САДЪ и Калугин. Некоторые мысли и впечатления (клуб "Последние деньги", Москва, 3.05.2003)


В осаду ли во городе...

БилетикМожет быть, это покажется кому-нибудь странным: не выезжать столь долгое время на концерты и вдруг сорваться на гастроли никому не известной группы из "заграничной" Беларуси. Ну, так я ведь не "фанатеть" поехал, а посмотреть и послушать что-нибудь новое и свежее.

Москва пестрела афишами предстоящих концертов АЛИСЫ и ПИЛОТА. И это радовало. Но в этот раз предмет интереса был все-таки иной. САДЪоводы выходили из вагона деловито: в руках - инструменты, на лицах - сосредоточенность, под ногами - московский асфальт. Внешне Серафимов и Компания ничем не напоминают рок-музыкантов (разве только "хвост" Харитонова выдает в нем неформала), но зато почти сразу вызывают к себе расположение. Пока шумный вагон метро не дает общаться, вся компания развлекается чтением статей в "Афише" и "Досуге", анонсирующих предстоящие концерты брестских музыкантов. Саркастическая ухмылка блуждает по лицам, когда глаза наталкиваются в тексте на сравнения с ЛЯПИСОМ ТРУБЕЦКИМ. Ох уж эта сила привычки и трафаретного сознания! Если уж русский поэт, то обязательно Пушкин, а если группа из Белоруссии - непременно ЛЯПИС.

САДЪНа квартире у гостеприимных московских друзей музыканты готовились к первому концерту, а я тем временем пристал к лидеру САДА Владимиру Серафимову с многочисленными вопросами (интервью в формате mp3 появится на сайте в разделе Эфир после того, как на основе этой беседы будет сделана передача, посвященная группе). Измученные дорогой участники интервью еще около часа беседовали на садъоприближенные темы, после чего было решено заняться делом: кто-то заснул в кресле, кто-то пошел на кухню есть пельмени, кто-то раскладывал по коробочкам диски с записями группы. Оставим их за этими занятиями до встречи в клубе-ресторане "Последние деньги".

САДЪ"Последние деньги" напоминает ресторан больше, нежели клуб. Столики, миниатюрная сцена за барьером (такие барьеры я видел в салунах из вестернов), отсутствие места для танцев. Не самое демократичное помещение. Зато ничто не мешает слушать (это если вы по собственной глупости не заказали какой-нибудь шашлык). Еще одна особенность - достаточно слабый аппарат, который очень хорошо звучит в акустике, но не способен выдать нормальный электрический звук.

САДЪ настраивался почти час, но в итоге все равно пришлось пожертвовать басами, чтобы хоть слова были понятны. К месту будет сказано, что басист группы Анатолий Харитонов - профессиональный звукорежиссер (и очень неплохой, заметьте!), стало быть, у меня нет причин не верить ему, когда он сказал, что "аппарат не тянет". Но это все технические штучки. В конце концов, народ уже разместился за своими столиками и, разминаясь пивом, с нетерпением ждал начала выступления.

САДЪНачало не подавало особенных надежд... Неизвестный публике репертуар, звук, не позволяющий расслышать примерно половину слов, видимая нервозность самих музыкантов - вот те самые "блины", спутники многих музыкантов, дебютирующих на неизвестных площадках. Главное - поскорее от них избавиться. Братьям-белорусам это удалось примерно к пятой песне. Очень быстро небольшая аудитория (около 50 человек) вошла во вкус.

Стиль группы можно определять по-разному. На компактах написано "этне панк" Если отталкиваться от товарища Сухова (эт-точно), то САДЪ - "это не панк". Руководитель группы Владимир Серафимов определяет его более серьезно - этно-панк. Удивительный стиль: под его сенью свободно размещаются абсолютно не похожие друг на друга группы - ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА и ИМПЕРИЯ СНЕГОВ, АБВИОТУРА и САДЪ. Это определение больше похоже на провокацию, чем на какое-то разумное объяснение характера музыки. Впрочем, о стилях у нас еще будет повод поговорить.

САДЪРазухабистая мелодика с элементами фольклорного колорита оправлена юморными текстами, подернутыми легкой дымкой грусти. Впрочем, все, что я хотел сказать о музыке САДА, уже написано в разделе Рецензии (см. рецензии на два альбома САДА). А на сцене все встало на свои места. Почувствовав ответную реакцию зала, садъисты обрели кураж и до окончания концерта уже не отпускали зал из своих крепких энергетических объятий. Большинство зрителей развернуло стулья и уже хором отпевало припевы (благо, текст очень хорошо ложился на слух и память). Ну. а под конец особо разрезвившиеся и вовсе выскочили на крохотный пятачок перед сценой, чтобы в пляске ногами помочь своим чувствам.

Основу программы составлял набор песен, представленных на недавно выпущенном "Best'е" группы. Большей частью - это песни с последних двух альбомов. Порадовал тот факт, что у зрителей смогли купить любой из альбомов группы (на кассетах и CD-R). Опечалило отсутствие флейтистки группы (Марина Карпук) внезапно решившей забеременеть. Благодарные зрители потребовали от гастролеров песню "на бис", после чего отпустили их на заслуженный отдых. Тем более, что...


"Найти не трудно, но в десятки раз сложней не терять..."

Калугин...Тем более что после концерта САДА оказывается (а я и не знал!) начинался еще один концерт. Сергей Калугин со своей гитарой! Сразу начну с того, чем все закончилось. Неожиданная радость находки была омрачена ужасным разочарованием потери: после возвращения домой выяснил, что интервью с Сергеем не записалось (кажется, из-за подсевших аккумуляторов). Однако до этого скорбного события было еще очень далеко.

Аппарат был отлично подготовлен к акустическому выступлению. Если добавить сюда тот факт, что "ручки крутить" остался Анатолий Харитонов (басист САДА) - профессиональный звукорежиссер - то можно легко представить замечательный звук, которым было украшено выступление Сергея Калугина. Я не был раньше на его концертах, но мне почему-то кажется, что этот стал одним из лучших, т.к. куда уж еще лучше (или у него все выступления лучшие?)?!

КалугинКуда ни глянь, как только речь заходит о Калугине, то сразу наталкиваешься на одно и то же определение: поэт-эзотерик. Если судить по внутренним впечатлениям от концерта - с натяжкой можно согласиться (чувствуешь себя Нильсом на спине Мартина: дух захватывает - и страшно, и прекрасно), по существу же - категорически не согласен. Не вижу в его творчестве ничего, что могло быть адресовано исключительно "посвященным". Надеюсь, что лет через 30 про Калугина будут писать: "Поэт-экзотерик, прославившийся в Эпоху Тотальной Эзотерии". Вообще образ поэта-эзотерика вызывает устойчивый видеоряд: странник, бредущий по жизни и раздающий Знаки. Но ведь Сергей не похож на капуцина, скорее - на тамплиера. Один из посетителей обратился ко мне с вопросом: "А к какому стилю вы отнесете песни Сергея Калугина? Некоторые называют это дарк-фолком..." Не знаю, почему именно ко мне был обращен этот вопрос, но сама его постановка весьма любопытна. Попытка определить парой слов внутреннее содержание человека... Если "плясать" от слова "дарк" (темный) и провести вектор в сторону готики, а оттуда вывести луч к средневековью и прочим прошедшим векам, то сущность калугинского творчества может быть где-то рядом: "потерянный во времени", "заблудившийся в веках". Он блуждает по лабиринтам четырех измерений (если принимать за четвертое измерение время) и выдергивает, освещая трескучим факелом, из этих коридоров души людей, прошедших теми же коридорами. Дарк-эльф. Темный Эльф Сергей Калугин, приносящий живущим здесь свет заблудших...

Программа случилась серьезной. Никаких "Православных" и "Селедок". Все программные вещи - "Рассказ Короля-Ондатры...", "Восхождение Черной Луны", "Чжоан Чжоу", "Туркестанский Экспресс" - квинтэссенция уже многолетнего творчества. Самой веселой (хм, да уж, если прислушаться - еще то веселье) песней оказался "Сицилийский Виноград". На просьбу сыграть "Теперь Ты В Армии" Сергей улыбнулся и с некоторой долей изумления произнес: "И здесь меня нашли..." Потом смущенно добавил: "Может быть, позже..." Этого "позже" не было, но вряд ли кто-нибудь об этом пожалел.

КалугинИ еще - потрясающая игра на гитаре. Словно бы музыкант занимался только тем, что пытался удержать у себя в руках живое существо, которое одновременно и любит, и ненавидит своего хозяина. Звуков слишком много. Столько не может, не имеет права издавать всего один инструмент (еще раз вместе скажем спасибо Толе Харитонову). И голос. Глубокий, мощный, повелительный. По сравнению с той аудио-цитаделью, которую воздвиг Калугин, человеческое тело кажется слишком маленьким и жалким - вот-вот его раздавит. Не иначе, Сергей наткнулся в своих похождениях на титанов Атлантиды. А как же еще?

Еще его назвали после концерта вампиром. Но он не высасывает энергию слушателей. Они сами несут ее на подносе для жертвоприношений. И, в конце-то концов, что еще может дать благодарный слушатель артисту?! Я не склонен мистифицировать, но могу легко поверить, что интервью, взятое у Сергея после концерта, не записалось по той причине, что даже энергетические запасы мини-диска были исчерпаны. И коли уж я опять вернулся к интервью, то хочу объяснить причину, по которой не буду пытаться восстановить его здесь по памяти. Дело не в парамнезии, внезапно посетившей мои скудные мозги. Просто слишком велика вероятность искажения смысла при искажении слова. Быть может, что-нибудь еще удастся сделать...

Я ведал тайну сопряженья слов
В благобагряном облаке надежды...


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 13 мая 2003, 10:47
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСАДЪ - "З%садъ"Старый Пионэр21.01.2003
РецензииСАДЪ - "Перекурчик в Деревенском Кабаре"Старый Пионэр26.02.2003
СтатьиNews from Brest или Немного математикиГеннадий Шостак22.04.2004
СтатьиВечный май внутри (зимний САДЪ в "T.I.R.-club", Псков, 3.12.2004)Алекс Драйвер15.12.2004
СтатьиСАДЪ: DVD на подходе!Геннадий Шостак25.02.2005
СтатьиКолхозник Серафимов и его САДЪАртем Бадулин31.03.2009
СтатьиЭто странное число 21 (САДЪ. Концерт в ДК с. Черни Брестской обл., 21.01.2011)Геннадий Шостак28.01.2011
СтатьиЦветут сады в душе у нас (САДЪ в Рок-кафе, Брест, 5.11.2011)Геннадий Шостак14.11.2011
СтатьиСоздаем свою реальность (САДЪ в театральной студии "Фантазия", Брест, 1.10.2016)Геннадий Шостак16.10.2016
СтатьиСергей Калугин: "Мы пытаемся превращать в событие все, что делаем"Игорь Лавинский24.09.2004
Статьи"Nigredo" 10 лет спустя-15.12.2004
СтатьиСергей Калугин: Как я впервые услышал АКВАРИУМ или Последнее письмо ТимофеяЕкатерина Борисова31.08.2012
СтатьиНеобычная акустика (Сергей Калугин в Доме Художника, Киев, 6.12.2012)Валерия Соколовская17.12.2012

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.007