Тишина для ПЕЛАГЕИ (концерт в Нижнем Новгороде 14.10.2007)


Тишина... Пелагея сидела на краю сцены и раздавала автографы. Около нее оставалось уже не больше десятка человек - остальные успели получить подпись певицы и переминались внизу, возле гардероба. Зал "Юпитера" еще сохранял приметы прошедшего концерта - провода на сцене, рекламные брошюрки на креслах, баннер "ЕвгеНиКо" на стене - но волшебства не осталось уже никакого, разве только откуда-то сверху воспоминанием звучал далекий голос девушки, улетевшей за облака. А ведь еще 10 минут назад почти целиком заполненный зал стоя аплодировал под зажигательные "Валенки", выпрошенные на бис. Горящие глаза, горящие ладони, горящие сердца. Любой, кто зашел бы с улицы в зал именно в этот момент, сразу бы понял, что попал на праздник. Так оно и было.

Тонкая вязь индийского и алжирского фольклора, вплетенная в русскую народную "Пелагеюшку", не только подчеркивала текст песни, но и создавала атмосферу музыкальной ярмарки, неожиданно пришедшей к нижегородцам. Впрочем, в зале сидели не только нижегородцы: были здесь гости изо всех окрестных городов и поселков, а еще из Москвы и Санкт-Петербурга, из Кирова и Рязани... Зрители самые разные не только по месту проживания, а и по социальному положению, образованию, возрасту - но всех их объединяло чувство участия в празднике собственных грез, воплощенных в явь группой ПЕЛАГЕЯ. Объявление песни было встречено таким пронзительным девичьим визгом, что даже Пелагея подивилась, невольно воскликнув: "Ух, ты!" Рыжеволосый мальчуган прыгал на кресле, вытанцовывая "Пелагеюшку": "Эх, жаль, что места мало!" Восторг на лице ребенка нельзя ни подделать, ни вызвать на заказ. Андрей Макаревич когда-то спел: "На пять минут вы станете добрее..." Да, и это, наверное, тоже было, но куда важнее, что на два часа люди стали честнее. И кто-то честно пел вместе с Пелагеей "Мама-Африка", а кто-то так же честно в этот момент недоумевал, услышав ямайские ритмы.

Группа ПЕЛАГЕЯ
Наибольшее опасение вызывал бас-гитарист. Августовские анонсы отводили эту роль в группе Сергею Калачеву, известному также как Гребстель (так и писали: "Сергей Гребстель - бас"), но накануне стало известно, что басист будет совсем новый и молодой. Три репетиции и ни одного концерта - уважительная причина для локальных неудач, но кому нужны эти самые уважительные причины? Разве интересна зрителям кухня и подоплека? Нет, люди ждут полноценного представления. И Никита Трунов выдержал боевое крещение с честью. Вряд ли можно было говорить о его виртуозности или уникальном собственном почерке (чего никто особенно и не ждал), но Никита не ударил в грязь лицом. Он четко держался в ансамблевом звучании, достойно справляясь с задачей. И поэтому по праву заслужил аплодисменты публики, когда Пелагея поздравила его со сцены с первым концертом.

Казачьи песни завершала "Пчелочка". Озорной вокал и мощная гитарная подача завертели хоровод какого-то бездумного веселья, которое не утихало уже до конца. Возможно, песня не из разряда тех, которые отличаются особой глубиной (Пелагея говорит, что в детстве ей и вовсе непонятен был текст, кроме слова "сисочки"), но в контексте праздника звучит уместно. Понятно, какая нелегкая задача ложится на плечи звукорежиссера, когда приходится озвучивать столь полистилистичную команду. Хорошо, если зал снабжен приличным аппаратом (ПЕЛАГЕЯ не выступает в клубах, в том числе и по причине слабости клубного звука), но в любом случае необходимо досконально знать репертуар группы и живо реагировать на любые неожиданности. К сожалению, даже такие хорошие залы, как "Юпитер", не лишены акустических ям, и тут уже неважно, кто именно сидит за пультом. Но ямы - ямами, а все остальное пространство было заполнено четким и чистым звуком с выверенным балансом, за что спасибо звукорежиссеру группы Валентину Шишкину.

ПелагеяКазачьи песни - беспроигрышный вариант на многих концертах. С ними и "колдовать" сверх меры не нужно, покорно следуя за раздольной мелодией и простыми словами. Особенно, если эти песни уже не первый месяц находятся в ротации популярных радиостанций. Группа ПЕЛАГЕЯ обладает чутким пониманием этих песен, не переанжировывая их без меры, но и не выставляя в виде банального кабацкого разгуляя. Исполнение казачьих песен со сцены всегда грозит обратиться в пошлость, направленную на нетребовательного простолюдина-потребителя. В "Юпитер" пошлость даже писем не писала. Во многом это персональная заслуга вокалистки группы - Пелагеи Хановой. Пелагея сегодня откровенно в форме - в психологической, физической, эмоциональной - и у нее получается все без оговорок. Причем создается впечатление, что выступает дива-сибирячка без малейших усилий. Чувствуется, что ей все происходящее доставляет колоссальное удовольствие, она словно подпитывается биением сотен сердец, даря свое умение пришедшим. Если прикрыть глаза, то легко представить, что это поет хлебнувшая квасу Бьорк... Пелагея - это не только редкий голос, но и зачаровывающая пластика движений. Сложно поверить в то, что с ней не работает дополнительно хореограф. Руки певицы запросто превращаются в крылья вспугнутых птиц. Одна из зрительниц делится впечатлениями: "Мне ее руки напомнили руки Улановой в "Лебедином озере". Только у Улановой движения более угловатые". Пелагея движется по сцене легко и непосредственно, но если подойти поближе, то станет видно, что волосы девушки потемнели от пота. Это вам на всякий случай, чтобы не было иллюзий.

Ставшая притчей во языцех стилистическая "всеядность" коллектива - это не слабость и не сила. Это естественная отличительная особенность, как, например, цвет глаз у человека. Поэтому и ироничный романс "Розы", исполненный в ритмах латино - не прихоть экзотики ради, а органичная часть нового альбома, к записи которого ПЕЛАГЕЯ, возможно, приступит в недалеком будущем. Но какую бы музыку ни играла группа, одно остается неизменным - фирменное звучание, к которому коллектив шел не один год. Казалось бы, что такое перкуссия в рок-группе? Запасное колесо позади джипа, щепотка приправы для борща, крылья у страуса. А вот поди ж ты - без нее не состоялся бы нынешний облик ПЕЛАГЕИ. В немалой степени это произошло благодаря самой личности Артура Серовского, ставшего не только полноправным членом группы, но и настоящим другом. Артур сумел передать музыке свои жизнерадостность и легкость, дополняя разнообразие характеров в составе группы. Кто бы мог подумать, что после трагической потери друга и прекрасного баяниста Жени Усцова именно перкуссионист сумеет в какой-то мере залатать ту зияющую дыру в аудиополотне ПЕЛАГЕИ, которую не сумели заполнить ни клавишные, ни саксофон?

"Розы" обозначили окончательный поворот программы в сторону зажигательного праздника, а перед этим... Когда Пелагея объявила, что сейчас будет авторская песня замечательной девушки, "поэта без кожи" Яны Дягилевой, большинство зрителей стало аплодировать, не дожидаясь начала песни, а остальные начали дергать соседей с вопросом: "А кто это такая?" Что же, теперь о Яне Станиславовне знает еще сотня человек. И наверняка захочет узнать еще больше. "Нюркина Песня" прозвучала мощно и красиво, трогательно и нежно, трагично и светло, лукаво и исповедально. Почему-то кажется, что Янка была бы счастлива услышать такое исполнение своей песни. Возможно, даже у нее побежали бы по коже мурашки, когда бы она услышала со сцены при поддержке сильного и чистого звука: "Развернулась бабской правдою стена..."

Толпа в холле во время антракта вокруг продавщицы дисков - естественная реакция на первое отделение концерта. Счастливцы, сумевшие оказаться в первых рядах, бережно поглаживали серую обложку с алой ленточкой, завязанной в бант. Но повезло не всем. Какая-то девчушка со слезами на глазах стояла в стороне - похоже, она просто не могла поверить, что ей не досталось компакта. А вот дама постарше: о нет, она не опустила беспомощно руки, в ее глазах не отчаяние, а откровенная ярость. Женщина готова прямо сейчас взять продавщицу под руки и везти в то место, где еще есть хоть один диск ПЕЛАГЕИ. Девушка, так неразумно продавшая все диски до единого, оглядывалась вокруг, надеясь найти помощь и поддержку у ожидающей начала второго отделения публики, но наталкивалась лишь на злорадные огоньки в их глазах. В итоге компромисс был найден: продавщица дала свой номер телефона новоприобретенной поклоннице таланта певицы и была отпущена живой и здоровой. Мужчины вели себя более сдержанно. Два бизнесмена важно обсуждали, какой шикарный концерт они посетили сегодня: "Не зря я из Москвы прилетел. Все же в столице совсем не так было". Хайрастый рокер бубнил в телефон, едва сдерживая эмоции, способные пошатнуть его статус: "Я на ПЕЛАГЕЕ сейчас. Да, они оказались круче, чем я думал. На это стоит посмотреть". Антракт готовил публику к концерту, а то, что было перед ним, можно назвать только одним словом - спектакль.

Видеоряд, проецируемый на задник сцены, расширял толкование песен, создавая новое измерение (звук - люди на сцене - изображение на экране). Местами видео было подобрано настолько точно, что спутывалась причинно-следственная связь: то ли фильмы подбирались к песням, то ли песни иллюстрировали показываемое. Что-то похожее уже приходилось видеть и слышать. Неясно чем была рождена первая ассоциация, музыкой или картинкой - скорее всего, и тем, и другим одновременно. 18 лет назад. Москва, "Олимпийский", PINK FLOYD. Экран (в тот раз - круглый), на котором - стелющаяся под ветром трава. Отличное качество звука. Странная мягкость ударных, являющих даже в самых хардовых местах парадоксально вязкую упругость. Глубоко звучащая гитара. Нижний Новгород, "Юпитер". ПЕЛАГЕЯ. Очень похоже. Возможно, Дмитрий Зеленский - не Ник Мэйсон, но манера игры не просто схожа, а даже в какой-то мере родственна. Вот только о масштабности установки флойдовского друмаря нашему барабанщику приходится пока лишь мечтать, но это, как говорится, дело наживное, а все остальное уже имеется.

Завершающая первое отделение мегапесня "Этническая" с каждым годом становится все больше и больше, позволяя группе в течение одного номера продемонстрировать значительную часть своих возможностей. Если учесть, что в нынешней программе она прозвучала сразу же следом за цыганской компиляцией, то путешествие по странам и континентам получилось и вовсе впечатляющим: огненный вихрь эмоций цыганского табора сменялся колдовскими ритмами Севера, а имитация горлового пения чередовалась с африканскими напевами. Говорите, группа неразборчива в выборе материала? А кто еще из известных отечественных исполнителей сможет устроить на своем концерте столь грандиозное музыкальное странствие, да еще так, чтобы это не выглядело жалким суррогатом с качеством "маде ин Чайна"?

Павел ДешураОсталось еще сказать только об одном участнике, который значит для группы не меньше Пелагеи, но отнюдь не всегда получает в свой адрес комплименты. Павел Дешура - это не только гитарист, связанный с Пелагеей многолетней дружбой, но и основной генератор музыкальных идей, тот самый творческий центр, который (вместе с продюсером коллектива Светланой Хановой) делает из хороших песен (иногда забытых, а иногда, наоборот, любимых народом) песни группы ПЕЛАГЕЯ. Есть гитаристы вроде Ингви Мальмстина, доводящие до технического совершенства набор стандартов, составляющих сокровищницу гитарной музыки. Есть же гитаристы, которые головой работают больше, чем руками, привнося в гитарный мир собственную личность, делая его богаче и шире. Дешура - это умный гитарист, открывающий людям себя и открытый для окружающей музыки, но не пренебрегающий техникой исполнения. Несмотря на молодость, он очень похож на профессора гитарной игры. На сумасшедшего профессора. В этот вечер Паша был изумителен своей почти фармацевтической точностью. Каждый звук, каждый вдох гитары, каждое самое легкое прикосновение к струнам выверено до микрона. Это было больше похоже на сто раз вычищенную студийную запись, нежели на концертное выступление живого человека. На протяжении всего концерта гитара пела дуэтом с девушкой, была равноправной героиней концерта, но перед "Цыганской" ей была отведена в спектакле сольная роль. Павел никак не называет свою инструментальную композицию для акустической гитары, считая ее всего лишь "поделкой". Наверное, это справедливо. Никому ведь не приходит в голову давать название своей жизни, а инструментальная пьеса Дешуры - это и есть жизнь. Начинается все робкими шагами ребенка, осторожно входящего в большой мир. Звуки маминой песни перемешиваются с отзвуками мегаполиса за окном. Чем дальше, тем больше столкновений и эмоций, потом бурная молодость, наполненная страстями, отраженными в испанских мотивах. Зрелость сочетает в себе силу молодых лет, уверенность приобретенного опыта и нежность родительских отношений. А завершается композиция умиротворением старости, озаренной доброй ностальгией по прожитому - все то же, что и в детстве: мамина песня и шум машин за окном. Не надо никаких названий, это она и есть - безымянная жизнь.

ПелагеяЗал жадно впитывает в себя звуки песен вплоть до самой последней ноты. После каждого номера возникает безмолвная пауза на пару-тройку секунд, когда звенящая тишина успевает послать людям свой финальный воздушный поцелуй. Зрители создают благодарную тишину, а потом разрывают ее залпами аплодисментов. Спектакль увлекает их с самого начала. Женщина в центре зала крепко сжимает руку сына-тинэйджера. Даже охранники забывают следить за порядком (да и что следить за ним, если он сам замер, наблюдая за происходящим?). Действо открывается песней Юлия Кима "Думы Окаянные", которая исполняется очень личностно, так, словно поется каждому из слушателей в отдельности, тет-а-тет.

Фотограф открыл рот, да так и просидел всю первую песню, не сделав ни одного снимка. Шоу начинается. Встречайте - группа ПЕЛАГЕЯ! Только сначала замрите и подарите музыкантам три секунды тишины.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 09 ноября 2007, 20:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (7) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииПЕЛАГЕЯ - "Сингл"Максилла Кузнецов26.02.2007
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Девушкины Песни"Федор Широков13.03.2007
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Девушкины Песни"Порываев Андрей19.03.2007
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Девушкины Песни"Старый Пионэр05.06.2008
РецензииПЕЛАГЕЯ - "Тропы"Старый Пионэр24.05.2010
СтатьиПлач Свободы (ПЕЛАГЕЯ в клубе "Китайский летчик Джао Да", Москва, 7.03.2004)Старый Пионэр16.03.2004
СтатьиИстоки (ПЕЛАГЕЯ в БКЗ "Октябрьский", Петербург, 17.03.2005)Jolly29.03.2005
СтатьиИспытание сил (ПЕЛАГЕЯ в клубе "Б1 Maximum", Москва, 25.04.2009)Старый Пионэр07.05.2009
СтатьиПелагея, Даша и Аксюта: хроника "позора"Старый Пионэр08.05.2009
АрхивПервый блин ПелагеиМаксилла Кузнецов30.03.2006

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005