ПЕЛАГЕЯ - "Тропы"


(с) гр. ПЕЛАГЕЯ/ИП Ханова С.Г., 2010
(р) Студия СОЮЗ, 2010


В некотором царстве, в тридевятом государстве жил да был дурак, а звали его Никак. Утром ранним, нежным и плакучим вышел Никак в сени. Тихо, темно, лишь капли дождевые время отмеряют: кап-кап. Да откуда-то издалека - то ли стон чей-то раздается, то ли мать дитя успокаивает. Посмотрел наружу - а там все черно-белое, как в советских кинофильмах, светлая гитарная грусть, протяжная баянность. И лежит дорожка от дома прямиком в поле (а поперек экрана титры бегут: трóпы - в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному). Вот и решил он, что нечего сидеть на печи и берестяные грамотки изводить, пора бы уже ума-разума набираться. Он ведь почему был дураком? Да потому что не знал, чего душеньке его надобно в первую очередь: фолка, рока или этно. Прихватил котомку, кинул в нее чернильницу, два гусиных пера и три индюшьих ножки, повесил на шею плеер и отправился в путь нелегкий и далекий.

Дураку можно только позавидовать: кому еще за один день выпадет столько событий и приключений? Стоило лишь стряхнуть с себя остатки крепкого казацкого сна, приправленного неутешительными догадками есаула, как тут же пришлось деву спасать-утешать, уговаривать ее не отдавать дочу малую на сестрины руки, да от воды за юбку оттаскивать. Это ведь для молодцев шальных потеря кольца - что чих на пыльной дороге, а для честной девицы - гибель лютая. А чего стоит встреча с Оборотнем-Князем, не способным сделать выбор между жаждой боя и мирным человеческим счастьем со своей Княжной? Или волшебное свидание с любимой посреди нереального сна? Да только за эти Фиолетовые Сны можно было покинуть и дом, и край, и весь необъятный мир. А ведь еще были две красавицы (наверняка сестры?), разделенные вопросом замужества как уши головою: одной, видите ли, не по нраву, что родители ее из дома выпроваживают, а второй - с точностью наоборот - до мужского ложа добраться невтерпеж. И малец, сладко посапывающий под колыбельную на руках у мамы, и безнадежно-безответно влюбленная женщина - это все счастливые встречи дурака, познающего жизнь в кратчайшие сроки. Но он не был бы дураком, если бы, встретив своих старых казаков-приятелей, тут же не вскочил бы на коня. Оглянулся Никак на прощание, поправил на голове наушники, вынул из плеера первый диск и усвистал со своим войском в широкую степь.

Одна инструментальная пьеса для гитары с вокализом, три народных песни и шесть авторских номеров на музыку Павла Дешуры и слова Светланы Хановой - таково содержание первого тропа (или первой тропы, если вам хочется). Обрамленные казацкой темой песни первого диска в целом посвящены отношениям между Женщиной и Мужчиной. Громко и тихо, торжественно и обыденно, печально и весело песни рассказывают о главной части в жизни человека. Как это у них получается? Не становится ли авторская поэзия поперек обкатанных годами народных текстов? Не противится ли русский мелос "искрам электричества"?

Ничуть. Похоже, что долгое изучение фольклора и глубокое проникновение в него выработали у Светланы Хановой естественную собственную манеру сочинения текстов, в которой виден и свой почерк,

Сон забыл расставание,
Все вернулось, как вдох,
Волшебством Мироздания
Фиолетовых снов...


и легкоузнаваемые этнические мотивы

Майской русалкой всхлипнет,
Жаром-щеками вспыхнет,
Каплей-любовью-ядом...
С первого взгляда!


Назвать это можно как угодно - нео-этно или фолк-модернизм - но ведь не в названии дело. А вот тот факт, что далеко не всем слушателям удается безошибочно определить, когда звучит народная песня, а когда - авторская, говорит о колоссальной работе, проделанной группой, за что благодарить надо и не по годам острое композиторское чутье Павла Дешуры, и отточенное до малейших нюансов исполнение вокалистки. Не случайно ведь рядышком находятся антагонистические народная страдальческая "Голубушка" и ядреный этно-рокенрол "Мамка". Но слушатель воспринимает их соседство не как противостояние, а как развитие общей темы, как вариативность народных сюжетов, как хитрый песенный троп, способный изменить смысл сказанного. Голос уникальной певицы - это тоже всегда развилка, всегда tropos (tropos, греч. - поворот, оборот речи). Наверное, не существует ничего, что не смогла бы спеть Пелагея. Во всяком случае, так иногда кажется.

Остальные участники группы тоже не хлебают лаптем щи - в особенности Антон Цыпкин, сыгравший на баяне, аккордеоне и клавишных. Разве что порой немного не хватает барабанной феерии от Дмитрия Зеленского; душа просит чего-то такого - то ли удара в пах, то ли щекотки за пазухой - а приходится упокоиться ровным ритмом или нехитрой сбивкой. Слабое звено на первой пластинке только одно - "Омут". Эстрадный вальсок не попал в общую канву и не только не готовит к заключительному казачьему лихачеству "Степи", но, напротив, расхолаживает, атрофирует особо чувствительные (в том числе и эрогенные) зоны. Бесполое счастье в гетеросексуальном откровении звучит весьма спорно и выпадает из гнезда. Ну, и несколько тяжеловесным выглядит фэнтези в мини-рок-опере "Оборотень-Князь".

А дурака-то с утра пташечка разбудила, продрал он очи свои бестолковые - гля, а казаченьки-то по кустам да ямам поразбросаны. Видно, перебрали вчера в боевом запале. Уж предлагал он им по первой-второй глотнуть, да третьей-пятой запить - куда там, расползлись, не сыскать. Вышел Никак на дорогу один, горе мыкает, цель свою походную забыл начисто, да только прямо поперед него идет девушка, плачет. Тю, да это ведь к мамке возвращается та самая сестренка, которая давеча все замуж выскочить мечтала. Или не та? А, неважно, кручины и без нее хватает, со всеми своей душой не поделиться. Ну не дурак ли он после этого? Знать бы Никаку о том, что нынче ночью здесь Полночный Всадник кружил (а за его спиной почему-то темнел силуэт огромного дирижабля) - нипочем бы девушку одну не бросил. А если б он еще знал, что ее сестрица мается в долгожданном замужестве, то и вовсе за весь женский род душу бы свою выпростал. Но не знал он ничего такого, вернулся с пустыми карманами в свою деревню, посередь которой пьянка-гулянка шла. Старики веселятся, девки смеются, пьянь-соседи беседы ведут, грязь-лужи под ногами скользят - это Родина, дурак. И только городская дачница под яблоней с мамой в обнимку сидит и пса по большой голове гладит. Эх, не случилось ума-разума для Никака, зря только ноги оттоптал. Скинул с головы наушники, обернулся, а от деревни все так же паутиной разбегаются во все стороны тропы.

...А в это время из-за угла крайней избы выходили на большую дорогу в обнимку алкоголик-анархист и девушка с распущенными волосами.

ПЕЛАГЕЯ на официальном сайте обозначена как рок-этно арт-фолк группа. Весьма справедливое определение - и рока, и арта, и фолка, и этно в творчестве группы предостаточно. И если первый диск больше показывал арт и этно, то второй делает акцент на роке и фолке. Шесть народных песен, еще одна казачья - бонусом и четыре авторских (одна из которых - а капелла). С первой же песни ("Пташечка") реабилитировался за не очень выразительную первую часть альбома Дима Зеленский: дал сочный кач с медитативным психоделиком в откровенно "пинкфлойдовской" аранжировке. Неожиданно обыгран текст в старинных казачьих "Снежочках" (не забываем, что одно из значений слова "тропы" - вставки в канонизированный текст). Не менее оригинальным оказалось и звуковое решение - гитара дает мрачного коксу а ля BLACK SABBATH. Радует ощутимый прогресс басиста группы Александра Савиных, который подошел к записи в хорошей, плотной форме: чувствуется, что отработал с вдохновением и радостью. В целом второй диск кажется более насыщенным и богатым по музыкальному содержанию. Опять же, в который раз сумела удивить непредсказуемостью Пелагея (на "Розах", например, так и хочется воскликнуть: "Откуда у девы испанская грусть?").

Но если кто-то подумает, что второй диск слушается с бóльшим интересом благодаря преобладанию фольклорных песен, то он заблуждается. Парадоксально, но собственные песни группы так и норовят выпрыгнуть из общего ряда фолк-роковых экзерсисов, обращая на себя внимание, притягивая к себе. Здесь собрались почти все самые серьезные удачи. Если трогательная "Мамина Bossa Nova" не заставляет вас сопереживать ("К черту всю работу, я уеду к маме") или хотя бы вспомнить о собственной маме, то это первый звоночек, что неплохо бы провериться у семейного психотерапевта на предмет чувствительности нервных окончаний. "Деревня" взывает к духу Василия Шукшина, ведь только он умел вот так показать сначала непроходимую русскую глухомань (в том числе и человеческую) во всей ее неприглядности ("За калиткой ржавою поступью державною пьянь-сосед безжалостно портит горизонт..."), а после махнуть гроздью калины красной ("Пленительно красиво заплетают ивы силуэт моста") - и понимаешь, что никуда от родных палестин тебе не деться. Светлана Ханова здесь чаще отходит от традиционного стихосложения, подпуская и сентиментальность, и иронию. Но вершиной альбома можно считать "Полночного Всадника", где в нескольких частях песни сошлось всё воедино: многокрасочная палитра голоса Пелагеи, мощная инструментальная часть (ведомая полистиличной гитарой Павла Дешуры) и эзотерический текст Светланы. Если б LED ZEPPELIN были рождены в России, то их взлет начался бы именно с такой вещи:

Бродит смутная душа Вселенной.
Ей самой не знать ни Рождества, ни тлена
Не ведает смутная, скорбная эта Душа...


И что бы ни приключилось в жизни, но если у вас осталась хотя бы крупица желания встать, эта песня поможет вам подняться. Даже такому дураку как Никак.

Оценка по моей пятибалльной системе - "пять".

PS: Бонусом ("При Лужку") записан симпатичный дуэт Пелагеи с Михаилом "Горшком" Горшеневым (КОРОЛЬ И ШУТ). Похоже, это становится уже доброй традицией. В прошлый раз был Гарик Сукачев, теперь - Горшок. Кто будет следующим?

PPS: А вот за оформление "Союзу" можно поставить троечку. И нечитаемый текст на задней стороне обложки, и типографский брак в буклете (в виде лишнего листка), и разномастица в названиях одной и той же песни - не самые приятные моменты.

Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 24 мая 2010, 16:41
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (32) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПЕЛАГЕЯ - "Сингл"Максилла Кузнецов26.02.2007
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Девушкины Песни"Федор Широков13.03.2007
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Девушкины Песни"Порываев Андрей19.03.2007
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Девушкины Песни"Старый Пионэр05.06.2008
СтатьиПлач Свободы (ПЕЛАГЕЯ в клубе "Китайский летчик Джао Да", Москва, 7.03.2004)Старый Пионэр16.03.2004
СтатьиИстоки (ПЕЛАГЕЯ в БКЗ "Октябрьский", Петербург, 17.03.2005)Jolly29.03.2005
СтатьиТишина для ПЕЛАГЕИ (концерт в Нижнем Новгороде 14.10.2007)Старый Пионэр09.11.2007
СтатьиИспытание сил (ПЕЛАГЕЯ в клубе "Б1 Maximum", Москва, 25.04.2009)Старый Пионэр07.05.2009
СтатьиПелагея, Даша и Аксюта: хроника "позора"Старый Пионэр08.05.2009
АрхивПервый блин ПелагеиМаксилла Кузнецов30.03.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.012