Вечер перед Рождеством (квартирник Галины Лифановой у Екатерины Попейко, Минск, 24.12.2010)


Сегодня квартирники в Белоруссии - не такое уж редкое явление, но вызвано оно обстоятельствами далеко не только идеологического порядка. Галина Лифанова и ее постоянный соавтор Ольга Шестак далеки от политики, принципиально не состоят ни в каких партиях, не выказывают симпатий ни "левым", ни "правым", ни "центристам", не участвуют ни в позиционных, ни в оппозиционных мероприятиях... Они предпочитают жить творчеством, в творчестве и ради творчества. И проведение квартирников для Галины как автора музыки и исполнительницы собственных песен обусловлено, прежде всего, причинами творческого характера.

24 декабря Галина дала третий по счету концерт на квартире у своей подруги, минского фотографа Екатерины Попейко. Дата была выбрана не случайно. Исторически сложилось, что на территории Белоруссии сосуществуют православная и католическая конфессии, поэтому Рождество Христово празднуется по Грегорианскому и Юлианскому календарям - соответственно, 25 декабря и 7 января. Таким образом, настоящий квартирник был приурочен к грядущим праздникам.

Екатерина, обладающая тончайшим художественным вкусом, создала соответствующую атмосферу. Место, где сидела Галина с электропианино, представляло собой фотостудию, а импровизированная сцена была оформлена красной, бордовой, желтой и белой тканями; зеленый цвет добавляли комнатные цветы и новогодняя елка. Фон был праздничным, но, вместе с тем, лишенным пошлой пестроты и вычурности. Позднее, во время очередной паузы между песнями один из зрителей отметил, что такой фон символизирует свободу выбора (в свете последних событий в Белоруссии напрашивается риторический вопрос: когда же мы научимся ею пользоваться?).

Впрочем, грядущие праздники - не единственный повод для квартирника. Не будет ошибкой сказать, что мероприятие проводилось в поддержку альбома "...Я Говорю С Тобою", распространяемого через Интернет, и в честь выхода в петербургском издательстве "Скифия" шеститомной "Антологии сетевой поэзии", четвертый том которой содержит стихи Ольги Шестак и озаглавлен по названию ее стихотворного цикла "Ангелы и немного музыки".

На квартирнике звучали песни исключительно на стихи Ольги Шестак (о чем Галина предупредила в начале выступления): "Птица" и "Коровьи Слезы", "Солнцеворот" и "Когда Я Сделаюсь Стара", "Портрет На Нотном Листе" и "Lost", "Осень" и "Все Будет Хорошо"... Не обошлось и без премьер: зрителям была представлена недавно написанная "Сегидилья". Seguidilia - темпераментный испанский танец-песня, исполняемый в быстром темпе. Подать бы сюда кастаньеты - и Галина дала бы фору самому Жоржу Бизе!

Понравилась внепрограммная часть квартирника. Стихи "Пра бамжоў" ("О бомжах") были придуманы совместно Галиной и Ольгой на так называемой "трасянке" - смеси белорусского, русского, украинского и польского языков, на которой говорят в некоторых деревнях, - и положены на мелодию романса "Только Раз Бывает В Жизни Встреча", переделанного под дурашливое танго. Порадовала интерпретация песенки М. Дунаевского на стихи Ю. Ряшенцева "Кардинал Был Влюблен..." из кинофильма "Д'Артаньян и три мушкетера". А еще Галина исполнила а капелла куплеты В. Руденкова "Школа Бальных Танцев" ("Это школа Соломона Пляра..."), тщательно воспроизводя еврейскую интонацию и имитируя "одесский" акцент.

Квартирник прерывался дважды: во время первого перерыва Галина отвечала на вопросы зрителей, во время второго все зрители были приглашены на ужин вместе с Галиной и устроителями.

Ответы на вопросы вызывают не меньший интерес, чем само выступление. Кто-то передавал записки, кто-то спрашивал устно. Галина неожиданно проявила незаурядную способность к теоретизированию. Ее автокомментарии по поводу жанра драматической песни заслуживают быть приведенными здесь полностью (благо, велись аудиозапись и - частично - видеосъемка). Все началось с неожиданного вопроса зрителя:

- Галя, есть ли у тебя любимая песня из твоего репертуара на нынешнем творческом этапе?
- На нынешнем этапе - есть. Песня "Без Названия", которая была придумана буквально этим летом. Она сегодня будет звучать в программе. Песня состоит из двух частей. Они разные по настроению, разные по образам, но, тем не менее, это единое произведение. Мы с Ольгой считаем, что эта песня относится к тем, которые наиболее ярко рисуют представление о жанре, в котором мы работаем.
Сразу тогда уже, раз пошла такая песня, поясню, что за жанр, для тех, у кого это еще, может быть, не на слуху. Мы его определяем как драматическая песня, или театральная песня, или песня-спектакль, - будет так и так и так правильно. По сути же это авторская песня. Но поскольку все привыкли воспринимать авторскую песню как "поет человек под гитару"... здесь совершенно, в общем-то, другое. Поэтому пришлось как-то это обозначать немножечко иначе... Суть от этого не меняется - в любом случае это остается авторская песня... Театральная тоже правильно, потому что, - на этом стоит сделать акцент, - основной принцип творчества это создать такие песни, которые могли бы позволить слушателю создавать театр собственного воображения.

Думается, теперь ни у кого не осталось вопросов, что такое драматическая песня. Термин нередко использовался и до Галины, но в качестве жанрового обозначения в справочные издания пока не попал...

А еще Галина рассказала о своей с Ольгой поездке в Москву, где издательство "Скифия" устроило презентацию "Антологии сетевой поэзии". Галина выступила на презентации, исполнив две песни, и была тепло встречена московской публикой.

Что до ужина - я не Салтыков-Щедрин, вряд ли у меня получится так описать яства, присутствовавшие на праздничном столе. А вот алкогольный напиток запомнился своей оригинальностью и названием. Его автор - Кастусь Елисеев, основатель и директор издательского лейбла "Limas" ("Літаратура і мастацтва"/"Литература и искусство"), поэтому напиток получил название "Кастусёвка". В конце квартирника Кастусь поделился рецептом, но, по его словам, повторить напиток до сих пор никому не удавалось. Сама же кастусёвка представляет собой спирт, настоянный на разных пряностях. Его крепость составляет 53°, но, как ни странно, от него не пьянеют, а впадают в состояние, которое сам Кастусь характеризует как прозрачность...

Галину вызывали на бис, и она, приняв две рюмки кастусёвки, терпеливо исполняла капризы зрителей, повторяя уже спетые песни.

Два с половиной часа пролетели незаметно. Все были очень довольны. Галина и Екатерина утверждают, что этот квартирник был самым лучшим из трех, проведенных в 2010 году. Было нормальное живое общение, а не просто культурное мероприятие с умными лицами и оттопыренными мизинцами. Вечер прошел на ура. Всем спасибо.

Фото: Екатерина ПОПЕЙКО

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 29 декабря 2010, 19:44
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (3) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииГалина Лифанова - "...Я Говорю С Тобою"Геннадий Шостак24.12.2010
РецензииГалина Лифанова - "Из Тайных Глубин" (EP)Геннадий Шостак23.08.2012
РецензииГалина Лифанова - "Когда Мне Встречается В Людях Дурное..." (EP)Геннадий Шостак26.08.2015
СтатьиВ чудесном мире Искусства (Галина Лифанова в конференцзале ГДК, Полоцк, 20.04.2013)Геннадий Шостак26.04.2013

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003