Концерт, которого могло не быть (FRATREZ и РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА в ЦКиД "Южный", Брест, 27.05.2012)


Информация о предстоящем концерте группы РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА в Бресте распространилась по городу благодаря вездесущему "сарафанному радио". Лично я узнал о нём раньше других совершенно случайно - в результате нечаянного звонка продюсеру коллектива Андрею Богданову. И дико обрадовался: за творчеством РАЦИОНАЛЬНОЙ ДИЕТЫ я внимательно следил приблизительно с 1998 по 2005 годы. Потом в силу разных причин потерял группу из виду. Концерты ДИЕТЫ проводились крайне редко, не чаще двух раз в год, в ДК микрорайона Вулька под патронажем брестского Свободного театра (ныне - театр "Крылья холопа"), но информация о них распространялась в узком кругу. До меня доходили слухи о том, что участники коллектива переехали в Минск... Впрочем, это не такие уж и слухи: почти все музыканты, играющие в составе группы, за это время успели окончить различные факультеты белорусской республиканской Академии музыки им. А. В. Луначарского.

Итак, теплым дождливым воскресным вечером мы с фотографом Юлией Хатыповой отправились к черту на кулички - в микрорайон Южный, где должно было проходить долгожданное мероприятие. На входе нас встретил директор Центра Культуры и Досуга "Южный" Павел Харевич и сказал, что, скорее всего, концерта не будет, после чего разразился громами и молниями в адрес организаторов: в городе не было никакой рекламы, информация ВКонтакте появилась только за сутки до концерта. В результате заранее было куплено всего лишь 9 билетов. "Да мы больше электричества израсходуем, чем заработаем на этом концерте!" - возмущался Павел... И его можно было понять.

Мы собрались было уезжать, но внезапно появившийся в фойе Андрей Богданов посоветовал нам не торопиться и категоричным тоном заявил, что концерт состоится во что бы то ни стало.

В 19:00 немногочисленную публику запустили в зал. Мы сидели и терпеливо ждали, пока музыканты настроятся.

Концерт состоял из двух неравных по времени частей. Сначала брестчанам был впервые представлен проект FRATREZ. Этот квартет был создан в Минске в 2008 году; осенью 2011-го всем составом "инкорпорировался" в РАЦИОНАЛЬНУЮ ДИЕТУ. Название позаимствовано у Арво Пярта: у эстонского композитора есть произведение "Fratres", что в переводе с латыни означает "братья [монахи]". При этом буква "s" была заменена на "z".

FRATREZ отыграли примерно получасовую программу из четырех композиций, пока не имеющих названия (одной инструментальной и трех вокально-инструментальных), в которых голос Сергея Долгушева (Клочкова), который является также автором всех текстов, уподобляется еще одному специфическому инструментальному тембру. Важно отметить, что Сергей проявляет нестандартный подход к созданию вербальной (точнее - квазивербальной) составляющей: он использует мертвые языки, преимущественно латынь, всевозможные диалекты, сегодня вышедшие из употребления, а также фонемное пение. Впрочем, почему - "мертвые"? У Долгушева (Клочкова) неиспользуемые языки обретают новую жизнь. Эти тексты не подлежат дословному переводу, не поддаются ни логическому объяснению, ни толкованию. Их можно только понимать интуитивно. Музыка также несет на себе печать влияния позднего Пярта. Честно говоря, я сам, внимательно слушая выступление, понял далеко не всё, но на эмоциональном уровне мне очень понравилось.

Прежде чем перейти к рассказу о выступлении РАЦИОНАЛЬНОЙ ДИЕТЫ, позволю себе чуть-чуть углубиться в историю.

В 1996 году в Бресте был создан довольно странный коллектив под названием ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МУЗЫКАЛЬНЫХ И ШУМОВЫХ ЗВУКОВ (ЭОМШИЗ). Два года спустя он был переименован в РАЦИОНАЛЬНУЮ ДИЕТУ. Группа часто выступала в кинотеатре "1 Мая" в рамках так называемого киноклуба "Воздух" (название происходит от псевдонима Андрея Богданова - Воздухов). В студии Андрея Богданова (вернее, в Брестской лаборатории звука "Воздух") было записано несколько альбомов и мини-альбомов, которые расходились среди любителей сначала на кассетах, а затем на CD-R и в Интернете. РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА - в основном инструментальная, "непесенная" группа, использующая вокал в сочетании с принципиально бессмысленными, обэриутскими текстами. Её стилистику характеризовать весьма и весьма сложно: кто-то находил здесь элементы фри-джаза и пост-рока, кто-то усматривал разные влияния - от Джона Кейджа и Карлхейнца Штокхаузена до Филиппа Гласа и Арво Пярта, кто-то проводил аналогии в диапазоне от HENRY COW до КНЯЗЯ МЫШКИНА... С 2007 года РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА сотрудничает с итальянским лейблом "Altrock", на котором были выпущены три последних альбома коллектива. Вся "громкая" рок-музыкальная составляющая ушла из РАЦИОНАЛЬНОЙ ДИЕТЫ после того, как группу покинула супружеская чета Кристя - Кирилл (скрипка) и Надежда (виолончель), впоследствии создавшие свой бэнд THE ARCHES. Ныне стилистика РАЦИОНАЛЬНОЙ ДИЕТЫ условно определяется самими музыкантами как "современная" или "прогрессивная камерная музыка" с элементами "сакрального минимализма". К такой музыке группа пришла около двух лет назад: в начале 2011 года театр "Крылья холопа" попросил РД написать четыре негромкие пьесы для спектакля "Звание - лететь" по Даниилу Хармсу. Это было сделано и записано, но не со штатным составом ДИЕТЫ, а с академическими музыкантами, включая аккордеониста Александра Будько (также ОХРАНА ПРИРОДЫ) и контрабасиста Вячеслава Плеско (также DALAILAMA BAND, MUZZART, PLUM BUM). В итоге группой было принято решение работать в этом стиле и дальше: негромко, но содержательно и мелодично...

На концерте РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА представила программу, в которую вошел материал ещё не записанного альбома. Одна из композиций принадлежит фаготисту Виталию Эппову, остальные - клавишнице и певице Ольге Подгайской. К слову, и Виталий, и Ольга окончили композиторский факультет Академии музыки им. А. В. Луначарского; Ольга является членом Союза композиторов Республики Беларусь.

Выступление открывала инструментальная пьеса Ольги Подгайской "Не Тот Город", состоящая из двух контрастирующих друг другу частей, - наигрыша, напоминающего звучание ансамбля русских народных инструментов, и симфонически сложного эпизода. Пьесу "Виталику" Ольга посвятила, очевидно, своему супругу Виталию Эппову. Минималистический раздел а ля Филипп Глас, состоящий из трех навязчиво повторяющихся нот, неожиданно сменяет фактурно и тонально сложный эпизод... Пьеса "В Пустыне" полифонической насыщенностью музыкальной ткани напомнила мне инструментальную музыку эпохи барокко. Зарисовка "Покровитель", мне кажется, лучше прозвучала бы в исполнении большого симфонического оркестра. Очень понравилась пьеса Виталия Эппова "6/8", в которой имитируется "игрушечный" оркестрик.

Особого внимания заслуживают вокально-инструментальные сочинения Ольги Подгайской: три из них на стихи Александра Введенского, одно - на стихи Даниила Хармса. Ольга исполнила их дуэтом с Сергеем Долгушевым (Клочковым). Сказать по правде, теперь мне трудно представить их в каком-либо ином исполнении... Композиция на стихи А. Введенского "Снег Лежит" строится на чередовании вокальных и инструментальных эпизодов; в свою очередь, в вокальных разделах обращает на себя внимание контрастное сопоставление тональностей: Ольга поет в фа мажоре, Сергей - в ля мажоре. Такой "тональный диалог" создает своеобразный комический эффект. Пьесу "В Пяти Шагах", также написанную на стихи "короля бессмыслицы", мне хочется назвать "маленькой кантатой" - термином, полстолетия назад предложенным композитором Георгием Свиридовым. Эмоциональной кульминацией всего концерта стала композиция на стихи Даниила Хармса "Я Есть - Мир". Полимелодизм, политональность, полиладовость, полиметрия, полиритмия, рок-н-ролльный поли-мега-драйв... И всё - в одном флаконе! В исполнение композиции включились прожекторы, кресла, сами зрители... Кажется, сам ЦКиД "Южный" ходил ходуном! На меня эта композиция произвела самое сильное впечатление. Но за кульминацией, как известно, следует развязка. В концерте такой "развязкой" - или эпилогом - стала финальная композиция - "Будем Думать" на стихи А. Введенского.

После концерта на душе было радостно, но и немножко грустно. Радостно - от того, что подобные концерты хоть изредка, но проходят. Грустно - от того, что они случаются не так часто, как хотелось бы. Конечно, восприятие музыки, которую играют FRATREZ и РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА, требует от слушателя специальной подготовки (или самоподготовки). Поэтому мне бы хотелось настоятельно посоветовать потенциальному слушателю не зацикливаться на знакомом, самообразовываться, совершать для себя новые открытия.

PS: Мероприятие, о котором шла речь, было второй частью серии идентичных концертов (первая состоялась накануне в Минске в музее А. Азгура). Оба концерта являли собой эдакий манифест, возвещавший о рождении нового ансамбля. Как сообщил мне впоследствии Андрей Богданов, это были, скорее всего, последние концерты, которые группа давала под названием РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА. В течение последних лет изменились концепция и стилистика. По мнению участников коллектива, название также пора сменить на более академичное.

Видеозаписи с концерта:

РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА - "Не Тот Город"
РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА - "Покровитель"
РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА - "6/8"
РАЦИОНАЛЬНАЯ ДИЕТА - promo live

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 06 июня 2012, 03:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.008