АДАПТАЦИЯ - "Уносимся Прочь"


(с) Выргород, 2005

Название и оформление альбома намекают на нечто большее, чем просто наличие одноименной песни. Это компиляция из песен Ермена, написанных с 1993 по 1997 гг. Ранний период АДАПТАЦИИ, ее становление и старт. Группа уже далеко ушла от этих песен, но по-прежнему возвращается к ним на концертах. И вот, наверное, осуществлено последнее студийное воплощение того этапа. Прежде всего, оно оправдано тем, что основная часть этих вещей не входит ни в один номерной альбом: пара песен с "Отбоя", одна в "Запахе Детства". Еще несколько песен зафиксированы в сольных альбомах Ермена Анти. По этой причине "Уносимся Прочь" одновременно получился архивным материалом и новой студийной работой. Прощальный взгляд? Уносимся прочь?

Звук кардинально отличается от "Так Горит Степь" - звонкий и сырой крик андеграунда на фоне коммерческой безголосой эпохи 90-х. Нет глубины, зато есть отчаянная жажда донести, достучаться. Такая запись могла появиться на десять лет раньше, когда де-факто закончился тотальный интерес к ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, оставив после себя импульсы странноватой моды. И не произвела бы фурора своими звуковыми решениями. В русле. Гитары жужжат по-панковски монотонно, а барабаны торопятся куда-то успеть, но бегают по кругу. Так что можно вполне представить себе, что "Уносимся Прочь" - случайно найденный архивный материал. Если бы не голос Ермена, за это время ставший ниже и приобретший житейскую хрипотцу.

Материал составлен не в хронологической последовательности, а в каком-то заранее определенном и упорядоченном беспорядке. Во всяком случае, первой звучит песня "Бищара-Рай", в первом куплете определяющая основные символы-вехи раннего Ермена: Сон-Мир-Снег-Вонь. Это главы кадастра, частичная систематика Кембрия АДАПТАЦИИ. Они легко собираются в различные формулы (например: Снег укрыл собой вонь мира, погрузившегося в сон) и играют в альбоме знаковую роль, нанизывая на себя хаос разброса песен. Второй куплет, напротив, опирается на эмпирические образы, почти никак явственно себя не проявляющие, но тонкой кисеей вьющиеся вокруг и около: Смех-Страх-Миг-Стыд. Сразу же следом звучит заглавная песня, открывая по праву альбом после вступления. Из заявленных ориентиров здесь не появляется только "Мир", очередь которого придет позже, а остальные три собираются вместе:

Добровольцы ложатся на снег, добровольцы питаются снегом...
Ей снятся чудесные сны, про то, как кто-то взял и умер...
У речки Вонючки повстречаемся вновь...


Уже по первым двум песням становится понятно, почему именно АДАПТАЦИЯ была выделена из всего прочего сонмища эпигонов, апологетов, последователей и просто продолжателей традиций. Мелодический дар и яркий вокальный тембр Ермена Анти стали лишь хорошим подспорьем основному элементу - его поэзии. Нет, она не поглотила собой все остальное в песне, как это часто случается в нашей стране поэтов. В этом случае Ермен стал бы поющим поэтом. Уверен, что это у него тоже получилось бы ярко и самобытно, но группу АДАПТАЦИЯ мы бы не узнали. Фокус в том, что поэзия лидера актюбинского панка уникальна своей адаптацией (простите за невольный каламбур) к среде обитания. Это настоящая поэзия, цепочки образов которой привычны и легко узнаваемы в панк-сообществе. Действительно, разве надо долго объяснять маргиналу с ирокезом на голове, добровольно ушедшему в подвал, что означают слова "не пали солому - рядом ходит мент"? И вместе с этим для понимания песен Ермена необходимо постоянно поддерживать умственный тонус. Ревизия интеллектуального и духовного багажа человечества подталкивает пытливого слушателя к неожиданным выводам и внезапным аллегориям. Что подпитывает нашу цивилизацию на протяжении пары тысячелетий?

Миг, застывший вечный миг.
Очередной святой с пробитой головой.
Струится кровь с виска подобно молоку,
Что добровольно вытекает вон из материнской сиськи.


Символизм раннего Ермена Анти лишь изредка ослабляет крепость остова, а если точнее, то всего лишь в одной песне "Просрано", где созерцательность припадает до уровня бессилия и почти равнодушия перед грядущим ("Понимать, что дальше нам некуда!"). Все остальное строго подчиняется четырехгранной системе вступления (сон-мир-снег-вонь). Например, третья песня альбома - "Маяк Над Соломенным Городом" - в полной мере использует четырехмерное пространство:

На небе воняли пожарники...
Наблюдая за тем, как сбываются сны
По литому снегу до сухой весны...
Красотой спасенный, вновь воспрянул мир...


И все же... И все же альбом заканчивается снегом. Даже не просто снегом, а прошлогодним. Еще один великий символ. Символ расставания. Символ прощания с тем Ерменом, который не стал бы петь о том, как горит степь. Последние слова альбома Ермен Анти словно бы обращает к самому себе в качестве напоминания-предостережения о том, кем он мог стать. Некоторые сжигают свои рукописи, а некоторые говорят:

Видно что-то где-то там не случилось
Просто кто-то здесь чего-то не понял
Это мясо раньше было солдатом
А умом солдатик не отличался...
Тихо падает с неба прошлогодний снег...


Однако не стоит забывать, что этот Ермен еще юн, что он не набрал полную силу. Пафос его песен строго дозирован и расставлен по песням осторожными скромными императивами ("Уходя, гаси за собою свет", "Ты попробуй влюбиться зимой, не дожидаясь весны!", "Продолжай ступать по родной земле"). То и дело возникают цитаты постсоветского культа или аллюзии на колоссов панк-культуры. Иногда это детские песенки или фильмы ("Весна на Заречной улице...", "По секрету всему свету..."), иногда призрак ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ("Совершая харакири на глазах у всей толпы", "Ей снятся чудесные сны про то, как кто-то взял и не умер" - хотя в этой строчке есть отсыл и к Высоцкому), а порой слышится и вовсе что-то редкое типа ростовского ЗАЗЕРКАЛЬЯ ("Привыкай относиться с юмором к бугоркам на солдатских кладбищах"). Местами слог еще неровен и даже нелеп ("Пусть за окном непогода - я втолкаю косяк"). Все эти моменты - обязательные спутники раннего творчества любого Мастера. И, как ни странно, это одна из ценностей альбома "Уносимся Прочь". Можно идти по навязываемому пути, раскручивая творчество от лучшего к раннему, но куда благодарнее начинать сначала. Именно такой порядок позволяет испытывать радость от эволюции, развития и совершенствования. С этой точки зрения "Уносимся Прочь" - идеальный альбом для первого знакомства с группой. Таким он уже и останется.

В заглавной песне, написанной в 1996 году, Ермен справедливо спел: "Малолетки просрали рок-революцию". Малолетка Ержанов начал ее сызнова.

Оценка по моей пятибалльной системе - "пять с минусом".

Bonus: Немалое влияние на оценку оказал записанный на альбоме видео-бонус, - шесть песен с концерта в клубе "Точка". Это одно из лучших концертных видео в истории русского (ведь не зря публика на концерте скандировала "Актюбинск - русский город!") рокенрола. Картинка застревает в мозгу вздувшимися на шее Ермена венами, а мощный и глубокий звук почти соответствует студийному качеству. Никакой каши, все звучит четко, разборчиво и неудержимо, как Трубный глас. Кроме всего прочего здесь, пожалуй, самое лучшее исполнение песни "Кайфа Больше Нет". Только ради одной этой песни уже стоит посмотреть видео. Все это получилось благодаря усилиям в первую очередь Алексея Смирнова (съемка и монтаж видео), а также Аркадия Голубкова (запись звука, сведение и мастеринг), Виктора Федотова и Антона Белова (съемка). За что им отдельный поклон.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 02 мая 2006, 11:59
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАДАПТАЦИЯ - "Джут"Геннадий Шостак09.03.2004
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Безвременье"Геннадий Шостак16.03.2004
РецензииАДАПТАЦИЯ - "На Нелегальном Положении"Геннадий Шостак22.03.2004
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Безвременье"Старый Пионэр23.08.2005
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Так Горит Степь"Старый Пионэр11.01.2006
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Камчатка" (DVD)Алекс Драйвер03.01.2008
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Время Убийц"Старый Пионэр29.09.2008
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Колесо Истории"Геннадий Шостак26.09.2011
РецензииАДАПТАЦИЯ - "No Pasaran!"Геннадий Шостак17.10.2012
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Запахи Детства"Геннадий Шостак13.05.2014
Рецензии"Мой город будет стоять"Олег Гальченко10.11.2014
РецензииАДАПТАЦИЯ - "Цинга"Олег Гальченко16.04.2015
СтатьиДекабрь в Петербурге (АДАПТАЦИЯ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, КАЛИНОВ МОСТ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - 2003)Екатерина Борисова24.12.2003
СтатьиЕщё одно "здравствуй" (АДАПТАЦИЯ в клубе "Орландина", Петербург, 29.10.2009)Алекс Драйвер10.11.2009
СтатьиМежду любовью и ненавистью (АДАПТАЦИЯ в клубе "Money Honey", Петербург, 8.11.2014)Екатерина Борисова10.11.2014
ФорумАдаптация и Западный фронт (концерт в Казани, 6 ноября)Residum29.10.2005

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.037