Олег Гаркуша: И нашим, и вашим


12 декабря в Киеве с не совсем обычной программой выступила группа АУКЦЫОН, представитель едва ли не всех значительных направлений в отечественной музыке - от нью-вейва до фри-джаза. Долгие 14 лет, разделившие выход самой популярной ("Птица", 1993 год) и наиболее музыкально совершенной ("Девушки Поют", 2007 год) пластинок АУКЦЫОНА, во многом сделали коллектив заложником имиджа группы, изобретательно эксплуатирующей своё славное прошлое. Однако диск "Девушки Поют" недвусмысленно засвидетельствовал колоссальную способность участников группы к метаморфозам. В течение последующих двух с половиной лет киевская публика четырежды могла наблюдать концерты, практически всецело посвящённые обкатыванию этой программы. Декабрьский же концерт можно считать изящным реверансом в сторону "старых пионэров", ностальгирующих по песням АУКЦЫОНА двадцатилетней давности: под едва ли не оргазмические вскрики и непрерывные атональные аплодисменты были сыграны такие нетленки как "Самолёт", "Карлик-Нос", "Ушла", "Всё Вертится", "Внутри Собаки" и др.

Перед концертом вокалист, шоумен и автор многих текстов группы Олег Гаркуша любезно ответил на интересовавшие меня вопросы.


Сергей Гарагуля: Долгое время критики определяли АУКЦЫОН как шоу-группу. Тем не менее, заметно, что этот компонент вашего выступления со временем мутировал в некий чрезвычайно минималистический, обозначенный отдельными мазками театр. С чем это связано?
Олег Гаркуша: Нами изначально, в самом начале творческой деятельности были отчасти придуманы, отчасти сымпровизированы некие сюжетные ходы, грим, декорации - словом, вся эта веселуха на сцене. Наши прежние участники Вова Весёлкин, Сергей Рогожин, художник Кирилл Миллер во многом сформировали тот образ, о котором вы говорите. К тому времени, когда в образе шоумена остался я один, уровень профессионального мастерства музыкантов группы возрос настолько - ведь поначалу играть-то толком никто не умел - что надобность в этом шоу-действии стекла на нет. На данный момент те вещи, которые вы можете наблюдать за коллективом - это и есть АУКЦЫОН.

СГ: Деятельность группы, начиная с лучшего, на мой взгляд, вашего альбома "Жилец Вершин" и до фёдоровского диска по поэме Хлебникова "Разин", который анонсируется на март 2010 года, можно назвать просветительством. Многим до того непричастным к авангардной поэзии вашим поклонникам вы открыли Хлебникова, Введенского, наших современников Хвостенко и Волохонского, Смурова и Молева. Или же для вас это просто интересный для работы текстовый материал?
Олег: Насколько я могу отвечать за Фёдорова, здесь не было такой показушной позиции: вот, сейчас я запишу альбом на стихи Хлебникова! Мы по-настоящему и не знали толком, кто такие Хлебников, Введенский - малоизвестные же поэты, не Пушкин, скажем прямо. А так как Лёня всегда был и остаётся экспериментатором, его это трогает; вот и решили проверить, как ляжет такой материал на нашу музыку. Идея "Жильца Вершин" родилась в разговорах с Хвостенко о поэзии; собственно Хвост, пожалуй, нас на эту работу и сподвиг. Счастье АУКЦЫОНА в том, что на протяжении двадцати с лишним лет нашего существования нам встречаются и, надеюсь, будут встречаться люди, очень неравнодушные ко всему, что мы делаем: и Хвост, и Рибо с Медески, и Володя Волков. То есть никто в группе не морщит лоб: как бы нам сделать что-то эдакое? Связи такого рода возникают спонтанно; жизнь и жизнь.

СГ: Приходилось слышать, что "автобусный период" группы в 90-х многое дал для профессионального становления. Разнится ли реакция на современные выступления АУКЦЫОНА по сравнению с тем "балаганом" и "шутовством гороховым", предложенным западному слушателю двадцать лет назад?
Олег: Ездили мы, действительно, немало (200 концертов где-то), и профессионализм вырос существенно. Помню наши первые приезды в Германию, во Францию,. В те годы, конечно, было немного боязно, но и интересно: как они нас поймут? А сейчас чего бояться: на Западе русских больше, чем коренного населения. (смеётся) В принципе, у нас же широкоформатная музыка: и нашим, и вашим. Это не только веселуха на сцене, не только абракадабра текста (для иностранцев, конечно), но и музыка с большим энергетическим потенциалом, с драйвом исполненная. Для человека "въезжающего" это, думаю, должно быть удобоваримо. Общими усилиями мы какого-то успеха у тамошней публики всё же достигли: сейчас, к счастью, наши зарубежные концерты посещает много местных жителей, а не только русские эмигранты.

СГ: Для меня важная характеристика успеха группы - смена поколений её поклонников. На ваших концертах, что отрадно, помимо "старых пионэров", очень много молодёжи, родившейся уже после появления АУКЦЫОНА.
Олег: Да, много молодых лиц в зале, это очень приятно. Но радует и то, что есть эти "старые пионэры", намекающие: вот, мол, есть такой коллектив, надо сходить, стоит послушать. Вообще я могу упомянуть наш концерт на пятидесятилетии Линкольн-Центра в Нью-Йорке в августе этого года; мы играли в парке, где на скамейках мирно сидели бабушки-дедушки, и ничего - внимали.

СГ: Я слышал, недавно возобновил деятельность клуб "Гаркундель" - ваш продюсерский проект. В ком из приглашённых на последние концерты вы видите большой потенциал?
Олег: Сейчас мы собираемся в очень уютном месте (бар "Цыпа", Санкт-Петербург - С. Г.): там маленькая сцена, достаточно прийти 20-30 слушателям, и атмосфера уже становится интимной - в хорошем смысле. Недавно группа ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ делала там театрализованную программу, прерывая выступление разговорами с людьми из зала, очень неплохо всё произошло. Относительно наших выступающих... Мы выбираем из очень большого количества групп. Не скажу, что там много гениальных музыкантов. Как правило, все они на кого-то похожи, но друг от друга существенно отличаются. В четверг у нас выступал Атморави - вполне прилично играет парень; что забавно, он накладывает на голос кучу различных примочек, мне ещё не приходилось видеть такого способа высказывания. В текстах у него немного Наумов, немного Ревякин, но тоже хорошо. Есть группа ЛОГИКА ХАОСА, где исполнитель на Фёдорова похож и внешне, и по музыке. Есть женская группа АЛХИМИЯ, практически АУКЦЫОН играющая, но сыровато.

СГ: А КУБИКМАГГИ (группа дочери Леонида Фёдорова) у вас котируется? Безотносительно родственных связей?
Олег: Группа нравится. Неважно, приходится ли мне Ксюша Фёдорова племянницей или нет. Но у них музыка специфическая. В нашем клубе их элементарно не выдержит аппарат. Я вот разных авангардных людей типа TANGERINE DREAM не слушаю, как она; но, конечно, я не музыковед - играете и играйте, я всегда скажу только "хорошо".

СГ: Случается ли вам испытывать профессиональную зависть?
Олег: Мне всегда нравилось то, что делает АКВАРИУМ, что делает Пётр Мамонов. Положа руку на сердце: я уже больше двадцати лет на сцене, но мне одинаково очень далеко и до Бориса Борисовича, и до Петра Николаевича. Хотя меня иногда называют с ними в одной строчке, что приятно, в общем-то.

СГ: Вы наконец-то снялись в роли Хармса. Я почему-то с детства вас именно в этой роли и представлял.
Олег: Ну, там чуть-чуть совсем, маленькая роль, идёт себе Хармс и идёт... Это у Ильи Хржановского в фильме "Дау". До того я снялся у Игоря Волошина в двух картинах ("Нирвана" и "Я" - С. Г.). Но это всё вкрапления, конечно, а не роли. Мне просто нравится сотрудничать с этими людьми; бывают ведь гениальные режиссёры - тот же Герман-старший, к примеру, у которых сниматься невероятно тяжело, утомительно, долго. А с Игорем и Ильёй мне легко работалось.

СГ: Чередуя сольную деятельность с игрой в группе, вы можете сравнить доставляемые ими ощущения...
Олег: Да, я иногда даю творческие вечера. Сольно я выступаю в другой ипостаси: стихи читаю, отвечаю на вопросы. Много интересных людей приходит. Атмосфера, в принципе, сравнима с концертами АУКЦЫОНА.

Фото: Алина ПЛАТОНОВА (1), Сергей РЫЖКОВ (2)

Автор: Сергей Гарагуля
опубликовано 22 января 2010, 10:32
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

АрхивКонцерт "Рок Против Террора" (разные издания)Старый Пионэр24.02.2009
РецензииАУКЦЫОН - "Девушки Поют"Старый Пионэр10.07.2007
РецензииАУКЦЫОН - "Аукцыон Без Саксофона" (DVD)Владимир Е. Обломов09.09.2010
РецензииАУКЦЫОН - "Юла"Старый Пионэр20.11.2011
РецензииАУКЦЫОН - "Птица"Олег Гальченко30.09.2013
РецензииАУКЦЫОН - "На Солнце"Олег Гальченко23.09.2016
СтатьиГолова-нога на "Исходе" (ВОРОН КУТХА и АУКЦЫОН в ДК ТОЗ, Тула, 4.12.2004)Олеся Степанова27.12.2004
Архив"СДВИГ-Афиша" 20.10.1989 (АУКЦЫОН)Старый Пионэр03.08.2004
АрхивАУКЦЫОН, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр25.12.2004
АрхивАУКЦЫОН, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр05.06.2007
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
Архив"Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона)Старый Пионэр12.03.2008
Архив"СДВИГ" 1989, часть 1 (ДК, АУКЦЫОН)Старый Пионэр08.04.2010

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 7 / 0.03