Дважды прощальный вечер (TONQIXOD в пабе "Брюгге", Минск, 07.06.2018)


Впервые о грядущем распаде группы TONQIXOD я услышал в октябре минувшего года. А 2 ноября 2017 года трио отыграло в "TNT Rock Club" свой, как тогда предполагалось, последний концерт. Однако участники коллектива дали несколько пространных интервью, из которых становилось понятно, что хоронить TONQIXOD рано.

Тем не менее, музыканты занялись своими делами: барабанщик трио Андрей Алексеенко сейчас играет в группе IRDORATH, а Владимир Ленкевич совместно с Эриком Орловым-Шимкусом (также VŬRAJ), участие в многочисленных оркестрах и сотрудничество с джазовыми музыкантами) создали проект под рабочим названием ЭРЫК І Я.

Но жизнь - штука непредсказуемая, иногда богатая сюрпризами. По итогам опроса белорусского музыкально-информационного портала Experty.by альбом TOMQIXOD "Колер, Якога Няма" ("Цвет, Которого Нет") победил в номинациях "Лучший белорусский альбом 2017 года" и "Лучший белорусскоязычный альбом 2017 года". По этому случаю участники трио провели в соцсетях опрос, следует ли TONQIXOD собраться и дать концерт. Ответ был однозначно утвердительным.

Нельзя не сказать, что портал Experty.by существовал 10 лет, однако его основатель - журналист, музыкальный критик и продюсер Дмитрий Безкоровайный - в апреле нынешнего года решил закрыть свое детище. Это решение он объяснил в интервью каналу "Культура" Белорусского радио: во-первых, вес формата рецензий снижается во всем мире, и Беларусь не составляет исключения; во-вторых, проект (при всей его альтруистичности) стал громоздким, причем громоздкость преобладает над эффективностью. Что будет вместо проекта Experty.by, и будет ли, покажет время. А рекламно-информационная поддержка концерта TONQIXOD поставила точку в истории портала. Таким образом, в этот вечер мы прощались дважды - с группой TONQIXOD и с проектом Experty.by.

Программу концерта традиционно составляли композиции из альбомов "Pradmova" ("Предисловие") и "Колер, Якога Няма" и сингла "Лямант, Хаос і Вэрхал" ("Вопль, Хаос и Кавардак"). При этом композиции со второго альбома в живом исполнении несколько проигрывали студийным вариантам. Для полноценного звучания необходимо было бы, во-первых, пригласить всех сессионных музыкантов, участвовавших в записи, во-вторых, привезти на концерт специальное дорогое оборудование. Впрочем, у концертов есть другие плюсы. Кроме того, один из гостей - саксофонист-экспериментатор Фрид Самотный - эпизодически присоединялся к трио на сцене.

Выступление открывалось композицией "Pradmova", что было вполне символично. Следующая за ней "Urbi" прозвучала, как мне показалось, недостаточно жестко: вот этой самой урбанистичности, обозначенной в заглавии, ей и не хватало. "Dzie Tvoj Brat" ("Где Твой Брат") была сыграна с Фридом Самотным. С саксофоном получилось гораздо-гораздо лучше, чем в студийной версии! На ура была встречена публикой "Pieśnia Pra Bałota" ("Песня Про Болото"). "Maroznaja" ("Морозная") возвестила о начале кратковременной зимы, которая продлилась около пяти минут. Композицию обрамляли два коротких барабанных соло Андрея Алексеенко. Инструментал "Liamant" ("Вопль") и песня "Kamniapad", как в EP и альбоме, образовали дилогию. Максим Субоч старался за двоих - "вопил" и за себя, и за Ольгу Беляеву.

Когда отзвучал последний аккорд "Minsk Trans", Владимир Ленкевич сказал, что дальше будет исполнена "самая ласковая песня". Имелась в виду "околобардовская" композиция "Łahodny Źvier" ("Ласковый Зверь"). Владимир и Максим аккомпанировали себе соответственно на акустической гитаре и мандолине, а Андрей на несколько минут получил возможность передохнуть.

Вторую часть концерта составляли композиции преимущественно из первого альбома: "Nasypać Hory" ("Насыпать Горы"), "Halasy" ("Голоса"), "Pieśnia Pra Futra" ("Песня Про Шубу"), "Pieśnia Pra Viasiellie" ("Песня Про Свадьбу")... Кто-то из зрителей пытался даже танцевать. Хотя делать это под композиции TONQIXOD чрезвычайно сложно из-за изощренных метрических размеров. Неподалеку от меня стояли две белорусскоговорящие девушки. Рядом с ними находился парень, который плохо понимал по-белорусски. Одна из девушек громко и выразительно, пытаясь перекричать Владимира Ленкевича, переводила на русский: "Я приду к тебе на свадьбу, хоть ты меня и не приглашал. Я возьму с собой пистолет..."

Основную часть программы завершала композиция "Zarathuštra" ("Заратуштра"), венчающая альбом "Колер, Якога Няма". Но когда музыканты собрались покинуть сцену, публика начала скандировать: "ТОН-КИ ХОД! ТОН-КИ ХОД!", "Я-шчэ! Я-шчэ!" ("Е-ще! Е-ще!")... "Мы тут заготовили для вас еще одну вещь", - сказал Владимир. Это был "Konrad Wallenrod" ("Конрад Валленрод") - предпоследняя композиция альбома "Pradmova". В финале Максим Субоч оттянулся по полной, нарезая на синтезаторе импровизации то а ля Рей Манзарек, то а ля Джон Лорд... Финальный проигрыш был весьма продолжительным - я успел не торопясь выпить чашечку кофе. А Максим всё продолжал импровизировать - как в последний раз...

Напоследок Владимир Ленкевич сообщил, что в фойе паба продаются диски TONQIXOD. И пошутил: "Кто уже купил, может приобрести по второму экземпляру".

А после концерта Владимир любезно согласился на маленькую импровизированную пресс-конференцию для меня и моей коллеги с радио "Столица" Марины Савицкой. Привожу текст нашей короткой беседы:

Геннадий Шостак: Володя, как ты думаешь, TONQIXOD кончился как идея?
Владимир Ленкевич: Эта идея из области вечных. Она не заканчивается, она где-то воплотилась, она не конечная. Другое дело, что будет ли еще какое-то воплощение, доделывание этой идеи - вопрос большой. Думаю, скорее всего - нет.

ГШ: Я не пропускаю ни одного вашего интервью. Вы с Максимом всюду говорите, что TONQIXOD не распадаются. Возможно ли, что лет через десять вы, подобно какому-нибудь легендарному советскому ВИА, соберетесь, чтобы сыграть на каком-нибудь фестивале?
Владимир: Да, безусловно. Я думаю, что такой сценарий возможен. А особенно к пятидесяти ностальгия начнет мучить, и если все будут живы-здоровы, такое возможно. Но, с другой стороны, не хотелось бы превратиться во что-то нафталиновое. И лучше все-таки заставить себя окончательно закончить, будучи в хорошей форме.

ГШ: Сейчас у вас с Эриком Орловым-Шимкусом проект ЭРЫК І Я. Я кое-что послушал ВКонтакте...
Владимир (обеспокоенно перебивая): Я не знаю, что до тебя дошло. Мы делали демо-записи. Но они не должны были дойти до публики. Возможно, кто-то что-то сливал. Я этот вопрос подниму... (Владимир явно не доволен утечкой информации.) Мы сами находимся на стадии формирования стиля и какого-то творческого поиска. Это будет явно что-то с гитарой и синтезатором, явно на основе моих текстов, там будет больше речитативов, нежели пения. Это будет электронный бит и что-то такое... Но именно стилистически определить, что это будет, я пока не могу. Мы что-то ищем, как я люблю, как обычно, что-то эклектичное. Если удастся, то будет.

ГШ: Твои пожелания тем, кто сожалеет по поводу распада TONQIXOD.
Владимир: Во-первых, "не надо печалиться, вся жизнь впереди". Остались записи. Это отлично. Во-вторых, у нас лежит несмонтированный, недосведенный концерт в Купаловском театре, который пролежит неизвестно сколько, но мы его когда-нибудь смонтируем, сведем, и можно будет опять насладиться. В ближайшее время не будем делать новый материал в этом составе - это можно сказать на 100%. Потому что лучше хорошие песни в прошлом, чем плохие в настоящем. Переслушивайте - вот что могу посоветовать.

ГШ: Желаю успехов в новом амплуа.
Владимир: Спасибо.

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 14 июня 2018, 16:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003