Концерт №2 для фортепиано без оркестра (презентация альбома FANTASTIC SWIMMERS в "Ок16", Минск, 21.08.2019)


О Викторе Семашко можно рассказывать очень много и долго. Но я постараюсь уложиться в один абзац. Во-первых, он - музыкант, певец, мультиинструменталист, в прошлом участник групп НАГУАЛЬ, КНЯЗЬ МЫШКИН, БАЛЦКІ СУБСТРАТ (БАЛТСКИЙ СУБСТРАТ) и многих других, основатель проектов ВІКТАР СЯМАШКА ДЫ КУМПАНІЯ и FANTASTIC SWIMMERS, они же ФАНТАСТЫЧНАЯ ПЛЫЎЦЫ (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПЛОВЦЫ). Во-вторых, Виктор - ярчайший представитель белорусской музыкальной журналистики. Начинал свою карьеру на минском "Авторадио", сейчас ведет еженедельную музыкальную программу "Krakatuk" на белостокском белорусскоязычном радио "Рацыя". Он также мастер жанра рецензии-лонгрида: пишет о белорусских релизах, привлекая весь багаж знаний из культурологии, истории, белорусской и мировой литературы. Наконец, в-третьих, Виктор - организатор вечеров импровизационной музыки, которую безумно любит.

Виктор Семашко записывает и выпускает "живые" альбомы, предпочитая сцену даже самым хорошим студиям. Его музыка рождается во время импровизации за инструментом. По этому же принципу строятся вечера фортепианной импровизационной музыки, организуемые Виктором. Они имеют свою концепцию: различные пианисты играют миниатюры-импровизации, причем каждый последующий, выходя на сцену, подхватывает и развивает линию, начатую предшественником.

Не так давно французский "Murmure Intemporel Netlabel" выпустил альбом FANTASTIC SWIMMERS "Piano Concerto #2". Сказать по правде, альбом я еще не успел послушать. Но на приглашение друзей откликнулся и решил посетить презентацию: хотелось услышать что-нибудь эдакое нестандартное.

В записи альбома, наряду с Виктором Семашко, участвовали известные музыканты: Аполлинария Акимова, Максим Субоч, Дарья Богослова, Илья Сивцов и Мишель Дайлида. А в презентации поучаствовал еще один музыкант - Максим Ивкин.

Презентация проводилась 21 августа в минском арт-пространстве "Ок16", расположенном в доме 16 по улице Октябрьской (отсюда и название). Для того, чтобы попасть в арт-пространство, да еще и найти нужный зал, необходимо было приложить некоторые усилия. Но в итоге все собрались почти вовремя - к 20:00.

Начальный раунд носил ознакомительный характер. Виктор Семашко, который вел вечер, попросил каждого из своих коллег представить себя, сыграв что-нибудь коротенькое.

Первой к фортепиано вышла Аполлинария Акимова - пианистка, которая успела засветиться в IMPROVISER ORCHESTRA. Она сымпровизировала что-то на грани неоклассики и джаза. Эстафету принял Максим Ивкин - музыкант с академическим образованием, но работающий в самых разных жанрах: играл в группе КНЯЗЬ МЫШКИН, основал проект БАЛЦКІ СУБСТРАТ, эпизодически участвует в "кумпании" Виктора Семашко, поет в московском хоре TĀLAVA, состоящем из латышей... Импровизация Максима Ивкина тяготела к академической музыке. Максим Субоч известен по участию в легендарном трио TONQIXOD, а после его распада в прошлом году основал проект SUBTONANS. Он по своей натуре - лирик-романтик, что остро ощущается и в музыке. Дарья Богослова, участница дуэта РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ / THE RACE OF DREAMERS и проекта ВОЧЫ (ГЛАЗА) привнесла в вечер "детское" начало. Извлекла некий экзотический вьетнамский инструмент, названия которого не знает. Сам же инструмент представляет собой бамбуковую палочку с выдвижным шомполом, регулирующим высоту звука. Одной рукой Дарья играла на фортепиано, другой эпизодически подносила инструмент к губам и издавала свистящие звуки, имитируя крик некой загадочной птицы. "Как называется пьеса?" - спросил Виктор Семашко по окончании импровизации. "Вьетнамское Чудо", - чуть подумав, ответила Дарья, подразумевая инструмент, на котором только что играла. "А по-моему, - возразил Виктор, - ""Люди На Болоте". Или "Полесские Хроники"".

Здесь мне придется прервать повествование и дать маленькую справочку: "Люди на болоте" - роман Ивана Мележа об установлении советской власти в глухой белорусской деревне Курени. Он открывает цикл "Полесские хроники", куда входят романы о жизни белорусских полешуков.

Виктор Семашко сыграл что-то авангардно-джазовое, едва не расколотив фортепиано. Мишель Дайлида (БАК и ГОЛОС КИНЧЕВА) и Илья Сивцов сыграли по лаконичной импровизации.

Важно отметить, что такой вечер фортепианной импровизационной музыки носит открытый характер: любой из зрителей, владеющий фортепиано, может подойти к инструменту и сымпровизировать что-то свое. Но на сей раз таковых не нашлось.

Второй раунд состоял из более пространных импровизаций. На каждом участнике останавливаться не стану. Скажу лишь, что Дарья Богослова представляла "дуэт" сама с собой, играя одновременно на фортепиано и украинской сопилке и привнося в импровизационную музыку элемент этники. Виктор Семашко то изо всех сил бил по клавишам, то активно задействовал открытые струны фортепиано. А Максим Субоч сыграл самый настоящий рэгтайм.

Третий раунд можно с полным правом назвать фортепианно-вокальным или вокально-фортепианным. После импровизации Аполлинарии Акимовой к фортепиано подошла Дарья Богослова с шейкером. Погремела несколько секунд, произнесла "Агу-у!" и села за инструмент. Играя, одновременно гулила, куковала, кукарекала, мяукала, даже сымпровизировала-спела небольшой текст. После чего мы услышали... французскую жигу! Виктору Семашко импровизация настолько понравилась, что в самом конце, не удержавшись, он издал звук, похожий на собачий лай. Смешно было не только зрителям, но и музыкантам.

Импровизация Максима Субоча тоже была вокально-инструментальной. Он пел вокализы, завывал фальцетом, рычал, хохотал, кашлял, использовал фортепианные педали как своеобразный ударный инструмент... К Мишелю Дайлиде присоединилась Дарья Богослова. В начале его импровизации она спряталась за фортепиано и крикнула: "Ку-ку!" И снова гремела шейкером, гулила, кукарекала и спонтанно произносила фразы то на русском, то на неком фонемном языке...

Еще один дуэт - Илья Сивцов и Аполлинария Акимова. На сей раз Аполлинария демонстрировала свои вокальные возможности. По диапазону голоса она могла бы сравниться с Имой Сумак.

Честно говоря, я смог запомнить далеко не все. Но, насколько мне известно, велась запись всего вечера и очень скоро выйдет "живой" альбом. Тогда смогу каждое выступление описать более обстоятельно.

Я очень рад, что посетил вечер фортепианной (или все-таки фортепианно-вокальной?) музыки, просветился и узнал много нового. Было очень интересно. Огромная благодарность Виктору Семашко за аккредитацию. Отныне буду при возможности посещать все организуемые им мероприятия.

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 26 августа 2019, 19:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 5 / 0.002