КОММУНИЗМ - "Граница Счастья"


(c) КОММУНИЗМ, 2021, 2022
(p) Truefanatics, 2021, 2022
2021: 17 tks./t.t. 45:21
2022: 24 tks./t.t. 61:52


Идея создания проекта КОММУНИЗМ пришла когда-то в голову Олегу "Манагеру" Судакову, который предложил Егору Летову спеть стихотворение о кукурузе на популярную мелодию "Popcorn". Позже к ним присоединился Константин "Кузя Уо" Рябинов. За период с 1988 по 1990 год в КОММУНИЗМЕ переиграли самые разные сибирские музыканты, включая Янку Дягилеву. О проекте очень много сказано-пересказано, писано-переписано. Поэтому всех интересующихся отсылаю к Википедии, YouTube, интернет-поисковикам и прочим ресурсам, которые преподнесут всю необходимую информацию на серебряном блюдечке с голубой каемочкой. А я лишь кратко остановлюсь на тех фактах, которые предшествовали рождению представляемого альбома.

В 2010 году, после 20-летней паузы, Константин Рябинов и Олег Судаков решили воссоздать, вернее, разморозить КОММУНИЗМ для концертных выступлений. Создавались новые композиции. В 2018 году музыканты приступили к работе над альбомом. Материал записывался в Санкт-Петербурге на квартире у Константина Рябинова и в Тюмени в студии "Musicdrum Club", партии ударных - в студии петербургского отделения фирмы "Мелодия"... Но 20 марта 2020 года на 56-м году жизни скоропостижно скончался Константин Рябинов. Таким образом, альбом посвящен его светлой памяти.

Кроме Константина Рябинова (гитара, бас-гитара, электроорган, вокал) и Олега Судакова (вокал) над материалом работали дружественные музыканты из сопредельных проектов: Александр "Сан Саныч" Андрюшкин - гитара, бас-гитара, клавишные, труба, барабаны, шейкер, вокал; Сергей "Йцук" Шулепов - труба, бас-кларнет, синтезатор, вокал, запись; Евгений "Джексон" Кокорин - гитара, вокал; Александр Бровко - гитара, бас-гитара; Игорь Бедарев - бас-гитара; Александр "Иваныч" Рожков - флейта; Александр Владыкин - баян, сведение. Различные композиции сочинялись разными участниками проекта.

Альбом издавался дважды: первое издание, датированное 2021 годом, содержит основной материал. Второе, выпущенное в этом году, расширенное и дополненное, включает в себя также 7 бонус-треков, не вписавшихся в первоначальную концепцию альбома. Оформление заслуживает пристального внимания. На диджипаке помещены коллажи Манагера "Многоликое отражение кумира" и "Приманка экономического чуда". В трек-лист внесены уточнения по авторству композиций. К CD прилагается 8-страничный буклет с краткой историей КОММУНИЗМА, фотографиями музыкантов, в разные годы участвовавших в проекте, и репродукциями обложек всех альбомов.

Таким образом, выпуск этого издания благополучно завершил 34-хлетнюю "коммунистическую" эру.

В истории КОММУНИЗМА допущена неточность. Приведу ее первое предложение: "Под впечатлением песни "Радостно на Душе", в начале 1988 года Олег Манагер предложил Егору Летову сделать песню про кукурузу на один из советских стихов 60-х годов, но под "Воздушную Кукурузу" Поля Мориа". Во-первых, мелодия "Popcorn", известная в СССР под названием "Воздушная Кукуруза", написана Гершоном Кингсли. Во-вторых, в альбоме "На Советской Скорости" песня исполняется Егором Летовым под оркестр Тома Спенсера.

Принцип сочинения композиций в новом альбоме остался прежним: концептуальный взгляд на человеческую глупость "здесь и сейчас". Альбом представляет собой сокращенный охват главных тем КОММУНИЗМА: ирония, сарказм, авангард, драйв, критика социальных язв в конкретном контексте окружающего мира. А вот музыка стала много легче. Я слушал альбомы КОММУНИЗМА 1988-1989 годов, и некоторые воспринимать было нестерпимо тяжело. А "Граница Счастья" зашла с первого раза.

Альбом открывает зарисовка "Старик" за авторством Константина Рябинова. "Коммунистический" хор чередует песенное междометие "Та-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да" и фразу "Старик во гробе плачет", последняя пропевается квазиакадемическими (как бы "оперными") голосами. А духовые дают фри-джазу. Я нахожу здесь отсылку к летовско-рябиновской песне "Старость - Не Радость" о тихо плачущем дедушке из альбома ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Поганая Молодежь". Старик лежит в гробу, но продолжает плакать...

"Все Жалуются" Олега Судакова - погружение в сегодняшнюю российскую реальность. При желании можно найти перекличку с песнями проекта ЦЫГАНЯТА И Я С ИЛЬИЧА "Никогда Всегда" и "Монолог".

Песенка Александра Андрюшкина "Ядим" напомнила мне номера из советских мультфильмов. "Ядим" - просторечное искажение глагола "едим". Три куплета последовательно пропевают Олег Судаков, Константин Рябинов и Александр Андрюшкин. А где-то на заднем плане голос Олега Судакова жалобно произносит: "Я уже два часа не ем!"

"Шествие Чинуш" - инструментал за авторством Константина Рябинова, Олега Судакова и Сергея Шулепова. Последний солирует на бас-кларнете. А название придумано Олегом Судаковым.

"Кругозор" - короткое философское стихотворение Александра Андрюшкина в исполнении Константина Рябинова. В бонус вошла версия, на которой то же стихотворение звучит под инструментал, сочиненный Андрюшкиным.

"Крымнаш" - рок-н-ролльчик на стихи Олега Судакова и Александра Татарова. В стихотворение Татарова о Крымском полуострове Манагер добавил известный мем и внес несколько изменений.

"Лилипутия" - стилизация танго. Стихи Александра Андрюшкина, который, вдохновляясь романом Джонатана Свифта, во всей полноте отразил российскую действительность, положены на мелодию бразильской народной песни в обработке Владислава Казенина "Любовь и Бедность", вошедшей в саундтрек к кинофильму "Здравствуйте, я ваша тетя". "Шумел сурово брянский лес" - цитата из одноименной песни Сигизмунда Каца на стихи Анатолия Сафронова. Константин Рябинов поет просто блестяще! Когда слушаю эту песню, вспоминаю советскую эстраду конца 60-х - начала 70-х годов.

"Распродажа" - инструментал Константина Рябинова, Александра Андрюшкина и Олега Судакова. Последний в начале и конце истошно орет: "Налетай! Распродажа!" В бонус к альбому этот же инструментал включен под названием "Ажадорпсар", а реплики Манагера пущены в обратном движении. Вот и получился ажадорпсар.

"Копрофаг" - рок-н-ролл на стихи Александра Андрюшкина. Конечно же, слово, давшее название песне, используется метафорически: в данном случае имеется в виду употребление в пищу всевозможных фастфудов. Особенно автор стихов ненавидит "МакДональдсы".

Песня "Этот" создана на стихи Константина Рябинова и Олега Судакова: оригинал стихотворения написал Рябинов, Судаков изменил текст, он же и поет. Местоимение "этот" применимо к каждому из нас. Оно означает потерю своего "я", своей индивидуальности. Полноты картины ради следует сказать, что Константин Рябинов тоже исполнял эту песню с собственным оригинальным текстом в рамках проекта МЕЧТА.

"Шизофазия" - сценка Олега Судакова и Константина Рябинова. В начале дается фрагмент определения заболевания из какого-то справочного издания, затем авторы в лицах воспроизводят несколько шизофатических разговоров. Последний отсылает к композиции Егора Летова "Небо Цвета Мяса" из альбома КОММУНИЗМА "Игра в Самолетики под Кроватью".

"Летов-Аэропорт" - композиция Олега Судакова, Константина Рябинова и Александра Андрюшкина. Идея присвоения омскому аэропорту имени Егора Летова уже несколько лет витает в воздухе. Авторы повторяют фразу: "Летов international аэропорт". Воображаемый диктор воображаемого аэропорта голосом Константина Рябинова приглашает господина Мединского пройти к справочному бюро, где его ожидает группа маргиналов: известно, что Владимир Мединский, будучи министром культуры РФ, называл ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ маргиналами. Пилот первого класса Алексей Михайлов голосом Олега Судакова объявил об отправлении самолета Омск - Москва и произнес новый слоган: "Играйте в самолетики под кроватью". В конце хором пропевается фраза "Небо цвета мяса" из упомянутой одноименной композиции.

"Спасибо-Мое" на стихи Олега Судакова - иронично-философская композиция: погоня за дешевизной рано или поздно приводит к оглуплению материализмом и выпячиванию эгоизма среди граждан. Текст произносится речитативом или певучей декламацией.

"Кофе" - интермедия Константина Рябинова. Автор кому-то настойчиво предлагает сварить кофе, но, похоже, его никто не слышит. Постепенно голос приобретает все бо́льшую экспрессию, а предложение превращается в истерику...

В основу песни "Сталинская Мечта" положено хрестоматийное стихотворение Сосо Джугашвили "Ходил он от дома к дому" о грузинском певце-сказителе. Последние строфы досочинены Олегом Судаковым, в которых цитируются слова Иосифа Сталина: "Жить стало лучше, жить стало веселее!"

"Утконос" на стихи Александра Андрюшкина - монолог от лица российского конформиста, который стаканами поглощает водку, доверяет власти и мыслит пропагандистскими штампами. В тексте цитируется "Интернационал" Пьера Дегейтера на стихи Эжена Потье.

Завершает альбом сёрфовый инструментал Александра Андрюшкина "Счастливый".

Бонус-треки не менее, а, быть может, и более интересны, чем материал альбома. Два из них я уже упомянул. Остановлюсь на остальных.

"Гудзон" - романс на стихи Павла Лиона, более известного как Псой Галактионович Короленко, который проникновенно поет Александр Андрюшкин. Короче говоря, всех и каждого - в американскую реку. Шутка!

"Резник" органично сочетает мелодию русской народной песни "Ярославские Ребята", стихи Мирослава Немирова и вокал Константина Рябинова. Тюменский поэт от души позавидовал Илье Рахмильевичу Резнику, автору текстов многочисленных песен, его материальному благополучию... альтернативой которому является поэтический талант.

"Нетуман" на стихи Константина Рябинова и Александра Андрюшкина - стилизация немецкого вальса. Авторы отталкиваются от антицитаты песни Александра Колкера на стихи Кима Рыжова "Туман" из фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика", входившей в исполнении Егора Летова в альбомы КОММУНИЗМА "Хроника Пикирующего Бомбардировщика" и Егора и ОПИЗДЕНЕВШИХ "Сто Лет Одиночества". Авторы утверждают, что на самом деле нет никакого тумана ни на прошлом, ни на былом...

"Мама, Мама" - развеселая пародия на дворовую песню "Мама, Мама, Что я Буду Делать..." (известную по фильму "Кин-дза-дза") в исполнении Константина Рябинова. В музыке цитируется мелодия песни, а текст (авторство коего не указано) обращен к сюжету, придуманному Георгием Данелия и Резо Габриадзе.

"Литейный" на стихи Виктора Сосноры - стилизация "русского шансона" 70-х. Всплывают в памяти братья Жемчужные, Олег Крестовский, Константин Беляев, Аркадий Северный... Лирический герой, от лица которого поет Константин Рябинов, сидит в кабаке и поглощает алкоголь...

Мне искренне хочется переименовать этот альбом в "Счастье без Границ". Рискну порекомендовать его всем и каждому. Час, в течение которого звучит альбом, пролетает, словно минута.

Слушать альбом

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 07 декабря 2022, 04:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.006