Третий, февральский, яростный ("Люты Фэст-2018" в Минске)


На протяжении последних трех лет середина февраля вызывает у любителей белорусского фолк-метала устойчивые ассоциации с мероприятием под названием "Люты Фэст". Слово "люты" можно переводить на русский двояко: как существительное ("февраль") или как прилагательное ("лютый, злой, яростный"). В этом году событие приобрело международный статус, так как в лайн-апе, наряду с белорусскими, присутствовал и один коллектив из братней Украины.

Надо сказать, состав участников производит сильное впечатление. Иначе говоря, на фестивале выступали стилистически весьма и весьма разноплановые группы. Но все их объединяют любовь к тяжелой музыке и уважение к собственным культурным традициям.

Фестиваль прошел 10 февраля в минском "Re:Public". С ролью ведущего блестяще справился Лявон Казаков, известный также как основатель и басист группы ROKASH. Ну еще бы! Те, кто слышал на радио "Сталіца" ("Столица") хоть один выпуск авторской программы Лявона "PraRock", посвященной тяжелой музыке, поймут, что лучшего ведущего не найти.

"Шаманы XXI века" - PLEMЯ - зажгли настоящей родоплеменной яростью. Сами участники коллектива определяют свою стилистику как folk metal tribal ethnic, но в музыке кое-где также прослеживаются элементы дума и хардкора. Внешне ребята выглядят соответствующе - продуманные костюмы будто из постапокалиптического безвременья. Воинственно закрытые блестящими масками лица, латы, кожа, головные уборы, даже дыхательные приборы и иные детали вызывают ассоциации с определенным историческим периодом, сюжетом фильма или компьютерной игры.

Основная часть программы выступления строилась на материале прошлогоднего альбома под древнешумерским названием "Enūma Eliš". Который, между прочим, увидел свет не где-нибудь, а на московском лейбле "SoundAge Music" (ай да молодцы!). За развернутым инструментальным "Прологом" последовали заглавная композиция на английском языке, "Тотем", "Волны", "Тихие Холмы" и "Новый Рассвет". Со студией этнической пластики "Ketri" PLEMЯ продемонстрировали совместный номер - постановку на инструментальную пьесу "Племя". То, что происходило на сцене, ни в сказке сказать, ни пером описать. Это надо видеть воочию.

"Древняя Охота" по концептуальным соображениям в альбом включена не была, но, благодаря концертам группы, успела стать хитом. "SEPULTURA!" - выкрикнул кто-то из зрителей. Возглас был услышан. Выступление заканчивал кавер на хит культовой бразильской группы "Ratamahatta".

Выхода на сцену украинских гостей - группы MIDGARD - я ожидал с большим нетерпением и замиранием сердца. Напомню: сами участники коллектива характеризуют свою стилистику как folk/fantasy/viking/melodic-death-trash metal. Композиции "Ritual", ""Hero", "Black Drakkar" и "The Witcher" из альбома "Wolf Clan", как мне показалось, "живьем" прозвучали гораздо тяжелее, чем в студийном варианте. Лидер группы Клим Апальков проанонсировал второй альбом, над которым MIDGARD сейчас работают. Вероятно, в него будут включены "Falkon", "Dragon" (на фесте композиция посвящалась всем любителям фэнтези), "Iron Throne", "Ragnarok", "Evil Joke" и "In The Fire". В музыкальную ткань композиций вплетались скандинавские (в представлении Клима) мелодии, от которых ноги сами пускались в пляс. Вообще, на мой субъективный взгляд, выступление черкасцев на "Лютом Фесте" было самым лучшим во всех отношениях.

Очень порадовала и дрогичинско-минская группа OMUT. По стилю - фолк-метал с опорой на белорусский мелос. Диалог аутентичного вокала Эльвиры Стельмашук (экс-FOLCORE) и гроулинга Алеся Максимовича выполняет важную драматургическую роль в композициях ОМУТА. Еще один опознавательный знак группы - интерпретации народных песен, найденных в полесском регионе Беларуси, главным образом, на Брестчине. На фестивале состоялась премьера песни "Шибуй" (в переводе с полешуцкого диалекта - "иди") с монументальным инструментальным вступлением. "Брама" ("Ворота") была существенно переработана. Поменялась не только аранжировка, но и вербальный субтекст. Для меня такая метаморфоза стала полнейшей неожиданностью. И, конечно, мы снова услышали "джентльменский набор" из всеми любимых вещей - "Без Назвы" ("Без Названия"), "Вясна" ("Весна"), "Спявай, Зямля" ("Пой, Земля")...

Все хорошо у группы OMUT. За исключением одного: нет средств на новый альбом. А песенки-то появляются!..

Витебчане FORODWAITH отошли от фэнтезийной тематики. Свою стилистику теперь сами музыканты обозначают как melodic death metal/folk metal. Сколько ни слушал - и "живьем", и в студийной записи - ну не улавливаю я здесь фолка! Быть может, потому, что к музыке СЕВЕРНЫХ ЗЕМЕЛЬ (так переводится название) надо привыкнуть. Буду еще пробовать...

На "Лютом Фесте" же выступление FORODWAITH показалось мне самым тяжелым. Были сыграны "Weakness Transgress", "Sons of Odin", "The One", "Till My Pyre Will Burn" и "My Supernova", "Ostara" и "Far Away" - все из прошлогоднего альбома "The One". Где-то посреди выступления, в паузе между песнями барабанщик группы Денис Крутик пригласил на сцену свою девушку и, к всеобщей радости, сделал ей предложение. "Горь-ко! Горь-ко!" - кричали зрители...

RE1IKT я не слышал "живьем" больше года. Алесь Демиденко с сотоварищами сейчас выступают крайне-крайне редко: во-первых, вокалист группы Владимир Козлов стал отцом, появились другие проблемы и приоритеты. Во-вторых, RE1IKT не спеша работают над новым альбомом.

Для обозначения стилистики группы Алесь Демиденко не то придумал, не то позаимствовал полушутливые термины "world rock" и "post world rock" (по аналогии с "world music"). А можно вспомнить определение, данное два с лишним года назад: "Современный белорусский рок/хард-рок с белорусскими народными песнями, с современными звучаниями, со сложными музыкальными размерами и композициями". Немножко громоздко, зато абсолютно точно. Таким образом, RE1IKT привнесли в "Люты Фэст" свежую струю, разнообразили его музыкально.

Основу выступления составили композиции из альбомов 2015 года "Лекавыя Травы" ("Лекарственные Травы") и 2016 года "Kufar" ("Сундук"): "Балотныя Агні" ("Болотные Огни") и "Кабета Інсекта" ("Девушка Насекомое"), обращенные к шедеврам белорусской литературы, "Яшчарка" ("Ящерица") и "Люцэрна"... Вдруг Алесь Демиденко объявил сюрприз и пригласил на сцену красивых девушек из студии танца "Nebula". Совместная постановка на белорусскую народную песню "Хадзіла Галота..." ("Ходила Нищета...") стала кульминацией выступления, а, быть может, и всего фестиваля. Сет традиционно завершался обработкой купальской песни "Ой Рана На Івана".

"РЕ-ЛИКТ! РЕ-ЛИКТ!" - скандировала публика. Тогда Алесь предложил всем вместе спеть полесскую народную песню "Вэлытай, Пэрэпылко!" ("Вылетай, Перепелка!"). Что и было сделано.

Слово "адарвірог" переводится с белорусского как "сорвиголова". Одноименная группа - хоть в белорусском, хоть в русском прочтении - целиком и полностью оправдывала свое название. Крыши стремительно срывались и улетали у всех, кто в то время находился в зале. Да и было от чего. АДАРВІРОГ играют фолк-метал, но подходят к стилю весьма и весьма по-своему: инструментарий, наряду с гитарой, бас-гитарой и барабанами, включает в себя баян, скрипку, колесную лиру, мандолину и ирландский бузуки. Вот такой получается интернационализм. Но все инструменты, вне зависимости от страны бытования, звучат вполне по-белорусски. Игрались хиты из прошлогоднего альбома "Край Паданняў" ("Край Преданий"): "Балада Пра Паўстанца Ваўкалаку" ("Баллада о Повстанце Волколаке") на стихи Владимира Короткевича, "Пераварацень" ("Оборотень"), "Забі Выратавальніка" ("Убей Спасителя"), "1863" и "Харэя". И снова со сцены звучало предложение: вокалист Леонид Жигунов признался в любви своей девушке Жене.

А выступление продолжалось. Мне запомнился изобретательный кавер на песню KORN "Right Now". О новой композиции "Veritas Vincit" сказать ничего не могу: под конец феста изрядно устал, а в Интернете ее пока нет. Заканчивала же выступление веселая "Адмаразуля". Название являет собой игру слов: "marazula" - по одним данным бретонский, по другим португальский танец, "адмарожаны" - "отмороженный".

Лявон Казаков не только блестяще провел фестиваль. Он заполнял паузы играми и конкурсами. К примеру, был такой конкурс - "Борьба за репост в соцсетях", который объявлялся незадолго до "Лютага Феста". Победитель был награжден аж тремя (!) дисками от участников фестиваля - "Enūma Eliš" от PLEMЯ, "The One" от FORODWAITH и "Край Паданняў" от АДАРВІРОГ. Те, кому диски не достались, могли выйти в фойе и по демократичным ценам пополнить свою фонотеку. А еще девушки из ансамбля исторического танца "1410" в перерывах между выступлениями показывали, как оттягивались наши предки. Это надо было видеть!

Напоследок хочу искренне поблагодарить все выступившие группы (а АДАРВІРОГ - еще и за организацию мероприятия), администрацию клуба "Re:Public" за предоставленное помещение, Валерия Машеля за аккредитацию, а ди-джея радио "Сталіца" Марину Савицкую - за идею посетить "Люты Фэст". Не все коллективы, участвовавшие в фестивале, мне эстетически близки. Но я получил грандиозное удовольствие.

До встречи на следующем "Лютом Фесте"!

Фото: Марина ВОРОБЕЙ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 20 февраля 2018, 12:47
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001