 |
|
|
|
|
Фёдоров и КРУЗЕНШТЕРН - "Быть Везде" (с) & (р) Ulitka Records/Auris Media, 2013
До недавнего времени гораздо легче мне было бы представить Николая Баскова в качестве солиста группы NAPALM DEATH, чем Леонида Фёдорова, играющего что-нибудь тяжёлое. Ведь в течение всей своей сольной карьеры он двигался в совершенно противоположном направлении. Акустика на грани фолка и авторской песни в её постмодернистском, пост-хвостенковском варианте, навороченный, но всё же достаточно мягкий джазовый авангард, в крайнем случае - пост-панк, скорее похожий на эхо позднего АУКЦЫОНА, были его родной стихией. Объединение же с израильской клезмер-джаз-роковой группой КРУЗЕНШТЕРН И ПАРОХОД, о которой у нас знают лишь то, что у неё с АУКЦЫОНОМ имеется опыт совместных выступлений, дало удивительный по парадоксальности результат. Получилось жёстко, сочно, где-то даже очень депрессивно, но... этот узнаваемый негромкий голос, приобретающий временами непривычную твёрдость, в жужжании и грохоте не утопишь. Аранжировка может быть какой угодно - звучащий на её фоне откровенный монолог остаётся таким же откровенным.
Весь альбом сделан из контрастов, противоречий, конфликтов - звуковых, словесных и смысловых. "Быть Везде" - это и часть жизненного кредо, и немножко даже спор с самим собой. Ведь была же уже сочинена песня "Заведующий", герой которой, чувствуя себя почти богом, прямо-таки упивался своим могуществом: "Я - заведующий всем, и всё из-за меня!" Здорово, конечно, но у миссии, оказывается, есть и обратная, тёмная сторона: "Быть везде тяжело!" Это ощущение понятно всякому творческому человеку, старающемуся проявить себя в самых разных качествах, и вообще каждому человеку с активной жизненной позицией, рано или поздно понимающему, что вся наша жизнь - одна большая попытка объять необъятное.
"Тай Дай" очень похожа на запоздавший на десять лет ответ на звуковое письмо собрата-джазмена, известное как "Леди Дай", причём всё здесь перевёрнуто с ног на голову: вместо игры с мелодикой английского языка - жонглирование звучными русскими словами, вместо реквиема - почти частушка, вместо ярко выраженного эротического подтекста - наивная детская непосредственность. В песне "Сказал", несмотря на лаконизм текста, вообще сталкиваются две непримиримые точки зрения: Отца Небесного, устроившего так, что всё имеет свой конец, и простого человека, нигде не находящего ответа на элементарный вопрос: а жить-то тогда зачем? Борьба двух начал приводит к самому настоящему взрыву, к отчаянным странным выкрикам, символизирующим крайнюю степень нервного напряжения, и к решению смириться с положением дел, которое невозможно измерить.
Быть может самая тяжёлая и мрачная композиция из всех, когда-либо написанных Фёдоровым, соседствует с совсем другими. В них можно побыть и романтичным, мечтательным, похожим на героев старого советского кинематографа ("Я Расскажу Тебе"), можно, дурачась, пародировать того Армстронга, который Луи, попутно читая стихи про Луну с явным намёком на того Армстронга, который Нил ("О Том, Что Я"), можно медитировать под псевдовосточную тягучую мелодию ("Ю"), оставаясь верным себе и своей страсти к философствованию по каждому поводу. Финальный трек "Ангел" вообще представляет собой не что иное как рождественскую сказку - может быть, и не очень-то благостную, но вполне себе волшебную, на что указывает даже не утихающее где-то на заднем плане нежное завывание терменвокса. Спой её Леонид в одиночку, под акустическую гитару или со своими прежними партнёрами, разница настроений и жанров не так сильно бросалась бы в глаза. Но вот встретились три одиночества (третьим стал клавишник АУКЦЫОНА Дмитрий Озерский, сочинивший большую часть текстов), - и раскрыли лидера суперпроекта с неизвестной ранее стороны. Сказанное словами тщательно донесли до слушателя, подчеркнув все аллитерации, все едва заметные нюансы, недосказанное передали средствами инструментальной музыки. И что особенно ценно - не перешли той черты, за которой осталось бы лишь возмущаться: "Дураки, какую песню испортили!"
Всё без исключения фёдоровское творчество всегда отличалось тем, что в нём всегда оставалось много простора для фантазии, для того, чтобы слушатель дорисовал образы по едва-едва намеченным образам самостоятельно. КРУЗЕНШТЕРН при всей конкретности и агрессивности звучания не нарушает это правило. Заранее музыканты договаривались между собой, кто из них будет главным, или в процессе работы так хорошо поняли друг друга, уже и не важно. Важно, что тебя не лишают воздуха, что тебе доверяют роль равноправного соавтора. Краткие сроки, за которые была сделана запись, тоже сыграли свою положительную роль - звук альбома получился максимально приближенным к живому, концертному. Всё сыграно на одном дыхании почти экспромтом. В то же самое время нет впечатления, будто записав девять великолепных треков, проект исчерпал все свои возможности. Он должен иметь продолжение, и, может быть, даже не одно. Кстати, хочется верить, что опыт совместного с легендарным автором и исполнителем творчества поможет КРУЗЕНШТЕРНУ И ПАРОХОДУ продвинуть на российский музыкальный рынок и что-нибудь от себя лично. Леониду ведь не привыкать к роли буксира - в 90-х он уже сделал рок-звездой Хвоста, прежде работавшего на совсем другую целевую аудиторию. Пусть теперь и израильским товарищам повезёт точно так же, как везёт Фёдорову с новыми аккомпаниаторами!
Автор: Олег Гальченко
опубликовано 25 марта 2014, 01:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайтеРецензии | Леонид Фёдоров, Владимир Волков - "Романсы" | Владимир Е. Обломов | 06.02.2008 | Рецензии | А. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров - "Душеполезные Песни На Каждый День" | Игорь Лунев | 28.11.2008 | Рецензии | Леонид Фёдоров, Владимир Волков, Джон Медески, Марк Рибо - "Разинримилев" | Сергей Райтер | 01.04.2010 | Рецензии | Леонид Федоров, Владимир Волков - "Волны" | Юлия Боровинская | 13.07.2010 | Рецензии | Леонид Фёдоров, Владимир Волков - "Wolfgang" | Владимир Е. Обломов | 25.11.2010 | Рецензии | Леонид Фёдоров - "Весна" | Татьяна Ежова | 27.06.2012 | Статьи | Душеполезные песни один раз в год (Котов, Старостин, Волков, Фёдоров. Концерт в ЦДХ, Москва, 25.09.2009) | Алексей Анциферов | 29.09.2009 | Статьи | Пролетая над свечой (Леонид Фёдоров и Владимир Волков в ЦДХ, Москва, 26.09.2014) | Старый Пионэр | 28.09.2014 |
Другие рецензии
|
|
|
|
|
|  |
|