В чудесном мире Искусства (Галина Лифанова в конференцзале ГДК, Полоцк, 20.04.2013)


Полоцк - маленький городок на Витебщине. Тем не менее, этот районный центр сохраняет репутацию одной из культурных столиц Беларуси. Немалую роль этот город сыграл и в истории белорусского рока: в 80-е - 90-е годы он вполне заслуженно считался крупнейшим центром "тяжелой" сцены... С тех пор много воды утекло. Вчерашние "металлюги" повзрослели. Кто-то перебрался в столицу, кто-то обзавелся семьей, а кто-то просто сменил вид деятельности...

Сегодня в культурной жизни Полоцка определенный тон задают литераторы. В библиотеке-филиале №3 им. Я. Купалы регулярно проводятся вечера литературно-музыкальной гостиной "Под сенью духовности".

Настоящим подарком для города стало возвращение в начале 2011 года Галины Лифановой. Вернувшись из Минска на малую родину, она быстро и активно включилась в культурную жизнь, сблизилась с местными поэтами и писателями и встретила горячую поддержку с их стороны. Огромное влияние на неё оказала духовная атмосфера Полоцка и, конечно же, общение с профессиональными поэтами. Я бы даже сказал так: с возвращением Галины Лифановой в Полоцк начался новый этап в её творческой биографии. На протяжении почти 15 лет она писала песни на стихи несвижского поэта Ольги Шестак, изредка - на собственные тексты. В течение последних двух с половиной лет круг её "соавторов" расширился: она обращается к стихам таких принципиально разных по стилистике и мировосприятию поэтов как Иван Ралько, Эдуард Асадов, Константин Симонов, Максимилиан Волошин... И, конечно же, полоцкие поэты - Ольга Бакунович и Александр Раткевич.

В какой-то степени я могу позавидовать полочанам белой завистью: у них есть возможность видеть и слышать выступления Галины Лифановой, которые превращаются в настоящий праздник. Её приглашают в учебные заведения, в библиотеку им. Я. Купалы, в городской Дом культуры, усилиями энтузиастов устраиваются квартирники...

20 апреля Галина в очередной раз представила свою программу "Портрет на нотном листе", названную по одноименной песне на стихи Ольги Шестак. Что удивительно - заглавная песня в программу не входит. Сама Галина её отсутствие объясняет желанием показать зрителю-слушателю новый материал, которого накопилось очень много.

Представьте себе уютный зальчик человек на 30 с небольшим. Публика - в основном поэты и писатели. Возрастной контингент - самый разный. Обстановка непринужденная - похоже, здесь все друг друга знают...

Предваряя концерт, краткую вступительную речь произнес Александр Раткевич - поэт, заместитель председателя белорусского литературного объединения "Полоцкая ветвь". Он напомнил основные вехи творческого пути Лифановой, после чего уступил микрофон виновнице торжества.

Свой творческий вечер Галина открыла песней на стихи Александра Раткевича "Музыка Небес". В ней причудливо сочетаются черты романсовости и роковости. По словам автора, это - гимн искусству, в котором сосуществуют женское и мужское начало. Правда, мне больше по душе ницшеанская оппозиция: дионисийское и аполлоническое. По-испански темпераментную "Сегидилью" на стихи Ольги Шестак сменила умиротворенная, лирическая "Майская Ночь" на стихи Ольги Бакунович.

Эмоциональной кульминацией вечера стал романс-баркаролла "Венеция" на стихи Максимилиана Волошина. Как потом пояснила мне Галина, строение стиха подсказало ей баркаролльную форму. Сказалось влияние и творчества Чайковского, и традиции классического романса в целом. Вообще в последнее время Лифанова насыщает свои песни и романсы сложными инструментальными проигрышами. Если же вернуться к "Венеции", мне кажется, она могла бы украсить репертуар оперных исполнительниц, обладающих меццо-сопрано. На концерте песня воспринималась "на ура". Кто-то из зрителей не удержался и выкрикнул: "Браво!" Браво, действительно и безусловно!..

На первых четырех песнях отстраивался звук. Голос то пропадал, то "зашкаливал". Исполнительнице было очень тяжело петь, не слыша себя, но она героически справилась с ситуацией, сумев не подать вида. Да и зрители, похоже, ничего не замечали...

Характерная черта концертов Лифановой - обязательное наличие элемента познавательности. Нынешний творческий вечер не составил исключения. В перерыве между песнями Галина решила немножко потеоретизировать. Тем, кто, возможно, не присутствовал на её предыдущих концертах, она объяснила суть жанра театральной песни, в котором сама работает. По её словам, в данном жанре не предполагается принадлежность той или иной песни к какому-то определенному спектаклю: "Песня ни к чему не привязана. Каждая отдельная песня - это самостоятельное произведение. Смысл заключается в следующем: и текст литературный, и музыка, и исполнение работают на то, чтобы раскрыть какой-то образ, а образы могут быть самые-самые различные"...

Вот здесь не удержусь и вставлю свои "пять копеек". Как говорила Галина ранее, в её конкретном случае театральная песня - это разновидность песни авторской. Мне пришлось перелопатить и изучить огромное количество специальной научной литературы, в том числе бардоведческих диссертаций и монографий. В одной из них мне встретился термин "литературная песня". Как правило, барды сами пишут и музыку, и тексты песен. Но зачастую они обращаются к стихам поэтов, близких им по духу. Так, Владимир Высоцкий, как известно, начинал с песен на стихи Андрея Вознесенского, Булат Окуджава писал песни на стихи польской поэтессы Агнешки Осицкой, Евгений Клячкин - на стихи Иосифа Бродского, Сергей Никитин клал на музыку сонеты Уильяма Шекспира, стихи Роберта Бёрнса, Бориса Пастернака, Юнны Мориц и многих других поэтов. За подобными образцами в бардоведении и закрепилось определение "литературная песня". Галина Лифанова в последние годы обращается к творчеству профессиональных поэтов разных эпох и направлений. Стало быть, её песни не только театральные, но и литературные, вернее - театрально-литературные...

Далее Лифанова остановилась на таком моменте своего творчества, как "жанр в жанре", а именно - "песня-спектакль". Она дерзнула написать дилогию "Александр Невский". Быть может, кто-то вспомнит музыку Сергея Прокофьева к кинофильму Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и его же одноименную кантату на стихи Владимира Луговского и собственные тексты, и будет абсолютно прав. Скажу больше: один из текстов кантаты Лифанова положила на собственную музыку...

Ольга Бакунович, автор и ведущая музыкально-литературной гостиной "Под сенью духовности", сотрудник библиотеки по профессии, поэт и искусствовед по призванию, кратко рассказала предысторию создания дилогии. В 2013 году исполняется 750 лет со дня кончины благоверного князя Александра Невского. Но не все знают, что между этим витязем земли русской и Полоцком существует кровное родство: Александр Невский взял в жены княгиню Полоцкую. В Невской битве наряду с новгородцами за русскую землю сражались и полочане... Ольга Бакунович разыскала в библиотеке исторический материал и предложила Галине написать композицию к круглой дате. Так появился двухчастный цикл: для первой части, как уже говорилось, был выбран фрагмент кантаты - возможно, на слова народные, возможно, принадлежащие самому Прокофьеву; для второй - фрагмент из поэмы Константина Симонова "Ледовое побоище". Дилогия Лифановой - не менее сложная для восприятия композиция, чем прокофьевская кантата. Мелодика обеих частей построена на интонациях, близких русским народным, прежде всего протяжным песням. Не могу не согласиться с Ольгой Бакунович: "Александр Невский" - одно из самых сильных произведений Галины Лифановой.

Вместо антракта зрителей ожидал приятный сюрприз - маленькая видеопрезентация: на белую стену, которая выполняла функцию экрана, под музыку Алексея Рыбникова из кинофильма "Сказка о звездном мальчике" проецировались кадры с концертов Галины за последние 3 года.

Второе отделение в основном состояло из знакомых композиций на стихи Ольги Шестак. Правда, некоторые из них - например, песня-спектакль "Крик" - подверглись переосмыслению. Лично мне больше по душе ранний вариант... Было приятно вспомнить песни "Без Названия" и "В Октябре". Прозвучала одна новая песня, вернее, та, которую я до сих пор ни разу не слышал: почти баллада "Когда Мне Встречается В Людях Дурное" на стихи Эдуарда Асадова. Барды и композиторы-"эстрадники" и раньше писали песни на стихи этого поэта, но такого глубокого прочтения его поэзии я ещё не встречал.

Один из зрителей спросил у Галины, где можно приобрести ее диски. Она ответила, что сделать качественную запись, а тем более выпустить профессиональный альбом в обозримом будущем не представляется возможным по причине отсутствия средств. При этом очевидно, что от Интернета этот зритель принципиально далек, иначе давно бы нашел и скачал записи Галины Лифановой: её альбом "...Я Говорю С Тобою" и EP "Из Тайных Глубин" имеются в Сети...

Основная часть программы заканчивалась развеселой "Песней Егеря" на стихи Ольги Шестак. Правда, прозвучала она вяловато: очевидно, сказывалась усталость исполнительницы...

Потом Галине пришлось выслушать кучу благодарностей и комплиментов от зрителей. И, чтобы не остаться в долгу, ей пришлось спеть на бис "Венецию" и "Сегидилью"...

Я сидел и слушал Галину Лифанову. Вдруг в моем мозгу стали рождаться логические связи: свой жанр она определяет как театральную песню, в которой на равных сосуществуют музыка, литература (поэзия) и театр. Концертная программа носит название "Портрет на нотном листе". Портрет - жанр живописи. Одной из песен дал название испанский танец сегидилья... Таким образом, на концерте зримо или незримо, явно или ассоциативно, реально или виртуально присутствовали основные виды художественного творчества. Иначе говоря, Галина Лифанова, может быть, сама того не подозревая, ввела каждого из нас в чудесный мир Искусства. За что ей огромное спасибо.

По окончании концерта я подошел к Галине, чтобы задать несколько вопросов. Текст нашей короткой беседы рискну предложить читателю.

Геннадий Шостак: Что ты обрела с переездом в Полоцк? Как он сказался на твоем творчестве?
Галина Лифанова: В Полоцке более восприимчивая, более приветливая публика. Это касается и зрителей, и людей, которые могут стать сотворцами. Открылось больше возможностей. Минск дал мне определенный толчок к концертной деятельности, здесь этот процесс получает развитие. В нашем городе намного проще договориться о концерте. В столице на тебя смотрят как на конкурента, здесь - с большим интересом. Люди здесь более открыты, искренни, более готовы принимать что-то новое. Как ни странно, в этом маленьком городке сосредоточено больше народа, интересующегося культурой, историей, всем, что мне близко. Здесь у публики гораздо больше интереса к камерному, непопулярному жанру, чем в Минске.

ГШ: С какой регулярностью в среднем проходят твои концерты в Полоцке?
Галина: Регулярность у меня тут такая, которой раньше никогда не было (смеется). В последнее время может быть даже несколько концертов в месяц.

ГШ: У тебя зафиксирована в аудиозаписи лишь небольшая часть песен. Надо что-то с этим делать.
Галина: Чтобы записать качественный альбом, нужны деньги. Спонсоров у меня пока нет. Впрочем, меня лучше воспринимать "живьем", чем в записи.

ГШ: Твои пожелания тем, кто очень скоро будет читать эти строки.
Галина: Чтобы, наконец, все порадовались весне и в жизни было много-много солнца и много-много любви.

Фото: Александр РАТКЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 26 апреля 2013, 00:05
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииГалина Лифанова - "...Я Говорю С Тобою"Геннадий Шостак24.12.2010
РецензииГалина Лифанова - "Из Тайных Глубин" (EP)Геннадий Шостак23.08.2012
РецензииГалина Лифанова - "Когда Мне Встречается В Людях Дурное..." (EP)Геннадий Шостак26.08.2015
СтатьиВечер перед Рождеством (квартирник Галины Лифановой у Екатерины Попейко, Минск, 24.12.2010)Геннадий Шостак29.12.2010

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009