АУКЦЫОН - "Птица"


(с) АУКЦЫОН, 1993
(с) & (р) Геометрия, 2013


Произведённый "Геометрией" увесистый кирпич, которым при неосторожном обращении, наверное, можно и ноги отбить, невольно напоминает о недавней КВНовской шутке про самое популярное кавказское блюдо под названием "напихали". Они в коробочку чего-то напихали, а мы пытаемся разобраться, что к чему. И оказывается, что всё - по делу, всё - к месту. Остаётся лишь пожалеть, что двадцать лет назад некоторых форматов ещё не существовало и техническим чудом казалось даже издание музыки на CD, а не на традиционном виниле.

Нетрудно понять, почему именно к своему тридцатилетию группа решила подарить себе переиздание именно этого альбома. Ведь идеальный АУКЦЫОН - это и есть "Птица"! Невозможно себе представить другую легенду ленинградского Рок-клуба, у которой бы отношения со звукозаписью складывались настолько неоднозначно. Первый опыт студийного творчества, "Вернись В Сорренто", так и остался многообещающей недоделкой. "Багдад" был гениален по замыслу, но предназначался совсем не для того состава, который увековечил его на пластинке (чтобы понять, как это должно звучать на самом деле, найдите запись концерта на V фестивале ЛРК!). Виниловое "Дупло" публика оценила по-настоящему с опозданием на три года - после превращения в лазерную "Жопу". "Бодун" просто не получился - как вообще многое не получалось в 1991 году у всех нас. Совместные записи с Хвостом - вообще история отдельная, касающаяся в большей степени Хвоста, а не его аккомпаниаторов. Итого в судьбе АУКЦЫОНА имело место лишь два стопроцентных творческих прорыва, когда всё удачно совпадало: условия работы на студии, своевременное издание, раскрутка в СМИ и собственно музыкальный материал, изобилующий яркими хитами. Это альбомы "Как Я Стал Предателем", который уже и без того переиздавался не раз, и "Птица", который навсегда останется лучшим из всех.

Собственно "Птица", занимающая первый из вошедших в комплект трёх дисков, воспроизводится в первозданном виде с бонус-треком в виде апокрифической версии песни "Дорога". И переслушать альбом заново стоит хотя бы для того, чтобы освежить в памяти и сами песни, и атмосферу, в которой они писались. Удивительная штука: иногда вот такие эстеты-авангардисты, вроде бы не претендующие на звание пророков в своём отечестве, оказываются самыми точными летописцами эпохи, в которой живут. Отказавшись от лобовой сатиры, от лозунгов типа "Деньги - это бумага!", музыканты АУКЦЫОНА никогда не переставали фиксировать происходящее вокруг на уровне эмоций и ощущений, иногда с пугающей откровенностью. Не случайно на рубеже двух десятилетий, на излёте перестройки, когда всё жило предчувствием гражданской войны, их главным хитом сделался психоделический "Самолёт". Мечта об ужасном конце, который гораздо лучше, чем ужас без конца, и который всё никак не может наступить, пронизывала песни многих рок-исполнителей, но мало кому удалось написать о нём целую пьесу абсурда в лучших традициях тогда ещё не покойного Славомира Мрожека. Что касается альбома "Птица", то это уже - рассказ о человеке, с которым всё самое худшее давно произошло. А жизнь, оказывается, продолжается и дальше, и как жить - совершенно непонятно: "Не за что биться, нечем делиться, всё об одном. Стоит ли злиться? Там, за окном птица. Я птица..." Тема потери духовных ориентиров так или иначе возникает в каждом тексте - в том числе и в маленькой литературно-музыкальной композиции Олега Гаркуши "Уши", герой которой постепенно обнаруживает отсутствие как одежды, так и всех частей тела, в том числе и самых интимных. Такой Гоголь, плавно переходящий в Корнея Чуковского: "Нет больше сил, нет больше веры... Ведь надо знать немного меры!" Несколькими годами раньше он же смотрел панковский сон о том, как ему в уши льют гудрон и совершают всякие прочие насильственные действия, теперь же он свободен от всего на свете - в том числе и от себя самого, и это тоже не очень радует. Но что самое удивительное - он ещё как-то находит силы подавать куда-то в пустоту сигналы бедствия - как в песне "Седьмой". В альбоме это, кстати, едва ли не самая загадочная вещь, ибо непонятно, к какому именно Седьмому здесь обращаются - то ли к только что пришедшему Седьмому Лесничему нашего с вами мёртвого леса, то ли к ангелу номер семь, который одним махом решит все наши проблемы. А ещё на фоне общей депрессии и апатии ярко выделяется тема движения - особенно в песнях "Глаза", "Дорога" и "Всё Вертится". Мир непрост, существовать в нём больно и страшно - и всё же это лишь неизбежные приключения на пути к чему-то более высокому. К чему именно, рассказывает "Моя Любовь" - по сути, сентиментальный романс в традициях Александра Вертинского, пусть и получивший пост-панковскую аранжировку. В крайнем случае, в конце пути мы можем рассчитывать на вечный покой - как обещает песня "Спи, Солдат".

Но альбом так бы и остался всего лишь историческим документом, если бы в нём не присутствовало такое количество хитов, жизнеспособных и в нынешнем веке. Если бы Балабанов даже не додумался вставить "Дорогу" в саундтрек фильма "Брат-2", её мелодию всё равно запомнили бы навсегда. А ведь "Всё Вертится", "Птица" и "Моя Любовь" - тоже треки далеко не случайные, просто обречённые на попадание в золотой хитовый фонд АУКЦЫОНА, во все позднейшие сборники лучшего типа "Легенд Русского Рока". Кроме того, диск парадоксальным образом совместил в себе две полярно противоположных тенденции. С одной стороны это - пример очень гармоничного коллективного творчества, в которое внёс свой максимально возможный вклад каждый музыкант. Прекрасным автором показал себя даже сочинитель "Седьмого" гитарист Дмитрий Матковский, который очень скоро исчезнет из состава неведомо куда. Одновременно здесь что ни песня - то набросок чьего-то будущего сольного проекта. Уже очевидно, что Гаркуша - прикольный шоумен и поэт, но далеко не единоличный лидер, что саксофонист Николай Рубанов очень хочет играть джаз, понятный без лишних слов, что Леонид Фёдоров самодостаточен и вполне может работать отдельно. Все они прекрасно дополняют друг друга, делая общее дело - и всем им уже тесно в придуманном ими же формате, из-за чего на студию приглашается целая бригада помощников, типа легендарного джазмена Аркадия Шилклопера или целого камерного квартета, к нежным звукам которого и пришили "Уши" от Гаркуши.

Второй диск представляет собой переиздание всё той же "Птицы" в формате 5.1. Формат этот - штука сугубо декоративная. Просто при проигрывании диска в компьютере на экране присутствует некая красивая картинка. Самое интересное здесь связано не с самим альбомом, а с видеобонусами. Ведь лишь к середине 90-х группа смогла, наконец, найти общий язык с телевидением, которое прежде особенно не вникало в её музыку. После каких-то не очень качественных любительских съёмок от АУКЦЫОНА 80-х оставалось разве что несколько небольших концертных фрагментов из фильмов "Взломщик" и "Рок", примитивный малобюджетный клип про деньги и знаменитый "Музыкальный Ринг", запомнившийся главным образом тем, как Гаркуша на "Нэпмане" в прямом эфире снял штаны. "Птица" же вдохновила телевизионщиков на целых два настоящих клипа - "Дорога" и "Моя Любовь". Правда, в процессе монтажа "Моей Любви" выяснилось, что режиссёр и музыканты глядят на одни и те же песни по-разному. В результате каждый создал свою версию - у группы получилось более динамично и красочно, а режиссерскому варианту больше повезло с эфирами - даже в качестве примера в одном из выпусков "Программы А" показали именно его. В историю, тем не менее, они вошли как равноправные, и теперь каждый желающий может посмотреть их вместе и найти отличия.

Здесь же присутствует выступление АУКЦЫОНА в программе Дмитрия Диброва на 4-м телеканале, ещё не превратившемся в "НТВ". Вот это - действительно уникальная запись, производящая ныне ещё более сильное впечатление, чем двадцать лет назад, ибо вряд ли к нам когда-нибудь вернётся телевидение, способное показать всё это, да ещё и не прерываясь на рекламу. Программа выходила в течение нескольких лет по выходным, если не ошибаюсь - трижды в течение дня, и за время её существования в прямом эфире случалось всякое, в том числе и скандальные инциденты. Но именно выступление АУКЦЫОНА запомнилось как лучшее. В тот раз было всё как обычно - иногда что-то не клеилось со звуком, глючила телефонная связь, звонил гроза всех телевизионщиков 90-х - вездесущий тролль-маньяк Иван Кулебякин... "Птица", кажется, в свет ещё не вышла - по крайней мере, о ней никто не вспоминает и обложкой перед камерой не машет, хотя как тут не похвастаться? А песни уже есть - и они звучат мощно, с отчаянными плясками Гаркуши, с забавными комментариями-экспромтами, то и дело рождающимися во время общения со зрителями. Плюс к тому Олег радует всех любителей раритетов акапелльным исполнением двух народных песен, которые никогда не войдут ни в один официальный альбом. В общем, не концерт, а загляденье! Жаль только, что издатели поставили на обложке ошибочную дату - 12 июня 1994 года, хотя в финале Дибров анонсирует запланированный на 26 мая юбилейный концерт МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и просит через две недели собраться у него в студии всех бывших коллег Андрея Макаревича.

Ну, а третий диск всецело посвящён снятой в 1998 году на украинском телеканале "ТЕТ" режиссером Владимиром Бакуном программе "Решето". Это - полноценный полуторачасовой концерт, состоящий из лучших хитов за все годы, включая и парочку вещей от отсутствовавшего в тот чудный вечер на сцене Хвостенко. Помимо эффектного видеоряда, без которого бы в любом случае не обошлось, выступление интересно длинными импровизациями, благодаря которым концертные версии большинства композиций заметно отличаются от привычных альбомных. Особенно стоит отметить стилизованную почти под "шестидесятнический" сёрф-бит "Фа-Фа-Фа", надрывные рубановские соло везде, где только возможно, и вызывавшую в кризисную осень особенно бурные эмоции ввиду своей актуальности песню "Сосёт".

В коробке ещё оставалось много свободного места, и его заполнили большими картонными карточками с фрагментами той самой картинки, которая появляется на экране при проигрывании версии 5.1. У кого есть время, тот может поупражняться в складывании паззлов. АУКЦЫОН не был бы АУКЦЫОНОМ, если бы не попытался вовлечь слушателя в свою игру, не заставил бы превратиться в заочного соавтора. По слухам, "Геометрия" ещё переиздаёт и "Чайник Вина". Интересно, что она выдумает в следующий раз?!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 30 сентября 2013, 00:51
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАУКЦЫОН - "Девушки Поют"Старый Пионэр10.07.2007
РецензииАУКЦЫОН - "Аукцыон Без Саксофона" (DVD)Владимир Е. Обломов09.09.2010
РецензииАУКЦЫОН - "Юла"Старый Пионэр20.11.2011
РецензииАУКЦЫОН - "На Солнце"Олег Гальченко23.09.2016
СтатьиГолова-нога на "Исходе" (ВОРОН КУТХА и АУКЦЫОН в ДК ТОЗ, Тула, 4.12.2004)Олеся Степанова27.12.2004
СтатьиОлег Гаркуша: И нашим, и вашимСергей Гарагуля22.01.2010
Архив"СДВИГ-Афиша" 20.10.1989 (АУКЦЫОН)Старый Пионэр03.08.2004
АрхивАУКЦЫОН, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр25.12.2004
АрхивАУКЦЫОН, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр05.06.2007
Архив"Комсомольская Правда" 12.04.1989 (ЗВУКИ МУ, КИНО, АУКЦЫОН)Старый Пионэр15.02.2008
Архив"Московский Комсомолец" 30.10.1987 (Ленинградский Рок-клуб - открытие сезона)Старый Пионэр12.03.2008
Архив"СДВИГ" 1989, часть 1 (ДК, АУКЦЫОН)Старый Пионэр08.04.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.007