Один год филофониста (виниловые итоги 1992 года)


1

Филофонист - существо, полярно противоположное обыкновенному меломану. Ему не обязательно тусоваться в среде единомышленников, вылавливать в океане музинформации все более-менее достоверные сообщения о возможном прибытии в его город столичной "звезды" (в наше время бредовых цен для него даже и вопроса не встает, что лучше: два часа "фанерного" пения залетной знаменитости или стоящая столько же пластинка "роллингов" или "зеппелинов"), вообще он не "фанат" в привычном понимании этого слова, ибо живет не конкретным кумиром, но "музыкой вообще". Среда обитания филофониста (буквально "любящего звук") - звуки, запечатленные на пластмассе, "мгновения музыки прекрасной", застывшие навеки в виниловых глыбах и способные оттаять от первого же прикосновения иглы проигрывателя.

Мировая литература описала массу человеческих увлечений, как самых экстравагантных, так и традиционных на грани банального. Увы, собирателям звуковых залежей в ней не нашлось место, а ведь история грамзаписи насчитывает уже более сотни лет, и не сегодня-завтра (ну, у нас скорее всего послезавтра) привычные нам черные кружки пластмассы будут напрочь вытеснены лазерными "компактами". На Западе, например, фирмы, специализирующиеся на одном "виниле", уже терпят убытки. Хочется верить, что еще найдется некий классик, который создаст полотно, подобное "Году садовода" К.Чапека. Похоже, дорогой читатель, нам придется ограничиться вопросами сиюминутными, а именно: подведением на закате 1992 года некоторых итогов. Ведь каждый из нас, будучи приверженцем того или иного искусства, составляет свой хит-парад лучших книг, лучших фильмов, увиденных в этом году и т. д.

Итак, чем были характерны последние двенадцать месяцев отечественной поп- и рок-индустрии вообще? По-моему, прежде всего тем, что впервые за очень долгие годы все развивалось естественным путем, без участия факторов политических и прочих, к искусству отношения не имеющих. Кинчев, надрывно предающий анафеме Невзорова, рокеры на баррикадах, фестивали против террора - в общем, то, чем запомнился нам 1991-й, кажется теперь далекой историей. Быть может, именно по этой причине резко сократился и траурный список, в прошлом году разросшийся до почти двух десятков имен (от постоянного участника телевизионных шоу И. Талькова до юной сибирячки Яны Дягилевой, мало кому из зрителей этих шоу известной). И все же важнейшим достижением отечественной поп- и рок-музыки следует назвать высокий профессиональный уровень исполнителей всех стилей и направлений, их высокая музыкальная культура. Можно спорить о некоторых издержках в творчестве МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА, КАР-МЭНА или ВЫСОКОЙ ЭНЕРГИИ, но не подлежит сомнению факт произведенного группами переворота. Да стоит ли всуе поминать имена лидеров, если даже юнцы из МАЛЬЧИШНИКА накладывают свой косноязычный "рэп для школьных туалетов" на цитаты из DIRE STRAITS? Значение частных фирм грамзаписи в этом процессе трудно переоценить - ведь результатом именно их деятельности стал нескончаемый поток хорошей западной музыки, захлестнувший российский рынок.

Мы лихорадочно наверстываем упущенное за годы "железного занавеса", отрадно видеть во главе осколков "Мелодии" не чиновников-цензоров, со скучным видом объясняющих, почему мы так неповоротливы в деле, способном принести стране лишние миллионы, а энергичных предпринимателей. Однако, вот пример, не вызывающий чувства умиления. Андрей Тропилло, один из лучших звукорежиссеров Питера, сделавший почти все классические альбомы АКВАРИУМА, КИНО, ЗООПАРКА, ТЕЛЕВИЗОРА и АЛИСЫ, возглавив фирму "АнТроп", продолжает действовать так, будто все еще имеет дело с самопальной подпольной студией, клиентам которой, несмышленым тусовщикам, главное записаться, а как потом с их интеллектуальной собственностью поступят - так ведь чем больше народу их услышит, тем лучше. И если бы только отсутствие лицензий! Говорят, когда Полу Маккартни показали, как выглядит русская версия битловского "Белого Альбома", тот заявил: "В эту страну я ни ногой!" "АнТроповский" беспредел не знает границ: надпись "Добро пожаловать!" на чистом русском языке на платье тряпичной куклы-актрисы, изображенной на обложке "Сержанта Пеппера" - это еще мелочь. Представляете, что бы сказал Пашенька, увидев "Сержанта" и "Револьвер", соединенных в один альбом, или такой же "двойник" из "Волшебного Таинственного Путешествия" и "Желтой Субмарины", где одна и та же песня ("Все, Что Тебе Нужно - Это Любовь") завершает вторую и третью сторону гибрида?!

DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, PROCOL HARUM, THE STOOGES, SONIC YOUTH, Лу Рид, Боб Марли, Йенс Фишер - вот лишь немногие из тех, кто стал жертвой пиратства. Особенно же не повезло Марку Болану - у него почти одновременно вышли пластинки на "АнТропе" и на московском "Русском Диске". К сожалению, пока эти фирмы сохраняют за собой первенство в пропаганде монстров англо-американского рока. Борьба с нарушениями авторских прав - дело законодателей и правоохранительных органов, но свою лепту могут внести и коллеги-производители, показывая пример цивилизованного подхода к вопросу. Вот фирма "SNC Records" - прекрасный образец честного бизнеса. Стас Намин - опытный продюсер, умеющий угадать конъюнктуру текущего момента и, ни разу не опустившись до удовлетворения, мягко говоря, невзыскательных вкусов, продиктовать потребителю свои правила игры. О каком бы стиле ни заходила речь, даже о блатной песне (им выпущен альбом Анатолия Полотно с группой ЛОЙ-МЭН), даже о легкомысленной дискотечной "попсе", всегда ставка делается на личности незаурядные, на мастеров. Не успела еще разойтись коллекционная серия BLACK SABBATH, а на прилавках уже появились ранние URIAH HEEP. Пусть сегодня эта команда на родине уже считается списанной в архив, даже лучшие ее вещи - бесконечные перепевы сказанного в начале 70-х. На фоне скучноватых GUNS N` ROSES и техничных, но вредных в больших дозах NAPALM DEATH, первые хард-роковые опыты кажутся глотком чистого воздуха. Кстати, по сообщениям из достоверных источников, теперь на очереди - выпуск альбомов группы MOTORHEAD (1979 и 1982). Будем ждать - давно пора!

У "SNC" имеется несколько сильных конкурентов. В той же Москве в начале года активизировалась некая фирма "Ладъ", пропагандирующая так называемый "интеллектуальный рок". Не знаю уж каких "сильных" имеет в виду рекламный ролик круто восходящей звезды Валерии, но Стинг и DIRE STRAITS - воистину музыка для сильных духом, ведь не так-то просто в наше время гражданской войны всех против всех не затоптать в себе последние искорки романтизма. Примечательно, что творчество Марка Нопфлера, быть может, лучшего гитариста современности, представлено сразу тремя дисками - основными вехами его эволюции (плюс еще аккомпанемент Бобу Дилану на пиратском "Медленном Поезде"). Хрупкие и прозрачные переборы нопфлеровых струн недолго лежали мертвыми завалами в магазинах - значит, есть среди эсэнговцев еще хотя бы одна добрая сотня не разучившихся мечтать.

Вообще, блуждая в виниловых джунглях, можно очутиться практически в любой эпохе. Вот сборник лучших хитов отца рок-н-ролла Билла Хейли. Помнится, лет пять назад продавалась у нас его польская пластинка, но кроме "Crazy Man Crazy" на ней не обнаруживалось ни одной "программной" композиции, да и качество звучания было лишь чуть- чуть лучше, чем "на ребрах". У "наших" же все в порядке - есть "Рок Вокруг Часов", и "Привет, Крокодил!", и много чего еще. Рядом с ним - Эдди Кохран - по сути, первый супергитарист, вытворявший чудеса с примитивной аппаратурой конца 50-х годов. Чуть поодаль - аристократичный арт-рок YES и мелодичный, воскресший из пучины забвения голландский квартет SHOCKING BLUE, чья "Венера" (более известная в народе как "Шизгара") была самым настоящим гимном "семидесятников". Не забыты и наши современники. Большую популярность имеет, например, продукт вильнюсской "Zonы" - диск группы TECHNOTRONIC пользуется такой большой популярностью, что давным-давно растаскан по частям отечественными квази-рокерами. Оперативно сработали на "BRS", растиражировав прошлогодних ROXETTE ("Рокенрольчик", как любил называть их по-русски покойный Якоб Далин). Последнее вызывает удивление, - почему ROXETTE, а не EURYTHMICS, пускай даже из давнего, ведь оригинал всегда лучше самой великолепной копии. В общем, материала для того, чтобы поучиться уму-разуму, нашим соотечественникам предостаточно, вопрос лишь в том, пошли ли впрок уроки, насколько преодолен снобистский лозунг "Не валяй дурака, Америка!"?..

2

Быть "не хуже других" и в то же время остаться собой - задача не из простых даже для отдельно взятого человека, что уж говорить о целой стране, целой национальной культуре. Самое простое как будто - выбрать одно из двух. Но предмет нашего разговора - российская рок- и особенно поп-музыка - наглядно демонстрирует, как нарушение равновесия между "Западом" и "русскостью" оборачивается элементарным китчем. Хорошая, профессиональная группа МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС, но большинство песен лучше слушать в англоязычном варианте - во всяком случае, не раздражают инфантильно-аляповатые тексты. С другой стороны, странен восторг А. Троицкого, высказавшего в интервью "Обозу" несколько комплиментов в адрес исполнителей, принесших на эстраду русскую кабацкую удаль. Во-первых, непонятно, почему родиной русской песни вдруг оказалась Одесса-мама, а во-вторых... Одна уже немолодая, руководительница фольклорного коллектива, всю жизнь пропагандировавшая сусально-лубочную "народность", вдруг решила попеть романсы. И вот выводит она с искренним надрывом что-то из жизни белых эмигрантов, о том, как в ней бурлит кровь дворянская, а впечатление у зрителя - почти по Жванецкому: "когда над старинной университетской одеждой видим лицо и всю голову носильщика с Киевского вокзала, что-то нам мешает поверить в его латынь".

Виниловая продукция 1992 года дает немало пищи для размышления над подобными парадоксами. Единственные, кому размышлять, наверное, не о чем - это "металлисты" всех мастей. Конечно, встречались у нас в прежние годы такие отклонения от нормы, как, скажем, песня "Владимирская Русь" группы ЧЕРНЫЙ КОФЕ или размахивающий флагами с серпами и молотами ПАРК ГОРЬКОГО. Все это дело прошлое, нет ничего забавней, чем прослушивание "тяжелой советской песни" - стиля, изобретенного пионерами нашего музжелеза, ибо хэви-метал - самое интернациональное и самое стандартизированное из явлений современной музыки. Появился, допустим, в Москве молодой коллектив HELLRAISER, записал диск на английском языке, с мощным роковым саундом и максимумом известных ему приемов стиля - и кому какое дело, откуда они, из России или Калифорнии? Уже то хорошо, что такую высокую планку одолели, сделали все точь-в-точь, как "там делают".

Большинство дебютов года составили исполнители, ни на какие "международные стандарты" не ориентированные. Сейчас это кажется очень смелым - "не дорожить любовию народной", делать музыку экспериментальную, элитарную. Но играют же, причем нынешний "индипендент" отличается от того, что был у нас лет десять назад тем, что даже "подвальные" команды, выпусти их на стадион Уэмбли, сумеют, наверное, сделать по высшему классу и звук, и свет, и сами не подведут. Возьмем, к примеру, НЮАНС. В конце 80-х это была самая экстравагантная рок-лабораторская группа, ибо не подражала ни одному из модных в ту пору образцов. "Живые" выступления НЮАНСА вызывали двойственное впечатление: с одной стороны агрессивно-веселое абсурдистское шоу позволяло демонстрировать мастерство импровизации, с другой - всегда удивляло, зачем столько суеты, если четверка действительно умеет неплохо играть и за внешними эффектами ей прятать нечего. Все изменили, вероятно, контакты с западными продюсерами - мишура оригинальничания мигом слетела, осталась подлинная оригинальность, продемонстрированная в новом альбоме "Бездомные".

Если НЮАНС освободился, главным образом, от не шедшего ему соц-арта и кажется теперь окончательно сформировавшимся, то их вечному конкуренту НОЧНОМУ ПРОСПЕКТУ довелось уже переиграть во всех возможных стилях. Диск "Асбастос" (пластиночное воплощение магнитоальбома 1989 г.) - достаточно интересный и во многом опередивший свое время. Нынешний русский рок оттого и стоит не у дел, что слишком много сил потратил на однодневную публицистику в условиях всеобщей безгласности, а стоило прогнившим стенам рухнуть - и вот уже прошлогодний диск ЗОДЧИХ кажется бородатым анекдотом. А. Борисов (лидер и автор всех песен ПРОСПЕКТА) не только отходит от набивших оскомину клише в мелодиях и аранжировках, но еще и поддразнивает любителей лобовых социальных текстов своей пост-обэриутской "звездой бессмыслицы": "Дай мне свой ключ, гвозди дай и топор, дай мне свой нож, новенький, именной, дай мне свой стул, гири дай и ружье, - дай мне свой стол, градусник и цевье..." и т. д. Одним махом - по всем, "поющим прорабам перестройки", забывших, кажется, уже все слова, кроме сердитого: "Дайте!".

Но "сердитых и всклокоченных" на отечественной рок-сцене пока не убавилось, более того - новая волна панка принесла и выплеснула немало любопытных экземпляров. Большой удачей (особенно в сравнении с прочей продукцией фирмы "Гала Рекордз") стал диск "Сельский Панк" группы СЕКТОР ГАЗА. До сих пор это был самодеятельный ансамблишко из Воронежа, наживший себе скандальную славу благодаря не знавшим никаких "норм приличия" остроумным текстам (чем не возрождение в новом качестве старинной матерной частушки?), но грешивший нескончаемыми самоповторами и старомодностью музыкального ряда. В записях альбома чувствуется властная рука опытного продюсера - отобраны самые яркие (без налета эстрадности) мелодии, максимально задействован гитарист-виртуоз Владимир Лобанов, а в поэтическом плане упор сделан на политику (самая острая тирада - в адрес партийного карьериста, самый "нестандартный" сюжет - о празднике Пасхи, которую герой превращает в банальную попойку на фоне модной сегодня дореволюционной идиллии). Перед нами как будто совсем новый СЕКТОР, распрощавшийся со всякой любительщиной, но вот интересно, позволил бы себе выйти в свет таким же укрощенным Егор Летов или Александр Лаэртский? Боюсь, мы это узнаем еще нескоро. Гораздо честнее, по-моему, позиция другого поп-панкового состава СКАНДАЛ. На их пластинке есть все приметы стиля, есть грубоватость выкрикиваемых в меру "грязным" вокалом слов (автор, кстати - Павел Жагун, бывший участник РЕЦИТАЛА, сделавший немало шлягеров совместно с И. Николаевым). И при всем при том - намеренная отстраненность: мы, мол, иностранцы, против каких ваших норм протестовать, понятия не имеем, а с нас и этого достаточно.

В данном обзоре я намеренно обходил стороной продукцию суперзвезд. Ну, в самом деле, что нового я могу прибавить к уже сказанному миллион раз о рэпере со странной фамилией, вызывающей ассоциации с Мойдодыром (воистину "всех "мочалок" командир"!) и напускной "американистой" развязностью, если все и без того уже "делают как он"? Тем не менее, кое-что достойное внимания можно найти и здесь.

Вот, скажем, совершенно неожиданно напомнивший о своем существовании Владимир Кузьмин. В некотором смысле его "Слезы В Огне" тоже можно назвать дебютом. "Хороший подарок не очень любимой девушке" - так отозвался Троицкий о первой пластинке Кузьмина "Моя Любовь" (1986). Две следующие вышли не лучше, в них не нашлось места озорному бунтарству раннего ДИНАМИКА, и если бы не множество старых хитов, перепетых на новый лад, говорить было бы и вовсе не о чем. Репутация "того самого певца, что спел с Пугачевой "Две Звезды", долгое время тяготила Владимира. Наконец, вернулся из Штатов уже со знанием секретов творческой кухни рок-музыкантов, на которых молится весь мир, со свежими идеями, с новыми песнями. Пожалуй, это первый случай, когда глэм-рок сделан без столь любимых и лже- ПЕТЕРБУРГОМ, и даже РОНДО стилизаций "а ля рюс" и сопутствующего пионерского пафоса, вообще вне всякого ширпотреба. Мы ждали недобитого динозавра перестроечного андерграунда и просчитались. Многоопытный Кузя, которого многие так недолюбливали в 80-х за "официозность", посмеялся над всеми недоброжелателями.

"Ретро" в этом году и без "динозавров" было предостаточно, и всем ретроспекциям как-то не очень везло. С треском провалился (просто "не пошел" и все тут!) двойной юбилейный сборник лучших хитов ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ. А жаль - где еще встретишь такое наглядное пособие по истории советского попса, начиная уникальными, записями 60-х годов, сохранивших голоса молодого Бергера, Барыкина, Антонова и др. (забавно-жалобные голоса поют наивные биг-битовые песни, но сердце почему-то щемит) и кончая нынешними подделками под кабацко-брайтоновский шансон, когда припев песни "Безнадега" подозрительно напоминает старый шлягер В. Леонтьева "Верооко". Главной причиной фиаско мне видится странный принцип отбора материала, вернее - отсутствие всякого принципа. Скандальные обстоятельства выпуска другого ретро-диска, на этот раз посвященного 10-летию группы БРАВО, уже освещались в центральной прессе. Поэтому скажу лишь одно: не стоило бы Хавтану рвать и метать по поводу качества звучания, Агузарова была лицом группы, непредсказуемость была главной чертой, отличавшей ее от всех коллег-эстрадников и большинства поп-рокеров, но ни одна из записей, сделанных в профессиональной студии, не выделяет этого так выразительно, как пленки 1983-1994 гг. Пиратский альбом оказался самым лучшим во всей дискографии БРАВО.

Кроме "старого доброго", перепало нашим меломанам и кое-что из "вечного". Виниловой сенсацией № 1 стала русская версия оперы Эндрю Ллойд Уэббера "Jesus Christ Superstar". О ней разговор особый.

3

История популярной музыки помнит немало исполнителей одного произведения, вспомним, например, артиста И. Скляра с его "Комаровым", ныне безнадежно забытого (а ведь дело-то было всего лишь каких-то семь лет назад!). Реже, но случалось, когда целый стиль исчерпывался одним исполнителем (SEX PISTOLS в панк-роке). Опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса "Jesus Christ Superstar" удивительным образом совместила первое и второе. Во многих странах делались попытки сочинения произведений подобного рода, но все они на поверку оказывались более или менее талантливым подражанием первоисточнику. В то же время ни "Кошки", ни "Призрак в Опере" (последняя вещь Уэббера) как-то не тянут на "шлягерность".

Судьба рок-опер была непростой и на Западе. Даже протестанты, чьи проповедники имеют обыкновение распевать слащавые гимны с глуповато-корявыми текстами под аккомпанемент поп-групп, разделились во мнениях. В Советском Союзе, пережившем не одну волну гонений на церковь и в начале 70-х сохранявшем лишь относительную "свободу вероисповедания", как будто не было никакой возможности прижиться уэбберовскому шедевру. Вышло же все наоборот: как только пластинка какими-то окольными путями проникла на советскую территорию, ее начали "снимать один к одному" самодеятельные бит-группы (до сих пор за право называться первооткрывателями спорят Я. Кеслер, руководивший тогда МОЗАИКОЙ, и А. Козлов из АРСЕНАЛА). Бакинец Ю. Гусман даже поставил оперу на профессиональной сцене с ВИА ГАЯ, и лишь визит на один из московских концертов какого-то сусловского цензора перечеркнул дебютную работу молодого режиссера. Но и запреты имели свои пределы. "Иисус" стал самым настоящим фольклором. Когда какой-то заслуженно забытый ныне советский композитор поставил оперу "Повесть о настоящем человеке", народ ответил дружным пением на мотив сцены "Он должен умереть":

- Отрежем, отрежем Мересьеву ноги!
-Не надо, не надо, я буду летать!..

Наше время - это еще и время "второго пришествия" "Иисуса-Суперзвезды" на российскую землю. Последовали примеру труппы питерского "Театра рок-оперы" (бывшие ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ), не только впервые официально поставившей, но и отснявшей на телевидении рок-оперу, режиссеры многих театров страны. Тем временем отколовшийся от "Мелодии" "АнТроп" выпустил пиратский "двойник" оригинальной записи. Наконец, прослышав, что в мире уже существует масса национальных интерпретаций (в том числе и японская!), переводчик Павел Птицын скооперировался с бригадой московских рокеров и выдал свою "Достоверную русскую версию".

Птицынское детище поражает уже одними масштабами проделанной работы. Перевод даже по подстрочнику, с английского на русский - дело почти немыслимое, еще Бунин жаловался при переводе "Песни о Гайавате", как трудно длинные русские слова уложить в прокрустово ложе размера оригинала. Автор не перенасытил текст поэтическими излишествами, не вложил в уста британского Христа ни одного славянизма, и в то же время не допустил ни одного вопиюще неправильного грамматического оборота. (При сегодняшней эстраде, где правят бал Газманов да Шаганов, и за это хочется сказать огромное спасибо!) Музыканты-инструменталисты тоже не впали в крайность, не пытались максимально воспроизвести звучание 1970 года, иногда, как в сцене бичевания, совершенные электронные устройства достигают более сильного эффекта, но в основном сопровождение стало бедным, каким-то пресноватым, что ли. Все-таки у старого саунда есть непостижимый, почти необъяснимый магнетизм. Так, с вершины далекого будущего, сквозь века, мы различаем святые лица первохристиан и понимаем, насколько больше они знали о Христе, чем все нынешние богословы вместе взятые.

Для исполнения вокальных партий были приглашены люди известные, в особом представлении не нуждающиеся. И в то же время ... неизвестные. Ну сами посудите, разве можно было в этом хрупком, вечно пытающемся угнаться за эстрадной конъюнктурой и почти никогда за ней не поспевающем Сергее Беликове угадать прекрасного актера-сатирика? Лет десять назад ему уже довелось участвовать в мелодиевском варианте "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты" А. Рыбникова, но тогда ему доверяли либо массовку, либо баллады типа "Прощай, Прощай...", типичные для эстрадного имиджа Сергея. Партия же одного из священников, готовящих заговор против Христа, мала, но своей контрастностью к привычному стереотипу накрепко засела в памяти.

Потрясающе сыгран (именно "сыгран", а не "спет") Иуда. Сергей Минаев вообще артист универсальный, в принципе, они вдвоем с Валерием Панковым (апостол Петр) могли бы напеть все партии. Минаеву не в первый раз приходится надевать маску циничного прагматичного, рассудительного и где-то в глубине души ущербного персонажа (вспомним песни "Свастика", "Ксива", "Деньги", а также роль в опере "Пир во время чумы"). Если другие партии, даже Понтия Пилата, существуют несколько обособленно, то поющий Иуду должен обозначить конфликт и все его "подводные течения". Неизвестно, долго ли организаторам проекта пришлось подыскивать кандидатуры на роль, ясно лишь одно: никто из участников не смог в такой мере соответствовать экзистенциалистской концепции опера, как это удалось С. Минаеву.

А вот об антагонисте его, главном герое, ничего хорошего сказать не могу. И совсем не по тому, что Михаил Серышев из АРИИ - далеко не Гиллан. Да, он голосист, он - один из сильнейших вокалистов хэви-метала и, наверное, в детстве даже пел в пионерском хоре. Для жанра рок-оперы мало мощи голосовых связок, нужна еще хоть капелька лицедейских способностей. С замиранием сердца ждал арию "Я лишь одно скажу...", думал - хоть здесь Иисус переиграет Искариота. Нет, ощущение то же - все равно, если бы в дуэте с Фредди Меркури песню "Барселона" спела бы не М. Кабалье, а Наташа Королева.

О партии Марии Магдалины хочется сказать особо. Татьяна Анциферова, певица самобытная, темпераментная. Когда-то в 70-м ей прочили славу Пугачевой. А в результате - халтура в посредственных ансамблях, невозможность появиться на телеэкране - первый источник суперпопулярности (причины - те же, что и у С. Крылова), черная работа в кино (помните закадровый голос в телемюзикле "31 июня"?), и, наконец, тяжелая болезнь, на долгие пять лет выведшая ее из игры. Все-таки "звездный час" настал, все-таки ничто еще не поздно. Вижу, сколько сил исполнительницей вложено в раскрытие дорогого для нее образа, наверное, исключительно для нее Птицын вставил в либретто короткий эпизод "Будет ли вновь так?", дописанный автором специально для сценической постановки и придающий роли большую законченность. Но ... разве самого Уэббера переиграешь? Сказывается трагический момент прозрения, запоздалого постижения свершившегося - это всего лишь проходная и маловыразительная баллада, никакого следа в памяти не оставляющая.

И тут-то как раз понимаешь, что хотя опера и переведена на русский, и спета лидерами русского рока, от человека, воспитанного на православных традициях, она безмерно далека. Русский бог - не суперзвезда, а бог-мученик. У них - Джо Сваггерт, своими бессвязными речами ставящий на уши залы, и самое значительное музыкальное произведение на евангельскую тему, похожее одновременно и на античную трагедию, и на какой-то карнавальный балаган, у нас - все те же мучительные вопросы, какая из дорог ведет к Храму. Заметьте: наши лучшие рок-оперы, особенно рыбниковские - это словно жития святых, мессии, несущие заблудшим народам идею Любви. На тех же самых принципах основаны и песни с религиозными мотивами у Шевчука, Башлачёва, Гребенщикова.

Хотя так ли уж важно, соответствует авторская трактовка нашим взглядам или нет, если произведение создано искренним и незаурядно талантливым человеком? Что-то не получилось на первый раз, но ведь наверняка кто-то, в другом уже составе, повторит попытку и окажется более удачлив? А содружество "металлистов" Серышева и Кипелова, попсовика Минаева и блюзмена Арутюнова, забывших всякие ярлыки и слившиеся на время в единый творческий организм - разве это мелочь?

Да какой там Конец Света, какая там еще "гражданская война", если есть искусство, есть музыка, и за ними, а не за "вечно вчерашними" и "вечно завтрашними" вождями толя, будущее? А там, в ближайшем будущем, наверняка кроется что-то очень любопытное и для нас, маньяков-филофонистов...

Олег ГАЛЬЧЕНКО
"Петрозаводский Университет" №№ 37, 38, 39/10.12, 17.12, 24.12.1992


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 24 декабря 2013, 19:33
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.25 / 5 / 0.018