РОК-ШТАТ (разные издания)


Время лозунгов прошло

До самого недавнего времени группа РОК-ШТАТ была мало кому знакома за пределами Ленинграда, однако у этого ансамбля есть все данные к тому, чтобы приобрести известность и авторитет не только в стране, но и за рубежом. Во всяком случае, на фестивале "Интершанс-89" этот коллектив обратил на себя внимание западных менеджеров. Сейчас состав группы таков: Игорь Семенов (вокал), Алексей Карпов (клавишные), Евгений Галкин (барабаны), Олег Чиняков (гитара), Юрий Еременко (бас-гитара) и Александр Докшин (звукооператор).

Основателем коллектива является Игорь Семенов, который с этим составом работает около года. Популярность пришла к нему на Ленинградском фестивале 1986 года, когда он выступил с ПРИСУТСТВИЕМ и дал жизнь крылатому призыву "Лучше быть мертвым, чем вторым". Однако, скорее, не этот лозунг, а чувство нетерпения, с которым солист рвался сломать старые декорации, и его прекрасные вокальные данные были по достоинству оценены фестивальным залом.

Думаю, что лучшим сочинением ПРИСУТСТВИЯ тех времен был "Осенний Блюз" - произведение во всех отношениях более самостоятельное, чем остальные композиции программы, несущие на себе явные следы любви к ЛЕД ЗЕППЕЛИН. Но не этот номер, а "Выйди Вон" - своеобразная интерпретация кадровой политики времен начала перестройки - вошел в сборную пластинку Ленинградского рок-клуба, выпущенную фирмой "Мелодия".

К моменту ее выхода Игорь Семенов начал собирать музыкантов, чтобы составить РОК-ШТАТ - группу, в которой он мог бы стать не просто исполнителем коллективной воли, но генератором и реализатором собственных идей. А круг этих идей уже настолько отличался от "присутственных", что когда РОК-ШТАТ появился в весенних концертах 1988 года, то вызвал у привыкшей ко всему публики замешательство. Произошло это оттого, что РОК-ШТАТ был диаметрально противоположен ПРИСУТСТВИЮ трехлетней давности. Противоположен не только общей интонацией (вместо следования генеральным образцам хард-рока - лирические медитации с использованием разнообразных стилистических приемов классической рок-музыки), но и установкой на достижение ансамблевости на сцене.

Между песнями Семенов занимается толкованием "текущего момента" со зрителями, и это доставляет ему не только удовольствие от стычек со зрительской инерцией, но и приносит иногда известные неприятности административного свойства.

- А я все равно буду говорить,- настаивает Игорь,- потому что не могу смириться с общей "попсацией" жизни. Я имею в виду облегченное восприятие реальности и искусства, навязываемое средствами массовой информации. Время лозунгов прошло, и обнаружилась новая игра в жизнь: никто ничего не хочет воспринимать всерьез.
А ведь для русского сознания, на мой взгляд, более характерны "Хованщина" и "Борис Годунов", гармоничное хоровое начало, чем искусственно вздуваемое легкомыслие.
Не скажу, что в наших программах все соответствует нашим же декларациям. Но дело здесь в том, что у нас практически нет возможности для доведения до конца тех или иных идей: нет места для репетиций, нет студий звукозаписи, нет репетиционной аппаратуры... По сути, с 1986 года, когда стала происходить легализация рока, мы получили небольшое облегчение, потому что теперь стали возможны официальные гастроли.
Но самое главное - у нас не разработана правовая защита творчества, и из-за этого на наших подпольно тиражируемых записях наживаются все, кому угодно. Мы беззащитны перед лицом стихийно складывающейся музыкальной индустрии.
Усложнились контакты со зрителями, требующими хард-рок и не признающими другое. Трудно, но необходимо утверждать свое видение мира. И сейчас для меня важно сказать не о том, что нас всех объединяет (об этом радио говорит), а установить индивидуальный контакт со зрителем. Я имею в виду передачу моего личного, конкретного состояния. Потому что это - не игра, это моя позиция, которая должна и публику навести на мысль о том, что надо всегда видеть конкретного человека, а не слова и лозунги, с помощью которых вами могут манипулировать.
Для этого нужно резко повысить исполнительское мастерство. И потому мы должны много работать именно в этом направлении. Но я никак не могу согласиться с утверждением, будто рок выполнил "свое жизненное предназначение". Вот именно сейчас он и начнет проявлять его, как это было в свое время с искусством, называемым ныне классическим. Я думаю, что оно не скоро исчерпает себя, так же, как не скоро кончится рок. Потому что искусство кончается вместе с человеком.


Приводя этот фрагмент беседы с Игорем Семеновым, я рассчитываю, что его собственные высказывания могут сообщить о нем значительно больше, чем самые красивые журналистские домыслы.

Лариса МЕЛЬНИКОВА
"Советская Эстрада и Цирк" №6'1989





В конце прошлого года во Франции вышел альбом ленинградской команды РОК-ШТАТ. Пластинка носит название "Рисунок". Контракт, подписанный в октябре 90-го с фирмой "ЭМИ", рассчитан на четыре года.

Фото и текст - Виктор ЧЕРНЫШОВ
"Пульс" №1'1991



Две пятилетки РОК-ШТАТА

30 января грядет событие, о котором Игорь Семенов, личность известная в питерском роке, поведал мне еще год назад. Группе Игоря Семенова РОК-ШТАТ стукнет десять лет.
По такому случаю будет дан концерт-сейшн в ДК А/О "Большевичка", что рядом с метро "Лиговский проспект", куда прибудут многие музыканты, прошедшие школу Семенова, а также его друзья - группы ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ИГРЫ, АУКЦЫОН (кстати, по Питеру ходят упорные слухи, что АУКЦЫОН развалился, - это не соответствует истине).


По признанию основателя РШ, через его руки прошло 25 музыкантов. То есть состав менялся каждые два года! Для рок-н-ролла такую ситуацию можно считать явным непостоянством, и кто же, как не руководитель, виновен в кадровой чехарде. Но удивительное дело: почти все экс-семеновцы нынче дружат с Игорем и вспоминают его добрым словом. Кроме того, Семенов ковал кадры для рок-н-ролла Финляндии, Штатов, Германии, где нынче играют некоторые из экс-"штатников".

Вот славные вехи РШ.

В январе 1983-го спет хит "Блюз Кухонной Двери". Потом Семенов пел в группе ПРИСУТСТВИЕ, записал альбом, снялся во "Взломщике". Многие вспомнят семеновские хиты той поры: "Лучше Быть Мертвым, Чем Вторым", "Четвертый Легион".

Состав РШ 1987 года продержался восемь месяцев, но зато активно гастролировал по стране. В 88-м команда выдала сразу два альбома - "Направление Главного Удара" и "Одиночество".

В 89-м попала на фестиваль "Интершанс" в Москве, после чего начались события, которые еще предстоит осмыслить биографам РШ. Через два месяца после "Интершанса" Семенову и друзьям, а также группе ДЕТИ (где же вы, ДЕТИ, неужто распались насовсем?) предстояло сыграть в Каннах, на презентации пластинки.

В январе 90-го Игорь Семенов заключил контракт со всемирно известной фирмой грамзаписи "ЭМИ" (французский филиал), в феврале на прилавках европейских магазинов появился сингл с песней "На Волю" РОК-ШТАТА. В марте Семенов вместе с музыкантами из Франции начал в Париже запись лонг-плэя, которая продлилась до июня. Тем временем в апреле вышел сингл с композициями "Забудь Про Меня", "На Волю". В июле Семенов участвовал в записи и съемках песни "Имэджин" Джона Леннона в одной компании со Стингом и Питером Габриэлем.

В 91-м появился лонг-плэй "Рисунок", состоялась его презентация в Париже, был там же снят видеоклип "На Волю". Материал пластинки "Рисунок" был показан музыкантами также на Гранд-фестивале в Буше (Франция) в мае 92-го.

Виват, РОК-ШТАТ? Однако акулы шоу-бизнеса показали клыки и вместо раскрутки питерского таланта заморозили контракт. Но не тут-то было. В мае 92-го Семенову удалось разорвать контракт с "ЭМИ", что в сложившихся обстоятельствах можно считать мини-успехом.

За последние три месяца группа дала десять концертов в СПб и очень надеется на 30 января, дабы поднять свой боевой дух и вспомнить золотые слова "Лучше быть мертвым, чем вторым".

Несметных богатств Игорь за две пятилетки не нажил. Однако ездит на микроавтобусе "Ниссан", недавно заложил фундамент дома под Приозерском, имеет порто-студию. Но главное - стал отличным отцом для 12-летнего Яниса, который уже играет на барабанах в рок-группе, 9-летней Ангелины, 4-летнего Ильи, а также преданным спутником жизни для супруги Аллы, которая, оправившись от материнских забот, готовится нынче записать как вокалистка рок-альбом.

А еще говорят что-то о низком моральном облике рок-н-роллистов!..

Автор не указан
"Санкт-Петербургские Ведомости" (?) №18(20368), 27.01.1993



Я не тороплюсь

Когда-то Саша Старцев ругал ПРИСУТСТВИЕ музыкой для пэтэушников. Честно говоря, я даже не помню, чтобы о ПРИСУТСТВИИ в то время писали больше пяти - шести строк, лучшие из которых написаны, опять же, Сашей: "...больше всего это исторический костюмный боевик. Правда, хорошо сделанный. У Игоря Семенова сильный голос, которым он поет чужие песни, красивые волосы, но, по-моему, он все-таки понимает сам, что играет роль. Я надеюсь, что понимает".

- Я пытался вмешиваться в то, что делала группа, но не получалось. То, чего хотелось мне, как-то не влезало в концепцию группы. Был, конечно, поначалу даже какой-то момент переживания - вроде, что-то менять надо. Но наши взгляды все больше и больше расходились. Самое обидное, что Макс (Максим Кузнецов - автор музыки и гитарист ПРИСУТСТВИЯ - ИГ.) сам себе обрубил все концы. Он пытался гнуть свою линию, я пытался ему объяснить, что так нельзя. Нельзя все время биться лбом о стену и говорить, что это круто. Вся эта подстройка под мелодику LED ZEPPELIN, бесконечные речитативы - у меня было ощущение, что я пою песню отдельно от музыки. Наконец я понял, что мне это не интересно, и решил уйти. И тут началось: ты нас предал и так далее. А это не было предательством, мне до сих пор нравится эта музыка. Но это не говорит о том, что я хочу ее играть...

...И мне, честно говоря, тоже нравилась эта музыка. И Игорь Семенов мне нравился, и голос его, и цвета пепла волосы... В одном был прав уважаемый мэтр - долгожителем такая группа быть не могла. Уже на фестивале 1987 года в ЛДМ Семенов представил публике свой новый проект - возрожденную группу РОК-ШТАТ, появившуюся в Рок-клубе в 1983-м и успешно распавшуюся после ухода одного из музыкантов в армию. Помнится, что в 87-м ни на кого РОК-ШТАТ особого впечатления не произвел. Было во всем этом много политики, много "прямолинейности до дидактизма", как писал А. Гуницкий в коротенькой аннотации к пластинке РОК-ШТАТА, выпущенной на "Мелодии" на волне легализации отечественного рок-н-ролла. И еще никто не позабыл рок-н-ролльный экстремизм Игоря - был он одним из сторонников Миши Борзыкина в его борьбе за смену власти в Рок клубе.

Ушли "длинноногие преступницы в мини-юбках", прихватив с собой сирень и духи, что дарил им Игорь вместе с Кириллом Комаровым, автором текстов ПРИСУТСТВИЯ, и ветеран тусовки (ныне маститый рок-журналист) прогнусавил им вслед ехидно: "Лучше быть мертвым, чем четвертым", перефразируя известный рефрен хита ПРИСУТСТВИЯ.

ПРИСУТСТВИЕ взяло нового солиста, но ни ему, ни Игорю с его РОК-ШТАТОМ вернуть былую популярность (а она была, что бы ни говорил Старцев!) не удалось. Были редкие концерты, была вышеупомянутая пластинка, ходили слухи, что Семенов едет во Францию. Слухи впоследствии подтвердились. Игорь действительно подписал контракт с французским филиалом одной звукозаписывающей компании и уехал туда без права концертировать в родной стране. Появился французский альбом, были концерты в разных клубах Европы, был опыт работы на иноязычную публику...

- Вряд ли я что-то приобрел, выступая в Европе. Искренность? Так она всегда была. Там, если ты неискренен - ты никому не нужен. Там нельзя ставить себя выше публики, они тебя просто слушать не будут. Перед тобой - такие же люди, как ты сам, и они имеют право на общение с тобой. Ты не можешь отказать им в этом. А русский язык никого там не ломает. Они понимают эмоции. Я же слушаю английские песни, половины не понимая, и ничего...

...В Питере, между тем, жизнь шла уже совершенно по другим законам. И о РОК-ШТАТЕ помнили лишь старожилы. Неумолимое время стирает из памяти знакомые интонации когда-то популярного голоса, новое поколение поклонников вообще мало что знает о РОК-ШТАТЕ и о Семенове. Этой весной я случайно встретила Игоря на Лиговке, прицепилась, по своему обыкновению, стала расспрашивать: как да что. Без особой надежды услышать положительный ответ, поинтересовалась, жив ли еще РОК-ШТАТ...

...Шуршала лента в кассете, листала я книжицу, разрисованную фантастической растительностью, читала я тексты, ветвящиеся по этой растительности, и не могла прийти в себя. Подвела меня память! Игоря я не видела лет пять, не меньше, а песни его не слушала и того больше. И честно хранила в памяти восемь песен с единственной пластинки да смутные воспоминания о ПРИСУТСТВИИ. То, что услышала я теперь, ничего общего ни с тем, ни с другим не имело. Совершенно другое звучание. Совершенно другие тексты. Совершенно другой эмоциональный настрой. Нет и в помине однозначных оценок, однозначных взглядов Негромкий, ненавязчявый разговор о чем-то не слишком злободневном, не слишком наболевшем, не слишком... Трудно выразить ощущение словами. Что-то недосказано, что-то неконкретное вертится на языке. Полутона, полумысли, полуслова. Сквозь все это - эмоции. Неустроенности, непонятности, не...

- Я иду от эмоций. Сначала пишу музыку, потом возникают какие- то слова, начинается путешествие. Не хочется писать очень сложно... Можно, конечно, написать так, что потом сам не поймешь. Моя цель - донести до человека эмоции. До человека, который ничего не знает о рок-клубах, о старых движениях, о старых группах. Ему хочется слушать и понимать. И чтобы он не говорил, что ему нравится Наташа Гулькина, потому что у нее он все понимает, а моя музыка для него - китайская грамота. Чтобы он не чувствовал себя идиотом. Более сложная музыка, более сложная информация все равно требует простоты, языка вот этого ничего не знающего человека. Не снисходить до него, не заниматься проституцией, а оказаться в шкуре этого человека, понять его язык. Эмоции-то у всех одинаковые. Поэтому я дошел до минимализма. И мне нравится то, что я делаю. Меня не ломает петь. Я не зацикливаюсь на чем-то однажды найденном - я экспериментирую.

В записи альбома, который выпускает "Русская музыка", приняли участие многие музыканты. В сценическом варианте РОК-ШТАТА постоянных участников только трое - сам Игорь, его сын Янис и Игорь Тихомиров. Концертную деятельность Семенов планирует начать этой осенью, сопровождая ее раскруткой альбома на нескольких радиостанциях.

- Игорь Тихомиров мне очень помог, и я благодарен ему за предложенную помощь. Семь месяцев мы просидели у него дома, работая над альбомом. Янис играет на барабанах давно. Он взял палочки в руки года в четыре и с шести лет уже стал плотно заниматься. Играл в молодой группе, теперь работает со мной. Я считаю, что он нашел себя в этом, он хорошо чувствует ритм и хорошо играет.

Наслушавшись грандиозных планов Игоря по поводу раскрутки его нового альбома, я задала ему наивный вопрос: а можно ли прогнозировать успех? Он, конечно, ответил отрицательно. И тогда я задала вопрос, мучавший меня с момента знакомства с этим новым альбомом: а готов ли Игорь к провалу?

- Конечно. Я никогда, собственно, не стремился к успеху. У меня нет той лестницы, по которой я должен идти вверх. Может случиться, что меня выбросит на вершину, а может, и нет. Я не маленький мальчик, я все равно буду заниматься тем, чем занимаюсь. Здесь не получится, там попробую. Ничего же не изменится: музыка дети, жена, друзья, боевые собаки - еще одно мое сильное увлечение. Я знаю, что дорожка будет долгой. Посмотрим. Чего загадывать! Я не тороплюсь...

Е. МАМОНТОВА
Фото А. УСОВА

"Rock Fuzz" №27, ноябрь 1995


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 16 мая 2006, 11:48
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.005