Сяржук Доўгушаў і Аляксандр Ясінскі - "Дарогі"; Andrus Takindang i Aliaksandr Jasinski - "Hostel"


(c) & (p) Сяржук Доўгушаў, Аляксандр Ясінскі, 2017
11 tks./T.t. 35:24
(c) & (p) Andruś Takindang, Aliaksandr Jasinski, 2017
7 tks./T.t. 17:18


Что объединяет представляемые альбомы?

Во-первых, имя пражского белоруса Александра Ясинского - баяниста (Белорусская государственная академия музыки), композитора (Пражская консерватория) и звукорежиссера в одном лице. Важно отметить, что Александр проявил себя во многих жанрах: он - лауреат фестиваля-конкурса авторской песни "Бардовская Осень-2014" в Бельск-Подлясском (Польша). Как джазмен участвует в различных белорусских и интернациональных проектах, из которых хочется выделить UNLIMITED TRIO и MORPHE. Как рок-музыканта мы знаем Александра по участию в группе BOSAESONCA. А как классический музыкант он поражает своей многогранностью: еще учась в музыкальной школе, Александр попробовал свои силы в ансамбле старинной музыки, а сейчас выступает с симфоническими оркестрами и различными камерными составами. Наконец, как композитор он владеет разными техниками письма - от средневековой музыки до академического авангарда... Вот здесь я вынужден поставить многоточие. Ибо Александр Ясинский безусловно достоин большой статьи.

Во-вторых, обе работы записывались в столице Чехии, в мобильной студии Александра Ясинского, так сказать, на скорую руку. Но результаты получились высочайшего качества.

В-третьих, в обоих альбомах главенствует дорожная тематика: дорога - это движение. А хостел - место, где можно найти временное пристанище. Иначе говоря, "Дарогі" и "Hosteł" дополняют и уравновешивают друг друга.

Но есть у альбомов и принципиальные отличия, которые проявились как в реализации обозначенной темы, так и в стилистике.

О предыстории альбома "Дарогі" можно узнать из краткой анонимной аннотации на развороте диджипака. Сяржук Долгушев написал эти песни на Оршанщине в 2010-2013 годах. Тогда же, в 2010-м, судьба свела его с Александром Ясинским. Результатом сотрудничества музыкантов стал ансамбль FRATREZ, который несколько лет спустя трансформировался в этно-группу VŬRAJ. Сяржук показал свои песни Александру во время одной из встреч. У Александра также была написана песня, которая по тематике и настроению резонировала с долгушевскими. Концертная программа была представлена на "Бардовской-Осени-2016". Вскоре было принято решение о записи совместного альбома.

Сяржук родился в селе Тарчилово Оршанского района Витебской области, его отец родом с Гомельщины. Место рождения Александра - Барановичи Брестской области. Авторы посвящают альбом своей малой родине. Любовь к родному краю они выразили посредством высокой поэзии. Песни написаны на стихи поэта-революционера Анатолия Сыса и выдающегося белорусского поэта, прозаика, драматурга, историка и публициста Владимира Короткевича. Мне хочется предоставить слово Сяржуку Долгушеву (привожу в собственном переводе с белорусского): "Эти две мои родины, две отчизны - являются еще и родиной поэтов. Что есть авторская песня? Это прежде всего текст и его качественное сочетание с музыкой. Мы хотели передать в песнях именно мысли авторов через их глубокую образную поэзию, не осложняя ее аранжировкой, инструментами и формой". По своей основной профессии Сяржук - фольклорист, выезжает в этнографические экспедиции в разные регионы Беларуси, ищет и записывает народные песни. Две из них были включены в альбом.

Оба композитора пропускают строки белорусских поэтов сквозь призму собственного мироощущения. Вообще альбом можно условно подразделить на две части: в первой "романсовый" Короткевич" и "роковый" Сыс словно оппонируют друг другу, а во второй части альбома Короткевич приобретает все большую роковость.

Романс "Дарогі" на стихи Владимира Короткевича задает тон всему альбому. В баянном сопровождении изображается непрерывность движения, а в самом конце приглушенная гитарная струна используется как своеобразный ударный инструмент, имитирующий звук идущего поезда. "Пайду Туды" ("Пойду Туда") на стихи Анатолия Сыса - исполненная внутреннего надрыва рок-композиция о конечности жизни. "Вагеньчык у Яблынным Садзе" ("Огонек в Яблоневом Саду") Сяржук Долгушев не только написал на стихи Владимира Короткевича, но и посвятил своему самому любимому поэту. Песня звучит весьма убедительно: как будто ты сам очутился в конце лета или в начале осени в яблоневом саду, сидишь и слышишь, как падают яблоки... "Суд Пташак" ("Суд Птиц") на стихи Анатолия Сыса - это, по определению Сяржука, "песня-крик". Если на душе тоскливо, если сердце клюют вороны и аисты - значит, человек виноват и должен покаяться за свои деяния. Стихотворение "У Матулі Маёй" ("У Матушки Моей") Анатолий Сыс, очевидно, посвятил своей матери. Баллада Сяржука Долгушева наполнена внутренним драматизмом. В сопровождении баяна передается широкий диапазон переживаний главной героини.

"Железнодорожная" тема обозначает начало второй части альбома - правда, теперь глазами Александра Ясинского и Анатолия Сыса. К слову, "Цягнікі" ("Поезда") - единственная в альбоме песня, музыку которой написал Ясинский. Получилось энергично, я бы даже сказал, несколько нервозно. "Ой, Жураўко" ("Ой, Журавка") - народная песня, обнаруженная Сяржуком во время экспедиции на Гомельщину. Журавль - метафора человека, который вынужден - надолго ли, навсегда ли, - уехать в чужие края, далеко от родного дома... Песня "Колькі" на стихи Владимира Короткевича исполнена пронзительной боли, горечи и сожаления за Беларусь и белорусов, лишенных национальной идентичности. Настроение резко меняется со следующей песней - "Насустрач Сонцу" ("Навстречу Солнцу") на стихи Владимира Короткевича. Полное соответствие названию, самая настоящая "ода к радости"! Песня "Тры Сіроты" ("Три Сироты") найдена на пограничье Беларуси и Польши и исполняется на своеобразном белорусско-польском диалекте. Очень тоскливо и заунывно.Думаю, этот трек во избежание настроенческих перепадов можно было бы расположить после песни "Ой, Жураўко" Завершает альбом жизнеутверждающий романс "О, Каханне Маё" ("О, Любовь Моя") на стихи Владимира Короткевича.

К диску прилагается небольшой плакатик с текстами песен и фотографиями Сяржука и Александра. Спасибо минской художнице Анастасии Поляниной за оформление.

Альбом Андруся Такинданга и Александра Ясинского "Hosteł" во многом автобиографичен. Сейчас Андрусь играет в двух группах - HAROTNICA (ГОРЕМЫКА) и RECHA (ЭХО). Первая до недавнего времени называлась "деструктивным пожарным оркестром". Стиль второй критики определяют как белорусский шансон, а сам Андрусь полушутя называет "лирико-питейным". Совместный же проект Андруся Такинданга и Александра Ясинского являет собой нечто среднее между HAROTNICA и RECHA. А хостел - образное обозначение того места, где музыканты встретились, чтобы записать совместный альбом. И еще хостел для Андруся - аналог малой музыкальной формы: несмотря на небольшой хронометраж, это полноценный альбом. Этакий хостел на семь коек.

Стихи (именно стихи, а не тексты), а затем и песни писались в дороге, во время гастролей. Андрусь старался отразить разные чувства и переживания - как свои собственные, так и людей, которых знал лично. Получилось что-то вроде лирического дневника. Поначалу песни записывались под аккомпанемент домры и выкладывались в соцсети. А в 2016 году Андрусь показал их Александру.

В записи альбома участвовали: Андрусь Такинданг - пение; Александр Ясинский - баян, фортепиано, гитара; Илья Черноклинов (UNLIMITED TRIO) - альт; в одной песне подпел известный белорусский бард Алексей Жбанов.

"Anyoł" ("Ангел") - обращение автора к творческой личности, будь то композитор, поэт или художник. Седьмая песня - метафора лучшего произведения, которое еще не создано. Именно она держит творца в напряжении, побуждает идти вперед и развиваться, не позволяет останавливаться на достигнутом. "Marskija Piraty" ("Морские Пираты") - одновременно сказка для взрослых и анализ трагически-романтического шансона. Андрусь Такинданг иронизирует над авторами, которые героизируют образ морского пирата. По его мнению, такие театральные страсти как кинжал, пунцовая кровь, смерть во имя любви, помогают человеку отрешиться от проблем повседневной жизни. "Da Krajoŭ" ("До Краев") - монолог о депрессии, которая буквально съела девушку. Художник по профессии, Андрусь поместил на внутренней стороне диджипака иллюстрации к песне: вокруг девушки в ванне снуют вооруженные бандиты, деревья, руки... и всадница-смерть с косой. В песне "Nie Salidnyja" ("Не Солидные") автор подтрунивает над собой и над коллегами-музыкантами, которые, невзирая на возраст, остаются инфантильными, беззаботными и несолидными. "Navośta?" ("Зачем?") свойственны некоторая богемность, крен в сторону межвоенного западно-белорусского кабаре, степенность и ироничность. "Dyjamand" ("Бриллиант") Такинданг адресует своим соотечественникам. Белорусы, люди по природе своей нордические, часто загоняют себя в некие рамки, замыкаются в себе, стесняются быть открытыми и счастливыми... И, к сожалению, забывают о самом дорогом, что у них есть, - о бессмертной душе. В начале песни Александр Ясинский берет на баяне два мощных "баховских" аккорда, намекая на некий религиозный подтекст. "Hosteł" - автобиографическая песня, которую Андрусь написал в Варшаве по дороге в хостел после концерта. Каждый из нас должен возвращаться в хостел, чтобы побыть наедине с собой, - таков смысл заглавного номера альбома.

Лично я воспринимаю "Дарогі" и "Hosteł" как две части единого целого. Под эти песни можно думать, грустить, расслабляться. А еще оба альбома весьма эффективны как средство от депрессии и меланхолии.

Слушать:
Andruś Takindang i Aliaksandr Jasinski - "Hosteł"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 февраля 2018, 17:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.007