Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

ПЕЛАГЕЯ - "Тропы"
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 24 Май 2010, 16:41 - ПЕЛАГЕЯ - "Тропы" Ответить с цитатой

(с) гр. ПЕЛАГЕЯ/ИП Ханова С.Г., 2010
(р) Студия СОЮЗ, 2010


В некотором царстве, в тридевятом государстве жил да был дурак, а звали его Никак. Утром ранним, нежным и плакучим вышел Никак в сени. Тихо, темно, лишь капли дождевые время отмеряют: кап-кап. Да откуда-то издалека - то ли стон чей-то раздается, то ли мать дитя успокаивает. Посмотрел наружу - а там все черно-белое, как в советских кинофильмах, светлая гитарная грусть, протяжная баянность. И лежит дорожка от дома прямиком в поле (а поперек экрана титры бегут: трóпы - в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному). Вот и решил он, что нечего сидеть на печи и берестяные грамотки изводить, пора бы уже ума-разума набираться. Он ведь почему был дураком? Да потому что не знал, чего душеньке его надобно в первую очередь: фолка, рока или этно. Прихватил котомку, кинул в нее чернильницу, два гусиных пера и три индюшьих ножки, повесил на шею плеер и отправился в путь нелегкий и далекий.

Дураку можно только позавидовать: кому еще за один день выпадет столько событий и приключений? Стоило лишь стряхнуть с себя остатки крепкого казацкого сна, приправленного неутешительными догадками есаула, как тут же пришлось деву спасать-утешать, уговаривать ее не отдавать дочу малую на сестрины руки, да от воды за юбку оттаскивать. Это ведь для молодцев шальных потеря кольца - что чих на пыльной дороге, а для честной девицы - гибель лютая. А чего стоит встреча с Оборотнем-Князем, не способным сделать выбор между жаждой боя и мирным человеческим счастьем со своей Княжной? Или волшебное свидание с любимой посреди нереального сна? Да только за эти Фиолетовые Сны можно было покинуть и дом, и край, и весь необъятный мир. А ведь еще были две красавицы (наверняка сестры?), разделенные вопросом замужества как уши головою: одной, видите ли, не по нраву, что родители ее из дома выпроваживают, а второй - с точностью наоборот - до мужского ложа добраться невтерпеж. И малец, сладко посапывающий под колыбельную на руках у мамы, и безнадежно-безответно влюбленная женщина - это все счастливые встречи дурака, познающего жизнь в кратчайшие сроки. Но он не был бы дураком, если бы, встретив своих старых казаков-приятелей, тут же не вскочил бы на коня. Оглянулся Никак на прощание, поправил на голове наушники, вынул из плеера первый диск и усвистал со своим войском в широкую степь.

Одна инструментальная пьеса для гитары с вокализом, три народных песни и шесть авторских номеров на музыку Павла Дешуры и слова Светланы Хановой - таково содержание первого тропа (или первой тропы, если вам хочется). Обрамленные казацкой темой песни первого диска в целом посвящены отношениям между Женщиной и Мужчиной. Громко и тихо, торжественно и обыденно, печально и весело песни рассказывают о главной части в жизни человека. Как это у них получается? Не становится ли авторская поэзия поперек обкатанных годами народных текстов? Не противится ли русский мелос "искрам электричества"?

Ничуть. Похоже, что долгое изучение фольклора и глубокое проникновение в него выработали у Светланы Хановой естественную собственную манеру сочинения текстов, в которой виден и свой почерк,

Сон забыл расставание,
Все вернулось, как вдох,
Волшебством Мироздания
Фиолетовых снов...


и легкоузнаваемые этнические мотивы

Майской русалкой всхлипнет,
Жаром-щеками вспыхнет,
Каплей-любовью-ядом...
С первого взгляда!


Назвать это можно как угодно - нео-этно или фолк-модернизм - но ведь не в названии дело. А вот тот факт, что далеко не всем слушателям удается безошибочно определить, когда звучит народная песня, а когда - авторская, говорит о колоссальной работе, проделанной группой, за что благодарить надо и не по годам острое композиторское чутье Павла Дешуры, и отточенное до малейших нюансов исполнение вокалистки. Не случайно ведь рядышком находятся антагонистические народная страдальческая "Голубушка" и ядреный этно-рокенрол "Мамка". Но слушатель воспринимает их соседство не как противостояние, а как развитие общей темы, как вариативность народных сюжетов, как хитрый песенный троп, способный изменить смысл сказанного. Голос уникальной певицы - это тоже всегда развилка, всегда tropos (tropos, греч. - поворот, оборот речи). Наверное, не существует ничего, что не смогла бы спеть Пелагея. Во всяком случае, так иногда кажется.

Остальные участники группы тоже не хлебают лаптем щи - в особенности Антон Цыпкин, сыгравший на баяне, аккордеоне и клавишных. Разве что порой немного не хватает барабанной феерии от Дмитрия Зеленского; душа просит чего-то такого - то ли удара в пах, то ли щекотки за пазухой - а приходится упокоиться ровным ритмом или нехитрой сбивкой. Слабое звено на первой пластинке только одно - "Омут". Эстрадный вальсок не попал в общую канву и не только не готовит к заключительному казачьему лихачеству "Степи", но, напротив, расхолаживает, атрофирует особо чувствительные (в том числе и эрогенные) зоны. Бесполое счастье в гетеросексуальном откровении звучит весьма спорно и выпадает из гнезда. Ну, и несколько тяжеловесным выглядит фэнтези в мини-рок-опере "Оборотень-Князь".

А дурака-то с утра пташечка разбудила, продрал он очи свои бестолковые - гля, а казаченьки-то по кустам да ямам поразбросаны. Видно, перебрали вчера в боевом запале. Уж предлагал он им по первой-второй глотнуть, да третьей-пятой запить - куда там, расползлись, не сыскать. Вышел Никак на дорогу один, горе мыкает, цель свою походную забыл начисто, да только прямо поперед него идет девушка, плачет. Тю, да это ведь к мамке возвращается та самая сестренка, которая давеча все замуж выскочить мечтала. Или не та? А, неважно, кручины и без нее хватает, со всеми своей душой не поделиться. Ну не дурак ли он после этого? Знать бы Никаку о том, что нынче ночью здесь Полночный Всадник кружил (а за его спиной почему-то темнел силуэт огромного дирижабля) - нипочем бы девушку одну не бросил. А если б он еще знал, что ее сестрица мается в долгожданном замужестве, то и вовсе за весь женский род душу бы свою выпростал. Но не знал он ничего такого, вернулся с пустыми карманами в свою деревню, посередь которой пьянка-гулянка шла. Старики веселятся, девки смеются, пьянь-соседи беседы ведут, грязь-лужи под ногами скользят - это Родина, дурак. И только городская дачница под яблоней с мамой в обнимку сидит и пса по большой голове гладит. Эх, не случилось ума-разума для Никака, зря только ноги оттоптал. Скинул с головы наушники, обернулся, а от деревни все так же паутиной разбегаются во все стороны тропы.

...А в это время из-за угла крайней избы выходили на большую дорогу в обнимку алкоголик-анархист и девушка с распущенными волосами.

ПЕЛАГЕЯ на официальном сайте обозначена как рок-этно арт-фолк группа. Весьма справедливое определение - и рока, и арта, и фолка, и этно в творчестве группы предостаточно. И если первый диск больше показывал арт и этно, то второй делает акцент на роке и фолке. Шесть народных песен, еще одна казачья - бонусом и четыре авторских (одна из которых - а капелла). С первой же песни ("Пташечка") реабилитировался за не очень выразительную первую часть альбома Дима Зеленский: дал сочный кач с медитативным психоделиком в откровенно "пинкфлойдовской" аранжировке. Неожиданно обыгран текст в старинных казачьих "Снежочках" (не забываем, что одно из значений слова "тропы" - вставки в канонизированный текст). Не менее оригинальным оказалось и звуковое решение - гитара дает мрачного коксу а ля BLACK SABBATH. Радует ощутимый прогресс басиста группы Александра Савиных, который подошел к записи в хорошей, плотной форме: чувствуется, что отработал с вдохновением и радостью. В целом второй диск кажется более насыщенным и богатым по музыкальному содержанию. Опять же, в который раз сумела удивить непредсказуемостью Пелагея (на "Розах", например, так и хочется воскликнуть: "Откуда у девы испанская грусть?").

Но если кто-то подумает, что второй диск слушается с бóльшим интересом благодаря преобладанию фольклорных песен, то он заблуждается. Парадоксально, но собственные песни группы так и норовят выпрыгнуть из общего ряда фолк-роковых экзерсисов, обращая на себя внимание, притягивая к себе. Здесь собрались почти все самые серьезные удачи. Если трогательная "Мамина Bossa Nova" не заставляет вас сопереживать ("К черту всю работу, я уеду к маме") или хотя бы вспомнить о собственной маме, то это первый звоночек, что неплохо бы провериться у семейного психотерапевта на предмет чувствительности нервных окончаний. "Деревня" взывает к духу Василия Шукшина, ведь только он умел вот так показать сначала непроходимую русскую глухомань (в том числе и человеческую) во всей ее неприглядности ("За калиткой ржавою поступью державною пьянь-сосед безжалостно портит горизонт..."), а после махнуть гроздью калины красной ("Пленительно красиво заплетают ивы силуэт моста") - и понимаешь, что никуда от родных палестин тебе не деться. Светлана Ханова здесь чаще отходит от традиционного стихосложения, подпуская и сентиментальность, и иронию. Но вершиной альбома можно считать "Полночного Всадника", где в нескольких частях песни сошлось всё воедино: многокрасочная палитра голоса Пелагеи, мощная инструментальная часть (ведомая полистиличной гитарой Павла Дешуры) и эзотерический текст Светланы. Если б LED ZEPPELIN были рождены в России, то их взлет начался бы именно с такой вещи:

Бродит смутная душа Вселенной.
Ей самой не знать ни Рождества, ни тлена
Не ведает смутная, скорбная эта Душа...


И что бы ни приключилось в жизни, но если у вас осталась хотя бы крупица желания встать, эта песня поможет вам подняться. Даже такому дураку как Никак.

Оценка по моей пятибалльной системе - "пять".

PS: Бонусом ("При Лужку") записан симпатичный дуэт Пелагеи с Михаилом "Горшком" Горшеневым (КОРОЛЬ И ШУТ). Похоже, это становится уже доброй традицией. В прошлый раз был Гарик Сукачев, теперь - Горшок. Кто будет следующим?

PPS: А вот за оформление "Союзу" можно поставить троечку. И нечитаемый текст на задней стороне обложки, и типографский брак в буклете (в виде лишнего листка), и разномастица в названиях одной и той же песни - не самые приятные моменты.

Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ


Последний раз редактировалось: Старый Пионэр (28 Май 2010, 14:52), всего редактировалось 3 раз(а)
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Воронин Сергей
Ветеран
Ветеран


Зарегистрирован: 20.02.2006
Сообщения: 392
Откуда: г.Воронеж

Сообщение 27 Май 2010, 20:39 - Ответить с цитатой

Я еще альбом не получил в свою фонотеку, но заказ вот-вот уже выполнят. Поэтому спрошу об оформлении.
Неужели так всё плохо с оформлением? Неужели опять никто не выверил верстку и не отредактировал текст?
Неужели всё еще хуже, чем на "Девушкиных песнях"? Там горе-верстальщик буклета удумал сверстать его так, что лицо Пелагеи на общем снимке оказалось аккурат на неаккуратном сгибе - по сути на разных страницах. Вместо очевидного и логичного - разместить эту фотографию на серединный разворот, да выверить всё так, чтобы и скрепка на лицо не попадала.

Такое впечатление, что качество оформления теперь уже не зависит ни от стоимости альбома, ни от декларируемой подарочности и диджипаковости, а исключительно от невежества редактора и некомпетентности верстальщика. Жуть...
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 28 Май 2010, 08:47 - Ответить с цитатой

Воронин Сергей
Неужели так всё плохо с оформлением?

Есть сведения, что с оформлением станет (или уже стало) лучше. К тому же, лишний листок в буклете - это, кажется, вообще уникальный брак, доставшийся исключительно мне. Сверстан буклет (точнее - два буклета) куда лучше. Очень красивые фотографии сопровождают каждый из текстов. Можно все было сделать лучше (в качестве примера могу привести последний альбом TRACKTOR BOWLING), но и в колокола бить не стоит.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Смурзик
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 28.05.2010
Сообщения: 6

Сообщение 28 Май 2010, 10:30 - Согласна! Оформление просто ЖУТЬ!!! Ответить с цитатой

 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Воронин Сергей
Ветеран
Ветеран


Зарегистрирован: 20.02.2006
Сообщения: 392
Откуда: г.Воронеж

Сообщение 28 Май 2010, 13:34 - Ответить с цитатой

Хотелось бы возразить предыдущему комментатору на его реплику: "Оформление просто ЖУТЬ!!!"...
Но на память пришло вот это:
"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Смурзик
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 28.05.2010
Сообщения: 6

Сообщение 28 Май 2010, 14:49 - Ответить с цитатой

Не очень поняла суть возражения. "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй" - это как раз про композицию из утопленниц на обложке. Я тут еще и в рецензию вчиталась... Обложка диска меркнет. "Бесполое счастье в гетеросексуальном откровении звучит весьма спорно и выпадает из гнезда." - если бы всю рецензию сократить до одной этой фразы, было бы весьма метко. Но увы, чувство меры графоманам не свойственно.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 28 Май 2010, 14:52 - Ответить с цитатой

Не смешно.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Ellion
Ветеран
Ветеран


Зарегистрирован: 26.04.2009
Сообщения: 325

Сообщение 28 Май 2010, 14:55 - Ответить с цитатой

если бы всю рецензию сократить до одной этой фразы, было бы весьма метко. Но увы, чувство меры графоманам не свойственно.

Вы смогли дочитать рецензию? Laughing У меня появилось ощущение, что Старый Пионер пытается написать не рецензию, а как минимум очередную главу к эпопеи достойной пера Роберта Джордана.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Смурзик
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 28.05.2010
Сообщения: 6

Сообщение 28 Май 2010, 15:27 - Ответить с цитатой

Я вообще читала с большим интересом. Помимо откровенного восхваления как всей группы, так и отдельных ее участников, текст изобилует моментами интересными с точки зрения психологии (если не сказать - психиатрии). "До мужского ложа добраться невтерпеж", "душа просит чего-то такого - то ли удара в пах, то ли щекотки за пазухой", "атрофирует особо чувствительные (в том числе и эрогенные) зоны" и др. - не совсем понятно какое это имеет отношение к музыке. Видимо, действительно, что-то случилось с зонами.

Да, слушателю (конкретно мне) не получилось безошибочно определить, когда звучит народная песня, а когда - авторская. Только говорит это не о "колоссальной работе, проделанной группой", а о неспособности выйти за пределы сложившегося имиджа и звучания. Но скорее всего такой цели и не было. Отдельного внимания заслуживают фотографии церквей в пошлых золотых рамочках. В общем и целом диск я бы характеризовала так - пригласи ты меня в ресторан, я надену все лучшее сразу. На любителя.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Воронин Сергей
Ветеран
Ветеран


Зарегистрирован: 20.02.2006
Сообщения: 392
Откуда: г.Воронеж

Сообщение 28 Май 2010, 16:13 - Ответить с цитатой

Смурзик
Не очень поняла суть возражения.
Прежде всего вы не поняли главного - я вам не возражал. :)
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Смурзик
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 28.05.2010
Сообщения: 6

Сообщение 28 Май 2010, 16:19 - Ответить с цитатой

У вас бы плохо получилось и то и другое, но если о главном - то и это не оно. Меня не интересуют местечковые склоки. В данный момент для меня главное то, что после покупки диска остался чек. Попробую доказать в магазине, что глубокое разочарование после прослушивания диска должно быть компенсированно, пусть хотя бы и материально.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Воронин Сергей
Ветеран
Ветеран


Зарегистрирован: 20.02.2006
Сообщения: 392
Откуда: г.Воронеж

Сообщение 28 Май 2010, 16:43 - Ответить с цитатой

Смурзик
У вас бы плохо получилось и то и другое,
По меньшей мере странное заявление новичка тутошнему старожилу... :)
Кстати, что вы имеете в виду под "тем" и "другим"? В моем комменте всего лишь "одно" было. :))
Смурзик
но если о главном - то и это не оно.
Вы, на мой взгляд, зациклились на своей персоне, равно как и на потерянных зазря материальных средствах.
Поймите же, я всего лишь пояснил вам не очень вам понятное - я не вазражал. Вы ведь этого не поняли? И отсутствие возражения было главным в моём сообщении. Допускаю, что это для вас не главное, и, вероятно, по этой причине вы и не уловили суть содержания моего комментария. Ну да...
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Смурзик
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 28.05.2010
Сообщения: 6

Сообщение 28 Май 2010, 16:47 - Ответить с цитатой

Итого мы имеем ваше "Хотелось бы возразить предыдущему комментатору" и "И отсутствие возражения было главным в моём сообщении". Это как раз то, что я имела ввиду под "тем" и другим".

Последний раз редактировалось: Смурзик (28 Май 2010, 17:08), всего редактировалось 1 раз
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 28 Май 2010, 17:01 - Ответить с цитатой

Смурзик
Я вообще читала с большим интересом. ...текст изобилует моментами интересными с точки зрения психологии (если не сказать - психиатрии). "До мужского ложа добраться невтерпеж", "душа просит чего-то такого - то ли удара в пах, то ли щекотки за пазухой", "атрофирует особо чувствительные (в том числе и эрогенные) зоны"

"Узок был круг их интересов..." (с)

Смурзик
Да, слушателю (конкретно мне) не получилось безошибочно определить, когда звучит народная песня, а когда - авторская. Только говорит это не о "колоссальной работе, проделанной группой", а о неспособности выйти за пределы сложившегося имиджа и звучания.

Да что Вы говорите, надо же. Т.е. одни песни говорят о неспособности, а другие (те же "Деревня", "Всадник", "Сны") - говорят о способности? "Доктор, Вы уж определитесь" (с) И попробуйте как-нибудь сами сделать стилизацию, которую сложно отличить от оригинала. Поймете тогда многое и про труд, и про способность.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Смурзик
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 28.05.2010
Сообщения: 6

Сообщение 28 Май 2010, 17:22 - Ответить с цитатой

> а другие (те же "Деревня", "Всадник", "Сны") - говорят о способности.

Кому говорят? Вам? Мне не сказали. С чем именно определиться? С тем что у вас и у меня разные мнения? Мне кажется это нормально.

> попробуйте как-нибудь сами сделать стилизацию.

В связи с чем мне нужно этим заниматься? Знаете, для того чтобы понять насколько тяжел труд металлурга или кровельщика нет необходимости заниматься тем же. Просто у кого-то выходит одно, а кого-то другое. Остальное - дело вкуса (если он, конечно, есть).
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006