VURAJ - "Rajok"


(c) VŬRAJ, 2014
(p) МА "Наш Формат", 2014
10 tks/T.t. 48:16


Группа VŬRAJ родилась в Минске в 2010 году. Ее основатели параллельно были и остаются задействованы в проекте FRATREZ, исполняющем музыку различных направлений - архаику, минимализм, неоклассику, этно...

Склонность к экспериментаторству и синтез музыки и театра характерны как для FRATREZ, так и для VŬRAJ. Правда, во втором случае акценты расставились несколько иначе: во-первых, FRATREZ делали основной упор на академические жанры. Стилевые признаки фолка и этно в их композициях проявлялись, но не доминировали. основу же музыки VŬRAJ составляет белорусский аутентичный фольклор, сочетаемый с элементами джаза и рока; активно используются композиционные приемы, характерные для академической музыки. Во-вторых, элемент театрализации присутствует у обеих групп, но у последних подчеркивается именно фольклорная составляющая. Не будем забывать, что поначалу VŬRAJ определяли свой стиль как инструментальный театр.

Для лидера группы Сяржука Долгушева белорусский фольклор превратился в смысл жизни. Народные песни, интерпретируемые коллективом, записываются во время этнографических экспедиций по разным регионам Беларуси. Я не зря употребил слово "интерпретируемые": VŬRAJ не перепевают слово в слово, нота в ноту найденный материал, а творчески его переосмысливают. То, что делает группа, правильнее называть "фантазиями на темы". К слову, у Сяржука есть проект СПЕЎНЫ СХОД (в переводе с белорусского - ПЕВЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ), специализирующийся на хоровом исполнении белорусских народных песен.

Но что означает название группы? Ответ на этот вопрос в одном из своих интервью дали сами музыканты. Слово "вурай" можно произносить с ударением как на первом, так и на втором слоге. Если же разобрать его на составляющие, сами собой проявляются дополнительные значения: древний корень "ур" переводится на славянские языки как "море", вторая часть слова звучит как "рай". Вурай - синоним волшебного края, сказочной страны. Таким образом, название VŬRAJ символизирует стремление к лучшему. Своей музыкой группа старается передать ощущение волшебства и сказки. И, на мой взгляд, это ей целиком и полностью удается.

С 2011 года VŬRAJ практически прописались в Украине - выступили на всех значимых фестивалях страны, в том числе и на регулярно проводимом Олегом Скрипкой фестивале "Країна Мрій". Поэтому и третий номерной альбом решили издавать в Киеве. "Rajok" записывался в составе: Сяржук Долгушев - окарина, сопилка, пение; Андрей Евдокимов - гитара, гармонь; Ольга Полякова - флейта, голос; Анастасия Попова - скрипка; Эрик Орлов - контрабас; Андрей Горохов - барабаны.

Шестиполосный диджипак оформлен незатейливо, но со вкусом. На его страницах на трех языках - белорусском, украинском и английском - продублирована краткая информация о группе. В авторском комментарии к альбому раскрывается этимология его названия: так, слово "раёк" в белорусском языке ассоциируется с пчелиным роем. А еще раек - это название Мирового ритуального древа. Наконец, так называют сказочное существо, которое появляется перед жнецами, заговаривает с ними, выспрашивает дорогу. Иногда Раек приходит погостить в чей-нибудь двор. Визит этого персонажа приносит хозяину жилища большое счастье.

Альбом во всей полноте демонстрирует поиски музыкантов в области world music: в составивших его композициях белорусский фольклор (вернее, фольклор этносов, проживающих на территории Беларуси) органично сочетается с достижениями мировой музыки. В "Rajok"вошли обработки летних песен, записанных во время этнографических экспедиций в разные регионы страны, прежде всего в Полесье. Не случайно рабочее название альбома было "Лета" ("Лето"). И хотя материал подвергся трансформации, Сяржук Долгушев и его коллеги сохранили оригинальные напевы и местные диалекты и микроязыки.

Открывающая альбом жнивная песня носит название "Вэлытай, Пэрэпылко!" ("Вылетай, Перепелка!"). В ней VŬRAJ отдают дань фолк-року. Исполнение припева хором пошло бы обработке в плюс. Сяржук и сам это чувствует: на концертах слова припева поются вместе со зрителями. "Даліна" ("Долина") - лирическая свадебная песня, которую Сяржук Долгушев и Андрей Евдокимов превратили в потрясающую лирико-драматическую балладу с развернутыми соло скрипки и флейты. Ольга Полякова привнесла в обработку элемент театрализации, сыграв роль девушки на выданье. Девушка шепотом обращается к матери, выдающей ее замуж, с мольбой (здесь и далее цитирую в переводе с белорусского): "Мама, не отдай меня далеко, а отдай близенько"... "За Валом" - песня о том, как девушка перебирала лен и влюбилась в, говоря современным языком, маргинала. Чем все закончилось, мы, увы, так и не узнаем... Во вступлении и первом куплете воспроизводится звучание деревенского ансамбля, причем, соло в обработке отводится гармони. Сяржук даже новое стилевое определение придумал - "harmonic style". "Галубіца" - трагическая баллада о любви. Обращает на себя внимание способность Сяржука перевоплощаться в роли повествователя и героев, от лица которых ведется прямая речь в песне. "Купальская" - монументальное полотно. Мне так и хочется употребить термин "симфо-фолк". Гитара в начале композиции подражает звучанию домры. Сяржук поет под аккомпанемент скрипки, из которой звук извлекается pizzicato, т. е. не смычком, а пальцами. Таким образом, имитируется некий загадочный струнный щипковый инструмент. И - что самое главное - воссоздается атмосфера Купальской ночи. Не могу не выразить бурные восторги! Песня "Траўка З Палыночкам" ("Травка С Полынью") - предостережение легкомысленным девушкам, готовым влюбиться в первого встречного. Сяржук ну очень убедителен - на месте девушек обязательно бы его послушал! Отдельное спасибо за красивые соло флейты в проигрыше между куплетами и в коде. "Полечка" - просто традиционный танец, очень популярный в Беларуси, в который VŬRAJ добавили джазу. Слушая "Раёк", так и представляешь сказочное существо, ходящее по полю и собирающее снопы. Заканчивается песня призывом: "Приходи, Раёк, в наш садик"... "Поле Чыстае" прямо-таки брызжет искрометным весельем и безудержной радостью. Наслаждение красотой родной природы ощущается физически. Завершает альбом обработка бытовой песни "Сосна Похілілася" ("Сосна Склонилась"). Аранжировка выдержана в эстетике минимализма. На фоне монотонного сопровождения Сяржук ведет свое неторопливое повествование: "Да сосна набок склонилась. Да кума с кумом поссорились..." А причиной ссоры стало, как оказалось, не яблочко свяченое, а дитятко крещеное... Что же, случается в жизни и такое. Главное - чтобы помирились. Кода представляет собой вокализ Сяржука Долгушева. Мастерское владение искусством фальцетного пения впечатляет!

Мне приходилось слышать все альбомы группы - "Vŭraj" (2010) и "Песні, Казачкі Ды Танцы" (2011). Прежде чем приступить к настоящей рецензии, еще раз прослушал всё в хронологической последовательности. И могу с полной уверенностью сказать: альбом "Rajok" стал для VŬRAJ этапным, а если добавить пафоса, ознаменовал прорыв коллектива на новые рубежи.

Свое субъективное ощущение от новой работы VŬRAJ резюмирую одной фразой: "Rajok" - просто хороший альбом, который хочется слушать еще и еще. Настоятельно рекомендую любителям фолка и этно. Да и всем ценителям хорошей музыки.

Слушать альбом
Скачать альбом
Заказать диск:
Для Беларуси:
Для остальных стран

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 сентября 2014, 15:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииVURAJ - "Sesc Zahadok" (EP)Геннадий Шостак25.12.2015
СтатьиЧас в райском уголке (VURAJ в ДК Профсоюзов, Минск, 22.10.2014)Геннадий Шостак18.11.2014
СтатьиСяржук Долгушев: "VURAJ - это стремление к счастью"Геннадий Шостак23.03.2015
СтатьиПятью-праздник (VURAJ в культурно-просветительском учреждении "Грунт", Брест, 27.12.2015)Геннадий Шостак15.01.2016
СтатьиСтолкновение или соприкосновение? (VURAJ и RE1IKT в клубе "Брюгге", Минск, 29.05.2016)Геннадий Шостак14.06.2016

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004