Ах, эта свадьба пела и плясала! (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в клубе "City", Брест, 31.03.2012)


За шесть лет мне довелось шесть раз побывать на концертах кабаре-бэнда СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА: трижды в Минске и трижды в Бресте. И каждый раз я открывал для себя эту группу заново. И каждое открытие было приятно неожиданным.

Светлана Бень, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАВ последнее время концерты в городе над Бугом проходят в лучшем случае при полупустых залах - кажется, брестскую публику уже ничем не удивить. На концерт же СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ билеты были раскуплены с молниеносной скоростью. Очевидно, свою роль здесь сыграли и реклама, и статус коллектива. Да и творческое объединение "Бесконечный апрель", чьими усилиями было организовано мероприятие, постаралось на славу.

Начало концерта задерживалось. Из колонок ненавязчиво звучали западные рок-хиты. Люди занимали места за предварительно заказанными столиками. Тем же, кто забронировать столики не успел, предстояло около двух часов провести стоя. Впрочем, о неудобствах вряд ли кто думал - все с нетерпением ждали СЕРЕБРЯНУЮ СВАДЬБУ. И ожидание собравшейся публики, пусть и с 20-минутным опозданием, было вознаграждено!

На сцену вышли участники кабаре-бэнда. Светлана Бень - или просто Бенька - горячо приветствовала брестчан. Мне трудно сказать, были ли композиции подобраны специально в определенной последовательности или же музыканты решали, что играть, непосредственно на сцене, но всё выглядело очень цельно: песни сами собой выстраивались в некий цикл - даже чужие стихи, к которым обращалась Бенька, воспринимались как её собственные.

Концерт открывал "французский блок": песня "La Visite Chez Le Neuropathologue" ("Визит К Невропатологу") - веселая и душераздирающая одновременно. Это одна из самых ранних вещей Беньки. "Франция И Я" - признание в любви к стране, о которой Светлана, по ее собственному признанию, давно мечтает. Очень понравилась детская песенка про лошадку, написанная на оригинальные стихи Жака Превера.

Франческа Мария Василевска и Вильям Габбс, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАНа этом приятные сюрпризы... нет, не заканчивались, - всё только начиналось! К великой радости публики, Бенька спела свой мегахит "В Трусиках Красных" о знакомстве на пляже девушки и поэта. "Жизненный Опыт" (очаровательный дуэт Беньки и скрипачки Франчески Марии Василевской, у которой, оказывается, великолепные вокальные способности!) и "Детству - Крышка", исполненные подряд, по-видимому, случайно, неожиданно сложились в дилогию. Только, мне кажется, их следовало бы поменять местами. Затем Бенька решила помечтать вслух о том, чем будет заниматься, когда достигнет пенсионного возраста... "Пищевая Цепочка" была представлена как "научно-литературная композиция". Мне кажется, такую песню мог написать только человек с высшим медицинским образованием.

Впечатлила предложенная СВАДЬБОЙ интерпретация немецкой песни "Как Мал Наш Городок!" "Немецкий блок" продолжила композиция на текст сатирической баллады Бертольда Брехта "Легенда О Мертвом Солдате" - развернутое вокально-симфоническое полотно, вовсе не характерное для бэнда. "Я Так Не Люблю Тебя" - антитеза попсе, которую можно в неограниченном количестве слышать всегда и везде... "Разлука" - по-хорошему душещипательная композиция, вышибающая слезу. А вот "Чижик-Пыжик" у Беньки получил неожиданно лирическую трактовку. "Микролюбовь" - шуточная песенка о любви микроба и микробы. Впрочем, в любой шутке есть доля истины.

Светлана Бень, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАПредваряя одноименную песню, Светлана угрожающе произнесла: "Я вам устрою декаданс!". После чего привела свою угрозу в исполнение. Это был всем декадансам декаданс!

Бенька положила на музыку множество стихотворений Поля Верлена. На концерте она предложила, по собственному определению, "наилиричнейший вальс" на стихи великого французского романтика-символиста "До Утра". Один куплет прозвучал в переводе на русский, два - на языке оригинала. Оптимистически-жизнерадостную композицию "Я Полна" сменила песня "Морозы", содержание которой Бенька прокомментировала примерно так: "Это песня о морозах человеческого сердца". "Скок-Поскок" - веселая песенка о поэте, победившем смерть. Или о смерти, побежденной поэтом. Как вам больше нравится. Композицию "Феллини В Продуктовом Магазине" пел весь зал, с которым Бенька предварительно разучила слова.

Бенька органично вплетает в свои песни цитаты, которые звучат, как ее собственные слова: так, песня про красивые ноги (так она была объявлена) закончилась "Цыганочкой", а в "Женщину-Пиявку" отлично вписался проигрыш из "Белых Роз" Юры Шатунова, сыгранный на электрической скрипке.

Концерт близился к завершению. Бенька объявила три последние песни. Прозвучали два хита СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ - "Потанцевала..." и "Пилоты" (последняя песня уже давно стала визитной карточкой бэнда). Немецкая портовая песенка "Ром С Ямайки" была исполнена на языке оригинала (кстати, по-немецки Бенька поет не хуже, чем по-французски). Зрители требовали продолжения. Бенька вежливо извинилась, объяснила, что музыканты спешат на поезд Москва - Париж. Напоследок все же бэнд сыграл еще одну песню - "Полярные Рыбы".

Светлана Бень, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАЯ не раз задавался вопросом: в чем секрет успеха СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ? Безусловно, в обаянии Беньки. Но не только. Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, позволю себе остановиться на каждой составляющей их творчества.

Что представляет собой кабаре? Вряд ли возможно описать словами. Если вы хоть однажды видели это своими глазами, вам крупно повезло. Если нет - вы много потеряли. Кабаре предполагает сочетание разных видов искусства: музыки, поэзии, театрализации, шоу, дизайна... Перечень может быть дополнен.

С музыкальной точки зрения стилистику СВАДЬБЫ охарактеризовать очень нелегко. Я бы сказал, что это - полижанр, охватывающий французский шансон, советскую эстраду, музыку кино, городской романс, классический и современный джаз, ска-панк, балканщину, цыганщину, еврейские напевы... Всё не упомнить. В стихах Беньки проявились весьма разные влияния - от французских символистов XIX века до русских обэриутов.

Писать о визуальной составляющей кабаре-бэнда - неблагодарный труд: как говорится, вам бы там побывать. Всё же, насколько это возможно, коснусь элемента театрализации: ведь основу эстетической концепции СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ составляет взаимодействие со зрителями, и песни бэнда в аудиозаписи много теряют.

Светлана Бень, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАБенька - профессиональный режиссер. Несколько лет работала в кукольном театре. Кроме того, она вдоль и поперек изучила театральную теорию Бертольда Брехта и в своих выступлениях использует ряд принципов "эпического театра". Это, во-первых, техника жеста. Брехт писал: "Слово должно точно следовать жесту говорящего лица". Если внимательно следить за выступлением СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ, жестовую технику можно обнаружить в каждой песне. Во-вторых, так называемый эффект очуждения (отстранения). Суть этого принципа состоит в том, что актер либо "очуждается" по отношению к исполняемому им персонажу, либо играет свое отношение к нему. Во время исполнения песни "Микролюбовь" Бенька вдруг перевоплотилась в хирурга, облачившись в белый халат и вооружившись двумя лупами. А когда исполняла "Легенду О Мертвом Солдате", играя главного героя, несколько раз отжалась от пола... В-третьих, взаимодействие актера и публики: зрители вовлекаются непосредственно в театральное действо. Так, во время исполнения песни "Ром С Ямайки" в руках у Беньки появилась бутылка. Отхлебнув, она передала бутылку одному из зрителей, стоявших рядом со сцены. Тот, сделав пару глотков, передал ее следующему... До меня бутылка не дошла. Но те, кому удалось попробовать её содержимое, рассказывали, что это был не ром, а виски... Наконец, в-четвертых, комментарии к собственным композициям. Снова предоставлю слово основателю "эпического театра": "Я считаю комментарии полезными, потому что они отделяют стихи друг от друга, осуществляя эффект очуждения, и ставят их на почву реальности. Стихи не отличаются общительностью. Собираясь в стаи, они производят неприятное впечатление и плохо переносят друг друга". Этот принцип - с поправкой на песни - применим к творчеству Беньки. Ее монологи-автокомментарии к собственным песням не менее ценны, чем сами песни. И, если концертные записи СЕРЕБРЯНОЙ СВАДЬБЫ когда-то будут издаваться (концерт, о котором идет речь, снимала "Белтелерадиокомпания"), комментарии Беньки должны фиксироваться отдельными треками.

публика, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБАКонцерт закончился. СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА покинула сцену. В фойе клуба продавался альбом кабаре-бэнда "Сердечная Мускулатура". Говорят, его быстро размели... Мы с Юлией Хатыповой стояли в очереди к гардеробу и слушали, как зрители обсуждали концерт, делились друг с другом впечатлениями от только что услышанного и увиденного. Ни одного критического отзыва мы не услышали. Как и мы, все вокруг были охвачены восторгом.

Мне хочется выразить свое отношение к концерту чужими стихами. В начале 70-х широкой популярностью пользовалась песня Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского в исполнении Муслима Магомаева:

Ах, эта свадьба пела и плясала
И крылья эту свадьбу вдаль несли.
Широкой этой свадьбе было места мало
И неба было мало, и земли!


Мне кажется, лучше не скажешь.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 17 апреля 2012, 13:22
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииСЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - "Сердечная Мускулатура"Геннадий Шостак13.06.2011
РецензииСЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - "Laterna Magica"Геннадий Шостак28.09.2012
СтатьиПодарим детям лето! (благотворительный концерт в клубе "Реактор", Минск, 6-7. 05.2011)Геннадий Шостак16.05.2011
СтатьиЧас открытых дверей в детство (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА во Дворце искусств, Минск, 28.09.2013)Геннадий Шостак03.10.2013
Статьи"Два в одном"... и чуточку больше (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в ОКЦ, Брест, 5.04.2014)Геннадий Шостак18.04.2014
СтатьиПрощай, голова (СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА в клубе "Re:Public", Минск, 1.11.2014)Геннадий Шостак01.12.2014

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004