Белорусское поле экспериментов (Первый фестиваль белорусской экспериментальной музыки в Минске)


Событие, о котором пойдет речь в этой статье, происходило в Минске в Литературном музее Максима Богдановича 5 декабря. Я был его инициатором и соорганизатором. Поэтому мне потребовалось много времени, чтобы осмыслить, проанализировать, сделать выводы, поделиться опытом с людьми, которые, возможно, захотят организовать фестиваль с участием нескольких исполнителей и коллективов. Хорошего было больше. А самое главное - всегда рядом находились люди, которые всячески помогали, поддерживали, подсказывали.

...С Дашей Кадомской, автором и исполнительницей собственных песен, основательницей и лидером группы ОХ.РА и проекта БАБЭОБІ мы виртуально познакомились осенью 2015 года. Помню, рецензировал для Нашего НеФормата альбом БАБЭОБІ "Шапіто". Потом мы вращались в разных плоскостях. Даша по семейным обстоятельствам переехала в Днепр и исчезла из соцсетей. Пауза продолжалась около двух лет...

Так получилось, что после того, как наше общение возобновилось, я был для Даши источником информации о музыкальной жизни Минска. Мы довольно часто связывались по Viber. Во время одного из наших разговоров, который состоялся в мае, я поделился идеей о проведении фестиваля белорусской экспериментальной музыки. Даша оказалась легкой на подъем и по-хорошему импульсивной. Она не только меня поддержала, но сама включилась в процесс. Тем более что у Даши был опыт сотрудничества с музыкантами-экспериментаторами. Мы подолгу обсуждали наше будущее мероприятие, иногда спорили по поводу участников.

Поначалу мы хотели провести фестиваль в одном из столичных клубов - с широким размахом и большим количеством участников. Но некоторые музыканты за выступление попросили гонорары. А потенциальный спонсор, с которым мы вели переговоры, попросту испугался лайн-апа, который мы на тот момент представили.

Отказ спонсора нас не обломал. Мы решили провести фестиваль более скромно и на безгонорарной основе. Благо, желающие выступить бесплатно нашлись. Даша подняла свои старые связи и списалась с сотрудником Литературного музея Максима Богдановича Михаилом Барановским. Михаил сам рок-музыкант, возглавляет группу НЕЛЬГА ЗАБЫЦЬ (НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ). Он откликнулся и предложил нам площадку, на которой, к слову, нередко проходят акустические концерты с участием бардов и рок-музыкантов.

Я обзвонил часть знакомых музыкантов, с кем-то списался ВКонтакте и по электронной почте. Еще не раз под давлением различных обстоятельств корректировались список участников и дата проведения фестиваля. Вход мы решили сделать платным - по 5 ByN (по курсу - около $2,5).

А 4 декабря, накануне нашего мероприятия, Даша Кадомская по телефону дала небольшое интервью ведущим утреннего ток-шоу радио "Столица" Алле Рыжевич и Виталию Кравченко, где, насколько это было возможно в пределах 6 минут, изложила концепцию фестиваля.

Увы, имели место обломы и накладки. Не смог выступить дуэт ERYK I JA в составе Эрика Орлова (экс-FRATREZ и VŬRAJ и Владимира Ленкевича (экс-TONQIXOD: за день до фестиваля у ребят вышло из строя оборудование, а на ремонт или поиск аналогичного не было времени. А группа YELLOW POWER в день фестиваля давала концерт в другом клубе и физически не успевала на наше мероприятие.

Начало фестиваля было заявлено на 18:00. В зале - ни одного зрителя. Даша пошутила: "Значит, будем играть для самих себя". И все же полчасика мы решили подождать.

18:30. В зале несколько зрителей. На сцену выходит Михаил Барановский, произносит краткую вступительную речь и объявляет первую участницу фестиваля - саму Дашу Кадомскую.

Даша выступала под акустическую гитару. Музыкальная стилистика - между альтернативной авторской песней и неофолком. "Купала", "Што" ("Что"), "Русалчына" ("Русалочья"), "Гарыць Свечка" ("Горит Свечка") и "Дым" в "бардовской" версии звучат ничуть не хуже, чем соответственно с проектом БАБЭОБІ и группой ОХ.РА. Остальные вещи - "Град Падзей" ("Град Событий"), "Час Мар" ("Время Грез"), "Блюз", "Я Саскала Руки в Кровь" и "Индианочка" - честно признаюсь, услышал впервые. Для всех Даша Кадомская - белорусскоязычный автор. А песни на русском для меня - как и для многих, кто ее знал ранее - стали неожиданностью. Лично я пожалел, что Даша сейчас физически не имеет возможности чаще выступать в Беларуси.

Следующими должны были выступать ІЛЛЯ СІН & MASQUE NOIR. Для тех, кто не в курсе, поясню: Илья Свирин, более известный как Син - поэт-перформансист, по совместительству журналист, сотрудник белорусской республиканской газеты "Культура". Илья был на месте. А музыканты, которые должны были с ним выступать, опаздывали. Надо было как-то спасать положение.

Гродненская группа РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ, она же THE RACE OF DREAMERS, приехала на фестиваль в урезанном составе: Дарья Богослова - вокал, варган, синтезатор; Дмитрий Британов - вокал, гитара, ударные. Поначалу Дарья и Дмитрий в лучших фестивальных традициях предложили Илье свой аккомпанемент. Но тот отказался. Тогда РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ отыграла импровизационный сет, в конце которого к дуэту присоединился Виктор Семашко (экс-НАГУАЛЬ и КНЯЗЬ МЫШКИН, ныне - ВІКТАР СЯМАШКА ДЫ КУМПАНІЯ и многие другие проекты) с кларнетом. Музыканты MASQUE NOIR всё не появлялись. Тогда РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ решили отыграть первую часть программы - песни Дарьи Богословой.

Дарья - профессиональный композитор. В песенном творчестве она тяготеет к модерн-джазу. Есть у THE RACE OF DREAMERS программа "Спявае Цішыня" ("Поет Тишина"), состоящая из песен на стихи Евгении Янищиц. Дарья и Дмитрий представили на суд зрителей часть программы, исполнив "Пачынаецца Ўсё з Любві" ("Начинается Все с Любви"), "Ты Нібы Зноў Купаешся ў Рацэ" ("Ты Будто Вновь Купаешься в Реке"), "Жыццё, Фантазія, Паалёт" ("Жизнь, Фантазия, Полет") и "Паўночная Зара" ("Северная Заря"). Педаль от синтезатора скользила по кафельному полу. Помочь Даше вызвался один из зрителей, в котором все узнали Виктора Лупасина - поэта и музыканта, основателя, фронтмена и вокалиста группы ЗЕЛЕНАХВОСТЫЯ (ЗЕЛЕНОХВОСТЫЕ). Он придерживал педаль. MASQUE NOIR всё не появлялись, и РАСЕ МЕЧТАТЕЛЕЙ пришлось продолжать выступление. Дарья Спела еще несколько своих песен - "Человек и Лошадь" на стихи Натальи Грейс, "Сакавіцкі Кот" ("Мартовский Кот") на стихи Павла Васильева в собственном переводе на белорусский. В последней песне Дарья голосом изобразила мартовского кота. Получилось очень убедительно и одновременно очень смешно.

ВІКТАР СЯМАШКА ДЫ КУМПАНІЯ прямо на сцене переименовались в ФАНТАСТЫЧНЫЯ ПЛЫЎЦЫ (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПЛОВЦЫ). В составе проекта - Виктор Семашко, который то поет, то декламирует, то играет на духовых инструментах, хор и саксофонист. При этом хор, сочетающий особенности народного и академического пения, был открытым: к нему мог присоединиться любой музыкант или зритель. Объявляя состав, Виктор представил своего друга, британца Филиппа Палмера примерно так (цитирую в собственном переводе с белорусского): "Филипп Палмер - саксофон. Но поскольку саксофон в ремонте, сегодня он будет вокалистом". Смех в зале. Виктор же пригласил на сцену только что подошедшего Фридриха Самотного - саксофониста MASQUE NOIR.

Произведение, которое представили ПЛЫЎЦЫ, носило название "Concerto Grosso №14" и состояло из нескольких безымянных частей. В одной из них Виктор читал нараспев трансформированное стихотворение Максима Богдановича "Зімовая Дарога" ("Зимняя Дорога") в сопровождении хора и саксофона. А последняя часть строилась на белорусской колыбельной.

Наконец на сцене ІЛЛЯ СІН & MASQUE NOIR. Ключевая роль в проекте снова-таки принадлежала Фриду Самотному. Илья почти на протяжении часа читал стихи под минималистическое инструментальное сопровождение. В перерывах между строфами Илья произносил фразы на фонемном языке, завывал фальцетом, издавал мяукающие звуки, щёлкал языком, кривлялся и гримасничал, смеша публику... Фрид играл на некоем странном перкуссионном инструменте - ударял колотушкой по диванным пружинам, все это записывалось на лупер и многократно повторялось. А Фрид тем временем подносил к губам саксофон и выдавал нечто атональное и лишенное метрического размера... Еще перед выступлением Илья предложил присутствовавшим в зале музыкантам присоединиться к составу и на чем-нибудь подыграть, но желающих не нашлось. У меня создалось впечатление, будто музыка рождается непосредственно во время выступления. А может, так оно и было?..

И снова на сцену выходят РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ / THE RACE OF DREAMERS, на сей раз с песнями Дмитрия Британова. Это очень качественный русский рок, который хочется слушать. "Ну а в Космосе Все Начинается", "Не Тайна", "Налетело" и "Город, Который с Тобой" вполне могли бы стать хитами, если бы были запечатлены в студийной записи. А какое выступление РАСЫ МЕЧТАТЕЛЕЙ может обойтись без "дождливого реггея" "Май"? И здесь он прозвучал очень по-майски!

В финале Михаил Барановский, Даша Кадомская и я произнесли по заключительному слову. А фестивалем все остались довольны - как музыканты, так и зрители.

К каким выводам подтолкнул меня прошедший фестиваль? Попытаюсь сформулировать их в виде советов начинающим организаторам:

1. Оценивайте свои возможности и помните: дистанция между желаемым и действительным может быть очень большой. Поэтому следует начинать с маленького. Это может быть концерт или мини-фестиваль "для своих" в каком-нибудь баре, кафе, клубе или музее.
Очень желательно привлечь к мероприятию внимание со стороны пишущей братии, а при возможности - радио и телевидения. Чем больше людей узнает о вашем концерте/фестивале, тем лучше.

2. Не надейтесь на доброго спонсора, который сам придет и предложит дать денег на ваше мероприятие. У спонсора исключительно коммерческий подход. И выбрасывать деньги на ветер он не станет.

3. Если вход на мероприятие платный, не стоит отпугивать зрителя высокими ценами на билеты.

4. Желательно иметь хотя бы небольшой денежный фонд, чтобы оплачивать дорогу музыкантам, приезжающим из других городов.

5. Очень важно создать группы в соцсетях, разместить информацию о вашем мероприятии на наиболее посещаемых ресурсах. И чем раньше будут созданы группы и размещена информация, тем лучше.

6. Накладки и обломы - неприятная, но, увы, неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому лучше научиться относиться к ним философски.

Напоследок хочу высказать сердечные благодарности. Во-первых, выступившим музыкантам. Все в этот вечер были великолепны. Во-вторых, сотрудникам музея Богдановича: Михаилу Барановскому - за предоставленную площадку, Елизавете Дубинчиной - за необходимые консультации и помощь в решении организационных вопросов. Наконец, в-третьих, Даше Кадомской - за то, что была со мной до конца.

Будем собираться с силами для проведения Второго фестиваля белорусской экспериментальной музыки. Если есть желание и возможность - присоединяйтесь!

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 15 декабря 2018, 22:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002