Леонид Фёдоров, Владимир Волков, Джон Медески, Марк Рибо - "Разинримилев"


(c) & (p) Ulitka Records, 2010

Вал глав: Хлебников

Старинный парк на территории Сабуровой дачи (харьковской психиатрической клиники) исподволь возвышает и заставляет цитировать что-нибудь классическое. Что-то в духе: "Россия, звёзды, ночь расстрела...". Вся одухотворённость слетает вмиг, когда вспоминаешь, что здесь дом скорби. В одном из этих кирпичных бастионов "косил" от призыва в части белого генерала Май-Маевского поэт Велимир Хлебников, Председатель Земного Шара. Где-то в этих палатах, облачённый в мутный больничный халат, писал он поэму-палиндром "Разин" невероятным "заумным" языком, утверждая докторов в своём безумии. Здесь поэт продолжал постигать тайну слова, размыкая слова на звуки и возвращая звукам их исконное значение: архаическое, фольклорное, диалектное. И даже (да-да!) гендерное: гласная - женское начало, согласная - мужское. Звук - действие, буква - цвет, слог - число. Но не только слово. Хлебников и в "Разине", и в "Ладомире" неоднократно упоминает Николая Лобачевского - одного из творцов неевклидовой геометрии. Его преклонение перед Словом, Числом и Пространством было воистину мистическим:

И пусть пространство Лобачевского
Летит с знамен ночного Невского.
Это Разина мятеж,
Долетев до неба Невского,
Увлекает и чертеж
И пространство Лобачевского.

("Ладомир")

Гул слуг: Персоналии

Идею создания музыкального альбома на основе поэмы "Разин" выдвинул Анри Волохонский, памятуя о давнем опыте АУКЦЫОНА и Алексея Хвостенко со стихами Велимира Хлебникова ("Жилец Вершин"). А недавние работы Леонида Фёдорова с Владимиром Волковым и совместная запись АУКЦЫОНА с клавишником Джоном Медески и гитаристом Марком Рибо ("Девушки Поют") не заставили долго думать о составе проекта. Альбом писался в Америке и России. Кроме Фёдорова, Волкова, Медески и Рибо, в записи поучаствовали басист АУКЦЫОНА Виктор Бондарик и американский барабанщик Чес Смит. К сожалению, сорвалось участие японского электронщика-авангардиста Отомо Йошихиде, на совместную работу с которым Фёдоров имеет давние виды. Анри Волохонский, человек во многих отношениях замечательный, своим речитативом открывает и завершает альбом. Именно он с Леонидом Фёдоровым полгода разбирал поэму, прежде чем броситься с ней в студийную круговерть. Надпись на обложке: "Анри Волохонский - поэзия и свобода". Лучше и не скажешь! Разинримилев - Велимир-низарь. Низарь - уроженец низовьев Волги, Астраханской губернии, родины Хлебникова. Низовья Волги - места разинской вольницы.

Коты пыток:
Гон черчу - мучь речь ног.
Торопи пороть
И худолог, ремень не мерь голодухи.
Так, кат.
Мы, низари, летели Разиным.


Шорох хорош: Альбом

Под волыночный вой органа глуховатый голос Анри Волохонского произносит: "Я Разин со знаменем Лобачевскаго логов. Во головах свеча, боль..." и далее - грозный возглас Фёдорова: "Мене ман, засни, заря!" Так начинается альбом. Десять глав "Разина" превратились в десять треков "Разинримилев". Строго следуя хронологии поэмы, Фёдоров умещает "разинские" строки в ритм, повторяя их рефреном как заклинания, как заговоры. Текстовая мощь подчёркивается разноплановой инструментальной канвой. Фри-джазовый поток сознания, сваливающийся в полуакустический би-боп, перебивается арт-роковой насыщенностью. Русские плясовые наигрыши дробятся регтаймовыми цитатами и превращаются в неистовое камлание. Легко улавливаемые фёдоровско-аукцыоновские гармонии соревнуются с духом американской авангардистской школы. Хотя "чистыми" авангардистами и Джон Медески, и Марк Рибо вряд ли себя считают - достаточно послушать предпоследний, весьма мелодичный альбом Джона Зорна, "O'o" с их живейшим участием. Судя по всему, американским музыкантам бесконечно далёк язык русской корневой магии. И вместо них, не испортив обедни, здесь могли бы появиться, скажем, легендарный Фред Фрит, маэстро Джон Зорн или неподражаемая Зина Перкинс. Но и Медески, и Рибо на своём месте. Тем больше причин снять шляпу перед Фёдоровым, сумевшим искривить в нужном направлении американское подсознание.

А ничево лечу, человечина!

Что интересно, Хлебников всячески открещивался от слова "футурист", заменяя его ёмким русским авто-неологизмом "будетлянин". Так и лидер АУКЦЫОНА скептически соотносит себя с так называемым авангардом: "Если заранее думать о том, что в России будет считаться авангардом, то лучше вообще музыкой не заниматься". Словом, не ищите однозначности в "Разинримилев". Впрочем, и трёхмерность тоже не следует искать. А лучше просто слушать. Кстати, возникает вопрос: "Как слушать?" Покорно плыть вслед за поводырём Фёдоровым по реке музыки, в которую падают грохочущие метеориты будетлянских палиндромов, или же параллельно, раскрыв текст поэмы, поджемовать, попробовать на вкус вяжущие хлебниковские строфы? И то, и другое - реально. Делайте, как вашей душе угодно. Поэзия и Свобода! И тогда слова "однозначность", "трёхмерность" и, прости господи, "мультикультурный проект" станут просто набором странных букв. Слушайте!

Автор: Сергей Райтер
опубликовано 01 апреля 2010, 13:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛеонид Фёдоров, Владимир Волков - "Романсы"Владимир Е. Обломов06.02.2008
РецензииА. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров - "Душеполезные Песни На Каждый День"Игорь Лунев28.11.2008
РецензииЛеонид Федоров, Владимир Волков - "Волны"Юлия Боровинская13.07.2010
РецензииЛеонид Фёдоров, Владимир Волков - "Wolfgang"Владимир Е. Обломов25.11.2010
РецензииЛеонид Фёдоров - "Весна"Татьяна Ежова27.06.2012
РецензииФёдоров и КРУЗЕНШТЕРН - "Быть Везде"Олег Гальченко25.03.2014
СтатьиДушеполезные песни один раз в год (Котов, Старостин, Волков, Фёдоров. Концерт в ЦДХ, Москва, 25.09.2009)Алексей Анциферов29.09.2009
СтатьиПролетая над свечой (Леонид Фёдоров и Владимир Волков в ЦДХ, Москва, 26.09.2014)Старый Пионэр28.09.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.007