А. Котов, С. Старостин, В. Волков, Л. Фёдоров - "Душеполезные Песни На Каждый День"


(c) & (p) Ulitka Records, 2008

И то, что мы называем фолком, и то, что мы называем джазом, и то, что мы называем роком, обретает несравненно более глубокий смысл как часть целого. Банальная идея, но многими ещё не усвоенная - по сути всё это фолк. И важно, что стоит за всем этим фолком. Вот у человека есть музыка. Что он с ней делает?

Сейчас выпускается довольно много славянской фолк-музыки разных эпох в разных интерпретациях. Но альбом "Душеполезные Песни На Каждый День" стоит здесь особняком прежде всего потому, что его создатели взялись за такой пласт как духовная поэзия. Да, они не единственные, кто занимается этим. Но перед нами не просто сборник древних текстов определённой тематики и древних мелодий. Есть в нём и авторские композиции, и народные песни, не имеющие отношения к духовной поэзии. Духовные стихи помещены в пространство, где и происходит земная духовная жизнь человека, то есть в пространство человеческих метаний, сомнений. Таков метод, которым достигнуто здесь ощущение и вневременное, и внутривременное.

Любопытный (но, думаю, не определяющий) факт: все четверо участников проекта представляют разные музыкальные жанры. Андрей Котов - руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки СИРИН, Сергей Старостин - известнейший собиратель русских народных песен и участник различных фолк-коллабораций, Владимир Волков - джазмен, Леонид Фёдоров вышел из рок-среды. Однако каждый из них - экспериментатор в своём жанре, и того же Фёдорова уже давно трудно назвать рок-н-ролльщиком. Записи этого альбома предшествовали совместные концерты, где программа видоизменялась и "обкатывалась" несколько лет. Главные здесь - Котов и Старостин, это больше их альбом, Фёдоров и Волков тактично аккомпанируют при помощи гитары, перкуссии, синтезатора, контрабаса и виолы да гамба. Котов и Старостин поют и создают музыкальный мир при помощи колёсной лиры, гуслей, калюки и двух кларнетов - обычного и мянкелефинского.

Говорят, что эмбиент придумал Брайан Ино. Похоже, не он. А тот человек, который придумал колёсную лиру...

"Душеполезные Песни На Каждый День" - это альбом о жизни, полной мыслей о смерти. И о поисках и обретениях жизни в высшем, главном смысле этого слова. Музыка... Мы слышим здесь и народные мелодии разных областей России, и знаменный распев, и музыку Котова и Старостина. Котов сочиняет мелодии к древним текстам, Старостин поёт свои. Замечательные тексты, написанные им, вовсе не диссонируют с теми, что сочинены неизвестными нам авторами. Но, что ценно, Старостин не занимается стилизациями - чувствуется, что для него писать и петь в этой манере естественно. Впрочем, стихи его более привычны для современного восприятия, и это нормально. Как века назад, так и ныне. История России и история жизни каждого человека в любой стране. Человек думает о своей смерти прямо и слагает "Стих О Смерти" или "Когда Уйду", вспоминает о ней среди шумных праздников ("Заведу Я Компанью"), думает о времени ("Отшельник"), о жизни, о своей душе, о Боге ("О, Человече", "Глубоко", Псалом №1 в переложении Н. М. Языкова, "Куда Летишь, Кукушечка"). Когда-то в старину не было чёткого разделения на духовную и светскую культуру. Но и тогда возможно было, черствея душой, деградировать до уровня очень знакомого нам вульгарного материализма ("А В Лугах") или впасть в так называемое двоеверие, когда христианские святые воспринимаются лишь как помощники в бытовых нуждах, то есть по сути вернуться в состояние язычника ("Макарий"). Последние две из упомянутых песен - единственные в альбоме, не имеющие никакого отношения к духовной поэзии, но это как два штриха, предельно ясно дающие понять, на каком фоне существуют все наши высокие помыслы, стремления в этом мире. Это как ответ на вопрос иных людей: "От чего спасаться?"

Чувствуется, что Леонид Фёдоров приложил руку и к сведению (хотя в буклете об этом ничего не сказано). Он давно уже зарекомендовал себя мастером создания многомерных звуковых полотен, где вовсе не обязательно должны чётко прослушиваться отдельные инструментальные партии. Отрадно, что музыка альбома одновременно и лишена какого-то специфически авангардистского подхода, и далека от расхожих представлений о русском фолке, и не воспринимается как некая малопонятная экзотика. В целом атмосфера альбома - как напоминание о тех корнях и почвах, из которых в нашей музыке может появляться нечто по-настоящему уникальное и в то же время близкое людям разных культур. А истинное новаторство всегда там, где есть живая традиция.

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 28 ноября 2008, 10:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЛеонид Фёдоров, Владимир Волков - "Романсы"Владимир Е. Обломов06.02.2008
РецензииЛеонид Фёдоров, Владимир Волков, Джон Медески, Марк Рибо - "Разинримилев"Сергей Райтер01.04.2010
РецензииЛеонид Федоров, Владимир Волков - "Волны"Юлия Боровинская13.07.2010
РецензииЛеонид Фёдоров, Владимир Волков - "Wolfgang"Владимир Е. Обломов25.11.2010
СтатьиПролетая над свечой (Леонид Фёдоров и Владимир Волков в ЦДХ, Москва, 26.09.2014)Старый Пионэр28.09.2014
РецензииЛеонид Фёдоров - "Весна"Татьяна Ежова27.06.2012
РецензииФёдоров и КРУЗЕНШТЕРН - "Быть Везде"Олег Гальченко25.03.2014
СтатьиДушеполезные песни один раз в год (Котов, Старостин, Волков, Фёдоров. Концерт в ЦДХ, Москва, 25.09.2009)Алексей Анциферов29.09.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.19 / 9 / 0.055