РАДА & ТЕРНОВНИК - "Заговоры"


(с) Ur-Realist, 2005

РАДА & ТЕРНОВНИК не пользуются большой популярностью. Часто приходится слышать в адрес группы пренебрежительные формулировки "скулеж", "вытье". Еще одно слово, которым часто характеризуют творчество Рады - "тягомотина". Только не торопитесь обвинять людей, которые так говорят, в бескультурье или неразвитом вкусе. Рада предъявляет своим слушателям высокие требования. Ее невозможно слушать мимоходом, она с любым житейским фоном вступает в непримиримый конфликт, требуя к своим песням полного внимания. А это предполагает работу духовную и душевную. Песни Рады не пойдут "под водочку", не помогут скоротать время в автомобильных пробках, не годятся для хорового пения на неформальной тусовке - они сугубо индивидуальны. Зато, если слушатель приложил-таки силы и сумел войти в диковинный музыкальный мир темноволосой чародейки, то вознаграждение будет на славу. Тут уже можно смело забыть слова "работа", "труд" и прочие затраты сил - Рада заботливо подхватит вас на ладони и бережно понесет через свои владения, полные тайн и чудес.

Некоторые "горячие головы" до сих пор лелеют мечту свесть Раду и какое-нибудь массовое гульбище вроде "Нашего радио" для дальнейшей пропаганды и популяризации ее творчества. Глупость несусветная. Во-первых, радио для песен Рады - смерть (проверено на практике). Никто не втыкает голову в радиоприемник, чтобы насладиться "высоким искусством", все ловят ритм, сливающийся с многоголосием города. Во-вторых, возможно, Рада могла бы записать альбом доступных и легко воспринимаемых песен - но стали бы после этого восторгаться ею те же самые "горячие головы"? Дождешься от этих эстетиозов, как же. И, в-третьих, подобная акция была бы неуважением к людям. Когда любовь пытаются привить искусственно, то это больше похоже на изнасилование, тем более что даже при имеющемся желании понять и принять песни Рады не у всех это получается.

"Заговоры" - не исключение в солидной веренице альбомов РАДЫ &ТЕРНОВНИКА. Это музыка без стилистической бирки, разбросанная по временам, странам и течениям, как пепел, выпущенный из рук на вершине Эвереста. Совершенно ничего не поясняющая формулировка "авторская музыка мира" оказывается единственной соломинкой, за которую можно ухватиться. Не станет исключением этот альбом еще и по причине своеобразия и отличия от предыдущих работ. В "Заговорах" вместе с традиционными использовано такое количество экзотических и исконных инструментов, что простое их перечисление с краткими комментариями может вылиться в полновесную статью. И все они играют свою важную роль, ни один инструмент не привлечен "для галочки".

Начинается альбом с агрессивного протеста, возвещенного тибетскими трубами и беспокойным боем барабанов. Мрачные звуки электрогитары подчеркивают напор женского вокала: "А не быть ветрам - да повеяли, а не быть огню - да порушен дом". Но как-то неожиданно напор уступает место горечи смирения, отрешенному созерцанию, тихой просьбе. Повторение сказанного, характерное для безнадежно растерявшего все ценное, открывает дверь заговоренным и заговорам. Говорила, говорила... Расставались, расставались... Возвращайся, возвращайся... Так оно дальше и будет по всему альбому: возвышенно-эпическое, громогласное будет легко уступать место простым девичьим слезам или плавно взмывать одинокой птицей над снежной пустыней. Одни только названия песен составляют самостоятельную историю:
На озерах лед. Ветрено, холодно. Улетая, горем запорошена, чуяла птица - княгиня Сероглазка - липкие пальцы-змеи. "А не быть ветрам. Солнце ясно", - трава говорила, говорила...

Нетрадиционная музыка РАДЫ И ТЕРНОВНИКА - смесь традиций и узнаваемых на самом общем уровне примет. В невыразимо красивой песне "Чуяла Птица", например, сплетаются рожок Сергея Старостина, однозначно идентифицируемый рядовым слушателем как русский фольклор, горловое пение Дмитрия Глобы, уводящее в шаманские пустоши, и ювелирная партия классической хард-роковой гитары Владимира Анчевского.

О Владимире надо сказать отдельно (впрочем, тут каждый музыкант достоин отдельного разговора). То ли сложилась привычка относиться к его игре с легким пренебрежением, то ли в самом деле за последние два года он шагнул далеко вперед. Его партии стали выверенными до мельчайших нюансов; Владимир Анчевский не делает ни на гран больше того, чем нужно для достижения максимального эффекта. Аптекарская точность: ровно столько, сколько нужно, не больше. Но и не меньше.

Психоделическая монотонность "Змей" возрождает в памяти рубеж 60-х и 70-х, лукаво требуя упоминания слова "рок-н-ролл". Саксофон Сергея Летова в "Княгине" искусно отматывает клубок времени вспять от фьюжн до той древней музыкальной формы, которую среди "отцов" принято называть "чистым джазом". Уханье диджерриду в "На Озерах Лед" заставляет душу сжиматься от узнаваемого образа, известного с детства по сказкам няни (бабушки, папы). Перепады Радиного голоса в "Холодно (Плач)" от истерического фальцета до надрывного скрежета - иллюстрация к растиражированному образу завсегдатая заведения для душевнобольных. Этот плач уже за той гранью, где обитает разум ("Шкурка моя горит, а хозяин спит тридевятым сном"), но все же - традиция. Кельтская арфа Насти Паписовой в "Сероглазке" должна понравиться не только всем тем, кто млеет от любого слова, содержащего корень "кельт", но и поклонникам святого Патрика и иже с ним. Даже красочная игра на басу Игоря Черных в "Солнце Ясно" ассоциативно приближается к Сергею Калачеву времен его работы с Инной Желанной. Приметы, традиции, почти стандарты, а сплав - единственен и уникален настолько, насколько может быть уникальна сама Уникальность. Забудьте о стилях.

Оценка? Стало уже общим местом выставлять альбомам Рады наивысшие оценки. Вот и в этот раз рука по привычке тянется к нужному месту на клавиатуре. По привычке, по инерции. Но ведь инерция для искусства - это неминуемая смерть и забвение. Рада не допускает инерции. Не допускает она и привычки, которой так часто убивают любовь. Не будет оценки. Ставьте сами. Только не торопитесь покупать диск, подумайте лишний раз, хватит ли у вас сил принять эту музыку.

ЗЫ: Я ничего не сказал о текстах? В следующий раз. Надеюсь, что он обязательно будет.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 28 марта 2006, 10:36
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииРАДА И ТЕРНОВНИК - "Русский Эпос"Старый Пионэр02.03.2001
РецензииРАДА & ТЕРНОВНИК - "Любовь Моя Печаль"Старый Пионэр07.05.2001
РецензииРАДА & ТЕРНОВНИК - "Бессонница"Старый Пионэр16.02.2004
РецензииРАДА & ТЕРНОВНИК - "Все Любимое Просто"Геннадий Шостак22.03.2004
РецензииРАДА & ТЕРНОВНИК - "Саламандра"Геннадий Шостак22.04.2004
РецензииРАДА & ТЕРНОВНИК - "Небесный Город"Геннадий Шостак22.04.2004
РецензииРАДА & ТЕРНОВНИК - "Графика. 1992" и "Демо. 1993"Геннадий Шостак04.06.2004
СтатьиКвартирник Рады в Минске (8.10.2004)Игорь Лавинский21.10.2004

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.009