ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА - "Заклятье Царей"


(c) ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА, 2021
(p) Выргород, 2021
14 tks./t.t. 41:20


Проект Олега "Манагера" Судакова ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА я услышал еще в магнитиздате где-то в начале 90-х. Тогда я активно коллекционировал все существовавшие на тот момент ГрОб-записи. Кто-то подогнал мне бобину с двумя альбомами ЦЫГАНЯТ - "Гаубицы Лейтенанта Гурубы" (1989) и "Арджуна-Драйв" (1990). Услышанное мне очень напомнило работы проекта КОММУНИЗМ, но тогда показалось чем-то вторичным по отношению к нему. Потом в мои руки попадали записи проекта РОДИНА. Что-то из них нравилось, что-то оставляло равнодушным... А ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА всплыли в позапрошлом году внезапно, в связи с работой над рецензией на книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока". Я заново переслушал не только те два альбома, но и все, что было связано с Манагером. В том числе и альбом ЦЫГАНЯТ "Заклятье Царей".

Оформление этого диска выдержано в духе предыдущих альбомов проекта. Манагер - мастер коллажа. Обложку украшает его работа "На каждый следующий год". Можно было бы посетовать на отсутствие буклета с текстами. Но они, тексты, прекрасно слышны на записи.

Альбом записывался совместно с музыкантами уральской группы ОПЫТПЕРЕВЁРНУТОГОСОЗНАНИЯ. Участвовали: Олег Судаков - тексты, музыка, гитары, кукмара (алюминиевая посуда российского производителя "Kukmara", используемая как перкуссия), вокал; Дмитрий Родионов - колокольчик, гитара, бас, варган, драм-машина, запись и сведение (студия "Sinara Records"); Олеся Стратилова - клавишные, синтезатор, бэк-вокал, индустриальные шумы, полевые записи.

Почти все песни были созданы Манагером в ноябре 2020 года в ходе работы над альбомом проекта КОММУНИЗМ "Граница Счастья", в который не вошли. Инструментальный трек, подробнее о котором будет сказано ниже, написан Антоном Артамоновым для проекта РОДИНА.

Музыкальная стилистика представляет собой панк с элементами индастриала. Как и в других проектах, Манагер реализует собственную концепцию мелодичного мышления, которую определяет как "поток образов без огранки сознанием". Принцип создания композиций прежний: концептуальный взгляд на вывернутый мир. Еще одна важная составляющая концепции альбома - отсылки к текстам Егора Летова, Кузи Уо и Черного Лукича как актуализация их смыслов в наши дни. "Заклятье Царей" продолжает традицию радиотеатра, восходящую к предыдущим альбомам ЦЫГАНЯТ и КОММУНИЗМА.

Своеобразное intro к заглавному номеру - запись, сделанная, видимо, во время одной из акций протеста: люди, скандирующие слово "позор", затем увещевание полицейского, заканчивающееся предупреждением. Сама песня - симпатичный рок-н-ролл. Окружающий мир представляется лирическому герою страшным и враждебным, угроза тоталитаризма исходит и от Европы, и от США, и от России, и от исламского мира, даже от новейших информационных технологий. Так и хочется ему (герою) посоветовать быть попроще и научиться обращать минусы в плюсы. Автор цитирует ставший хрестоматийным панк-лозунг "Будущего нет!" Песня "Никогда Всегда" строится на контрасте восторга и отвращения, вежливости и грубости. Аранжировка чем-то напоминает PORTISHEAD, а басовые ходы во вступлении обращены к российскому хип-хопу 90-х. В интермедии "Свобода" воспроизводится диалог двух россиян: первый негодует по поводу беспредела, охватившего страну. Второй приводит весомый аргумент: сейчас кругом свобода. Манагер говорит за обоих собеседников, чьи реплики распределены по стереофоническим каналам. "Расхождения" - искусная игра с местоимениями, которые сталкиваются и противопоставляются друг другу. В интермедии "Выбор" под органный проигрыш дважды повторяется утверждение: "Мир, лишенный выбора, похож на зоопарк". Цитата припева летовского "Зоопарка" - развернутая метафора: внутренняя эмиграция рано или поздно толкает человека на поступок (протест), который оборачивается сроком. Поэтому композицию завершают громыхание ключа, запирающего дверь камеры, и шаги удаляющегося охранника... "Монолог" - чисто манагеровская песня. Лирический герой делится своими переживаниями по поводу российских реалий. Во вступлении и коде угадывается приблизительная музыкальная цитата ("Та-бада-бада") из песни Черного Лукича "Доплыви". Интермедия "Переговоры", в основу которой положены абстрактные, сами по себе ничего не значащие фразы собеседников, чьи голоса множатся, утверждает абсурдность и бессмысленность окружающего мира. Фоном для переговоров служит эмбиентная музыка. Синтезатор и солирующая гитара слышны будто из запредельности. "Ответчики" - еще один рок-н-ролльчик. Можно предположить, что текст написан под непосредственным влиянием Кузи Уо. Хотя... почему именно его? Раскованность воображения, богатство фантазии и подчеркнутая алогичность указывают на связь стихов Олега Судакова с обэриутскими традициями, прежде всего с поэзией Даниила Хармса. Интермедия "Смысл" являет собой очередную попытку ответить на насущный философский вопрос: в чем смысл? А суть-то в том, что смысл остается неизменным... "Объект Вселенной" - размышление автора, логически заканчивающееся вопросом: если мозг самый сложный объект вселенной, почему в мире столько дураков и отморозков? В начале, конце и между куплетами повторяется песенное междометие "ом-ма-о", напоминающее заклинание. "Сверхлогика" - еще немного философии... Впрочем, углубляться в манагеровскую сверхлогику вовсе не обязательно. Песня "Мохнорылость Красот" была написана еще в 1990 году для альбома... который состоялся лишь 31 год спустя. В ней в полной мере воплотилась вышеописанная манагеровская концепция мелодичного мышления. Интермедия "Отчаяние" отражает состояние говорящего на фоне фальцетных завываний самого Манагера, который сначала обращается к кому-то с просьбой не делать что-то, что ему явно неприятно. Просьба перерастает в мольбу, затем в исступленный крик... Наконец, слова исчерпываются. Остаются протяжные безмолвные вопли... Инструментал "Преображение", написанный и аранжированный Антоном Артамоновым и сыгранный в стиле сёрф-рок, вносит долгожданное расслабление.

Альбом проекта ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА "Заклятье Царей", безусловно, заинтересует любителей российского андеграунда. Коим его настоятельно рекомендую. Остальные при желании могут ознакомиться с ним на популярных цифровых площадках.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 11 ноября 2022, 21:47
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2023, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002