Бранимир - "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака"


(c) Бранимир, 2017
(p) Огни Records, 2017
8 tks./T.t. 45:05


Сам Бранимир позиционирует "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака" как альбом-историю. Мне же хочется его назвать альбомом-исследованием. Впрочем, каждое из определений имеет под собой основание.

Сюжет либо позаимствован из знаменитой картины Иеронима Босха "Смерть Скупца", либо с ней перекликается, но - с поправкой на постсоветскую действительность: главная трагедия богача-скряги заключается в том, что, умирая, он не может забрать с собой нажитые богатства. Правда, Бранимир использует метафору из диснеевских "Утиных историй": Скрудж Макдак - бренд последнего десятилетия минувшего века, символ капитализма для маленьких. Главное действующее лицо альбома - "новый русский", карикатурный персонаж из лихих 90-х, который видел смысл жизни в зарабатывании денег ради денег. Акула бизнеса, социал-дарвинист, не утруждающий себя следованием нравственным нормам и принципам, он достиг материального достатка и неограниченной власти... Но счастливее не стал. Автор не ставил целью растоптать своего героя, равно как и оправдать, а постарался его по-человечески понять. В то же время альбом не является апологетикой стяжательства и меркантильного образа жизни. Бранимир исследует жизнь Скруджа Макдака в динамике, но в обратной хронологической последовательности - от смерти к рождению - и пытается нащупать ту грань, преодолев которую, человек из нежного ребенка превращается в хищника-капиталиста. Ретроспекция оправдывает себя и как чисто художественный прием: альбом не выглядит мрачным, более того, заканчивается в мажорной тональности.

Бранимир продумал и идею обложки, а рэпер Луперкаль (он же Horus) реализовал ее в духе условного Босха: с неба свисает огромная задница, из которой на людей сыплются монеты.

Тексты глубоки и в большинстве своем суровы и жестки. И - быть может, это мое чисто субъективное ощущение - в них стало больше великорусскости. А эпическая, лирическая и драматическая составляющие образуют нерасторжимое целое. Бранимиру как поэту присуща тонкая наблюдательность: ему приходилось общаться с "новыми русскими" из 90-х, а потому в песнях нет ничего ни высосанного из пальца, ни притянутого за уши.

Музыка выдержана в стилистике дарк-кантри с элементами то шансона, то блюза, то фолка. Инструментарий обогатился за счет китайской арфы (!), виолончели и контрабаса. На двух последних сыграл легендарный Петр Акимов (экс-АКВАРИУМ, ВЫХОД, КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ОЛЕ ЛУКОЙЕ и многое другое; ныне - Ольга Арефьева и КОВЧЕГ и Теуникова & КОМПОЗИТ).

Название первой песни отсылает к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Однажды утром, отдыхая на острове Самуи, Бранимир встретил собаку. Быть может, случайно у него возникла ассоциация с Бангой - бескорыстным, верным существом, которое воспитал Понтий Пилат. В тот же день собака погибла от укуса кобры... "Собачью" тему продолжает монументальная баллада "Щенки" о человеке, который жил собачьей жизнью. Отдельное спасибо Петру Акимову за виолончельный монолог в финале! "Нули" - взгляд на мир, в котором живут "хозяева жизни". В припеве автор предостерегает:

...И за каждый понт, и за каждый брюлик
Нам держать ответ и хватать люли.


Изюминка песни - пространная импровизация Бранимира на китайской арфе. Так блестяще сыграть на инструменте, который увидел впервые - много раз браво! "Малиновый Король" - "портрет с натуры": казалось бы, герой песни достиг всего возможного и невозможного. А комфорта на душе все равно нет. Семейная жизнь не сложилась ("Долбоебы детвора и волчица тоже блядь... Упакована в Карден, но не любит ни хера ни по жизни, ни за шишку в кальсонах"), друзей не осталось, окружение доверия не вызывает... и волыну под подушкой постоянно наготове держать приходится. Его хоронят в элитном месте, а душа попадает в ад ("Спит малиновый король, зрит ваганьковские сны в отделениях подземных милиций..."). "Скрудж" - центральный номер альбома. В нем Бранимир впервые обращается к речитативу. Перед слушателем, как в киноленте, проходит жизнь главного действующего лица. "Колыбельная Для Змейки" - идеальное учебное пособие по цинизму. Пользоваться которым, однако, настоятельно не рекомендую. Можно предположить, что песня "Теночтитлан" - это посвящение ацтекскому городу-государству, который разрушили испанские конкистадоры. Но на самом деле это развернутая метафора: Бранимир в раннем детстве думал, что бродячих собак отдают в цирк, в добрые руки или егерю в лес. Когда он учился в девятом классе, вскрылась правда, которая оказалась куда более страшной и жестокой: их отправляют на рынок корейцам, которые, как известно, употребляют в пищу собачье мясо... "Герань" - очень добрая песня, единственная, выдержанная в мажорной тональности. Главный герой, пребывающий в юношеском возрасте, совершает благородные поступки: студеным зимним днем покупает герань у бабульки, стоящей у лотка, уступает беременной женщине место в метро и пропускает старичка в очереди у кассы. И трудно представить, в кого превратится через несколько лет... Играя на гитаре, Бранимир здесь использует слайдовую технику, придавая звучанию особый шарм.

Таким образом, "Жизнь и Смерть Скруджа Макдака" - это цельное художественное произведение, в котором всё на своем месте - от идеи и концепции до средств воплощения. Под этот альбом вряд ли можно расслабиться, его нельзя использовать в качестве приятного фона для беседы. Но, мне кажется, в этом-то и заключается основное достоинство представляемой работы. Самое же главное - в этом альбоме, как и в предыдущих, есть все то, за что мы так любим Бранимира.

Заказать диск

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 05 августа 2018, 21:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001