Что же, будем с нетерпением ждать.

По окончании выступления вокалистка Юлия Яночкина подарила CD "Death Is Not The End" тем зрителям, которые громче всех пели вместе с ней.

Группа ЗЬМЯЯ за 12 лет своего существования претерпела эволюцию - от подросткового хэви-метала до интеллигентного поп-рока. Я не очень внимательно следил за творчеством этого коллектива, но на "Свяце Сонца" был впечатлен. Выступление открывалось новой песней "Настя". Затем был сыгран почти весь материал прошлогоднего альбома "Если Честно": "Вдвоем" и "Цель", "Грива" и "Никогда", "Если Честно..." и "Так Не Бывает", "Весна" и "Никогда". Вспомнила Зоя Сахончик и пару вещей из альбома 2013 года "Попробуй" - "Вова" и "Мегабой"... Во время и после выступления маленькая дочь Зои и Владимира Сахончиков раздаривала желающим CD "Если Честно". Этот чудесный подарок достался и мне. Правда, пришлось дать слово, что в ближайшее время альбом будет отрецензирован.

Второй фестивальный день на главной сцене выпало заканчивать группе WHISKEY BAR. Брестчанам пришлось играть перед пустеющей площадкой. Напомню: стилистика группы представляет собой "hard metal" (термин, придуманный самими музыкантами) - сочетание элементов классического харда, трэша и southern metal. Выступление открывалось монументальной дилогией из композиций "The Call Of Belzebong" и "Ultra-Doom", входивших в прошлогодний альбом "Number One". Русскоязычный сет включал композицию "12" (о зверствах НКВД), также из альбома "Number One", "Песню О Семи Повешенных" и "Колыбель Из Костей. Часть 1" из свежего сингла "Мутная Вода". Затем Кирилл Егоров сотоварищи вернулись к дебютному альбому и сыграли "GTWB" и "Gentleman Jack". Мне трудно быть объективным, оценивая подобного рода музыку. Но с точки зрения профессионализма музыкантов, их сыгранности, все было хорошо.

На протяжении двух фестивальных дней выступления проходили и на главной площадке перед зданием администрации фестиваля. Поскольку я там не присутствовал, лишь кратко перечислю участников: фольклорный ансамбль ДЗІВАБОР (Минск), танцевальный коллектив "Soleil" (Минск), этнический коллектив АРАЦЭЯ (Минск), группа ВОДАР (Минск), фолк-группа ФОКСХАРТ (Гомель), школа диджериду "Эхо Земли" (Гомель), танцевальный театр "Flammea" (Минск).

Особого внимания заслуживает фэнтези-фолк-группа из Минска HARDWOOD. Коллектив подготовил к фестивалю две программы: первую, состоящую из средневековых танцев, отыграли благополучно. А вот "металлическую" по техническим причинам представить не удалось. Надеюсь, мы с ними еще встретимся.

Итак, можно с полной уверенностью сказать: первый международный фестиваль "Свята Сонца" прошел более чем удачно. Конечно, имели место какие-то технические сбои. Но - все мы живые люди, от форс-мажоров не застрахованы. Любители фолка и тяжелой музыки получили массу удовольствия, группы представили свои программы. И это - самое главное.

В заключение хочется сердечно поблагодарить всех выступивших и пришедших/приехавших, театр "Берсерк" - за организацию, Аполлинарию Иванцову - за аккредитацию, Марину Савицкую, Александру Граховскую, Владимира "Ирдората" Калача - за помощь в сборе информации.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 29 июня 2016, 11:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.013