Бранимир - "Цветы пустыни"


(c) Бранимир (Александр Паршиков), 2021
(p) Выргород, 2021
256 с. - 500 экз.


Бранимир многим известен как автор и исполнитель собственных песен. Но у него есть еще две ипостаси, о которых знают поклонники и посвященные. Во-первых, Александр Паршиков - профессиональный журналист, выпускник журфака Волгоградского государственного университета. С середины 2000-х до 2010 года работал в волгоградской городской газете "Молодой. Свежее решение", где иногда публиковал интервью с любимыми артистами. С декабря 2014 по февраль 2016 года вел на московском "Своем Радио" авторскую программу "Цветы пустыни", посвященную отечественному андеграунду. Во-вторых, с 2007 года Бранимир организовывал концерты - привозил в родной город рок-музыкантов, известных и не очень. Эти две ипостаси нашли отражение в представляемой книге. "Цветы пустыни" - попытка (на мой взгляд, удачная) описать процессы, происходящие в андеграунде, изнутри.

В авторской программе Андрея Бухарина "Родная речь", вышедшей на "Нашем Радио" 28 июня 2012 года, Бранимир сообщил о готовящейся книге. Помню, я очень обрадовался, узнав, о чем она. Ждал целых 9 лет... И - о счастье! - мое ожидание было вознаграждено.

Над "Цветами пустыни" Бранимир работал с 2007 по 2020 год. Важно отметить, что книга не дублирует одноименную программу. Хотя, безусловно, некоторые радиоинтервью в нее вошли - целиком или фрагментарно.

В предисловии автор подчеркнул разнородность андеграунда: музыканты объединяются по идеологическим причинам, по территориальному признаку, по взглядам, старым "рамсам"... Так, существовали разные формации - коньковская (СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, ЛИСИЧКИН ХЛЕБ и др.), "суховейская" (казахстанские участники актюбинского фестиваля), сибирская (Егор Летов и его друзья), д'ркинская (участники фестиваля памяти Вени Д'ркина) и прочие.

Вероятно, название книге (и радиопрограмме) дала фраза из песни Олега Газманова: "На барханах цветы не растут". Труд Бранимира опровергает утверждение, вложенное в уста хана. Растут, да еще какие!

Выбирая героев для своей книги, Бранимир был предельно субъективен. И в этом субъективизме - главное ее достоинство. Сам автор определяет жанр "Цветов пустыни" как "путевые заметки". Одни главы книги представляют собой рассказы и интервью, другие - эссе. Но и в тех, и в других ярко обозначается аналитическая составляющая.

Кто же они - цветы пустыни? Персонажи, работающие в различных музыкальных стилях, придерживающиеся разных идеологических воззрений. Но от такого разнобоя книга только выигрывает.

Донской андеграунд представлен двумя группами - ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА и ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Лично мне творчество Дениса Третьякова нравится от и до. Что касается ЗАЗЕРКАЛЬЯ - мне однозначно ближе ранний творческий период, охватывающий 1990-1993 годы. Я не разделяю восторгов автора по поводу альбомов, выпущенных этой группой в 2000-е... Но у каждого свой вкус.

Представители московской сцены зачастую не имеют между собой ничего общего. За исключением одного: всех их очень любит Бранимир.

Портрет Умки крупным планом создают авторское предисловие и два интервью - газете "Молодой. Свежее решение" и программе "Цветы пустыни" (последнее можно было не сокращать).

Бранимиру удалось с головой погрузиться в художественный мир Рады Анчевской. Каждый реципиент имеет неотъемлемое право на свое ви́дение и понимание творчества того или иного автора. Бранимир взял у певицы интервью - не только интересное, но и познавательное. Но изюминка этой главы - рецензии автора на альбомы Рады & ТЕРНОВНИКА "Укок", "Женитьба", "Графика" и "Подлинная История Трех Миров".

Глава о группе МЕДВЕДЬ ШАТУНЪ и ее основателе и лидере Валентине "Джеке" Сохореве включает в себя размышления автора об альбоме "Контрольный Выстрел" (1999) и интервью, взятое в 2008 году, но не потерявшее актуальности. От себя добавлю маленький комментарий: каждый имеет право на свою политическую позицию. Даже в том случае, если кому-то она кажется крайне неприемлемой.

Бранимир заглянул в Астрахань - город, который, казалось бы, после распада СССР находился на обочине культурной жизни. Но была там своя достопримечательность - группа ЕНТЕТКРЫТ. Ее основатель и лидер Николай "Бенефактор" Юдин придерживался национал-большевистских взглядов, очень любил Черного Лукича и писал хорошие песни. А в 2018 году покончил с собой...

Олег "Манагер" Судаков, соавтор Егора Летова, участник ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, (со)основатель группы Манагер и РОДИНА, проектов КОММУНИЗМ, АНАРХИЯ, АРМИЯ ВЛАСОВА, ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА и еще нескольких коллективов - яркий и достойный представитель сибирской формации. Три интервью, взятые в разное время, Бранимир свел в одно. Манагер - не только автор песен. Он - теоретик сибирского панка. На вопрос Бранимира, чем отличается сибпанк от других направлений, Олег Судаков ответил: "Особым упором на метафизику и политику, сочетанием простого и всеобщего, с азартным драйвом или ямой безнадёги. Всё на грани, как калейдоскоп - с виду понятные узоры, а за ними что-то иное проступает. Наверно, от новизны формы что-то было, недаром поминают сибирский стиль - слегка архаичный, где-то затейливый, а порой - как железом по стеклу. И слишком души много: навыворот, как у ГО; нежно, как у Лукича; или саркастически, как у ПУТТИ; или патетично-отчаянно, как у ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Мы все разные, но дерзкие, шершавые, лезем к сути, выворачиваем с корнем. Это и пугает и притягивает". А еще Манагер дал свою трактовку песни "Лес", написанной в соавторстве с Егором Летовым.

Актюбинской сцене Бранимир посвятил целых три главы. Самая большая - о Ермене "Анти" Ержанове и его группе АДАПТАЦИЯ. Николай Вдовиченко и Евгений "Корней" Корнийко в 2000-е годы переехали соответственно в Санкт-Петербург и Самару, но оба начинали в Актобе, сотрудничали с Ерменом Анти. Поэтому их творчество рассматривается именно в актюбинском контексте.

Наконец, Александр Чернецкий - основатель и лидер коллективов ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ и РАЗНЫЕ ЛЮДИ. О нем написана самая большая глава, включающая вступление и интервью.

Особого внимания заслуживает глава "Продался - не продался", в которой автор размышляет о двух основных стереотипах андеграунда. Первый: требовать гонорары за выступления - якобы западло. Как будто у "подпольных" музыкантов деньги появляются из воздуха. Второй: отсутствие профессионализма оправдывается принадлежностью к андеграунду. Иными словами, андеграунд все прощает. Такая точка зрения в конце 80-х - начале 90-х годов находила оправдание у известных музыкантов и музыкальных критиков, чьи имена не стану здесь приводить. Но время расставляет все точки над "ё". Мне самому приходилось читать, что Александр Башлачев вообще не умел играть на гитаре, а Егор Летов был абсолютно антимузыкален... Но и тот, и другой, в отличие от авторов утверждений, вошли в историю и только русского рока, и русской литературы.

Книга снабжена четырьмя десятками снимков разных авторов. А на обложку помещено фото, сделанное директором "Отделения Выход" Олегом Ковригой.

Вероятно, Бранимир, создавая свой труд, преследовал еще одну цель: побудить потенциального читателя к поиску. Я как заядлый коллекционер с более чем 30-летним стажем нахожусь "в теме". Единственная группа, с которой я почти не был знаком - ЕНТЕТКРЫТ. Открыл ее благодаря Бранимиру. Прослушал всё, что на сегодняшний день доступно в интернете. Радует, что "Выргород" издал альбом астраханцев "Грач 200" по рекомендации Александра Паршикова.

"Цветы пустыни" стали для меня настольной книгой в работе над рецензиями на альбомы андеграундных музыкантов. К представляемому труду Бранимира я не только буду обращаться и возвращаться сам, но и стану его рекомендовать своим друзьям и знакомым. Книга безусловно того стоит.

Заказать книгу

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 20 февраля 2023, 17:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.003