Чемодан без ручки (фестиваль "Рыбка-2019" в Сегеже)


Фестиваль "Рыбка" я посещаю хоть и очень давно, но не регулярно. И так получилось, что в прошлом и позапрошлом году приехать сюда мне не удалось. Поэтому на сей раз хотелось не только подвести некие личные итоги (а для этого есть повод, поскольку в первый раз я приезжала на "Рыбку" в 1999 году, то есть 20 лет назад), но и посмотреть, что за последнее время изменилось и в какую именно сторону. И сделать какие-то выводы.

По факту изменилось довольно многое. Во-первых, ЦКиД (бывший Дом культуры бумажников), в котором много лет проводилась "Рыбка", чуть ли не третий год подряд стоит на ремонте, а другого помещения для более или менее масштабных мероприятий в Сегеже, как я понимаю, попросту нет. В итоге "Рыбка" вынужденно стала опен-эйром, то есть за неимением других вариантов прошла на открытом воздухе. Это уже третий такой случай, и из них самым удачным в плане локации (хотя и довольно бестолковым в организационном плане) следует признать фестиваль 2006 года, который проходил в местном ЦПКиО. Прошлогодняя же "Рыбка" (которую я не посещала) и нынешняя проводились на небольшой огороженной полянке на задворках хлебозавода - месте довольно странном и не слишком понятном даже аборигенам. Правда, минимум необходимых требований к открытой фестивальной площадке был все же соблюден (плюс, как мне сказали, учтен опыт прошлого года, когда здесь все вышло не очень гладко): небольшая, но довольно удобная крытая деревянная сцена, вход с охраной, кафешка с продажей еды и напитков, место для курения, пара биотуалетов и деревянные скамейки. Скамеек, правда, было мало, да и удобными их трудно назвать; подразумевалось, что это обстоятельство побудит публику активнее двигать телом, скапливаться у сцены и поддерживать выступавших, однако на деле все перечисленное зависит скорее от свойств и качеств звучащей музыки, чем от наличия посадочных мест. С музыкой же как раз были проблемы, и анализ этих проблем требует некоторого экскурса в прошлое.

Если вспомнить историю "Рыбки", то траектория вырисовывается такая: изначально она задумывалась и проводилась стараниями местных музыкантов-единомышленников, объединенных в рок-клуб "Котел". Со временем почти все они от "Рыбки" по разным причинам отстранились, и у руля остался фактически лишь один человек - Александр Дорофей. Я могу ошибаться, не зная всей подноготной, но в течение довольно долгого времени создавалось впечатление, что он занимается "Рыбкой" в одиночку; то есть у него, конечно, были помощники, был и различный техперсонал, но настоящей команды вокруг Дорофея так и не сложилось. И год за годом становилось заметнее и заметнее, что Дорофею тянуть это все тяжело и трудно; более того - в одиночку такое дело, как фестиваль (пусть даже и небольшой), вообще невозможно тянуть. Есть же, в конце концов, еще и работа, и семья, и личные проблемы, да и не может один человек, даже очень увлеченный идеей, все предусмотреть, со всем справиться и нигде не промахнуться. В итоге из любимого дитяти и предмета гордости "Рыбка" постепенно превратилась для Дорофея в том самый чемодан без ручки, который и бросить жалко, и нести уже невозможно.

В такой ситуации мероприятие часто дотягивают до какой-то знаковой даты и, пользуясь ею как предлогом, закрывают. Ибо пора. В 2016 году "Рыбке" исполнилось 20 лет, это была хорошая дата и удобный предлог. Но Дорофей расстаться с фестивалем оказался не готов. Что ж, понять его можно, хотя на пользу "Рыбке" это решение, судя по картине нынешнего года, совершенно не пошло. При том что какие-то попытки приделать к чемодану новую ручку очевидным образом предпринимаются: в частности, к организации фестиваля подключилось новое поколение участников все еще существующего рок-клуба "Котел". Именно они занимались в этот раз установкой сцены, аппаратом и всем прочим, а Дорофей вел некоторые административные дела и отвечал по обычаю за состав приглашенных групп.

А далее следует пункт второй в описании того, что изменилось за несколько прошедших лет. И эти изменения обусловлены общим состоянием дел в стране. Сегежа - маленький город, созданный когда-то в карельской глубинке вокруг градообразующего предприятия - целлюлозно-бумажного комбината. Думаю, нет надобности объяснять, почему в подобных городах всё нынче очень невесело и в плане экономики, и в плане культурной жизни. Молодежь уезжает из Сегежи учиться, работать и жить в те города, где есть какая-то перспектива - в Москву, Санкт-Петербург, Петрозаводск, даже в Мурманск, - а взрослым людям не до фестивалей. Поэтому распадаются или меняют порт приписки перспективные рок-группы, поэтому не создаются новые коллективы, поэтому меньше становится публики, поэтому нет возможности позвать каких-то интересных иногородних музыкантов и приходится собирать по сусекам немногих тех, кто остался здесь; поэтому об участии городской и тем более республиканской администрации в финансировании и промоушне такого рода мероприятий уже не приходится даже мечтать. Сегежская, кстати, администрация никогда особо не интересовалась "Рыбкой", а в этом году и вовсе ограничилась лишь парой доброжелательных фраз. ЦБК, который в былые годы как-то помогал фестивалю, тоже нынче ничем не помог. Правда, все это сопровождалось ультимативным пожеланием перенести фестиваль с традиционного конца июля на начало, потому что в конце в Сегеже намечались празднества по случаю как раз 80-летия ЦБК. Вообще-то, можно было и совместить - тогда, может, "Рыбке" и перепало бы что-то с городского стола. Но для этого понадобились бы настойчивые скоординированные движения с обеих сторон. А, судя по всему, у обеих сторон не было на то ни сил, ни умений, ни охоты.

Я, конечно, человек посторонний, многого не знаю, а многого попросту не могу знать, поскольку какие-то внутренние нюансы мне никто никогда не расскажет. Вполне возможно, что реальная картина не совсем такова, и выводы мои ошибочны. Но я вижу то, что вижу. И, в конце концов, никто из тех людей, кто приходит или приезжает на любой фестиваль, не обязан учитывать все те трудности, опасности и непреодолимые обстоятельства, которые помешали (или, наоборот, помогли) этому фестивалю стать интересным, ярким и запоминающимся событием. Люди оценивают результат, и это нормально. И, много лет приезжая на "Рыбку", я могу искренне сказать, что в некоторые годы она бывала по-настоящему хороша. Даже скажу, что она бывала хороша почти всегда, хотя иногда - с определенными оговорками. Но не в этот раз. В этот раз было скучно и тошно. В этот раз меня не покидало ощущение, что пациент скорее мертв, чем жив, и реально пора заканчивать, потому что всем уже невмоготу тащить этот несчастный разваливающийся чемодан.

Это не упрек и не претензия. Это всего лишь констатация. И мне жаль, что всё так. Тем более что были люди, которые старались в предлагаемых обстоятельствах делать свое дело как можно лучше. Но погоды они не сделали.

Единственное, с чем был полный порядок - так это с настоящей, а не метафорической погодой. Прогноз обещал всяческие катаклизмы, Дорофей дня за три до фестиваля совершал панические телефонные звонки, опасаясь, что "Рыбку" придется проводить под проливным дождем. Однако циклон накрыл Сегежу лишь в воскресенье, а в пятницу и субботу, во время фестиваля, погода была вполне нормальной: сначала - пасмурной, но теплой, а потом - солнечной и даже жаркой. Вообще, в целом формат опен-эйра "Рыбке" скорее идет, и при других обстоятельствах я посоветовала бы продолжать в том же духе. Все-таки совсем терять надежду не хочется. А вдруг всё переменится, необходимая перезагрузка все же случится и через какое-то время "Рыбка" воскреснет и станет даже лучше, чем раньше? Вот на этот гипотетический пока случай хотелось бы и впредь проводить фестиваль не в зале, а на воздухе. Как-то оно поприятнее получается. Да и публике больше нравится курить и пить пиво, не покидая фестивальную территорию, а стало быть, музыкантам не приходится играть в пустоту - люди на поляне так или иначе имеются (пусть и не все толпятся у сцены). И это тоже немаловажно.


5 июня. День первый, пасмурный

По старинной традиции каждый день "Рыбки" открывают исполнители-одиночки - как правило, рок-барды, хотя случались и поэты, и эстрадники, и всякие прочие. На сей раз заявленный сольный исполнитель куда-то делся (что тоже, впрочем, бывало), и вместо него на сцену вышли воспитанники местной вокальной студии Миша и Катя. Видимо, именно воспитанники, а не выпускники, поскольку петь они пока не очень умеют, хотя явно стараются. Больше всего увиденное и услышанное хочется назвать словом "караоке", поскольку, по сути, это оно и было: каверы известных поп-хитов под минусовку. Годится, может быть, для заполнения дыры в программе, но самостоятельная ценность у подобных выступлений - нулевая.

Знакомые мелодии и ритмы пришлось слушать и в следующие полчаса, поскольку сцену занял САЛМА БЭНД (он же ВИА САЛМА) из Беломорска - именно что кавер-группа. Любопытно, что среди наводнивших наше отечество кавер-бэндов попадается всё больше тех, кто специализируется в основном на хитах русского рока: видимо, возросло целое поколение, которое желает получать с доставкой на местные сцены перепевки Чижа, БРАВО, ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА и прочих клиентов "Нашего Радио". САЛМА БЭНД, впрочем, не пренебрегли и советской эстрадой, исполнив, в частности, кинохит "Позвони Мне, Позвони", "Еще Люблю" А-СТУДИО и "Луну, Луну" Софии Ротару. А на финал выступления приберегли "Zombie" THE CRANBERRIES - и вот этого им как раз делать не следовало, потому что если для исполнения отечественных нетленок особых вокальных данных, как правило, не требуется, то Долорес О'Риордан из вокалистки САЛМА БЭНДА не получилось от слова "совсем": спела она очень плохо и очень мимо.

Интересно, что в составе САЛМЫ обнаружились гитарист и басист хорошей беломорской группы AQUAПАРК, которую я слышала на "Рыбке" в 2013 году и на архангельском фестивале "Беломор-Буги" в 2014-м. Видимо, ныне в Беломорске дела с самостоятельным рок-творчеством обстоят не менее кисло, чем в Сегеже...

Однако дальше началось, наконец, оригинальное творчество: выступала старинная глэм-роковая группа ФОРТ-НОКС из Архангельска. Культурный обмен между "Рыбкой" и только что помянутым "Беломором" существует (не без некоторого моего участия) уже много лет, то есть это далеко не первые архангельские гости здесь. Мне они, как правило, хорошо известны, поэтому и свежих впечатлений я от таких выступлений обычно не имею, но поскольку фестивальные отчеты пишутся не для себя, а для читателей, которые могут и вовсе не знать эти фестивали и эти команды, сообщаю: ФОРТ-НОКС - это такой архангельский T.REX. То есть рок-н-роллы, твисты, буги-вуги, незамысловатая любовная лирика плюс расписной костюм вокалиста/басиста Андрея Богданова. Как иногородним гостям, им выделили целый час, в течение которого они усиленно пытались завести публику. Не сказать, что им это вполне удалось, но в целом публика ФОРТ-НОКС, похоже, одобрила.

Следом выступал артист, который давно знаком не только мне, но и завсегдатаям "Рыбки" (а такие среди нынешней публики тоже нашлись, что опять-таки внушает некоторую надежду), - Алекс Сигмер. Впервые он приехал сюда в 2009 году, затем в 2012-м, оба раза из Смоленска, но с разными составами. Теперь он перебрался в Санкт-Петербург, в очередной раз поменял гитариста, но не репертуар - снова исполнялись песни на английском языке, посвященные различным планетам солнечной системы и прочим небесным телам. Однако в этот раз обошлось без эпатажных нарядов и без скандального поведения (хотя от Сигмера, памятуя его предыдущие приезды, ожидали и того и другого) - просто музыка и голос. При этом голос у Сигмера по-прежнему выдающийся и вокальная техника по-прежнему впечатляющая, да и шоумен он незаурядный, поэтому его сет я без колебаний назову лучшим на нынешней "Рыбке". Другое дело, что Алекса подвело то, что подводит очень многих, кто долгое время делал упор на шоу, а потом вдруг от шоу решил отказаться - его не готовы были воспринимать всерьез, вне маски манерного злодея, который любит и умеет шокировать, для чего на сцену и вышел. Воспринимать, то есть, просто как автора песен, который этими песнями хочет что-то людям сказать. В итоге, когда Сигмер завершал выступление лирической, печальной и очень личной, как он сам объяснил, балладой, не требующей сценического движения, никто не стал в нее вслушиваться, зато все ломанулись селфиться на фоне артиста, присевшего на край сцены. Было неловко и обидно.

При этом нельзя сказать, что те посетители фестиваля, которые жаждали зрелищ, остались вообще без таковых. Тем более что разного рода театрализованные выступления, предполагающих именно зрелище, - тоже в традициях "Рыбки". В этот раз театральную, а заодно и просветительскую функцию выполнял коллектив под названием "БиТеНа" - не группа, а Библиотечный Театр из соседнего города Надвоицы, состоящий из двух женщин и мужчины в фольклорных костюмах. Насколько точно эти костюмы воспроизводили подлинные наряды древних обитателей Карелии, судить не берусь. Свое выступление "БиТеНа" посвятили 190-летию эпоса "Калевала", исполнив под негромкую этно-трансовую фонограмму довольно длинный фрагмент оного. Правда, выбор фрагмента вызывает вопросы ("Калевала" - произведение объемное, там много чего есть), поскольку рассказать фестивальной публике решили про то, как небесная дева Ильматар забеременела от ветра и морских волн, а потом 700 лет страдала, потому что разродиться ей никак не удавалось. Подозреваю, что это несколько не та тема, которой можно привлечь внимание непосвященных как к литературе, так и к фольклору.

Завершила первый день симфо-паган-металлическая белорусская (гомельская) группа KAIRA, и сделала она это крайне неудачно. Причем речь идет не о музыке - просто прежде, чем заиграть, группа добрых сорок минут отстраивалась. Это нехорошо даже в том случае, если к выступлению готовятся признанные звезды, а если уж не звезды, то и вовсе непростительно. И, в общем, не важно, кто виноват. Если группа приезжает на фестиваль в таком графике, что у нее нет времени провести саундчек, то либо организаторы переносят выступление группы на следующий день, либо музыканты выходят на сцену, подключаются и начинают играть, отстраивая звук на первой паре песен. Любые другие варианты - вопиющий непрофессионализм с обеих сторон. В самом крайнем случае на время такой вот длинной настройки к зрителям должен выйти ведущий фестиваля (или любой другой, кто может взять на себя подобную миссию) и чем-то их занять, - но и этого сделано не было. В итоге все сорок минут посетители "Рыбки" могли себя развлечь разве что созерцанием длинных ног вокалистки КАЙРЫ и ее аккуратной попы, кокетливо выглядывавшей из-под выполнявших функцию юбки лисьих хвостов. Но, полагаю, даже для мужской части присутствовавших этого развлечения - с учетом места и времени - было явно недостаточно.

После этакого саундчека слушать собственно выступление КАЙРЫ не захотелось вообще. Ибо нефиг.


6 июня. День второй, солнечный

Второй день, как и первый, начался с караоке - с той разве лишь разницей, что Артем Лебедев, вышедший на сцену попеть под фанеру, располагал более интересным голосом, чем Миша и Катя из "Парк Студио", да и пел более уверенно. Надо сказать, что он же рулил звуком на нынешней "Рыбке", из чего следует вывод, что слух у него как минимум есть. Что до репертуара, то таковой снова состоял из расхожих поп-хитов в основном отечественного разлива. Слушать все это на фестивале (а не в ресторане и не в гостях у друзей, например) может быть интересно лишь в том случае, если исполнитель как-то по-своему интерпретирует всем известную песню, оригинально ее подает и так далее. Ничего подобного Артем, к сожалению, не показал. Кроме того, сам выбор исполняемого, где сначала шла "Плачет Девушка в Автомате", потом "Show Must Go On" и сразу же следом - "Трава у Дома", говорит о том, что человеку вообще совершенно безразлично, что именно петь. И вот для таких случаев как раз и существуют караоке-бары. А рок-фестивали - не для этого.

Думаю, излишне при этом уточнять, что с великой песней Фредди Меркюри он не справился. Да и мало кто это может на самом деле. Из присутствовавших справился бы разве что Сигмер, но ему, во-первых, хватило бы такта этого не делать. А во-вторых - это мы уже возвращаемся с заоблачных высот к прозе жизни, - Сигмер, который накануне не только выступал, но и исполнял обязанности конферансье, во второй фестивальный день куда-то подевался, так что вышедший его заменять Саша Дорофей со свойственным ему несколько абсурдистским юмором даже объявил, что Алекс утонул во время экскурсии на Воицкий водопад. Это, конечно, оказалось неправдой, и в конце дня Сигмер все-таки нашелся, однако вследствие ударной дозы принятого внутрь алкоголя не только отработать запланированный мастер-класс, но и просто вести фестиваль не смог. Впрочем, во второй день все шло довольно гладко и без задержек, да и расписание выступлений всяк интересующийся мог найти на звукооператорской палатке, так что ведущий, в общем-то, и не требовался. Ну, а мастер-класс в предлагаемой обстановке, боюсь, мало кому понадобился бы.

"Сегежский блок" продолжила кавер-группа SM. Я их помню по "Рыбке-2016", тогда они являли собой дуэт двух преподавательниц местной музыкальной школы - одна играла на скрипке, другая на клавишах. За отчетный период состав SM разросся до небольшого оркестра: добавились барабанщик, вокалист, басистка и девушка, попеременно бравшая в руки укулеле и электрогитару. Репертуар являл собою, как объявил Дорофей, "популярную классику и русский рок". Под популярной классикой подразумевались довольно приятные инструментальные версии саундтреков к зарубежным кинобоевикам наподобие "Пиратов Карибского моря" плюс "Smells Like Teen Spirit", например (забавно осознавать, что для многих сейчас NIRVANA - действительно своего рода классика). Что до русского рока, то эту часть в основном взял на себя вокалист, унылым невыразительным голосом исполнивший "Звезду по Имени Солнце", "Пачку Сигарет" и "Группу Крови" КИНО, а также "Мусорный Ветер" КРЕМАТОРИЯ и "Дорожную" Гарика Сукачева.

Я, конечно, все понимаю, однако (еще раз) замечу, что посещать рок-фестиваль, почти наполовину состоящий из музыкантов, исполняющих каверы, не вижу никакого смысла. Посещение фестиваля должно хоть чем-то отличаться от прослушивания радио (как вариант - плей-листа в соцсетях) или от свадьбы в близлежащем кабаке. Я уж не говорю о том, что выбор чужой песни для включения ее в собственный репертуар по-хорошему должен мотивироваться чем-то большим, нежели соображение вида "знаю аккорды и помню слова". При этом мне доводилось слышать каверы, которые были по-настоящему интересными и порою даже выдающимися. В том числе и на "Рыбке". Но не в этот раз. И очень опять-таки жаль, что групп в зоне досягаемости Дорофея (и "Рыбки" в целом) осталось настолько мало, что приходится заполнять пустоты кавер-бэндами.

Впрочем, следующий вышедший на сцену бэнд - тоже из Сегежи - исполнял вовсе не каверы и мне искренне понравился; я даже, пожалуй, назову его своим маленьким личным открытием. Очень ведь досадно съездить на фестиваль и не узнать ничего нового (во всяком случае, для меня это так; для тех, кто ездит на "Нашествие", видимо, все наоборот). При этом формация под названием СИНИЙ ТРАКТОР, по сути, ничего нового как раз не играла: так, простенькие рок-н-ролльчики, не более того. Но, во-первых, играла вполне качественно. Во-вторых, заметно отвязывалась на сцене, что им тоже в плюс. В-третьих, имеет свою фишку: практически в каждой песне группы под разными предлогами упоминается этот самый синий трактор, а если трактор всунуть совсем уж некуда, так хотя бы что-нибудь синее (к примеру, дельфин). Ну, и в-четвертых, со вкусом и не без иронии используются текстовые и музыкальные цитаты: скажем, есть у них песня "Перемен" с понятно откуда заимствованной по большей части мелодией, однако текст - свой, и речь в нем идет о школе и работе. Подобным же образом препарирована и "It's My Life", и еще всяко разно. Эффект преследуется (и достигается) совершенно понятный: слушатель узнает знакомое и радуется, а еще пуще радуется тому, что это не кавермейкерство, а все ж таки оригинальный материал. Прием очень старый, но он до сих пор работает, если попадает в хорошие руки. А у СИНЕГО ТРАКТОРА руки, по-моему, хорошие.

Следом нам предстояло пережить выступление Германа Фирсова, старейшего (и этим в основном известного) карельского металлиста, который, как я уже неоднократно писала, выступает чуть ли не на каждой "Рыбке". Фирсову уже перевалило за 80, и если в первые годы существования "Рыбки" его выступления еще можно было отнести к музыке, то чем дальше, тем больше они становились чем-то вроде аттракциона, поскольку он и раньше-то не был виртуозом гитары, а годы ему мастерства не прибавили. Германа Ивановича, спору нет, любят и почитают, но слушать его, мягко говоря, трудно. Однако в этот раз как-то обошлось малой кровью: вероятнее всего, потому что Фирсов больше присутствовал на сцене этаким тотемом, нежели пел и играл, а основную часть сета взяла на себя сопровождающая его группа ВСЁ, состоящая отчасти из его потомков. Группа же, выйдя из тени Фирсова, внезапно оказалось довольно приличным хард-бэндом, ровным и сыгранным, и если она подберет или сочинит себе нормальный репертуар, то слушать ее можно будет даже не без удовольствия.

И вот, кстати, снова о каверах: если "Барьер" МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в исполнении деда Фирсова прозвучал абсолютно безобразно, то творчески интерпретированный группой хит Игоря Саруханова про парня с гитарой (где в припеве пелось "кто это, кто это, кто? - это Герман с гитарой!") был, пожалуй, хорош. Потому что - снова это скажу - это не скучная буквальная перепевка, а нечто переработанное под себя, исполненное потому, что хочется сказать именно это, пусть и при помощи чужой музыки и слов. Вот такой подход достоин внимания и как минимум симпатии.

Встретить на "Рыбке" группу из Петрозаводска - не диво, потому что ехать недалеко и, стало быть, позвать музыкантов оттуда несложно и технически, и финансово, а кроме того, групп в Петрозаводске много, на любой, так сказать, вкус и кошелек. При этом, поскольку многие петрозаводские коллективы укомплектованы музыкантами, учащимися (или уже отучившимися) в местной консерватории, в Петрозаводске много хорошо играющих групп. Можно даже выделить некую "петрозаводскую школу", отличающуюся высоким качеством исполнения, некоей прохладностью саунда и склонностью к инди-року. К сожалению, про команду под названием МЕРТВЫЕ ГОСТИ, позванную в этом году на "Рыбку", ничего из перечисленного сказать нельзя: склоняются они разве что к КОРОЛЮ И ШУТУ (с небольшой поправкой на ню-метал), играют весьма посредственно, а с вокалом у них так и вовсе беда. Но это всё, наверно, за счет того, что группа еще молоденькая. Зато имеет в своем репертуаре песню на уникальную для отечественного (и, кажется, для мирового) рока тему - про варенье.

Следующая команда была тоже из Петрозаводска (а вокалист, по его словам, и вовсе из Сегежи), хотя сейчас передислоцировалась в Санкт-Петербург. И очень, очень напомнила мне другой коллектив, переехавший в Питер подобным же образом (правда, не из Карелии, а из Тулы) несколько лет назад, а именно АНГЕЛ НЕБЕС. Тот же гитарный рок, довольно умело сыгранный, но с явным упором на тексты, та же надрывность, исповедальность, назидательность и стремление нести свет в конец туннеля, то есть наконец-то объяснить недогадливой молодежи, куда и с кем ей идти и как вообще жить. Даже название похоже - НЕБЕСНЫЙ ПАСТУХ, причем вокалист, похоже, искренне убежден, что это словосочетание изобрел Виктор Цой, из чьей песни "Спокойная Ночь" оно и позаимствовано. Конечно, кавер на "Перемен" они тоже сыграли (в какой-то момент на сцену выскочил вокалист МЕРТВЫХ ГОСТЕЙ и подпел; кстати, обе группы явно дружат, тем более что басист у них общий), и, в принципе, на этой патетической ноте им и следовало закончить. Однако времени Дорофей им отвесил ну очень много, поэтому НЕБЕСНЫЙ ПАСТУХ находился на сцене еще добрых полчаса, чем меня, в частности, изрядно утомил.

А затем на сцену очень логично (хотя я не уверена, что именно такая логика двигала Дорофеем) вышла питерская группа НЭП, которая еще застала золотые времена Ленинградского рок-клуба, и поэтому могла бы при желании на весь прозвучавший перед ними пафос и надрыв отреагировать как в старом анекдоте: "чего-чего - живу я тут, вот чего". Могла бы, но не стала. Просто быстро и деловито подключилась - минут за семь, как и должны делать нормальные хэдлайнеры - и погнала свой панк-рок. А точнее, пост-панк, просто тогда, когда они начинали, таких слов у нас еще никто не знал. И наконец-то стало хорошо. Ну, то есть если б все - или хотя бы почти все - выступавшие на "Рыбке" играли на таком качественном уровне, то претензий к нынешнему фестивалю у меня не было бы вообще. Даже если бы прочие обстоятельства, описанные в начале отчета, остались теми же. Потому что главное впечатление, которое выносишь с любого фестиваля и которое остается с тобой надолго, - это все-таки музыка. А остальное забывается, да и в принципе большого значения не имеет.

Тут нет ничего личного: я никогда не была фанаткой НЭПА, более того, очень плохо знаю их творчество и вообще, грешным делом, до этого момента не была уверена в том, что они еще существуют, пусть и не в изначальном составе. Все-таки 30 лет - срок немалый, да особо они и не светятся ни в СМИ, ни на разных мероприятиях. Однако ж хорошо, что у них вроде бы все в порядке, и благо им, пусть так будет и впредь.

Вообще, интересная история с этими нашими группами второй рок-клубовской волны, особенно с теми, кто играл панк или околопанк: мало кто из них стал звездами (кроме разве что АУКЦЫОНА), далеко не все дожили до нынешних времен - и как группы, и в самом что ни на есть буквальном смысле слова. Но когда натыкаешься вдруг на тех, кто выжил и дожил, внезапно обнаруживаешь уверенных крепких профессионалов, которых можно слушать с удовольствием вне зависимости от личных музыкальных пристрастий. Просто потому что профессионалов всегда приятно слушать. Это можно сказать и про БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД (который тоже как-то раз выступал на "Рыбке"), и - с некоторой долей условности в силу текучести состава и общего происхождения - про ЭЛЕКТРОПАРТИЗАН, и вот про НЭП. И, может статься, кого-то из них ждет уже тот же путь, что проделали THE ROLLING STONES, которые первое время находились в тени THE BEATLES и вообще не тянули на статус всенародных идолов, а потом всех идолов пережили и оказались-таки в итоге великой группой. Понятно, что у нас тут и трубы пониже, и дым пожиже, и рок наш ходит такими извилистыми путями, что никакие прогнозы делать нет смысла. Да это, в общем-то, и не прогноз, просто наблюдение. Однако какой-то оптимизм и веру в то, что и настоящий рок здесь еще не кончился, и на фестивали есть зачем ездить, внушают не только талантливые молодые музыканты, которых порой встречаешь там и сям, но и такие старые, но не увядшие группы, как НЭП.

Что же до "Рыбки" - несмотря на то что она была худшей из всех, что мне довелось посетить, мне не хочется терять надежду. Может быть, все еще изменится и наладится. Может быть, люди, которые имеют и имели отношение к фестивалю, сделают паузу, отдохнут, крепко подумают и найдут способ приделать к чемодану новую ручку. Или в крайнем случае смастерить другой чемодан, который окажется не хуже прежнего. Или даже лучше.

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 30 июля 2019, 02:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 5 / 0.006